Условно-коммуникативные упражнения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условно-коммуникативные упражнения.



В рассматриваемую I группу упражнений, в которой все элем енты языка и содержания заданы, входит большое число и условно-коммуникативных упражнений. В этих упражнениях создается условная речевая ситуация, предлагается коммуникативная установка.

В условно-коммуникативных упражнениях I группы, как и во всех других ее видах, ученик лишь повторяет сказанное или выби рает из готового, незначительно комбинируя исходную реплику, лексико-грамматическая заданность тренируемого материала может быть представлена по-разному: в исходной реплике партнера, подсказанной реплике реагирования, в описании ситуации и т.д. ответах допустимо использование слов тоже, и, я, да.

В условно-коммуникативных упражнениях можно выделить три подгруппы в зависимости от характера заданности материала для

та ученика.

Лексико-грамматический материал дан в исходной реплике преподавателя или задании учебника.

1. Переспросите.

Образец: — Наверное, я оставил ключи в парте. — Оставил ключи в парте?

1) Мы оставили билеты на столе. 2) Учитель оставил журнал классе.

Чтобы снять механистичность ответа, можно предложить ситу ации, в которых реакция будет в какой-то степени зависеть от мо го ученика.

2. Если то, что вы услышите, будет для вас удивительно, ска жите об этом.

Образец: — Рыбы спят с открытыми глазами;

— Неужели рыбы спят с открытыми глазами? 1) У маленьких ежей нет иголок. 2) Ворону можно научить говорить. 3) Бывают кошки без хвостов. 4) Волки боятся собак. 3. Подтвердите, что вы уже знаете/слышали об этом.

Образец: — Ученики обязаны сдать книги в библиотеку до первого июня.

— Да, ученики обязаны сдать книги в библиотеку до первого июня.

1) Наш класс на будущей неделе обязан дежурить в шко-

2) Чтобы стать хорошими спортсменами, мы обязаны ходить
все тренировки. 3) Все мы обязаны бережно относиться к при-
е.


 



 

 

б) Лексико-грамматический материал задан ученику в подсказанных репликах реагирования или образце.

1. Ребята не поверили тому, что вы сказали. Убедите их,
что это правда.

Образец: — Вчера на улице я видел космонавта.

— Не может быть.

— Даю честное слово, я видел космонавта.

 

— Ребята, посмотрите, какой магнитофон я сделал.

— Не может быть, тебе его подарили.

— Завтра я не опоздаю, буду в восемь часов.

— Ну да, ты всегда опаздываешь.

2. Согласитесь или откажитесь, оценив свои силы с помощью
реплик У меня ничего не получится; Может быть, у меня по­
лучится.

1) Нарисуй, пожалуйста, эти цветы. 2) Давайте танцевать. 3) Пусть кто-нибудь переведет этот текст.

3. Выскажите свое мнение с помощью выражения А какое
это имеет значение?

— Я хочу посмотреть, как правильно написать слово счастье. Какой словарь мне взять: большой или маленький?

— Завтра наша экскурсия будет в два или три часа?

в) Лексико-грамматический материал задан в описании ситуации речи (эти упраж­нения логичнее назвать ситуативными).

1. Уточните, о каком предмете идет речь.

Образец: Маша спрашивает о цветке, который стоит на столе. Маша. Витя, тебе нравится цветок? Витя. Какой? Маша. Который стоит на столе.

Галина спрашивает о книге, которая лежала на парте. Галина. Наташа, а где книга? Наташа. Какая? Галина....

Таня спрашивает о платье, которое вчера купила Нина. Таня. Нина, покажи нам платье. Нина. Какое? Таня....

11. От*;т на общий или альтернативный вопрос.

а) Общий (альтернативный) вопрос с самоочевидным ответом на основе зри­тельной наглядности.


 

С каким туристом говорит Вова? С анг­лийским или фран­цузским?
ходит в школу Во-? Наташа? С новым-или со старым?

1. Ответьте на вопросы, каким портфелем С какой собакой гу­ляет Вова? Наташа? С большой или ма­ленькой? С белой или черной?

Общий (альтернативный) вопрос с самоочевидным ответом на основе текста.

1. Ответьте на вопросы по диалогам. Таня прочитала всю книгу? Петя и Андрей съели весь арбуз?

Андрей выпил все лекарство?

Таня, тебе понравилась книга «Школа» Аркадия Гайдара?

— Я прочитала не всю книгу.

— Петя, кто съел весь арбуз? "*

— Мы с Андреем его съели.

— Антон, ты выпил все лекарство?

— Да, все.

Ответ на общий вопрос на основе решения проблемы

задачи, представленной зрительной наглядностью.

1. Посмотрите на рисунки и скажите, больше, а что меньше:

1) АВ или А,В|? '' 2) АВ или ВС?

?1

_В А,

 

 

Понятно, что в этом упражнении проверяется отнюдь не точ­ность восприятия учащегося, а «скрыто» тренируются слова больше и меньше.

2. Скажите, сейчас светло или темно?

Это упражнение рассчитано на знание учениками особенностей глаз кошки, у которой зрачки в светлое время сильно сужены. Тренируемые слова — темно и светло.

3. Как вы думаете, они хорошо знают грамматику?

г) Ответ на общий вопрос на основе текста.

1. Ира поднимается или спускается?

Маленькая Ира учится читать и считать. Вот и сейчас она идет по лестнице и читает номера квартир: 10, 9, 8, 7...

2. Лена живет в Москве. Она получила письмо из Казахстана.
Там у нее есть друзья: Алима и Ренат. Прочитайте письмо и
скажите, кто написал его: Алима или Ренат?


<Мбс /имугимс /п&ё нисе^ссХ Зы+шое спасав нас V шляис с^релъ л^агяшс /усеяоиг #урм>г.

Ответ на общий вопрос на основе жизненного опыта.

1. Становится легче или труднее:

— дышать, когда поднимаешься выше в горы?

— видеть, когда наденешь темные очки?

— заниматься, когда играет музыка?

— понимать, когда говорят быстро?

2. Посмотрите на карту СССР и скажите, светло или темно:

— зимой в 8 часов вечера в Ленинграде?

— летом в 5 часов утра в Москве?

— летом в 12 часов ночи в Мурманске?

Игровые упражнения.

В I группу упражнений входят многочисленные игры на отгадывание предмета, желания, действия, места и т.д. Естественно, на первых порах вопросы преподавателя в играх должны быть общими или альтернативными, время частных вопросов придет позжнее.

1. «Что в сумке?»

Ученик получает сумку (конверт, папку...) с предметами, которые видит только он. С помощью общих вопросов учитель, за ним и ученики должны выяснить содержимое сумки.

2. «Стол находок».
Учитель, проходя по классу, быстро собирает со столов разные

предметы и принадлежности, названия которых известны ученикам складывает все на стол. Далее выясняется, чьи вещи лежат яа столе.

— Это тетрадь Хольгера? Это твоя тетрадь?

— Это резинка Анны? Это твоя резинка? Очень хорошо, если в классе имеются доски, которые можно

вскрывать и закрывать. Тогда на закрывающейся, невидимой для асса части, можно «загадывать желание», «рассказывать о воек-

ресенье» и под. Класс затем угадывает, что нарисовано на доске. Рисунки при этом должны быть моментальными, схематическими, с которыми все дети всегда легко справляются.

Ж) Речевые упражнения.

В тех случаях, когда постановка вопроса логически оправ­дана, т.е. является следствием информационной недостаточнос­ти, наличием двусмысленности или необходимости уточнения, идентификации, решения определенной задачи и т.д., ответ про­текает в условиях, близких к речевым. Будет ли упражнение речевым, зависит от самого вопроса (самоочевидность — не­самоочевидность ответа), а также от формы его проведения: игра, загадка, соревнование, обычное учебное действие и т.д. Приве­дем несколько примеров возможных речевых ситуаций на уроке, в которых вопросы появляются в условиях, близких к естествен­ным.

1. Вопросо-ответный обмен репликами между учителем и уче­никами во время выполнения учебной деятельности: письменных работ, рисования, пения, выяснения школьных обстоятельств и т.д.

2. Ученикам предлагается принести из дома семейные фото­графии или нарисовать семейный портрет (последнее оказывается во многих случаях интереснее и проще для урока). С опорой на эти средства наглядности происходит такая элементарная, но нас­тоящая беседа:

 

— Это твой брат?

— Он тоже учится?

— Твоя мама работает? и т.д.

Перейдет ли это упражнение в беседу, целиком зависит от учителя, его способностей и доброты, искреннего интереса к каж­дому ученику.

I группа упражнений, группа имитации, наблюдения и актив­ного повторения введенного материала, является одной из важ­нейших в обучении. Ее никак нельзя недооценивать, тем более «перескакивать» через нее. Как показали исследования Э. Ю. Сосенко, пренебрежение такими упражнениями ведет к слабой вы­работке грамматических и лексических навыков речи, к росту ошибок.

II группа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.013 с.)