Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ц. Поиск нужного слова в предложении.

Поиск

I) Вставьте нужное слово в предложение в правильной форме.

В упражнениях данной подгруппы наблюдаются две методические ситуации: 1) когда форма искомого слова является пред-

 

метом тренировки на данном этапе и упражнение проверяет сфор-мированность грамматического навыка; б) когда искомое слово не является предметом изучения в данный момент; упражнение в этом случае служит для перевода изучаемого явления, данного в полной форме, с осознаваемого уровня тренировки на неосознаваемый. По существу упражнения второго вида являются усложненной формой упражнений на наблюдение.

Примеры упражнений, в которых требуется вставить в правиль­ной форме слово, грамматические характеристики которого яв­ляются целью тренировки на данном этапе.

1. В следующих предложениях вставьте подходящие прилагательные (вам поможет таблица правильных окончаний).

1) Вчера я не мог сделать... задание. 2) Мой друг взял в библиотеке очень... книгу. Я тоже хочу ее прочитать. 3) Моей подруге очень нравится это... платье, а мне больше всего нра­вится....

2. Вставьте подходящие наречия или прилагательные.

1) Вчера Петя долго делал домашнее задание, потому что задачи по математике были очень.... 2) На улице было жарко, и нам было... подниматься в гору. 3) — Как... поют эти ребята! — Конечно, им нравится эта... песня.

А вот примеры упражнений, в которых искомое слово служит для отвлечения внимания от изучаемой категории, формы.

1. Закончите предложения по смыслу.

1) Завтра мы идем в театр. Мама сказала, чтобы я пошел и купил.... 2) На уроке нам нужна была карта. Учитель ска­зал, чтобы мы пошли в кабинет географии и принесли.... 3) Мой велосипед сломался. Я сказал папе, чтобы он помог мне по­чинить....

Предметом тренировки в этом упражнении является трудная конструкция выражения просьбы: сказал, чтобы + глагол прошед­шего времени. Ученик здесь имеет возможность повторить ее без ошибок, направляя свое внимание на поиск простых, хорошо зна­комых слов.

2. К кому (к чему) они подошли?

1) Лена подошла к... и спросила: «Можно мне пойти гулять?» 2) Игорь подошел к... и стал рисовать. 3) Катя и Даша подо­шли к... и стали смотреть на улицу.

Здесь тренируется глагол подойти в прошедшем времени.

3. Кто чему удивляется?

1) Я удивляюсь, что сейчас и дождь, и солнце. 2) Ваня удив­ляется, что медведь дружит с.... 3) Мы удивляемся, что эта птица не боится....

В этом упражнении проходит вся парадигма трудного глагола удивляться.


:2. Самостоятельный поиск развития намеченных ситуаций.

;«) Закончите предложения по смыслу.

Данный вид упражнений тренирует все главные операции рече­вого механизма — выбор слов, комбинирование и прогнозирование, поскольку содержание в какой-то части определяется учеником самостоятельно, так же как и грамматическая форма. Упражнения «требуют наличия некоторых навыков внутреннеречевого смыслового программирования. При проведении упражнений могут использо­ваться игры-соревнования: «Кто даст больше вариантов?», «Кто скажет последний/лучший вариант?» и т. п.

1. Закончите предложения по смыслу.
1) Чем больше знаешь слов, тем.... 2) Чем больше живешь

% своем городе, тем.... 3) Чем больше занимаешься спортом, тем.... 4) Раньше я думал, что русский язык очень трудный, а те­перь я.... 5) Раньше мой друг жил..., а теперь.... 6) Раньше "1горь собирал..., а теперь....

2. Кто что потом делал?
1) Петя вошел в класс и.... 2) Толя вышел из дома и....

,) Даша и Катя вошли в квартиру и....

) Восстановите начало предложения.

1. Как вы думаете, что они сделали? Что они достали?

... и стали писать.

... и стали есть.

... и стали смотреть.

*. Составление предложений.

) Составьте предложения по образцу.

1. Уточните предложения по образцу.

Образец: Не все ученики пошли в музей. Часть учеников пошла в кино.

1) Боря перевел не весь текст. 2) В нашем городе не все дома каменные. 3) Ваня сделал не все уроки.

2. Прочитайте и разыграйте диалоги. По их образцу придумай-
новые.

— Коля, тебе звонил кто-то из вашего класса.

— Никита?

— Нет, кто-то из девочек. Она сказала, что позвонит вечером.

— Ребята, кто из вас может написать красивое объявление?

— Надо попросить кого-нибудь из кружка «Юный художник».

) Составление предложений на основе текста.

1. Подскажите Славику, что еще можно нарисовать? Славик Красавин нарисовал: зеленого тигра, синего медведя, желтого волка и... красную собаку.

 

И спросил Любу:

— Можно показать эти рисунки Мише Галкину, когда он
придет к нам?

— Можно, — ответила Люба. Пришел Миша, а Славик говорит:

— Посмотри, Миша, как я умею рисовать!

Миша посмотрел, засмеялся и сказал:

— Я видел много тигров, медведей, волков и собак. Но я не видел зеленого тигра, синего медведя, желтого волка и красную собаку.

— Я тоже не видел, — сказал Славик. — Но у меня мало ка­рандашей. У меня есть синий карандаш, красный, желтый и зеле­ный. Вот что я сделаю!

И Славик нарисовал: красную розу, желтую бабочку, зеле­ного кузнечика и синее море. Миша посмотрел и сказал:

— Вот сейчас ты правильно нарисовал. Молодец!

— А что еще можно нарисовать? — думал Славик.

в) Составление резюме на основе текста. 1. Какой это человек?

Образец: Все в классе знают, что Саша Алексеев ничего не боится. Саша смелый человек.

1) В классе все любят Наташу Вихрову. Она не любит гово­рить о себе хорошее' и стесняется, когда об этом говорят другие.

2) Ира всегда говорит правду, хотя это бывает совсем не просто.

3) Кира Березкина решает задачи по физике и математике быстрее всех в классе, и ее решение всегда самое интересное.

4. Частично-обусловленные речевые действия в предложенных об­стоятельствах.

а) Ситуативные упражнения.

Главная особенность ситуативных упражнений этой группы состоит в том, что часто Описание ситуации используется в них как еще одна возможность дать ученику пронаблюдать трениру­емый материал в полном, готовом виде. От ученика же не всегда требуется этот новый материал употребить в реплике диалога. Вот характерные примеры.


1. Составьте диалоги по этим ситуациям.

Образец: Игорь думал, что в кинотеатре идет новый фильм, но он ошибся.

— Я думал, что в кинотеатре идет новый фильм.

— Нет, он пойдет на следующей неделе. 1) Виктор думал, что сейчас будет урок литературы, но он

ошибся. 2) Оля думала, что в клубе будет встреча со спортсмена­ми, но она ошиблась. 3) Роман думал, что на этой неделе будет экскурсия в Кремль, но он ошибся.

Фактически это упражнение является наблюдением за употреб­лением глагола ошибиться, а конструкции, которые ученики приду­мывают для диалогов, строятся на пройденном материале; рамки его при этом не оговариваются.

2. Что они сказали в этих ситуациях?
1) Подруга спрашивает Наташу, почему она идет в школу

з портфеля. 2) Женщина в автобусе спрашивает мальчика, почему едет один, без мамы. 3) Валя спрашивает Игоря, почему он

тает незнакомый текст без словаря. Это упражнение закрепляет употребление предлога без с родительным падежом существительных.

А вот упражнение, в котором новое слово требуется употребить в искомой реплике.

3. Подумайте и объясните, почему это случилось. В ответе
используйте слова точный, неточный.

Образец: Ребята опоздали в театр.

Ребята опоздали в театр, потому что у Игоря были неточные часы.

1) Мы все время шли по компасу, но пришли совсем в другое сто. 2) Лена быстро нашла улицу и дом, где жила ее подруга. Сегодня на уроке истории Саша получил пятерку, б) Условно-коммуникативные упражнения.

Большинство этих упражнений построено по коммуникативному заданию, коммуникативной установке — объяснить, дополнить, уточнить, продолжить. Однако более развернутые ответы приводят тому, что исчезает однотипность ответов, столь характерная я ранних этапов тренировки. Особенно разнообразны исходные реплики для тренировки лексических единиц. И это естественно, поскольку одна и та же лексическая единица может «работать» в разных речевых моделях.

1. Дополните, используя слова по-разному, по-старому, по-летнему, по-настоящему и т. д.

Образец: — Саша решил хорошо выучить французский язык. — Да, он решил выучить его по-настоящему.

1) Смотри, на улице холодно, а Андрей бегает без шапки
Пальто. 2) Учитель физкультуры посоветовал нам заниматься
826 145

 

 

гимнастикой не так, как раньше. 3) У нас в классе одни очень любят танцы, другие совсем не любят, а я вот не знаю, как к ним отношусь.

2. Согласитесь и дополните фразу по образцу, используя глагол
дышать.

Образец: — Больному не хватает воздуха.

— Да, он тяжело дышит.

1) Здесь в горах чистый воздух. 2) Говорят, морской воздух очень полезный. 3) Растениям тоже нужен воздух.

Более однотипными выглядят упражнения, в которых закреп­ляется употребление тех или иных грамматических конструкций.

3. Сделайте предположения, используя слова наверное и зайти.
Образец: — Почему так долго нет Ивана?

— Наверное, он по дороге зашел на почту.

1) Почему нет Феди и Тамары? Они звонили полчаса назад и сказали, что выходят. 2) Мама должна была вернуться с ра­боты в шесть часов. Почему ее все еще нет? 3) Где Толя? Он должен был прийти еще час назад.

В этом упражнении тренируется выражение модальности с по­мощью слова наверное и глагол движения зайти.

4. Уточните, с какого времени.

Образец: — Говорят, скоро*к нам придет новый учитель рисо­вания. — Да, он начнет работать с будущей недели.

1) Ты слышал, что в кинотеатре идет новый советский фильм? 2) Как давно не было дождя! 3) Лучше всех на соревнованиях выступил Ваня. Наверное, он давно занимается спортом.

5. Ответ на частный вопрос с самостоятельным поиском ответа, а) Ответ на основе текста.

1. Как ты думаешь, кто здесь с кем говорит, кто кому звонит?
1) Антону очень плохо. Он совсем не может спать и все

время хочет пить. Я не знаю, что делать, помогите. 2) Наташа, я завтра не пойду с тобой на экскурсию. У моего брата день рождения, у нас будут гости. 3) Мама, я сейчас иду в спорт­зал, а потом я зайду к Наташе, хорошо?

2. Чего они боятся?

Образец: Маша не любит плавать.

Маша не любит плавать, потому что она боится воды.

1) ^Игорь никогда не играет с кошками. 2) Наташа любит кататься на велосипеде в лесу, в парке, но никогда не катается на улицах города. 3) Костя очень хорошо поет, но он никогда не выступает на вечерах.

В этих упражнениях слова, которые тренируются, использо-


ваны в самих вопросах. В других случаях предлагается исполь­зовать подобные слова в ответах. Тогда они выступают в качестве ключевых слов, помогающих найти содержание. 6) Ответ с использованием ключевых слов.

1. Ответьте, используя слово на краю.

1) Какая красивая деревня. А где живет твой дедушка? 2) У вас растут в лесу подснежники? 3) Что-то я не вижу васильков. Или ржи не растут здесь?

" 2. Придумайте ответы в диалогах «В магазине», «В кружке оных техников», «В поезде», «В квартире». Используйте слово верхний.

1) Мама, ты не видела большой англо-русский словарь? 2) Па­на какой полке я буду спать? 3) Скажите, пожалуйста, где работает радиокружок? и т. д.

Ответ на основе жизненного опыта. 1. Ответьте на вопросы.

1) Когда сова все видит, а когда она ничего не видит? 2) Кто ночью все видит: собака или кошка? " 2. Для кого это главное?

Образец: Иметь талант и хорошую школу.

Иметь талант и хорошую школу — главное для балерины.

1) Любить детей и уметь хорошо объяснять. 2) Быть здоровым, смелым, не бояться высоты, хорошо понимать и знать технику. (Иметь талант и уметь много работать.

Так же, как и в других упражнениях, более легким вариан-1>м этих упражнений является такое, в котором изучаемое явление дается в готовом виде в самом вопросе, а в ответе ученик потребляет более знакомый отработанный материал. В Ответ на основе жизненного опыта и средств наглядности.


ь^'^','^.:\.' *"..'",., <^йу"^ч?^

1. Скажите, как называются эти деревья? Какое дерево растет очень быстро, а какое медленно? Какое дерево живет долго? Какие а этих деревьев растут в вашем дворе, в вашем городе?


 

д) Ответ на вопрос (решение загадки, проблемы).


I группа


 


1. Сколько лет Володе?

Бабушка сказала, что летом хочет отдыхать под Москвой. Володя очень удивился и сказал: «Бабушка, ты будешь отдыхать в метро?»

е) Ответ на вопросы, обращенные к личности ученика.

1. При знакомстве ребята часто рассказывают о себе. Если бы вы познакомились с кем-нибудь, кто хорошо говорит по-русски, то уже многое могли бы рассказать о себе: сколько вам лет, кто ваши друзья, чем вы любите заниматься в свободное время, какие предметы любите, где вы живете и многое другое. Попробуйте рас­сказать о себе.

По существу это упражнение является разновидностью упраж­нений с предложенными обстоятельствами речи с той разницей, что в этих предложенных обстоятельствах ученик выступает от своего имени и рассказывает непосредственно о себе.

Таким образом, многие вопросы вполне могут создавать ре­чевую ситуацию, в том числе и естественную, в которой ученик решает проблему, отвечает на вопросы о себе и стремится поде­литься ответами с товарищами.

Таковы упражнения, подготавливающие связное высказывание. Естественно, что изучаемый материал не всегда должен проходить через все три группы указанных упражнений, но последователь­ное прохождение через них обязательно. При этом, еще раз подчеркнем, очень важна I группа — группа наблюдения, перепры­гивать через которую особенно вредно для овладения речевым механизмом.

Если упражнения этапа А отрабатывают отдельные операции речевого механизма, находящиеся, так сказать, поближе к выхо­ду, на его перифериии (по схеме порождения речи), то упражне­ния этапа Б тренируют его основу — переход с семантической записи в пространственную грамматическую схему с поиском слов и их грамматических показателей. Естественно, что переход к упражнениям этапа Б должен быть хорошо подготовлен тщательной тренировкой в упражнениях этапа А.

Этап Б также имеет несколько групп, обеспечивающих посте­пенное нарастание трудностей. И I группой будет такая, в ко­торой снята трудность формирования содержания, но остаются трудности формулирования, грамматического структурирования со­держания.


1 Упражнения с полностью заданным содержанием

Р Главная цель этих упражнений — составление пространственной схемы высказывания и отработка механизмов грамматического ■Структурирования высказывания.

р. Комментирование визуальной наглядности: действий учителя,учеников, картинок.

Средства наглядности могут быть основой как отдельного вы­сказывания, так и целого сюжетного рассказа, обеспечивая ло­гическую последовательность событий и освобождая мозг от необходимости держать в памяти содержание высказывания, позвол яя полностью сосредоточиться на языковом оформлении данного содержания. При этом ученику могут быть предложены подсказки. В виде ключевых слов, которые нужно вставить в собственное высказывание в правильной форме.

I Эту функцию наглядности — обеспечение содержательной сто­роны высказывания — И. А. Зимняя называет одной из главных целей применения наглядности при обучении иностранным языкам 11985].

| 1. Маша была летом в деревне. Вот один день из ее жизни. Опишите его.


 

 

2. Прокомментируйте следующие картинки с помощью глагола дружить.

3. Составьте рассказы по картинкам. Слова помогут вам в этом.


 

увидеть начать лежать закричать

яблоки взять на шкафу

есть удариться

2. Ответ на частный вопрос.

а) Развернутые ответы по содержанию текста.

Наблюдения показывают, что такие вопросы, широко распро­страненные в практике преподавания из-за их простоты и доступ­ности, экономичности в смысле затраты времени при подготовке, редко вызывают интерес учащихся: если текст понятен, ответы самоочевидны, а если непонятен — то и вопросы вызывают боль­шие трудности.

(Мы не приводим примеров ввиду наличия подобных упражне­ний в любом учебнике и пособии по любому иностранному языку.) б) Развернутые ответы на частный вопрос (содержание ответа подсказано средст­вами визуальной наглядности).

 

1. Почему Барбос разбил телевизор?

2. Эти два рисунка одинаковые или нет?

3. Пересказ текста.

Данный вид упражнений является более трудным по сравне­нию с предыдущими, поскольку заставляет ученика держать в памяти события в их последовательности, однако он обладает тем преимуществом в смысле облегчения грамматического оформления речи, что содержит опосредованную (отсроченную) заданность лексико-грамматического материала, который имеется в самом тексте. Многие преподаватели хорошо знают по опыту работы, что этот вид упражнений при всей его доступности имеет очень низ­кую эффективность, поскольку многие ученики часто заучивают большие куски текста наизусть, и тогда весь процесс пересказа, лишаясь творческих моментов, уже не может считаться упражне­нием по формированию речевого механизма. Кроме того, трудно поддерживать интерес учащихся на протяжении времени, в кото­рое ученики пересказывают текст: ведь содержание хорошо из­вестно ученикам, они не узнают ничего нового.

Но этих недостатков вполне можно избежать и сделать эти упражнения привлекательными и даже речевыми, если предложить нескольким (сильным) ученикам самостоятельно подготовить ко­роткие тексты. Каждый ученик получает свой текст и готовит то для пересказа в классе. При этом ученики должны предварительно объяснить или перевести новые слова, если такие встречаются. Тексты следует подбирать так, чтобы быть уверенными

- их посильности для ученика. При пересказе текста могут использоваться опоры в виде ключевых слов или общего плана рассказа.

Вот несколько примеров коммуникативных заданий к пересказу текста.

1. Если в спортивном лагере или на олимпиаде ребята попросят с рассказать какую-нибудь сказку, вы можете рассказать, пример, вот эту.

 

Самое большое богатство

Однажды молодой человек сказал старику:

— Я, дедушка, не очень счастливый человек. Родители не оставили мне ничего, не найти человека беднее, чем я.

— Посмотри, сынок, у тебя в руках такое богатство, а ты не видишь! — сказал старик.

— Какое богатство? У меня ничего нет, — удивился молодой человек. Тогда старик говорит:

— Отдай мне один свой глаз и бери за него все, что ты хо­чешь.

— Что?! Отдать глаз? — испугался молодой человек. — Нет, свой глаз я не могу отдать.

— Ну хорошо, — продолжал старик. — Тогда отдай мне одну руку и возьми сколько хочешь золота.

— За золото отдать руку? Нет, нет, что ты!

— Вот видишь, сын мой, какое у тебя богатство, — сказал старик. — Самое большое богатство — это сам человек. Если че­ловек сильный, умный, если у него хорошие руки, он все смо­жет сделать, и все у него будет.

2. Представьте себе, что вы, побывав в Пушкине, или в Михайловском, или в Ленинграде, вернулись домой. Что вы рас­
скажете о своем путешествии друзьям, которые ездили в другие
места, осматривали другие музеи. Что им будет интересно?

(Предварительно учеников следует знакомить с текстами-рас­сказами экскурсоводов обо всех названных в задании местах.)

3. У вас есть маленький брат или маленькая сестра? А может быть, просто маленький друг. Расскажите ему какую-нибудь
сказку, например, вот эту. (Сказка «Маша и медведь».)

4. Составление рассказа по плану, по сюжетной основе.

1. Расскажите, как провели этот день участники Междуна­родной олимпиады по русскому языку в Москве.

ЗАВТРАК.......................... А5Л.\........................... -8-00

консультация..........................)июяя........................... -9-00

ЭКЗАМЕНЫ.............. А-«-^............................ 10.00

ОБЕД................................................................... 13.00

ЭКСКУРСИЯ ПО МОСКВЕ Т

КРЕМЛЬ, МАВЗОЛЕЙ В.И.ЛЕШНА V...... 15.00

ВДНХ 3

УЖИН................................................................18.00

ВСТРЕЧА С РЕЖИССЕРОМ С.0БРАЗЦОВЫМ")
СПЕКТАКЛЬ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА | 19.00

„НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ* )

Драматизация на основе прочитанного или прослушанного текста, диалога.

1. Прочитайте текст и разыграйте его по ролям.

Телефон

Сева живет в квартире № 18, а я живу в квартире № 17. 1ы дружим. Вчера мы сделали телефон и теперь говорим, сколько

хотим.

Миша. Алло! Ты меня слышишь, Сева?

Сев а. Слышу! А ты слышишь?

Миша. Слышу. А ты хорошо слышишь?

Сев а. Хорошо. А ты?

Миша. И я хорошо. Ха-ха-ха! Ты слышишь, как я засмеялся?

Сева. Слышу. Ха-ха-ха! А ты слышишь?

Миша. Слышу. Ну, говори!

Сева. А о чем?

Миша. Ну, о погоде.

Сева. О погоде? А что о ней говорить?

Миша. Как что? Ну, какая завтра будет погода? Сева. Завтра будет дождь, тепло, ветра не будет.

Миша. Ха-ха-ха! Ты слышишь, что я засмеялся? Сева. Слышу, а почему ты засмеялся?

Миша. Потому что зимой идет снег, а не дождь, зимой не бывает тепло. Я сейчас к тебе прийду.

Я пришел к Севе. Мы были очень рады, что у нас есть теле­фон и мы можем говорить, сколько хотим и о чем хотим.:•— Хорошо, что мы сделали телефон, — сказал я.?— Хорошо, — ответил Сева. — Сейчас я пойду позвоню тебе, — сказал я.;Через минуту я позвонил. Миша. Алло! Сева, это ты? Сева. Я.

Миша. Ты меня хорошо слышишь?

Сева. Хорошо!

Миша. И я хорошо. Ну, говори!

Сева. А о чем?

Миша. Ну так. Хорошая сегодня погода, правда? Сева. Нет, плохая: ветер, снег, на улице холодно. Миша. Да, правда. Ну... Сева. Что «ну»? Миша. Почему ты не говоришь? Сева. А я не знаю о чем.

Миша. Да, так бывает: когда надо говорить, так не знаешь, о чем говорить, а когда не надо говорить, так говоришь и гово­ришь.

(По Н. Носову)

6. Ситуативные упражнения, в которых условия ситуации заданы на родном языке.

1. Вы очень хотите научиться рисовать. Когда вы однажды

 

 

рисовали на природе, к вам подошел человек и стал смотреть, как вы рисуете, а потом дал несколько советов, как надо рисо­вать. Вы поблагодарили его за совет и спросили, кем он работает. Как вы сказали все это?

Как мы видим, ученик должен уметь не только реагировать на определенные реплики, но и самостоятельно строить начало разговора, т. е. владеть навыками инициативной речи, что значи­тельно труднее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.123.103 (0.015 с.)