Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ц. Поиск нужного слова в предложении.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I) Вставьте нужное слово в предложение в правильной форме. В упражнениях данной подгруппы наблюдаются две методические ситуации: 1) когда форма искомого слова является пред-
метом тренировки на данном этапе и упражнение проверяет сфор-мированность грамматического навыка; б) когда искомое слово не является предметом изучения в данный момент; упражнение в этом случае служит для перевода изучаемого явления, данного в полной форме, с осознаваемого уровня тренировки на неосознаваемый. По существу упражнения второго вида являются усложненной формой упражнений на наблюдение. Примеры упражнений, в которых требуется вставить в правильной форме слово, грамматические характеристики которого являются целью тренировки на данном этапе. 1. В следующих предложениях вставьте подходящие прилагательные (вам поможет таблица правильных окончаний). 1) Вчера я не мог сделать... задание. 2) Мой друг взял в библиотеке очень... книгу. Я тоже хочу ее прочитать. 3) Моей подруге очень нравится это... платье, а мне больше всего нравится.... 2. Вставьте подходящие наречия или прилагательные. 1) Вчера Петя долго делал домашнее задание, потому что задачи по математике были очень.... 2) На улице было жарко, и нам было... подниматься в гору. 3) — Как... поют эти ребята! — Конечно, им нравится эта... песня. А вот примеры упражнений, в которых искомое слово служит для отвлечения внимания от изучаемой категории, формы. 1. Закончите предложения по смыслу. 1) Завтра мы идем в театр. Мама сказала, чтобы я пошел и купил.... 2) На уроке нам нужна была карта. Учитель сказал, чтобы мы пошли в кабинет географии и принесли.... 3) Мой велосипед сломался. Я сказал папе, чтобы он помог мне починить.... Предметом тренировки в этом упражнении является трудная конструкция выражения просьбы: сказал, чтобы + глагол прошедшего времени. Ученик здесь имеет возможность повторить ее без ошибок, направляя свое внимание на поиск простых, хорошо знакомых слов. 2. К кому (к чему) они подошли? 1) Лена подошла к... и спросила: «Можно мне пойти гулять?» 2) Игорь подошел к... и стал рисовать. 3) Катя и Даша подошли к... и стали смотреть на улицу. Здесь тренируется глагол подойти в прошедшем времени. 3. Кто чему удивляется? 1) Я удивляюсь, что сейчас и дождь, и солнце. 2) Ваня удивляется, что медведь дружит с.... 3) Мы удивляемся, что эта птица не боится.... В этом упражнении проходит вся парадигма трудного глагола удивляться. :2. Самостоятельный поиск развития намеченных ситуаций. ;«) Закончите предложения по смыслу. Данный вид упражнений тренирует все главные операции речевого механизма — выбор слов, комбинирование и прогнозирование, поскольку содержание в какой-то части определяется учеником самостоятельно, так же как и грамматическая форма. Упражнения «требуют наличия некоторых навыков внутреннеречевого смыслового программирования. При проведении упражнений могут использоваться игры-соревнования: «Кто даст больше вариантов?», «Кто скажет последний/лучший вариант?» и т. п. 1. Закончите предложения по смыслу. % своем городе, тем.... 3) Чем больше занимаешься спортом, тем.... 4) Раньше я думал, что русский язык очень трудный, а теперь я.... 5) Раньше мой друг жил..., а теперь.... 6) Раньше "1горь собирал..., а теперь.... 2. Кто что потом делал? ,) Даша и Катя вошли в квартиру и.... ) Восстановите начало предложения. 1. Как вы думаете, что они сделали? Что они достали? ... и стали писать. ... и стали есть. ... и стали смотреть. *. Составление предложений. ) Составьте предложения по образцу. 1. Уточните предложения по образцу. Образец: Не все ученики пошли в музей. Часть учеников пошла в кино. 1) Боря перевел не весь текст. 2) В нашем городе не все дома каменные. 3) Ваня сделал не все уроки. 2. Прочитайте и разыграйте диалоги. По их образцу придумай- — Коля, тебе звонил кто-то из вашего класса. — Никита? — Нет, кто-то из девочек. Она сказала, что позвонит вечером. — Ребята, кто из вас может написать красивое объявление? — Надо попросить кого-нибудь из кружка «Юный художник». ) Составление предложений на основе текста. 1. Подскажите Славику, что еще можно нарисовать? Славик Красавин нарисовал: зеленого тигра, синего медведя, желтого волка и... красную собаку.
И спросил Любу: — Можно показать эти рисунки Мише Галкину, когда он — Можно, — ответила Люба. Пришел Миша, а Славик говорит: — Посмотри, Миша, как я умею рисовать! Миша посмотрел, засмеялся и сказал: — Я видел много тигров, медведей, волков и собак. Но я не видел зеленого тигра, синего медведя, желтого волка и красную собаку. — Я тоже не видел, — сказал Славик. — Но у меня мало карандашей. У меня есть синий карандаш, красный, желтый и зеленый. Вот что я сделаю! И Славик нарисовал: красную розу, желтую бабочку, зеленого кузнечика и синее море. Миша посмотрел и сказал: — Вот сейчас ты правильно нарисовал. Молодец! — А что еще можно нарисовать? — думал Славик. в) Составление резюме на основе текста. 1. Какой это человек? Образец: Все в классе знают, что Саша Алексеев ничего не боится. Саша смелый человек. 1) В классе все любят Наташу Вихрову. Она не любит говорить о себе хорошее' и стесняется, когда об этом говорят другие. 2) Ира всегда говорит правду, хотя это бывает совсем не просто. 3) Кира Березкина решает задачи по физике и математике быстрее всех в классе, и ее решение всегда самое интересное. 4. Частично-обусловленные речевые действия в предложенных обстоятельствах. а) Ситуативные упражнения. Главная особенность ситуативных упражнений этой группы состоит в том, что часто Описание ситуации используется в них как еще одна возможность дать ученику пронаблюдать тренируемый материал в полном, готовом виде. От ученика же не всегда требуется этот новый материал употребить в реплике диалога. Вот характерные примеры. 1. Составьте диалоги по этим ситуациям. Образец: Игорь думал, что в кинотеатре идет новый фильм, но он ошибся. — Я думал, что в кинотеатре идет новый фильм. — Нет, он пойдет на следующей неделе. 1) Виктор думал, что сейчас будет урок литературы, но он ошибся. 2) Оля думала, что в клубе будет встреча со спортсменами, но она ошиблась. 3) Роман думал, что на этой неделе будет экскурсия в Кремль, но он ошибся. Фактически это упражнение является наблюдением за употреблением глагола ошибиться, а конструкции, которые ученики придумывают для диалогов, строятся на пройденном материале; рамки его при этом не оговариваются. 2. Что они сказали в этих ситуациях? з портфеля. 2) Женщина в автобусе спрашивает мальчика, почему едет один, без мамы. 3) Валя спрашивает Игоря, почему он тает незнакомый текст без словаря. Это упражнение закрепляет употребление предлога без с родительным падежом существительных. А вот упражнение, в котором новое слово требуется употребить в искомой реплике. 3. Подумайте и объясните, почему это случилось. В ответе Образец: Ребята опоздали в театр. Ребята опоздали в театр, потому что у Игоря были неточные часы. 1) Мы все время шли по компасу, но пришли совсем в другое сто. 2) Лена быстро нашла улицу и дом, где жила ее подруга. Сегодня на уроке истории Саша получил пятерку, б) Условно-коммуникативные упражнения. Большинство этих упражнений построено по коммуникативному заданию, коммуникативной установке — объяснить, дополнить, уточнить, продолжить. Однако более развернутые ответы приводят тому, что исчезает однотипность ответов, столь характерная я ранних этапов тренировки. Особенно разнообразны исходные реплики для тренировки лексических единиц. И это естественно, поскольку одна и та же лексическая единица может «работать» в разных речевых моделях. 1. Дополните, используя слова по-разному, по-старому, по-летнему, по-настоящему и т. д. Образец: — Саша решил хорошо выучить французский язык. — Да, он решил выучить его по-настоящему. 1) Смотри, на улице холодно, а Андрей бегает без шапки
гимнастикой не так, как раньше. 3) У нас в классе одни очень любят танцы, другие совсем не любят, а я вот не знаю, как к ним отношусь. 2. Согласитесь и дополните фразу по образцу, используя глагол Образец: — Больному не хватает воздуха. — Да, он тяжело дышит. 1) Здесь в горах чистый воздух. 2) Говорят, морской воздух очень полезный. 3) Растениям тоже нужен воздух. Более однотипными выглядят упражнения, в которых закрепляется употребление тех или иных грамматических конструкций. 3. Сделайте предположения, используя слова наверное и зайти. — Наверное, он по дороге зашел на почту. 1) Почему нет Феди и Тамары? Они звонили полчаса назад и сказали, что выходят. 2) Мама должна была вернуться с работы в шесть часов. Почему ее все еще нет? 3) Где Толя? Он должен был прийти еще час назад. В этом упражнении тренируется выражение модальности с помощью слова наверное и глагол движения зайти. 4. Уточните, с какого времени. Образец: — Говорят, скоро*к нам придет новый учитель рисования. — Да, он начнет работать с будущей недели. 1) Ты слышал, что в кинотеатре идет новый советский фильм? 2) Как давно не было дождя! 3) Лучше всех на соревнованиях выступил Ваня. Наверное, он давно занимается спортом. 5. Ответ на частный вопрос с самостоятельным поиском ответа, а) Ответ на основе текста. 1. Как ты думаешь, кто здесь с кем говорит, кто кому звонит? время хочет пить. Я не знаю, что делать, помогите. 2) Наташа, я завтра не пойду с тобой на экскурсию. У моего брата день рождения, у нас будут гости. 3) Мама, я сейчас иду в спортзал, а потом я зайду к Наташе, хорошо? 2. Чего они боятся? Образец: Маша не любит плавать. Маша не любит плавать, потому что она боится воды. 1) ^Игорь никогда не играет с кошками. 2) Наташа любит кататься на велосипеде в лесу, в парке, но никогда не катается на улицах города. 3) Костя очень хорошо поет, но он никогда не выступает на вечерах. В этих упражнениях слова, которые тренируются, использо- ваны в самих вопросах. В других случаях предлагается использовать подобные слова в ответах. Тогда они выступают в качестве ключевых слов, помогающих найти содержание. 6) Ответ с использованием ключевых слов. 1. Ответьте, используя слово на краю. 1) Какая красивая деревня. А где живет твой дедушка? 2) У вас растут в лесу подснежники? 3) Что-то я не вижу васильков. Или ржи не растут здесь? " 2. Придумайте ответы в диалогах «В магазине», «В кружке оных техников», «В поезде», «В квартире». Используйте слово верхний. 1) Мама, ты не видела большой англо-русский словарь? 2) Пана какой полке я буду спать? 3) Скажите, пожалуйста, где работает радиокружок? и т. д. Ответ на основе жизненного опыта. 1. Ответьте на вопросы. 1) Когда сова все видит, а когда она ничего не видит? 2) Кто ночью все видит: собака или кошка? " 2. Для кого это главное? Образец: Иметь талант и хорошую школу. Иметь талант и хорошую школу — главное для балерины. 1) Любить детей и уметь хорошо объяснять. 2) Быть здоровым, смелым, не бояться высоты, хорошо понимать и знать технику. (Иметь талант и уметь много работать. Так же, как и в других упражнениях, более легким вариан-1>м этих упражнений является такое, в котором изучаемое явление дается в готовом виде в самом вопросе, а в ответе ученик потребляет более знакомый отработанный материал. В Ответ на основе жизненного опыта и средств наглядности.
1. Скажите, как называются эти деревья? Какое дерево растет очень быстро, а какое медленно? Какое дерево живет долго? Какие а этих деревьев растут в вашем дворе, в вашем городе?
д) Ответ на вопрос (решение загадки, проблемы). I группа
1. Сколько лет Володе? Бабушка сказала, что летом хочет отдыхать под Москвой. Володя очень удивился и сказал: «Бабушка, ты будешь отдыхать в метро?» е) Ответ на вопросы, обращенные к личности ученика. 1. При знакомстве ребята часто рассказывают о себе. Если бы вы познакомились с кем-нибудь, кто хорошо говорит по-русски, то уже многое могли бы рассказать о себе: сколько вам лет, кто ваши друзья, чем вы любите заниматься в свободное время, какие предметы любите, где вы живете и многое другое. Попробуйте рассказать о себе. По существу это упражнение является разновидностью упражнений с предложенными обстоятельствами речи с той разницей, что в этих предложенных обстоятельствах ученик выступает от своего имени и рассказывает непосредственно о себе. Таким образом, многие вопросы вполне могут создавать речевую ситуацию, в том числе и естественную, в которой ученик решает проблему, отвечает на вопросы о себе и стремится поделиться ответами с товарищами. Таковы упражнения, подготавливающие связное высказывание. Естественно, что изучаемый материал не всегда должен проходить через все три группы указанных упражнений, но последовательное прохождение через них обязательно. При этом, еще раз подчеркнем, очень важна I группа — группа наблюдения, перепрыгивать через которую особенно вредно для овладения речевым механизмом. Если упражнения этапа А отрабатывают отдельные операции речевого механизма, находящиеся, так сказать, поближе к выходу, на его перифериии (по схеме порождения речи), то упражнения этапа Б тренируют его основу — переход с семантической записи в пространственную грамматическую схему с поиском слов и их грамматических показателей. Естественно, что переход к упражнениям этапа Б должен быть хорошо подготовлен тщательной тренировкой в упражнениях этапа А. Этап Б также имеет несколько групп, обеспечивающих постепенное нарастание трудностей. И I группой будет такая, в которой снята трудность формирования содержания, но остаются трудности формулирования, грамматического структурирования содержания. 1 Упражнения с полностью заданным содержанием Р Главная цель этих упражнений — составление пространственной схемы высказывания и отработка механизмов грамматического ■Структурирования высказывания. р. Комментирование визуальной наглядности: действий учителя,учеников, картинок. Средства наглядности могут быть основой как отдельного высказывания, так и целого сюжетного рассказа, обеспечивая логическую последовательность событий и освобождая мозг от необходимости держать в памяти содержание высказывания, позвол яя полностью сосредоточиться на языковом оформлении данного содержания. При этом ученику могут быть предложены подсказки. В виде ключевых слов, которые нужно вставить в собственное высказывание в правильной форме. I Эту функцию наглядности — обеспечение содержательной стороны высказывания — И. А. Зимняя называет одной из главных целей применения наглядности при обучении иностранным языкам 11985]. | 1. Маша была летом в деревне. Вот один день из ее жизни. Опишите его.
2. Прокомментируйте следующие картинки с помощью глагола дружить. 3. Составьте рассказы по картинкам. Слова помогут вам в этом.
увидеть начать лежать закричать яблоки взять на шкафу есть удариться 2. Ответ на частный вопрос. а) Развернутые ответы по содержанию текста. Наблюдения показывают, что такие вопросы, широко распространенные в практике преподавания из-за их простоты и доступности, экономичности в смысле затраты времени при подготовке, редко вызывают интерес учащихся: если текст понятен, ответы самоочевидны, а если непонятен — то и вопросы вызывают большие трудности. (Мы не приводим примеров ввиду наличия подобных упражнений в любом учебнике и пособии по любому иностранному языку.) б) Развернутые ответы на частный вопрос (содержание ответа подсказано средствами визуальной наглядности). 1. Почему Барбос разбил телевизор? 2. Эти два рисунка одинаковые или нет? 3. Пересказ текста. Данный вид упражнений является более трудным по сравнению с предыдущими, поскольку заставляет ученика держать в памяти события в их последовательности, однако он обладает тем преимуществом в смысле облегчения грамматического оформления речи, что содержит опосредованную (отсроченную) заданность лексико-грамматического материала, который имеется в самом тексте. Многие преподаватели хорошо знают по опыту работы, что этот вид упражнений при всей его доступности имеет очень низкую эффективность, поскольку многие ученики часто заучивают большие куски текста наизусть, и тогда весь процесс пересказа, лишаясь творческих моментов, уже не может считаться упражнением по формированию речевого механизма. Кроме того, трудно поддерживать интерес учащихся на протяжении времени, в которое ученики пересказывают текст: ведь содержание хорошо известно ученикам, они не узнают ничего нового. Но этих недостатков вполне можно избежать и сделать эти упражнения привлекательными и даже речевыми, если предложить нескольким (сильным) ученикам самостоятельно подготовить короткие тексты. Каждый ученик получает свой текст и готовит то для пересказа в классе. При этом ученики должны предварительно объяснить или перевести новые слова, если такие встречаются. Тексты следует подбирать так, чтобы быть уверенными - их посильности для ученика. При пересказе текста могут использоваться опоры в виде ключевых слов или общего плана рассказа. Вот несколько примеров коммуникативных заданий к пересказу текста. 1. Если в спортивном лагере или на олимпиаде ребята попросят с рассказать какую-нибудь сказку, вы можете рассказать, пример, вот эту.
Самое большое богатство Однажды молодой человек сказал старику: — Я, дедушка, не очень счастливый человек. Родители не оставили мне ничего, не найти человека беднее, чем я. — Посмотри, сынок, у тебя в руках такое богатство, а ты не видишь! — сказал старик. — Какое богатство? У меня ничего нет, — удивился молодой человек. Тогда старик говорит: — Отдай мне один свой глаз и бери за него все, что ты хочешь. — Что?! Отдать глаз? — испугался молодой человек. — Нет, свой глаз я не могу отдать. — Ну хорошо, — продолжал старик. — Тогда отдай мне одну руку и возьми сколько хочешь золота. — За золото отдать руку? Нет, нет, что ты! — Вот видишь, сын мой, какое у тебя богатство, — сказал старик. — Самое большое богатство — это сам человек. Если человек сильный, умный, если у него хорошие руки, он все сможет сделать, и все у него будет. 2. Представьте себе, что вы, побывав в Пушкине, или в Михайловском, или в Ленинграде, вернулись домой. Что вы рас (Предварительно учеников следует знакомить с текстами-рассказами экскурсоводов обо всех названных в задании местах.) 3. У вас есть маленький брат или маленькая сестра? А может быть, просто маленький друг. Расскажите ему какую-нибудь 4. Составление рассказа по плану, по сюжетной основе. 1. Расскажите, как провели этот день участники Международной олимпиады по русскому языку в Москве. ЗАВТРАК.......................... А5Л.\........................... -8-00 консультация..........................)июяя........................... -9-00 ЭКЗАМЕНЫ.............. А-«-^............................ 10.00 ОБЕД................................................................... 13.00 ЭКСКУРСИЯ ПО МОСКВЕ Т КРЕМЛЬ, МАВЗОЛЕЙ В.И.ЛЕШНА V...... 15.00 ВДНХ 3 УЖИН................................................................18.00 ВСТРЕЧА С РЕЖИССЕРОМ С.0БРАЗЦОВЫМ") „НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ* ) Драматизация на основе прочитанного или прослушанного текста, диалога. 1. Прочитайте текст и разыграйте его по ролям. Телефон Сева живет в квартире № 18, а я живу в квартире № 17. 1ы дружим. Вчера мы сделали телефон и теперь говорим, сколько хотим. Миша. Алло! Ты меня слышишь, Сева? Сев а. Слышу! А ты слышишь? Миша. Слышу. А ты хорошо слышишь? Сев а. Хорошо. А ты? Миша. И я хорошо. Ха-ха-ха! Ты слышишь, как я засмеялся? Сева. Слышу. Ха-ха-ха! А ты слышишь? Миша. Слышу. Ну, говори! Сева. А о чем? Миша. Ну, о погоде. Сева. О погоде? А что о ней говорить? Миша. Как что? Ну, какая завтра будет погода? Сева. Завтра будет дождь, тепло, ветра не будет. Миша. Ха-ха-ха! Ты слышишь, что я засмеялся? Сева. Слышу, а почему ты засмеялся? Миша. Потому что зимой идет снег, а не дождь, зимой не бывает тепло. Я сейчас к тебе прийду. Я пришел к Севе. Мы были очень рады, что у нас есть телефон и мы можем говорить, сколько хотим и о чем хотим.:•— Хорошо, что мы сделали телефон, — сказал я.?— Хорошо, — ответил Сева. — Сейчас я пойду позвоню тебе, — сказал я.;Через минуту я позвонил. Миша. Алло! Сева, это ты? Сева. Я. Миша. Ты меня хорошо слышишь? Сева. Хорошо! Миша. И я хорошо. Ну, говори! Сева. А о чем? Миша. Ну так. Хорошая сегодня погода, правда? Сева. Нет, плохая: ветер, снег, на улице холодно. Миша. Да, правда. Ну... Сева. Что «ну»? Миша. Почему ты не говоришь? Сева. А я не знаю о чем. Миша. Да, так бывает: когда надо говорить, так не знаешь, о чем говорить, а когда не надо говорить, так говоришь и говоришь. (По Н. Носову) 6. Ситуативные упражнения, в которых условия ситуации заданы на родном языке. 1. Вы очень хотите научиться рисовать. Когда вы однажды
рисовали на природе, к вам подошел человек и стал смотреть, как вы рисуете, а потом дал несколько советов, как надо рисовать. Вы поблагодарили его за совет и спросили, кем он работает. Как вы сказали все это? Как мы видим, ученик должен уметь не только реагировать на определенные реплики, но и самостоятельно строить начало разговора, т. е. владеть навыками инициативной речи, что значительно труднее.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.123.103 (0.015 с.) |