Выбор нужного слова в предложении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор нужного слова в предложении.



м Выбор грамматически оформленного слова.

В упражнениях I группы также встречался подобный вид упражнений. Однако там выбор неправильного слова не вел к грамматической ошибке, а нарушал смысл предложения. В упражнениях II группы выбор неправильного слова приводит не только к и скажению смысла, но и к грамматической ошибке.

1. Рисовал или нарисовал?


 


 

  ? Г^) ш
щ ИНГ ^%^




I Як ' '

5. Помогите Сереже прочитать письмо.

б) Вставка данного в исходной форме слова (в именительном падеже или ин­финитиве) в текст в правильной форме.

1. Читайте предложения и вставляйте в них глагол оставаться
в правильной форме.

— Олег, Маша идет домой?

— Нет, она... в классе, она сегодня дежурная.

— Николай Иванович, вы... в деревне на праздники?

— Нет, Ваня, я поеду в город к друзьям.

2. Проверьте себя, хорошо ли вы выучили слово свободный-
1) Вы можете заниматься в этой... комнате. 2) В... время Надя любит рисовать. 3) В зале совсем не было... мест.


Коля Петухов долго….. картину. Он... ее в 8 часов,

 

Миша долго... арбуз. Он. арбуз.


3. Выберите нужное слово: добывают, ищут, искали, нашли?

1) Два года назад на этом месте геологи... нефть и уголь.
Но они ничего не.... 2) Уже много лет в Донбассе шах­
теры... самый лучший уголь в стране. 3) — Что сейчас
геологи... в море? — Как что? Нефть.

б) Выбор слова и его грамматическое оформление.

Этот вид упражнений является более сложным, поскольку к выбору добавляется необходимость грамматического оформления

слова.

1. Вставьте нужное слово в правильной форме.
идтиходить ехатьездить

 

— Куда ты сейчас...? — Куда вы...?

— Вечером я всегда... в — В книжный магазин. Я часто клуб. Я учусь играть на гитаре.... туда. Там я всегда покупаю- интересные книги.

2. Впишите правильно глаголы помнить, вспомнить, вспоминать в предложения.

1) Когда я приехал из Москвы, я часто... всех моих новых друзей. 2) Говорят, что все писатели хорошо... свое детство. ты...? 3) На уроке учительница спросила, когда были первые Олимпийские игры. Сначала никто не мог..., а потом Саша...

I, что в 1896 году. Замена одного слова другим без изменения общей структуры предложения.

1. Прочитайте предложения, а потом скажите их со словом це лый в правильной форме.

1) Весь день Виктор сидел дома. 2) Весь год Рита занималась музыкальном кружке. 3) Всю ночь ученые фотографировали езды.

2. Сделайте упражнение по образцу.

Образец: Ребята увидели костюм клоуна и стали смеяться.

Ребята увидели костюм клоуна и засмеялись. 1) Маша увидела медведя и стала кричать. 2) Маленький Костя не смог прочитать сказку и стал плакать. 3) Виктор нашел маленького ежа. Но ежик не хотел жить в квартире и |чал болеть.

""Замена рисунков словами.

В этих упражнениях ученики ведут самостоятельный поиск слов, держание которых подсказано визуальной наглядностью, и, таким образом, трудность выполнения упражнения возрастает.

На начальной стадии тренировки того или иного языкового материала рисунком заменяются слова, хорошо известные уча­тся, а изучаемые формы заданы полностью. Этим достигается ввод нового явления из осознаваемой цели учебного действия и неосознаваемый элемент выполнения этого действия.

нок заменяет отдельное слово.


 

1. Закончите предложения. Рисунок вам поможет.

1) За этим большим домом построили.... 2) За деревней есть.... 3) За озером.... 4) За елкой сидит....

Новое тренируемое явление в этом упражнении — обозначе­ние места с помощью предлога за и творительного падежа; это словосочетание дано в полном виде, но тренировка скрыта поиском слов для рисунка.

2. Выберите нужный рисунок и закончите предложения.

1) Когда я нарисую ракету, я буду рисовать._.. 2) Когда я прочитаю сказку «Незнайка на Луне», я буду читать.... 3) Мне нравятся цветы. Когда я куплю фотоаппарат-, я буду фото­графировать....

3. Решите кроссворд и полученное в клетках с; цифрами сло­во вставьте в предложение.

4. Допишите предложения.

«Максим Горький»

Я плыву Ты плывешь Он...

на теплоходе

На... ребята дарят друг другу цветы, значки, книги.


~^щг

Автшяь®,

Роль рисунка могут выполнять и цифры.

5. Замените цифры словами.

Образец: — Я спускаюсь с 3-го (третьего) этажа на 2-й (второй) этаж.

1) Ты спускаешься с 6-го этажа на 1-й этаж. 2) Он поднимается 11-го этажа на 5-й этаж.

6. Когда вы читаете книги, то часто встречаете около фамилий известных людей годы их жизни. Например: А. С. Пушкин (1799—1837).

Это можно прочитать так: Пушкин родился в 1799 году, а умер Ц 1837 году. Как вы это прочитаете?

Л. Н. Толстой (1818—1910), М. В. Ломоносов (1711 — 1765), И. Чайковский (1840—1893).

> Рисунок заменяет словосочетание или часть сложного высказывания. 1. •от

Скажите, о ком и о чем пишут в российских газетах.


 



 

 

4. Перескажите диалоги, используя глаголы спросить, ответить, сказать.

Саша. Что это? Петя. Телескоп. Саша. Настоящий? Петя. Да. Это я сделал. Маша. Не ты, а мы. Мы сделали телескоп вместе.

г) Составление одного предложения из нескольких простых.

1. Из двух предложений сделайте одно по образцу.

Образец: Была плохая погода. Самолеты не летали. Из-за плохой погоды самолеты не летали.

1) Шли сильные дожди. Убирать урожай было трудно. 2) Весь день была сильная жара. Очень хотелось пить. 3) Зима была холодная. Погибло много деревьев.

2. Сделайте одно предложение из двух с помощью слова кроме.

Образец: Все ребята пошли в театр. Только Коля остался дома. Все ребята, кроме Коли, пошли в театр.

1) Никто в классе не знал, где находится созвездие Лебедя. Только Алеша знал. 2) Все ребята волновались перед соревнова­ниями. Только Надя не1 волновалась.

6. Обусловленные речевые действия в предлагаемых обстоятель­ствах.

Эти упражнения часто называют ситуативными. Они по существу являются разновидностью трансформационных упражнений, по­скольку в описание ситуации закладывается лексико-грамматический материал, изменив который, легко составить требуемое выска­зывание. Следует отметить, что подобные упражнения получили довольно широкое распространение, поскольку показывают ученику условия, в которых употребляется та или иная единица языка. Од­нако у этих упражнений есть один, весьма существенный недоста­ток: они чрезвычайно неэкономичны — для одной, часто короткой реплики требуется большое «вступление», описание. Поэтому неко­торые преподаватели используют их для тренировки аудирования.

а) Что вы скажете в этих ситуациях?

1. В классе вы решили сделать стенгазету. Учительница ска­зала, что картинки нарисует Иван, фотографии сделает Вася,
название красиво напишет Лена. Подумайте, как учительница
сказала об этом в классе.

В этом упражнении от учеников требуется построить предло­жения с повелительным наклонением со словом пусть: «Пусть Иван нарисует картинки» и т. д.

2. Спросите своего друга.

1) В каком классе учится его брат или сестра? 2) На каком этаже он живет? 3) На каком автобусе он едет домой?


3. Что вы скажете другу, подруге, товарищу?

Образец: Коля долго болел зимой. И сейчас он не ходит в

школу: у него ангина.

Коля опять болеет.

1) Ты только что пил лимонад, но тебе еще хочется пить.

2)

Вчера шел дождь. И сегодня с утра на небе тучи. 3) В прошлом году весь наш класс работал в трудовом лагере в деревне. В этом году вы еще раз поедете туда. 4. Что вы скажете?

Образец: Ты видишь, что ребята играют на дороге.

Не играйте на дороге. Это опасно. 1) Ты видишь, что ребята хотят купаться в холодной воде. ■2) Ты видишь, что маленький мальчик играет с ножом. 3) Ты ви­шь, что маленькая девочка переходит улицу на красный свет. На основе предложенных ситуаций составьте диалоги. 1. Составьте диалоги по данным ситуациям.

Образец: Друг зовет тебя играть в хоккей, а ты еще не сде­лал уроки.

— Пойдем играть в хоккей.

— Сейчас, вот только доделаю уроки. 1) Друзья приглашают тебя вечером в кино, а ты хочешь

кончить сочинение по литературе. 2) Подруга зовет тебя на лицу, а ты хочешь нарисовать последний цветок на рисунке.. Условно-коммуникативные упражнения.

В этих упражнениях дается четкая коммуникативная установка в качестве задания и подается исходная реплика диалога.

Таких упражнений во II группе, так же как и трансформационных, очень много, они помогают отрабатывать грамматические и лексические навыки, но не в формальных операциях с лингвистическим материалом, а при решении, хотя и заданных, но коммуникативных задач.

1 Материал для ответа дан в исходной реплике.

Поскольку это упражнения II группы, от ученика уже требуется трансформация исходного материала или некоторое добавле ние к нему, естественно, очень незначительное.
1. Пообещайте выполнить просьбу.,

Образец: — Ты идешь в магазин «Спорт»? Купи мне, пожа­луйста, волейбольный мяч. — Хорошо, куплю.

1) Ты идешь в библиотеку? Возьми мне, пожалуйста, «Сказки» Пушкина. 2) Ты идешь в лес? Сфотографируй, пожалуйста, белку. 2. Ответьте, что вы еще немного будете заняты.

Образец:

Ты еще долго будешь рисовать? Еще немного порисую.


 



 

1) Ты еще долго будешь заниматься музыкой? 2) Вы еще дол­го будете играть? 3) Ты еще долго будешь сидеть в библио­теке?

3. Дайте отрицательный ответ.

Образец: — Что будешь пить: чай или кофе?

— Спасибо. Я не хочу ни чая, ни кофе.

1) У тебя много сестер и братьев? 2) По-твоему, кто выиграет. Тимофеев или Волков? 3) У вас есть билеты на сегодня или на завтра?

4. Подтвердите.

Образец: — Ты уже поговорил с ребятами о вечере?

— Да, уже со многими ребятами поговорил.

1) Вы уже послали поздравления учителям к празднику? 2) Ты уже видел наших девочек после каникул? 3) Ты уже играл со всеми шахматистами в классе?

5. Предложите свою помощь.

Образец: — Времени совсем нет, а стенгазета еще не готова. Надо еще написать название и сделать рисунки.

— Давай сделаем так: пока ты будешь писать на­
звание, я буду делать рисунки.

1) Боюсь, что мы опоздаем в кино. Мне надо убрать в комна­те и купить лекарство в аптеке. 2) Сегодня же день рождения Наташи, а мы совсем забыли об этом. Надо написать ей открытку и купить цветы.

б) Материал для ответа подсказан примером или установкой.

1. Предложите свою помощь.
Образец: — Мне очень нужен глобус.

— Я сейчас схожу за ним.

1) Нам не хватит этой бумаги для газеты. 2) Мы не сможем прочитать этот текст без словаря. 3) У нас к обеду нет хлеба.

2. Скажите, что все будет сделано вовремя.
Образец: — Газету надо сделать к Дню учителя.

— Хорошо, к Дню учителя газета будет сделана.

1) К празднику надо подготовить концерт. 2) Книгу надо сдать в библиотеку к концу месяца. 3) Сочинение надо написать к понедельнику.

В этом упражнении в условно-коммуникативной форме идет работа над навыком образования и использования страдательных причастий прошедшего времени, по своему содержанию — это трансформация одних форм глагола в другие.

3. Добавьте, где возможно, что это было полезно.
Образец: — В воскресенье наш класс был на экскурсии в

Историческом музее. Мы узнали много нового о нашей стране.

— Да, это была полезная экскурсия.

1) У нас в школе была встреча с рабочими авторемонтного завода. Они рассказали нам много интересного о своей работе. Ш) Мой брат Петя заболел, но не хотел пить лекарство. А когда ^го выпил, ему сразу стало легче. 3) Мы с братом вчера ходили кино. Фильм был очень веселый, и мы громко смеялись.

|) Материал для ответа подсказан примером и визуальной наглядностью.

1. Сделайте предположения, рисунки помогут вам.

Образец: — Кто-то потерял ручку.

— Наверное, это Юра. Он сидел здесь.

1) Кто-то потерял ключ. 2) Кто-то послал фотографию на-аего класса в журнал. 3) Кто-то нарисовал на стене голубя. Кто-то покормил птиц, и они улетели.

 

 

'.|ооое| С/Оа. А
\) Т^^у А/
  =====
^* ^**^^гг V" ^"^^^м ^*\ о
Г УЩ№ 1

\о&

м^ Р

 

| Чв/у

 

 

Образец: — Максим Ва­сильевич ра­ботает в саду. — Неправда. Максим Ва­сильевич ра­ботает в лесу.

1) Оля фотографирует Бори­са на площади. 2) Ребята играют в мяч на берегу. 3) Здесь сидел

Коля. Это его место. 4) Ира и Маша читают в саду. 5) Рабочие

строят театр на площади.

3. На рисунках вы видите Иру и Кирилла. Ребята (их друзья) пришли в магазин, чтобы купить им подарки на день рождения. Разыграйте сценки в магазине по образцу. Образец: — Вот хороший аквариум.

— Но у Иры есть такой аквариум. Ире можно ку­пить эту красную рыбку.

 

 

   
[к^| *~~ ^^'■?%??/;'  
йс    

 



0>/Г</ соловей

СЛОН

' / МЕДВЕДЬ

1 4. Посмотрите на рисунок и спросите товарища, кто из зве­рей умеет/не умеет играть, петь.
Образец: — Медведь умеет играть на гитаре?
Ш — Нет, он не умеет играть.

*ЗАЯЦ
Ч/
/1ГГУШ4 ^
ь

«

и/

-читайте.

?6. Помогите мальчику раскрасить картину. Скажите, какие

1ски вы ему дадите.

5. Посмотрите на рисунок. Он поможет вам ответить на воп­росы.

1) Когда Олег был на экскурсии? 2) Когда у вас в школе был вечер? 3) Когда Лена с Мариной пойдут на выставку? 4) Когда ребята играли в футбол? 5) Когда к Андрею приедут друзья?

6) Когда Антон написал письмо в газету «Пионерская правда»?

7) Когда будут выступать артисты у вас в клубе?

К этому же виду упражнений относятся и ответы на вопросы «по тексту» для проверки понимания содержания. В том случае, когда дается развернутый ответ с самостоятельным построением высказывания, упражнение пе­реходит уже в следующий этап (этап Б — самостоятельного связного высказывания, I груп­па, см. с. 149).

б) Ответ на частный вопрос в решении загадки, задачи, проблемы, представлен­ной как визуальной наглядностью, так и текстом.

1. Все 1ти вещи принесли в комнату Виктора брат Вадим, сестра Аня, его папа и мама. Посмотрите на рисунок и скажи­те, кто что принес.


 


 

    1Г0Ш1  
№||  
  рЫ ГТ]Рт^ л^аРОЕ?
   
 
3. Помогите Пете найти его вещи.

2. Когда должны закончить свою работу Иван Петрович? Ве­ра Павловна? Костя?

Петя пришел на реку. Он снял свои вещи, прыгнул в воду и поплыл на другой берег реки. Он долго плавал, а когда вышел из воды — не нашел свои брюки, кроссовки и рубашку. Где они?

4. Я не знаю, куда они идут. А вы знаете? (Смотри рисунок;На обороте).


 


5. Вот названия нескольких теле- и радиопередач. О чем они, по-вашему?

«В мире животных», «Земля и люди», «Музыкальный глобус», «Мир растений», «Ребятам о зверятах», «Творчество юных», «Моск­ва и москвичи».

в) Игровые упражнения.

В этой группе возможности игровых упражнений значительно расширяются. Прежде всего, это игры на угадывание предметов, действий и т. п., но уже с помощью частных вопросов.

1. В классе к доске, партам прикрепляются плакаты с над­писями: завод, почта, поликлиника, школа и т. д. Ученики, нап­равляясь к этим местам, должны ответить на вопросы: «Куда ты идешь?», «Что ты там будешь делать?» и т. п.

2. «Инженер и его проект».

После чтения текста о том, что на месте старой деревни дол жен вырасти новый город, ученикам предлагается нарисовать ста­рую деревню, а затем создать проект нового города. «Инженер» должен продемонстрировать классу проект и ответить на вопросы преподавателя, а затем и учеников, что где находится на проекте, кто чем будет заниматься в новом городе. Специфика вопросов зависит от материала, который отрабатывается в это время в классе.

Наиболее легкими из этой подгруппы упражнений являются те, которые требуют краткого ответа. Упражнения, требующие развернутого ответа, могут служить переходом к упражнениям этапа Б, т. е. самостоятельного связного высказывания. Разверну­тые ответы предполагают не только нахождение правильной формы отдельных слов, но и самостоятельное построение пространствен­ной семантической схемы. Вот несколько примеров переходных упражнений.

Почему побежали ребята?

1. Почему псбежал Андрей?

Андрей утром решил пойти Ребята собирали в лесу грибы,

леса.

в парк. Он медленно шел по Но вот Ольга посмотрела вверх, улице, а потом вдруг побежал закричала, и все побежали из

домой.


2. Что ответили Петя? Люся? Коля и Валя?


3. Почему кошки бегут за Сережей?


Петя, почему — Люся, почему — Ребята, почему вы остались остался дома? ты дома осталась? в школе?

III группа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.091 с.)