Импровизированные социально-ролевые игры, имитирующие живое общение, в которых реплики говорящих строго не программируются. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Импровизированные социально-ролевые игры, имитирующие живое общение, в которых реплики говорящих строго не программируются.



В таких играх задается общая мотивация поведения участ­ников речевой ситуации, являющаяся следствием характера или социального положения «героя».

1. «Ученик и родители». Рассказ о школьных делах.

Ученикам может быть предложено несколько вариантов: уче­ник-хвастунишка, плохой ученик, ученик, переехавший в другой город и поступивший в новую школу, и т. д.

2. «Инженер» докладывает о проекте нового города. Предва­рительно такой «проект» готовится дома на основе подходящего материала.

3. Представьте, что вы приехали на Олимпиаду по русскому языку в Москву. Вот экзаменационные вопросы. На какие из них вы бы хотели и могли ответить?

В этом упражнении ученикам предлагаются реальные вопросы с олимпиады. Ученик должен выбрать те, которые соответствуют его языковой подготовке.

5. Комментирование, обсуждение текста, визуальной и другой
наглядности (кино, музыки и пр.).

Текст является одним из самых удобных и простых источни­ков для организации беседы, дискуссий. Естественно, что текст должен быть интересным, доступным по языку и содержанию, иметь проблемы, важные для учеников того или иного возраста. И преж­де чем пытаться устроить обсуждение, необходимо хорошо «обра­ботать» весь материал по лексике и грамматике в более легких упражнениях разного типа так, чтобы при обсуждении иметь воз­можность сосредоточиться на реализации различных коммуникатив­ных интенций, не спотыкаясь каждую минуту на ошибхах.


 



 

 

1. Нравится ли вам герой рассказа «Федькин парашют»? Как
вы думаете, Федька — хороший человек? А как Федя учится в шко­ле?

В тексте «Федькин парашют» нет прямой информации об успе­хах мальчика в школе. Выводы ученики должны сделать самостоя­тельно, так же как и выразить свое отношение к противоречивому характеру героя.

2. Вы прочитали, что пишут ребята о счастье. Чьи слова вам больше всего понравились? Вы согласны со словами Тимы Понарина: «Самые счастливые люди на земле — это Амундсен, Га­гарин, Павлов, потому что они все время открывали что-нибудь новое»?

3. В рассказе «Галка» вы прочитали о том, какие' удивитель­ные бывают птицы. А вы знаете что-нибудь интересное о других птицах или животных? Расскажите об этом.

4. В тексте «Современный спорт: плюсы и минусы» все спорят, нужен ли большой спорт. Кто из спорящих прав? Почему?

 

— Я считаю, что современный спорт — вредная и опасная вещь...

— Не понимаю, как можно так говорить. Спорт очень полезен. Он нужен для здоровья людей.

Предметом обсуждения на продвинутом этапе может стано­виться не только текст, рассказ, но и картина, кинофильм, теле­передача, статья из газеты или журнала и под.

Обсуждения интересных вопросов, возникающих на основе текс­та, как мы видим, могут переходить в свободные дискуссии, ко­торые можно выделить в отдельную группу.

6. Дискуссии, обсуждения, беседы.

а) Обсуждение предложенных ситуаций, допускающих разное отношение к себе.

1. Скажите, это возможно или невозможно.

1) В класс вошел директор школы и сказал, что урока физики не будет, потому что учитель физики заболел, а мы можем идти домой. Мы все сказали: «Нам очень жаль, что не будет урока». 2) Весь год Кирилл очень плохо занимался по русскому языку, но перед экзаменом работал день и ночь, повторял слова, писал диктанты. И что вы думаете — получил пятерку.

2. Правильно ли они выбрали профессию?

1) Надя с детства мечтала стать артисткой, она хорошо поет, танцует. Все ребята любят смотреть, когда она выступает. А На­таша говорит, что у Нади ничего не получится, потому что она некрасивая.

2) Вадиму нравится профессия журналиста, у него прекрас­ные способности, он может хорошо писать, но он очень застен­чивый, ему трудно разговаривать с людьми.

3. Согласны ли вы с Виктором?

Виктор: В школе мы очень много учим наизусть: правила, таб­лицу умножения, стихотворения, даже тексты. Я считаю, что это неправильно. Любое правило можно посмотреть в учебнике. А мате-


матические примеры совсем не нужно делать, потому что машина ► сейчас быстрее и лучше считает, чем человек. Нужно только знать, как работает эта машина. В школе писать тоже не надо. Нужно дать каждому ученику пишущую машинку или компьютер, чтобы он научился работать на них.

б) Выбор из нескольких точек зрения, мнений того, что кажется наиболее пра­вильным, обоснованным.

1. Прочитайте разные мнения. С какими вы согласны? Выска­жите свою точку зрения.

— Человек становится взрослым в 18 лет.

— По-моему, взрослым человек становится тогда, когда он может сам отвечать за свои дела. И это происходит не обязательно в 18 лет.

— Я бы хотел, чтобы все люди всегда были счастливы.

— А что будет, если все люди всегда будут счастливы?

Они не будут ничего хотеть, не будут мечтать. Значит, не будет и счастья.

— Чтобы быть счастливым, надо стать ярким человеком, не похожим на других, со своими мыслями, тогда все будут слушать тебя и любить.

— Совсем не обязательно. Ярких людей все видят, но мало кто любит, потому что они больше думают о себе, чем о дру­гих.

2. Прочитайте несколько мнений о зоопарках. С какими мне­ниями вы согласны? Почему?

1) Зоопарки очень нужны, потому что дети могут познако­миться с разными животными в зоопарке. 2) Зоопарк — это музей. Первая задача зоопарков — не дать погибнуть редким животным, которых на земле осталось совсем мало. 3) Очень жаль смотреть на слонов, белых медведей, птиц, живущих в клетках. Мне кажется, звери должны жить только на свободе. 4) На свободе животных ждет опасность. Многие из них могут легко погибнуть в борьбе за жизнь. А в зоопарках они живут долго, даже дольше, чем в природе. ~) Телевизор или кино могут показать людям диких животных так же хорошо, как зоопарки, или даже лучше. Поэтому зоопарки не нужны. 6) Сейчас создают зоопарки, главная задача которых:речь и разводить редкие виды животных. Таких зоопарков становится все больше.

3. С кем вы согласны и почему?

1) Спортивный тренер П. И. Кошкин: «Я верю, что способность можно открывать и развивать, но создать их нельзя». 2) Художник Н. П. Трофимов: «Я верю, что упражнения дают боль-е, чем природные способности». 3) Скульптор А. И. Мухин: «Не каждый может стать художником, но я считаю, что каждый должен научиться видеть и понимать красоту». 4) Музыкант И. А. Попов: «Мы часто говорим, что музыку нужно учиться понимать. А по-моему, это не совсем так. Я думаю, что сначала надо научиться слушать, не думая о том, что играют и кто играет. И еще.


 



1-1826


161 Никогда не надо читать то, что пишут о музыке разные уче­ные люди».

4. Прочитав несколько мнений, выскажите свою точку зрения.

1) Сейчас очень много профессий, и они такие разные, по­этому каждый может найти то, что ему интересно. 2) Чем больше профессий, тем труднее выбирать. 3) Чем раньше человек решит, кем он будет, тем лучше. 4) Профессию надо выбирать одну на всю жизнь. 5) Профессию никогда не поздно выбирать. Есть люди, которые нашли свое место в жизни, когда были уже совсем старыми. Одна женщина, например, начала рисовать в 75 лет, и ее картины были куплены известными музеями. 6) Если работа не нравится, надо найти другую. 7) Работать надо всегда хорошо, даже если рабо­та не очень нравится. Тогда, может быть, и сама работа покажется интереснее. 8) По-моему, если работа скучная, значит, это пло­хая работа. 9) Самые интересные профессии: врача, инженера — могут оказаться для кого-то скучными, если человек не нашел в них себя.

в) Беседы, обращенные непосредственно к личному опыту учащихся, их увлечениям, вкусам, окружающей среде.

1. Как ты думаешь, каким должен быть человек с хорошим характером? Люди с каким характером тебе больше всего нравят­ся? А какой у тебя характер?

2. Прочитайте письмо Наташи в «Комсомольскую правду». Как бы вы поступили на ее месте? Может ли быть похожая ситуация в вашем классе?

Сегодня у нас была контрольная работа по химии. Класс материал знал плохо, потому что учитель химии болен и несколь­ко уроков не было. А я учусь хорошо, много работаю. Когда получили задание, ко мне сразу же полетели записки: «Помоги, пожалуйста». Вот и думай, как поступить: если ста­нешь отвечать на все записки, не сможешь сама контрольную работу хорошо написать и получишь «тройку». Не будешь от­вечать — еще хуже. Друзья разговаривать не станут. Как же поступить?

Особым видом этих упражнений являются различные анкеты, вопросники, служащие отличной основой организации активной ес­тественной беседы в классе. При этом работа по активизации изучае­мого материала ведется не только в ходе обсуждения результатов анкетирования, но и при чтении вопросов анкеты, объяснении процедуры ее проведения, при подсчете очков и т. д. В этих уп­ражнениях легко скрывается педагогическая цель учебного про­цесса — активизация того или иного лексико-грамматического ма­териала, поскольку все внимание учеников направлено на содер­жание, на коммуникативные цели, естественно возникающие в процессе действительно увлекающей беседы, дискуссии, обсуждения. Главное — найти или составить анкету, соответствующую воз­расту и языковым возможностям учащихся. Вот несколько при­меров.


1. Психологическая игра «Хорошо ли вы знаете себя?»

 

красивый 3 не очень 2 некрасивый 1 смелый 3 не очень 2 трусливый 1 серьезный 3 не очень 2 легкомысленный 1
трудолюбивый 3 не очень 2 ленивый 1 добрый 3 не очень 2 жадный 1 решительный 3 не очень 2 нерешительный 1
веселый 3 не очень 2 скучный 1 умный 3 не очень 2 глупый 1 честный 3 не очень 2 нечестный 1

Разделитесь на группы по 5 человек. Заполните 5 анкет на каждого ученика в группе и на себя, подчеркнув цифры, со­ответствующие, по вашему мнению, характеру данного челове­ка.

Сначала подсчитайте баллы в анкетах, которые ваши товарищи заполнили о вас, разделите сумму баллов на 4, чтобы получить средний результат. Потом подсчитайте бал­лы в вашей собственной анкете. Сравните оба результата. Если разница невелика, значит, вы объективно смотрите на себя, хорошо знаете свои слабые и сильные стороны. Если раз­ница очень большая, значит, вы думаете о себе лучше или; хуже, чем о вас думают ваши друзья. Ученик, у которого разница между собственной оценкой и оценкой товарищей окажется минимальной, может считаться победителем этой иг­ры.

Например, средний результат товарищей — 19 баллов.

(20 + 18 + 16 + 22 = 76; 76: 4 = 19)

Если ваша оценка 25 баллов, значит, вы думаете о себе лучше, чем ваши друзья. Если ваша оценка 20 баллов, значит, мнение о вас ваших друзей близко к вашему.

2. Хотите знать, что вам нужно, чтобы хорошо изучать иностран­ный язык? Наша анкета поможет вам это понять. Как надо работать с анкетой?

1) Прочитайте вопрос и выберите один из трех ответов: а), б) или в).

2) Посмотрите в разделе «Баллы», сколько очков вы получили за свой ответ. Подсчитайте, сколько очков вы получили за группу вопросов А, Б или В.

3) Прочитайте в разделе «Оценка», что значит эта сум­
ма.


 



11«


Анкета


Баллы


 


А

1) Если тебе надо написать письма на русском языке и ты
хочешь написать о чем-то, но не знаешь русских слов, что ты де­
лаешь?

а) ищешь нужные слова в словаре;

б) пишешь словами, которые ты знаешь;

в) совсем не пишешь об этом.

2) Если ты сам, без учителя, читаешь текст на иностранном
языке, что ты делаешь?

а) читаешь до конца, даже если в тексте много слов, кото­
рых ты не знаешь;

б) читаешь до конца только тогда, когда тебе интересно;

в) если текст является для тебя трудным, ты не читаешь его.

Б

1) Ты боишься делать ошибки, когда говоришь по-русски?

а) да,

б) не думаешь об ошибках,

в) контролируешь себя.

2) Если ты встречаешь советских ребят или туристов, ты говоришь с ними по-русски?

а) да,

б) не всегда,

в) боишься начать с ними разговаривать.

3) Тебе нравится на уроке разыгрывать те или иные сценки,
рассказы?

а) да,

б) не всегда,

в) стесняешься.

В

1) Ты слушаешь магнитофон, на котором записаны песни или
рассказы на русском языке?

а) часто,

б) иногда,

в) не слушаешь.

2) Смотришь ли ты программы советского телевидения или со­ветские кинофильмы?

а) смотрю часто и понимаю,

б) смотрю, но не слушаю,

в) не смотрю.

3) Читаешь ли ты советские газеты и журналы?

а) да,

б) иногда,

в) не читаю.


А. 1) а) — 10 б) —6 в) —0

2) а) — 12 б) — 7 в) — 0

Б. 1) а) — 0 б) —6 в) —8

2) а) — 10 б) — 5 в) — 0

3) а) — 8 б) — 4 в) — 2

В. 1) а) —10 б) —3 в) —0

2) а) — 10 б) — 4 в) — 0

3) а) — 12 б) —6 в) —0

Оценка

А. Если ты получил от 13 до 22 очков, значит, ты трудолюбивый ученик и хочешь знать иностранный язык. Если же ты получил меньше, тебе надо больше времени работать над своим характе­ром, не бояться трудностей.

Б. Если ты получил от 15 до 26 очков, ты активный, смелый че­ловек. Если меньше — тебе надо бороться со своей застенчи­востью.

В. Если ты получил от 13 до 32 очков, это значит, что тебе ин­тересно изучать русский язык и ты много занимаешься, чтобы выучить его. Если же ты получил меньше очков, тебе надо по­думать, поговорить с учителем и найти дело, в котором бы тебе помогал русский язык.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.042 с.)