Направления повышения эффективности использования материальных ресурсов на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления повышения эффективности использования материальных ресурсов на предприятии



Возможны различные направления повышения эффективности использования материальных ресурсов на предприятии:

1)комплексное использование сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;

2)качественная подготовка сырья и материалов к производству, внедрение эффективных их заменителей;

3)совершенствование нормативной базы;

4)внедрение прогрессивных, прежде всего малоотходных и безотходных, технологий производства;

5)улучшение качества продукции;

6)использование отходов производства в качестве вторичного сырья;

7)управление оборотными средствами на предприятии с целью их минимизации и др.

ТЕМА 5 СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

5.1. Сущность, цели, принципы и виды планирования

Планирование – один из методов управления предприятием.

Оно представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности организации. Планирование создает основу для четкой, слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих разработку и внедрение рыночных методов хозяйствования.

Сущность планирования заключается:

1)в удовлетворении спроса потребителей в соответствующих товарах и получение максимальной прибыли;

2)обосновании определенных и поддержание необходимых пропорций развития предприятия;

3)обосновании относительного соответствия целей и задач предприятия его возможностям в насыщении рынка товарами.

Основной целью планирования является повышение эффективности работы организации посредством:

1)целевой ориентации и координации всех событий в организа-ции;

2)выявления рисков и снижения их уровня;

3)разукрупнения и упрощения процессов;

4)повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Также к целям планирования относятся:

А)выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую организацией;

Б)повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий, услуг и снижение цен на них;

В)снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов организации;

Г)создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности в стране.

Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию организации, можно сгруппировать по трем направлениям:

1) Материальные цели – это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Материальные цели достигаются посредством реализации стратегий.

2) Стоимостные (монетарные) цели – это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, расчетная и балансовая прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (балансовая прибыль и рентабельность капитала). Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей.

3) Социальные цели (гуманитарные цели) – обусловливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и по внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала, интересная работа, культура мероприятия, имидж предприятия, защита окружающей среды.

Планирование в организации основывается на определенных принципах, которые:

А)определяют характер и содержание плановой деятельности в организации;

Б)обеспечивают единообразие требований, предъявляемых к разработке планов.

Для обеспечения эффективной работы организации и уменьшения возможности отрицательных результатов планирование должно базироваться на принципах:

1) необходимости – обязательность применения планов при выполнении любого вида деятельности;

2) непрерывности – процессы планирования должны осуществляться постоянно и разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу;

3) единства – разработка общего или сводного плана социально-экономического развития организации, т.е. различные планы должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития;

4) гибкости – возможность корректировки разработанных плановых показателей; планы должны содержать резервы, называемые «надбавкой безопасности» или «подушками»: если большие резервы – неточность планов, если низкие резервы – частое изменение планов;

5) точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования организации;

6) оптимальности – оптимальное использование ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности;

7) участия – активное воздействие персонала на процесс планирования, т.е. каждый член коллектива становится участником плановой деятельности, что позволяет объединить оперативное руководство и планирование; способствует развитию личности всех работников, занимающихся планированием; обеспечивает облегчение процесса обмена информацией внутри организации;

8) эффективности – разработка такого варианта плана, который при существующих ограничениях использования ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта;

9) комплексности – план охватывает все стороны деятельности организации: цели, ресурсы, функциональные сферы деятельности, природопользование.

Виды планов хозяйственной деятельности определяются разными признаками в зависимости от управленческих целей организации.

Все виды планирования лежат в основе плана социально-экономического развития организации, включающего следующие разделы:

1) производство и реализация продукции и услуг;

2) научно-техническое развитие, совершенствование производ-ства и управления;

3) нормы и нормативы;

4) капитальное строительство;

5) материально-техническое снабжение;

6) труд и зарплата;

7) себестоимость, прибыль и рентабельность производства;

8) фонды экономического стимулирования;

9) социальное развитие коллектива;

10) охрана окружающей среды и рациональное использование

природных ресурсов;

11) финансовый план.

 

5.2. Методы планирования

 

Под методом планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, программ и планов.

Балансовый метод представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения связи и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов – добиться баланса (равновесия) между показателями. Он обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана, связывает производственную программу с производственной мощностью организации, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. В организации составляются балансы производственной мощности, рабочего времени.

Нормативные методы базируются на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов.

Аналитические методы или методы экономического анализа чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.

Программно-целевой метод предусматривает разработку комплексных программ, которые представляют собой связанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных, научно-исследовательских и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Программно-целевой метод применяется при планировании комплексных задач:

1) повышения качества и конкурентоспособности продукции;

2) плана оптимизации действующих мощностей;

3) плана развития предприятия на основе капитальных вложений и т.д.

Методы экономико-математического моделирования или оптимального планирования позволяют решать задачи отыскания минимальных или максимальных значений целевой функции.

Задача данного метода – составить модель из ряда показателей и коэффициентов. Находится переменная планируемая величина как зависимая от других факторов.

Основные положения экономико-математического моделирования состоят:

1) в определении методики выбора и задания критерия оптимальности;

2) формализации модели функционирования объекта управления;

3) построении ограничений по ресурсам и заданиям.

Метод экспертных оценок базируется на опыте и квалификации управленческих работников. Различают индивидуальные экспертные оценки и коллективные, типа «мозговой атаки», генерации идей, метод Дельфи и др.

 

5.3. Бизнес-план организации: сущность, структура и содержание бизнес-плана

В современных экономических условиях возрастает роль бизнес-планирования.

Бизнес-план организации – это программа эффективного управления организацией, направленная на обеспечение ее конкурентоспособности и устойчивого финансового положения.

Содержанием бизнес-плана организации является проведение

комплекса маркетинговых и технико-экономических исследований, направленных на совершенствование и развитие производства.

Содержание конкретного бизнес-плана зависит:

1)от отраслевой принадлежности;

2)размера организации;

3) стратегии организации (расширение, создание);

4) условий финансирования.

Функции бизнес-плана:

А) разработка стратегий бизнеса;

Б) оценка возможности развития нового направления деятель-ности, контроль процессов развития организации и выполнения

бизнес-плана;

В) привлечение денежных средств;

Г) привлечение к реализации планов организации потенциальных партнеров, которые могут вложить свой капитал.

Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные

варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может

столкнуться организация.

Бизнес-план разрабатывается:

1) при создании организации;

2) при переломных моментах существования организации;

3) при реструктуризации;

4) при приватизации;

5) при привлечении потенциальных инвесторов;

6) при разработке инвестиционного проекта по выпуску новых

видов продукции (работ, услуг, технического решения) и др.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления: для проведения санации, реструктуризации, приватизации, получения внешних инвестиций и др.

Основное требование к бизнес-плану – его реальность.

Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ рынка, технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов.

В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе

стандартных требований к его оформлению:

1) простота и четкость изложения плана;

2) достаточность, надежность и достоверность информации;

3) обоснованность и объективность;

4) достижимость поставленных целей;

5) комплектность;

6) перспективность;

7) гибкость и оптимальность;

8) контроль (составление графиков работ, сроков, показателей).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.027 с.)