Собственные сочинения, рассказы и доклады учеников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственные сочинения, рассказы и доклады учеников.



1. На Олимпиаде по русскому языку в Москве на экзаменах были предложены темы для письменных работ. Выберите одну из них и напишите сочинение.

1) Почему я выбрал русский язык? 2) Все работы хороши — выбирай на вкус. 3) Пусть всегда будет солнце...

Другие примеры, когда ученикам предлагается сочинить свой рассказ, мы уже давали выше.

Все упражнения этой группы, безусловно, относятся к истинно речевым, в которых ученик строит речь по собственному мотиву с самостоятельным смысловым замыслом и его лексико-грамматическим развертыванием, т. е. по полной формуле порождения речи. От учителя потребуется хорошая подготовка таких упражнений с языковой точки зрения (с помощью упражнений других групп) и в психологическом плане, чтобы ученики с удовольствием всту­пали в беседу, чувствуя заинтересованный и доброжелательный взгляд учителя и не ощущая умелого направления беседы по нуж­ному руслу как содержания, так и языкового оформления.

Такой предстает система упражнений, построенная на психоло­гической модели порождения речи. Наш опыт показывает, что после­довательная целенаправленная работа над формированием речевого механизма со строгим учетом постепенного нарастания Трудностей


позволяет довести процесс языкового оформления возникающей мысли до высокой степени автоматизма.

Стадии формирования речевого механизма с отработкой отдель­ных операций сначала по частям, а затем по целым высказываниям полностью определяют последовательность упражнений, которые первоначально строятся с максимальной языковой и смысловой заданностью при использовании самых разнообразных опор, ха­рактер которых меняется в зависимости от этапа обучения.

Как мы видели, речевые упражнения появляются при этом в самом начале тренировки, обеспечивая максимальную прибли­женность практики к условиям речи, пусть и очень элементар­ной на первых порах. Отличительным признаком речевых упраж­нений служит наличие речевой ситуации, вызывающей речь для удовлетворения тех или иных портебностей подлинного или ус­ловного общения. Поскольку в педагогическом процессе иногда довольно трудно отграничить подготовительные упражнения от речевых, мы предложили объективный показатель принадлеж­ности речевого произведения учащихся к речевому уровню, ко­торым является наличие в высказывании побудительно-волевых и / или эмоционально-оценочных элементов смысла. Это позво­ляет безошибочно квалифицировать высказывание с точки зре­ния его приближенности к речевому уровню. Иначе говоря, учи­тель имеет точный инструмент установления меры соответствия практики и речи и, следовательно, учебного процесса и цели обучения.

В целом же успех обучения, как мы старались показать, бу­дет складываться из системы открыто или скрыто управляемых по­следовательных действий ученика, все составляющие которой на­ходятся в строгой корреляции с процессами и явлениями, реально существующими в живой речи.

 

 

Литература

Алхазишвили А. А. Психологические основы обучения устной речи. Тбилиси, 1974.

Он же. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке. Тбилиси, 1984.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания (перспективы педагогической антропологии) / / Избр. психологические труды. М., 1980. Т. 11.

Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969.

Арутюнов А. Р. Конструирование и экспертиза учебника. М., 1987.

Арутюнова Н. Д. Лингвистические проблемы референции / / Новое в зарубеж­ной лингвистике: Сб. статей. М., 1982. Вып. XIII.

Белошапкова В. А. О принципах описания русской синтаксической системы в целях преподавания русского языка нерусским / / Русский язык за рубежом. 1981. № 5; 1982. № 2.

Белошапкова В. А., Муравенко Е. В. Способы выражения инструментального значения в русском языке / / Там же. 1985. № 6.

Берман И. М., Бухбиндер В. А., Очкасова В. Н. Речевая ситуация и ситуатив­ная направленность упражнений / / Иностранные языки в высшей школе. М., 1974. Вып. 9.

Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархий целей и за­дач / / Иностранные языки в школе. 1985. № 5.

Болтянский В. Г. Формула наглядности — изоморфизм плюс простота / / Со­ветская педагогика. 1970. № 5.

Вишневский Е. И. Аппарат упражнений в свете различных подходов к обучению иностранным языкам / / Иностранные языки в школе. 1983. № 6.

Володина Г. И. Предложения со значением наличия / / Русский язык за рубе­жом. 1985. № 6.

Вохмина Л. Л. Определение речевой ситуации в методике / / Русский язык для студентов-иностранцев: Сб. метод, статей. М., 1987. Вып. 25.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.; Л., 1934.

Вятютнев М. Н. Методические аспекты современного учебника русского языка как иностранного / / Иностранные языки в школе. 1988. № 3.

Он же. Теория учебника русского языка как иностранного. М., 1984.

Гак В. Г. Ситуация, высказывание и перевод / / Речевая ситуативность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе: Тез. докл. IX Научно-методической конференции. М., 1973.

Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков / / Иностранные языки в школе. 1969. № 6.

Она же. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / / Там же. 1985. № 2.

Горизонт-1: Книга для учителя / М. Н. Вятютнев и др. М., 1978.

Давыдов В. В. Периодизация психического развития детей / / Возрастная и педагогическая^ психология. М., 1975. Ч. I.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958.

Он же. Психологические основы развития речи / / В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина. М., 1966.

Звегинцев В. А. Предложения и его отношение к языку и речи. М., 1976.

Зимняя И. А. Основные цели применения наглядности при обучении иностран­ному языку / / Уч. зап. МГПИИЯ им. М. Тореза. 1970. Т. 53.

Она же. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов ре­чевой деятельности / / Иностранные языки в школе. 1973. № 4.

Она же. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.

М., 1985.

Она же. Речевой механизм в схеме порождения речи / / Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком: Сб. статей. М., 1969.

Зимняя И. А., Тункель В. Д. О речевом механизме / / Иностранные языки в

школе. 1968. № 5.

Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М., 1981.

Исследование речевого мышления в психолингвистике / Отв. ред. Е. Ф. Тарасов.

М., 1985.

Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.; Л., 1965.

Он же. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.

Климентенко А. Д. Некоторые вопросы системы упражнений, обучающих уме­нию выражать свои мысли на иностранном языке / / Актуальные вопросы обуче­ния иностранным языкам в средней школе: Сб. статей. М., 1973.

Клычникова 3. И. Коммуникативная природа письменной речи / / Уч. зап. МГПИИЯ им. М. Тореза. 1968. Т. 44.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.

Крафт Б. Реализация инструктивного диалога шестилетними детьми / / Пси­холингвистика: Сб. статей / Сост. А. М. Шахнарович. М., 1984.

Кузьмичева И. А. Обучение иностранным языкам в процессе коммуникации / / Иностранные языки в школе. 1971. № 1.

Лапидус Б. А. Интенсификация процесса обучения речи. М., 1970.

Он же. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений / / Иностранные языки в школе. 1970. № 1.

Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: (Психологические очерки). М., 1970.

Он же. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестрой­ки / / Иностранные языки в школе. 1988. № 4.

Он же. Принцип коммуникативности сегодня / / Иностранные языки в школе.

1986. № 2.

Он же. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.

М., 1969.

Лурия А. Р. Курс общей психологии. М., 1965.

Он же. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

Он же. Проблемы и факты нейролингвистики / / Теория речевой деятельности: (Проблемы психолингвистики). М., 1968.

Лурия А. Р., Юдович Ф. А. Р«чь и развитие психических процессов у ребенка.

М., 1956.

Митрофанова О. Д. О методической организации учебного материала по рус­скому языку при обучении основам научной речи / / В помощь преподавателям русского языка как иностранного: Сб. статей. М., 1969.

Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью.

М., 1985.

Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.,

1985.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

Рябова (Ахутина) Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии / / Вопросы порождения речи и обучения языку: Сб. статей. М., 1967.

Сёрль Дж. Р. Что такое речевой акт? / / Новое в зарубежной лингвистике: Сб. статей. М., 1986. Вып. XVII.

Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981.

Слобин Д. И. Когнитивные предпосылки различия грамматики / / Психо­лингвистика: Сб. статей / Сост. А. М. Шахнарович. М., 1984.

Стронин М. Ф. Аппарат или система упражнений? / / Иностранные языки в школе. 1985. № 1.

 

"Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

Ферс Дж. Техника семантики / / Новое в лингвистике: Сб. статей. М., 1962. Вып. 2.

Франк Д. Семь грехов прагматики / / Новое в зарубежной лингвистике: Сб. статей. М., 1986. Вып. XVII.

Царькова В. Б. Речевые упражнения на немецком языке. М., 1983.

Щерба Л. В. Очередные проблемы языкознания / / Избранные работы по языко­знанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1.

Воах Р. Сепега! Ап1горо1ову. Возтоп, 1971.

СогЛег 8. Р. ТЬе У18иа1 Е1етеп(т Ьап^иаве ТеасЬтв. Ьопдоп, 1966.

Оее$е 1. ТЬе РзусЬоЬву ог Ьеагшпв апд 1Ье §1ис1у ог Еп^НяН / / ТЬе Ьеагптв оГ Ьап^иа^е$. Ьопйоп, 1976.

Ек 1. А. уап. ТЬе ТЬгезЬоЫ Ьеуе1 гог Моёегп Ьапкиаве Ьеагптв ш 8сЬоо1з. Ьоодтап, 1976.

Нуте«О. Н. Оп Соттшисайуе Сотретепсе / / ТЬе СоттшисаЙУе АрргоасЬ Ю Ьап^иаее ТеасЬт^. Оххога ишуегагу Рге58, 1979.

Кгазпеп 8(ерЬеп О. Рппар1е8 апс! Ргасглсе ш Зесопд' Ьап^иа^е Асцишйоп / / Рег^атоп Ргезз. N. V., 1982.

М|а1аге(С. ТЬе РзусЬоЬеу оГ Ше Ше оГ АшНо-У18иа1 АЫз ш Рптагу Едисапоп. ШЕ8СО, 1966.

Отадоо АИсе С. ТеасЬтв Ьапеиаве т СотехЬ Во5(оп, 1986.

Кгспапкоп.1. ТЬе Ше оГ У18иа1 А1Й5 т 1Ье ТеасЬтв Модегп Ьгт%иа%ез / / Аауапсев т 1Ье ТеасЫп^ ог Моо*егп Ьапеиавез. Охгогд, 1964.

8ктпег В. Р. УегЬа1 ВеЬауюиг. Ьоп<1оп, 1957.

ТетрНп М. С. СеПат Ьапвиаде ЗкШв ш СЬШгеп: ТЬегг Оеуе1ортеп{ апд 1п1егге1а(юп8Ыр. 17туегягу ог Мтпе$о1а Ргею, 1957.

Тоггеу 1. 8есош1 Ьап^иа^е Ьеагпшв / / ТЬе Ьеагптв ог" Ьапкиаеев. Ьопйоп, 1976.

ЧУикн1$ Р. А. Мойопа1 ЗуИаЬихех айд тЬе Сопсерг оГ а Мившиш Адечиаге Сгаттаг / / ТЬе Соттитсайуе АрргоасЬ 1о Ьапвиаге ТеасЫпе. Охг'ого' Ишуегену Ргезз, 1979.
Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................... 3

Глава 1. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД: СОВРЕМЕННЫЕ ПРО­
БЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ........................................................ 4

§ 1. Предпосылки появления коммуникативного подхода.. 4

§ 2. Требования к системе упражнений................................... 8

Глава 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УП­
РАЖНЕНИЙ....................................................................... 11

§ 1. Процесс порождения речи с точки зрения методиста 11
§ 2. Стадии формирования речевого механизма и типы ре­
чи................................................................................................ 22

§ 3. Природа речевой ситуации............................................... 29

Глава 3. ЕДИНИЦЫ ОБУЧЕНИЯ...................................................... 38

§ 1. Единицы обучения в современных учебниках и учебных

пособиях..............................................................:.. 38

§ 2. Различия в значении языковых знаков по их отноше­
нию к речевой ситуации............................................................. 42

§ 3. Информационно-смысловые категории как основа орга­
низации материала обучения........................................... 53

Глава 4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЮ УПРАЖ­
НЕНИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ........................................... 66

§ 1. Влияние условий обучения на систему упражнений.. 66

Возрастные особенности учащихся........ 66

Принципы отбора содержания для упражнений... 72

§ 2. Наглядность в обучении иностранным языкам...... 74

Глава 5. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ УСТНОЙ

РЕЧИ........................................................................................... 88

§ 1. Существующие типологии упражнений.................. 88

§ 2. Описание упражнений системы.................................. 95

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................ 167

ЛИТЕРАТУРА................................................................................ 170

 

Учебное издание

Лилия Леонидовна Вохмина

ХОЧЕШЬ ГОВОРИТЬ — ГОВОРИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.026 с.)