Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условно-коммуникативные упражнения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В рассматриваемую I группу упражнений, в которой все элем енты языка и содержания заданы, входит большое число и условно-коммуникативных упражнений. В этих упражнениях создается условная речевая ситуация, предлагается коммуникативная установка. В условно-коммуникативных упражнениях I группы, как и во всех других ее видах, ученик лишь повторяет сказанное или выби рает из готового, незначительно комбинируя исходную реплику, лексико-грамматическая заданность тренируемого материала может быть представлена по-разному: в исходной реплике партнера, подсказанной реплике реагирования, в описании ситуации и т.д. ответах допустимо использование слов тоже, и, я, да. В условно-коммуникативных упражнениях можно выделить три подгруппы в зависимости от характера заданности материала для та ученика. Лексико-грамматический материал дан в исходной реплике преподавателя или задании учебника. 1. Переспросите. Образец: — Наверное, я оставил ключи в парте. — Оставил ключи в парте? 1) Мы оставили билеты на столе. 2) Учитель оставил журнал классе. Чтобы снять механистичность ответа, можно предложить ситу ации, в которых реакция будет в какой-то степени зависеть от мо го ученика. 2. Если то, что вы услышите, будет для вас удивительно, ска жите об этом. Образец: — Рыбы спят с открытыми глазами; — Неужели рыбы спят с открытыми глазами? 1) У маленьких ежей нет иголок. 2) Ворону можно научить говорить. 3) Бывают кошки без хвостов. 4) Волки боятся собак. 3. Подтвердите, что вы уже знаете/слышали об этом. Образец: — Ученики обязаны сдать книги в библиотеку до первого июня. — Да, ученики обязаны сдать книги в библиотеку до первого июня. 1) Наш класс на будущей неделе обязан дежурить в шко- 2) Чтобы стать хорошими спортсменами, мы обязаны ходить
б) Лексико-грамматический материал задан ученику в подсказанных репликах реагирования или образце. 1. Ребята не поверили тому, что вы сказали. Убедите их, Образец: — Вчера на улице я видел космонавта. — Не может быть. — Даю честное слово, я видел космонавта.
— Ребята, посмотрите, какой магнитофон я сделал. — Не может быть, тебе его подарили. — Завтра я не опоздаю, буду в восемь часов. — Ну да, ты всегда опаздываешь. 2. Согласитесь или откажитесь, оценив свои силы с помощью 1) Нарисуй, пожалуйста, эти цветы. 2) Давайте танцевать. 3) Пусть кто-нибудь переведет этот текст. 3. Выскажите свое мнение с помощью выражения А какое — Я хочу посмотреть, как правильно написать слово счастье. Какой словарь мне взять: большой или маленький? — Завтра наша экскурсия будет в два или три часа? в) Лексико-грамматический материал задан в описании ситуации речи (эти упражнения логичнее назвать ситуативными). 1. Уточните, о каком предмете идет речь. Образец: Маша спрашивает о цветке, который стоит на столе. Маша. Витя, тебе нравится цветок? Витя. Какой? Маша. Который стоит на столе. Галина спрашивает о книге, которая лежала на парте. Галина. Наташа, а где книга? Наташа. Какая? Галина.... Таня спрашивает о платье, которое вчера купила Нина. Таня. Нина, покажи нам платье. Нина. Какое? Таня.... 11. От*;т на общий или альтернативный вопрос. а) Общий (альтернативный) вопрос с самоочевидным ответом на основе зрительной наглядности.
1. Ответьте на вопросы, каким портфелем С какой собакой гуляет Вова? Наташа? С большой или маленькой? С белой или черной? Общий (альтернативный) вопрос с самоочевидным ответом на основе текста. 1. Ответьте на вопросы по диалогам. Таня прочитала всю книгу? Петя и Андрей съели весь арбуз? Андрей выпил все лекарство? — Таня, тебе понравилась книга «Школа» Аркадия Гайдара? — Я прочитала не всю книгу. — Петя, кто съел весь арбуз? "* — Мы с Андреем его съели. — Антон, ты выпил все лекарство? — Да, все. Ответ на общий вопрос на основе решения проблемы задачи, представленной зрительной наглядностью. 1. Посмотрите на рисунки и скажите, больше, а что меньше: 1) АВ или А,В|? '' 2) АВ или ВС?
_В А,
Понятно, что в этом упражнении проверяется отнюдь не точность восприятия учащегося, а «скрыто» тренируются слова больше и меньше. 2. Скажите, сейчас светло или темно? Это упражнение рассчитано на знание учениками особенностей глаз кошки, у которой зрачки в светлое время сильно сужены. Тренируемые слова — темно и светло. 3. Как вы думаете, они хорошо знают грамматику? г) Ответ на общий вопрос на основе текста. 1. Ира поднимается или спускается? Маленькая Ира учится читать и считать. Вот и сейчас она идет по лестнице и читает номера квартир: 10, 9, 8, 7... 2. Лена живет в Москве. Она получила письмо из Казахстана. <Мбс /имугимс /п&ё нисе^ссХ Зы+шое спасав нас V шляис с^релъ л^агяшс /усеяоиг #урм>г. Ответ на общий вопрос на основе жизненного опыта. 1. Становится легче или труднее: — дышать, когда поднимаешься выше в горы? — видеть, когда наденешь темные очки? — заниматься, когда играет музыка? — понимать, когда говорят быстро? 2. Посмотрите на карту СССР и скажите, светло или темно: — зимой в 8 часов вечера в Ленинграде? — летом в 5 часов утра в Москве? — летом в 12 часов ночи в Мурманске? Игровые упражнения. В I группу упражнений входят многочисленные игры на отгадывание предмета, желания, действия, места и т.д. Естественно, на первых порах вопросы преподавателя в играх должны быть общими или альтернативными, время частных вопросов придет позжнее. 1. «Что в сумке?» Ученик получает сумку (конверт, папку...) с предметами, которые видит только он. С помощью общих вопросов учитель, за ним и ученики должны выяснить содержимое сумки. 2. «Стол находок». предметы и принадлежности, названия которых известны ученикам складывает все на стол. Далее выясняется, чьи вещи лежат яа столе. — Это тетрадь Хольгера? Это твоя тетрадь? — Это резинка Анны? Это твоя резинка? Очень хорошо, если в классе имеются доски, которые можно вскрывать и закрывать. Тогда на закрывающейся, невидимой для асса части, можно «загадывать желание», «рассказывать о воек- ресенье» и под. Класс затем угадывает, что нарисовано на доске. Рисунки при этом должны быть моментальными, схематическими, с которыми все дети всегда легко справляются. Ж) Речевые упражнения. В тех случаях, когда постановка вопроса логически оправдана, т.е. является следствием информационной недостаточности, наличием двусмысленности или необходимости уточнения, идентификации, решения определенной задачи и т.д., ответ протекает в условиях, близких к речевым. Будет ли упражнение речевым, зависит от самого вопроса (самоочевидность — несамоочевидность ответа), а также от формы его проведения: игра, загадка, соревнование, обычное учебное действие и т.д. Приведем несколько примеров возможных речевых ситуаций на уроке, в которых вопросы появляются в условиях, близких к естественным. 1. Вопросо-ответный обмен репликами между учителем и учениками во время выполнения учебной деятельности: письменных работ, рисования, пения, выяснения школьных обстоятельств и т.д. 2. Ученикам предлагается принести из дома семейные фотографии или нарисовать семейный портрет (последнее оказывается во многих случаях интереснее и проще для урока). С опорой на эти средства наглядности происходит такая элементарная, но настоящая беседа:
— Это твой брат? — Он тоже учится? — Твоя мама работает? и т.д. Перейдет ли это упражнение в беседу, целиком зависит от учителя, его способностей и доброты, искреннего интереса к каждому ученику. I группа упражнений, группа имитации, наблюдения и активного повторения введенного материала, является одной из важнейших в обучении. Ее никак нельзя недооценивать, тем более «перескакивать» через нее. Как показали исследования Э. Ю. Сосенко, пренебрежение такими упражнениями ведет к слабой выработке грамматических и лексических навыков речи, к росту ошибок. II группа
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.009 с.) |