Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собственные сочинения, рассказы и доклады учеников.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. На Олимпиаде по русскому языку в Москве на экзаменах были предложены темы для письменных работ. Выберите одну из них и напишите сочинение. 1) Почему я выбрал русский язык? 2) Все работы хороши — выбирай на вкус. 3) Пусть всегда будет солнце... Другие примеры, когда ученикам предлагается сочинить свой рассказ, мы уже давали выше. Все упражнения этой группы, безусловно, относятся к истинно речевым, в которых ученик строит речь по собственному мотиву с самостоятельным смысловым замыслом и его лексико-грамматическим развертыванием, т. е. по полной формуле порождения речи. От учителя потребуется хорошая подготовка таких упражнений с языковой точки зрения (с помощью упражнений других групп) и в психологическом плане, чтобы ученики с удовольствием вступали в беседу, чувствуя заинтересованный и доброжелательный взгляд учителя и не ощущая умелого направления беседы по нужному руслу как содержания, так и языкового оформления. Такой предстает система упражнений, построенная на психологической модели порождения речи. Наш опыт показывает, что последовательная целенаправленная работа над формированием речевого механизма со строгим учетом постепенного нарастания Трудностей позволяет довести процесс языкового оформления возникающей мысли до высокой степени автоматизма. Стадии формирования речевого механизма с отработкой отдельных операций сначала по частям, а затем по целым высказываниям полностью определяют последовательность упражнений, которые первоначально строятся с максимальной языковой и смысловой заданностью при использовании самых разнообразных опор, характер которых меняется в зависимости от этапа обучения. Как мы видели, речевые упражнения появляются при этом в самом начале тренировки, обеспечивая максимальную приближенность практики к условиям речи, пусть и очень элементарной на первых порах. Отличительным признаком речевых упражнений служит наличие речевой ситуации, вызывающей речь для удовлетворения тех или иных портебностей подлинного или условного общения. Поскольку в педагогическом процессе иногда довольно трудно отграничить подготовительные упражнения от речевых, мы предложили объективный показатель принадлежности речевого произведения учащихся к речевому уровню, которым является наличие в высказывании побудительно-волевых и / или эмоционально-оценочных элементов смысла. Это позволяет безошибочно квалифицировать высказывание с точки зрения его приближенности к речевому уровню. Иначе говоря, учитель имеет точный инструмент установления меры соответствия практики и речи и, следовательно, учебного процесса и цели обучения. В целом же успех обучения, как мы старались показать, будет складываться из системы открыто или скрыто управляемых последовательных действий ученика, все составляющие которой находятся в строгой корреляции с процессами и явлениями, реально существующими в живой речи.
Литература Алхазишвили А. А. Психологические основы обучения устной речи. Тбилиси, 1974. Он же. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке. Тбилиси, 1984. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания (перспективы педагогической антропологии) / / Избр. психологические труды. М., 1980. Т. 11. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. Арутюнов А. Р. Конструирование и экспертиза учебника. М., 1987. Арутюнова Н. Д. Лингвистические проблемы референции / / Новое в зарубежной лингвистике: Сб. статей. М., 1982. Вып. XIII. Белошапкова В. А. О принципах описания русской синтаксической системы в целях преподавания русского языка нерусским / / Русский язык за рубежом. 1981. № 5; 1982. № 2. Белошапкова В. А., Муравенко Е. В. Способы выражения инструментального значения в русском языке / / Там же. 1985. № 6. Берман И. М., Бухбиндер В. А., Очкасова В. Н. Речевая ситуация и ситуативная направленность упражнений / / Иностранные языки в высшей школе. М., 1974. Вып. 9. Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархий целей и задач / / Иностранные языки в школе. 1985. № 5. Болтянский В. Г. Формула наглядности — изоморфизм плюс простота / / Советская педагогика. 1970. № 5. Вишневский Е. И. Аппарат упражнений в свете различных подходов к обучению иностранным языкам / / Иностранные языки в школе. 1983. № 6. Володина Г. И. Предложения со значением наличия / / Русский язык за рубежом. 1985. № 6. Вохмина Л. Л. Определение речевой ситуации в методике / / Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. метод, статей. М., 1987. Вып. 25. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.; Л., 1934. Вятютнев М. Н. Методические аспекты современного учебника русского языка как иностранного / / Иностранные языки в школе. 1988. № 3. Он же. Теория учебника русского языка как иностранного. М., 1984. Гак В. Г. Ситуация, высказывание и перевод / / Речевая ситуативность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе: Тез. докл. IX Научно-методической конференции. М., 1973. Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков / / Иностранные языки в школе. 1969. № 6. Она же. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / / Там же. 1985. № 2. Горизонт-1: Книга для учителя / М. Н. Вятютнев и др. М., 1978. Давыдов В. В. Периодизация психического развития детей / / Возрастная и педагогическая^ психология. М., 1975. Ч. I. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. Он же. Психологические основы развития речи / / В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина. М., 1966. Звегинцев В. А. Предложения и его отношение к языку и речи. М., 1976. Зимняя И. А. Основные цели применения наглядности при обучении иностранному языку / / Уч. зап. МГПИИЯ им. М. Тореза. 1970. Т. 53. Она же. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности / / Иностранные языки в школе. 1973. № 4. Она же. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985. Она же. Речевой механизм в схеме порождения речи / / Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком: Сб. статей. М., 1969. Зимняя И. А., Тункель В. Д. О речевом механизме / / Иностранные языки в школе. 1968. № 5. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973. Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М., 1981. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М., 1985. Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.; Л., 1965. Он же. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972. Климентенко А. Д. Некоторые вопросы системы упражнений, обучающих умению выражать свои мысли на иностранном языке / / Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе: Сб. статей. М., 1973. Клычникова 3. И. Коммуникативная природа письменной речи / / Уч. зап. МГПИИЯ им. М. Тореза. 1968. Т. 44. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982. Крафт Б. Реализация инструктивного диалога шестилетними детьми / / Психолингвистика: Сб. статей / Сост. А. М. Шахнарович. М., 1984. Кузьмичева И. А. Обучение иностранным языкам в процессе коммуникации / / Иностранные языки в школе. 1971. № 1. Лапидус Б. А. Интенсификация процесса обучения речи. М., 1970. Он же. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений / / Иностранные языки в школе. 1970. № 1. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: (Психологические очерки). М., 1970. Он же. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки / / Иностранные языки в школе. 1988. № 4. Он же. Принцип коммуникативности сегодня / / Иностранные языки в школе. 1986. № 2. Он же. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. Лурия А. Р. Курс общей психологии. М., 1965. Он же. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. Он же. Проблемы и факты нейролингвистики / / Теория речевой деятельности: (Проблемы психолингвистики). М., 1968. Лурия А. Р., Юдович Ф. А. Р«чь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956. Митрофанова О. Д. О методической организации учебного материала по русскому языку при обучении основам научной речи / / В помощь преподавателям русского языка как иностранного: Сб. статей. М., 1969. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. Рябова (Ахутина) Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии / / Вопросы порождения речи и обучения языку: Сб. статей. М., 1967. Сёрль Дж. Р. Что такое речевой акт? / / Новое в зарубежной лингвистике: Сб. статей. М., 1986. Вып. XVII. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981. Слобин Д. И. Когнитивные предпосылки различия грамматики / / Психолингвистика: Сб. статей / Сост. А. М. Шахнарович. М., 1984. Стронин М. Ф. Аппарат или система упражнений? / / Иностранные языки в школе. 1985. № 1. "Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. Ферс Дж. Техника семантики / / Новое в лингвистике: Сб. статей. М., 1962. Вып. 2. Франк Д. Семь грехов прагматики / / Новое в зарубежной лингвистике: Сб. статей. М., 1986. Вып. XVII. Царькова В. Б. Речевые упражнения на немецком языке. М., 1983. Щерба Л. В. Очередные проблемы языкознания / / Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1. Воах Р. Сепега! Ап1горо1ову. Возтоп, 1971. СогЛег 8. Р. ТЬе У18иа1 Е1етеп(т Ьап^иаве ТеасЬтв. Ьопдоп, 1966. Оее$е 1. ТЬе РзусЬоЬву ог Ьеагшпв апд 1Ье §1ис1у ог Еп^НяН / / ТЬе Ьеагптв оГ Ьап^иа^е$. Ьопйоп, 1976. Ек 1. А. уап. ТЬе ТЬгезЬоЫ Ьеуе1 гог Моёегп Ьапкиаве Ьеагптв ш 8сЬоо1з. Ьоодтап, 1976. Нуте«О. Н. Оп Соттшисайуе Сотретепсе / / ТЬе СоттшисаЙУе АрргоасЬ Ю Ьап^иаее ТеасЬт^. Оххога ишуегагу Рге58, 1979. Кгазпеп 8(ерЬеп О. Рппар1е8 апс! Ргасглсе ш Зесопд' Ьап^иа^е Асцишйоп / / Рег^атоп Ргезз. N. V., 1982. М|а1аге(С. ТЬе РзусЬоЬеу оГ Ше Ше оГ АшНо-У18иа1 АЫз ш Рптагу Едисапоп. ШЕ8СО, 1966. Отадоо АИсе С. ТеасЬтв Ьапеиаве т СотехЬ Во5(оп, 1986. Кгспапкоп.1. ТЬе Ше оГ У18иа1 А1Й5 т 1Ье ТеасЬтв Модегп Ьгт%иа%ез / / Аауапсев т 1Ье ТеасЫп^ ог Моо*егп Ьапеиавез. Охгогд, 1964. 8ктпег В. Р. УегЬа1 ВеЬауюиг. Ьоп<1оп, 1957. ТетрНп М. С. СеПат Ьапвиаде ЗкШв ш СЬШгеп: ТЬегг Оеуе1ортеп{ апд 1п1егге1а(юп8Ыр. 17туегягу ог Мтпе$о1а Ргею, 1957. Тоггеу 1. 8есош1 Ьап^иа^е Ьеагпшв / / ТЬе Ьеагптв ог" Ьапкиаеев. Ьопйоп, 1976. ЧУикн1$ Р. А. Мойопа1 ЗуИаЬихех айд тЬе Сопсерг оГ а Мившиш Адечиаге Сгаттаг / / ТЬе Соттитсайуе АрргоасЬ 1о Ьапвиаге ТеасЫпе. Охг'ого' Ишуегену Ргезз, 1979. ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................... 3 Глава 1. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД: СОВРЕМЕННЫЕ ПРО § 1. Предпосылки появления коммуникативного подхода.. 4 § 2. Требования к системе упражнений................................... 8 Глава 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УП § 1. Процесс порождения речи с точки зрения методиста 11 § 3. Природа речевой ситуации............................................... 29 Глава 3. ЕДИНИЦЫ ОБУЧЕНИЯ...................................................... 38 § 1. Единицы обучения в современных учебниках и учебных пособиях..............................................................:.. 38 § 2. Различия в значении языковых знаков по их отноше § 3. Информационно-смысловые категории как основа орга Глава 4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЮ УПРАЖ § 1. Влияние условий обучения на систему упражнений.. 66 Возрастные особенности учащихся........ 66 Принципы отбора содержания для упражнений... 72 § 2. Наглядность в обучении иностранным языкам...... 74 Глава 5. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ УСТНОЙ РЕЧИ........................................................................................... 88 § 1. Существующие типологии упражнений.................. 88 § 2. Описание упражнений системы.................................. 95 ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................ 167 ЛИТЕРАТУРА................................................................................ 170
Учебное издание Лилия Леонидовна Вохмина ХОЧЕШЬ ГОВОРИТЬ — ГОВОРИ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.006 с.) |