Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кластерный подход к развитию экономики. Понятие кластера. Организация(предприятие) в системе кластера↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
Рисунок 1 – Состав кластера в общем виде Центральным субъектом является «бизнес» - основа производственного кластера. Два других субъекта - «органы власти» и «организации» - формируют кластерную инфраструктуру. Такое разделение кластерной инфраструктуры поможет создать рациональную структуру кластера и определить функции его участников. Важность определения субъектов инфраструктуры состоит в том, что они формируют методы поддержки кластеров. Мировая практика свидетельствует о существовании различных правительственных учреждений (департаменты, агентства, министерства торговли и промышленности, комиссии по кластерам, комитеты по повышению конкурентоспособности). Вторая группа - организации, она включает университеты, школы бизнеса, ассоциации, торгово-промышленные палаты. Состав инфраструктуры зависит от многих факторов: активности инициативных групп, вида кластерного подхода, степени экономического развития страны, менталитета представителей бизнеса и местных властей. По нашему мнению, в структуру кластера необходимо включать те организации, которые добавляют ценность ключевому продукту. Структура кластера может быть сложной и иметь в своем составе другие кластеры. Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя: - ликвидацию барьеров для инноваций; - инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру; - поддержка географической концентрации связанных фирм. Роль кластерного подхода в повышении конкурентоспособности организаций состоит в следующем:
1. В снижении себестоимости продукции за счет: - доступности ресурсов и услуг специализированных организаций благодаря тесным связям и близости поставщиков ресурсов; - снижения транзакционных издержек благодаря неформальным связям; - совместных с субъектами кластера программ маркетинговых исследований и обслуживания потребителей; - совместного финансирования проектов. 2. В повышении потребительской удовлетворенности клиентов благодаря: - лучшей осведомленности о спросе и потребностях в результате объединения с корпоративными потребителями; - совместным с субъектами кластера программам маркетинговых исследований. 3. В активизации инновационной деятельности в кластере за счет: - сотрудничества разноотраслевых фирм с научно-исследовательскими и информационными организациями; - взаимного учебного процесса и обмена информацией; - быстрой диффузии инноваций внутри локальных инновационных систем; - взаимосвязи и взаимодействия субъектов производственной системы (цепочки ценностей) и создания «новых» комбинаций знаний и навыков. 4. В экономическом стимулировании и протекционизме субъектов кластера путем: - предоставления налоговых льгот, льготных кредитов и субсидий за счет местных бюджетов; - увеличения импортных таможенных пошлин и налогов на продажу импортных товаров; - отстаивания выгодных цен контрактов на переработку давальческого сырья и др. Кластер представляет собой систему как комплекс компонентов, у которых совместная работа и взаимоотношения принимают характер взаимодействия, т. е. наблюдается явление синергии. В таких системах целое больше, чем сумма частей. Это означает, что повышение конкурентоспособности каждого субъекта кластера приведет к повышению конкурентоспособности кластера в целом, а повышение конкурентоспособности кластеров - к повышению конкурентоспособности региона и отраслей. При этом, субъекты, не ассоциированные в кластер, будут иметь меньше конкурентных преимуществ. Создание организации Организация может быть создана: 1)заново; 2)в результате разукрупнения; 3)в результате выделения из состава действующей организации одного или нескольких структурных подразделений; 4) на базе структурной единицы объединения. Учредителем организации может быть: а) государство в лице соответствующих органов; б) физическое лицо; в) группа физических и (или) юридических лиц. Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами. К ним относятся: ГК РБ, Закон об АО, ООО, ОДО и др. Порядок создания юридических лиц: 1) Распорядительный – юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного органа, например, приказом Министерства – организация, постановлением Правительства – концерн. 2) Разрешительный – создание по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного или иного органа. Например, дочерние организации. 3) Явочно-нормативный – специфического соглашения на создание юридического лица не требуется, т. к. его создание разрешено законом. Например, создание хозяйственных обществ, товариществ. В данном случае проверяется соблюдение установленного порядка. 4) Заявительный – принцип одного окна. Решение о создании новых организаций принимает владелец капитала. При этом цели организации новых субъектов хозяйство- вания могут отличаться в зависимости от учредителей. Если в качестве учредителя выступает государство, то оно преследует следующие цели: А) производство социально значимых товаров и услуг; Б) укрепление обороноспособности страны и повышение ее конкурентоспособности; В) вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым проблемы занятости; Г) использование имеющихся природных ресурсов; Д) изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием наукоемких технологий; Е) удовлетворение экономических интересов членов трудового коллектива. Владелец частной организации имеет цель – получение максимальной прибыли для удовлетворения личных интересов. Этапы создания организации: 1) Возникновение идеи о создании новой организации, необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров и услуг. 2) Изучение емкости внутреннего и внешнего рынков, в том числе анализ текущего и потенциального спроса, платежеспособности, удовлетворения потребителей рынка. 3) Разработка стратегии, определенной номенклатуры и ассортимента продукции. 4) Поиск поставщиков необходимых факторов производства. 5) Подбор соучредителей организации. 6) Определение финансового инструмента для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования организации. 7) Подготовка учредительных документов (договор, устав) и бизнес-плана. 8) Проведение организационных мероприятий по созданию организации. 9) Государственная регистрация, открытие необходимых счетов в банках. 10)Получение лицензий (если необходимо). 11) Изготовление печатей, штампов. 12) Постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе пенсионного фонда и др. Создание организации начинается с поиска рыночной ниши (эффективной сферы организации бизнеса) и выбора партнеров. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Вновь созданные организации подлежат государственной регистрации. Перед регистрацией организация обязана согласовать в регистрирующих органах свое наименование, которое является способом индивидуализации организации. С момента государственной регистрации организация считается созданной и приобретает статус юридического лица. Деятельность не зарегистрированной организации запрещается. Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, организация обязана получить необходимую лицензию в порядке, установленном Советом министров Республики Беларусь. Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат: 1) создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования; 2) изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы. К государственным органам, осуществляющим регистрацию, в зависимости от вида деятельности коммерческих и некоммерческих организаций относятся: 1)Национальный банк Беларуси; 2) Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов; 3)администрации свободных экономических зон; 4) Министерство юстиции Республики Беларусь; 5)Министерство иностранных дел Республики Беларусь; 6) областные исполкомы и Минский городской исполком; 7)городские исполкомы областных центров Республики Беларусь. Срок регистрации – один месяц со дня подачи всех необходимых документов. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке. После регистрации наступает регистрационный период, когда необходимо легализовать свою деятельность: 1) в десятидневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции; 2) зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности; 3) выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет; 4) стать на учет в фонд социальной защиты населения; 5) осуществить наем квалифицированного персонала; 6) заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и другие хоздоговоры; 7) осуществить объявленную в учредительных документах деятельность в соответствии с установленными правилами (в течение 6 месяцев должны быть получены соответствующие лицензии); 8) обеспечить движение денежных средств по счету в срок не позднее 3 месяцев со дня открытия счета; 9) разместить органы управления юридического лица по указанному адресу и обеспечить нахождение документов бухучета и отчетности. Этап создания является обязательным для всех организаций. В дальнейшем одни организации могут развиваться и успешно функционировать бесконечно долго, другие в период адаптации к рыночным условиям хозяйствования осуществляют реорганизацию, реструктуризацию, санацию, которые могут не дать положительных результатов, что приведет к ликвидации субъекта хозяйствования.
Планирование средств на оплату труда работников организации В состав фонда заработной платы в соответствии с действующим законодательством включаются следующие элементы: 1. Зарплата за выполненную работу и отработанное время: - заработная плата, начисляемая работникам по тарифным ставкам и окладам, за отработанное время; - зарплата, начисляемая работникам по сдельным расценкам либо в процентах от выручки при реализации продукции (работ, услуг); - стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам; - сумма индексации зарплаты в связи с повышением цен на товары и услуги; - доплаты за совмещение профессий и др. 2. Поощрительные выплаты: 2.1. Регулярные поощрительные выплаты: - надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, сложность выполняемых работ и т.д.; - ежемесячные и ежеквартальные надбавки за продолжительность непрерывной работы (вознаграждение за выслугу лет, стаж работы: при стаже работы 1-5 лет доплата составляет 10% к должностному окладу; 5-10 лет – 15%; 10-15 лет – 20%; более 15 лет – 30%); - премии, вознаграждения, которые носят регулярный или периодический характер независимо от источника выплаты; - премии по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации; - специальные виды премий за экономию топливно-энергетических и материально-технических ресурсов, внедрение новой техники и др. 2.2. Единовременные поощрительные выплаты: - единовременные разовые премии и вознаграждения независимо от источника их выплат; - вознаграждения по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы); - единовременная материальная помощь (денежная компенсация); - материальная помощь к отпускам, юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям (включая подарки) и др. 3. Выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда: - доплаты за работу в особых (неблагоприятных) условиях труда; - доплаты к тарифным ставка за работу в зонах радиоактивного загрязнения; - доплаты за работу в ночное время, при многосменном режиме и в режиме разделения рабочего дня; - оплата сверхурочных, оплата выходных и праздничных (нерабочих) дней и др. 1. Оплата за неотработанное время: - ежегодные и дополнительные отпуска; - оплата времени работника, привлекаемого на выполнение государственных и общественных обязанностей и др. 5. Отдельные выплаты социального характера: - стоимость бесплатно предоставляемых работнику питания, пайков в отдельных отраслях экономики; - средства на возмещение расходов работников по оплате коммунальных услуг, найму жилья; - стоимость, предоставляемых работнику товаров, продукции, услуг бесплатно или по сниженным ценам; - оплата льгот по проезду в различных видах транспорта; - оплата абонементов групп здоровья, занятий в секциях и др. Фонд оплаты труда всех категорий персонала (ФОТ) может быть рассчитан по минимуму месячной оплаты, установленному на планируемый период: ФОТ =12min * Чпл * Кср * (1 + Кд),
где min – действующий минимум оплаты труда; Чпл – общая численность промышленно-производственного персонала; Кср – средний квалификационный коэффициент работников. Гибкая система оплаты труда При введении в организации гибкой системы оплаты труда работников должны быть соблюдены нормы статьи 65 Трудового кодекса Республики Беларусь. При введении в организации гибкой системы оплаты труда заработная плата работника при выполнении им установленной месячной или часовой нормы труда должна быть не менее минимальной заработной платы. Работу по созданию эффективной гибкой системы оплаты труда работников организации рекомендуется проводить по следующим этапам. 1-й этап. Проведение анализа результатов деятельности организации за определенные периоды времени, в том числе в сравнении с результатами работы других организаций, осуществляющими аналогичный вид деятельности. 2-й этап. Выбор варианта гибкой системы оплаты труда в зависимости от: вида экономической деятельности организации; показателей финансово-экономической деятельности организации (например, рост прибыли, объемов производства продукции, производительности труда, рентабельности и другие); наличия и размера средств на оплату труда; особенностей организационной структуры и численности работников; квалификации работников; коллективных результатов труда; индивидуальных результатов труда. 3-й этап. Разработка формы (системы) оплаты труда работников на основе результатов первого и второго этапов 4-й этап. Проведение сравнительного анализа действующей и проектируемой формы (системы) оплаты труда; 5-й этап. Внедрение гибкой системы оплаты труда. 6-й этап. Совершенствование гибкой системы оплаты труда с учетом изменений целей и задач, стоящих перед организацией, структуры, критериев оценки деятельности и других факторов. организация оплаты труда может быть основана на следующих разновидностях гибких систем оплаты труда.
Инновационная структура Специализированные инновационные комплексы и организации по распространению инноваций составляют основу инновационной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность экономических субъектов, непосредственно не участвующих в инновационной деятельности, но обеспечивающих условия для ее эффективной реализации. Инновационная инфраструктура – это совокупность отраслей, организаций, учреждений, деятельность которых призвана: 1. Обеспечивать содействие в создании производств с новыми технологиями и в осуществлении инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации. 2. Участвовать в финансировании инновационных проектов. 3. Проводить комплекс мероприятий, направленных на передачу инноваций из сферы их разработки в сферу практического применения. Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: а) финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний; б) производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.; в) информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги); г) кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.; д) экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.). Рыночный (сравнительный). Затратный подход – определение оценочной стоимости на основе затрат собственника на создание и развитие организации. Данный метод предусматривает оценку стоимости организации по данным о стоимости собственных источников в виде разницы между активами и обязательствами организации. Методы затратного подхода: 1. Имущественный (метод накопления активов) – расчет обоснованной рыночной стоимости каждого актива организации и перевод всех обязательств организации (в том числе и незарегистрированных) в текущую стоимость и вычитание из суммы активов всех обязательств организации. 2. Метод скорректированной балансовой стоимости аналогичен методу накопления активов, при этом определение обоснованной рыночной стоимости проводится не по всем активам, а выборочно. Выбор объектов, оцениваемых по обоснованной рыночной стоимости, проводится по следующим критериям: – значимость в производственном процессе оцениваемой организации; – удельный вес в стоимости активов оцениваемой организации; – значительные расхождения балансовой и обоснованной рыночной стоимости актива. 3. Метод ликвидационной стоимости – разница между суммарной стоимостью всех активов и затратами на его ликвидацию. Методы затратного подхода основываются на достоверных данных баланса и бухгалтерского учета. Методы затратного подхода позволяют определить стоимость организации с учетом: – износа его имущества; – темпов инфляции; – рыночных и других факторов. Для оценки стоимости организации методом дисконтирования выделяют два периода: 1) прогнозный; 2) постпрогнозный (остаточный). Прогнозный – период времени, на который представляется возможным с достаточной достоверностью разработать прогноз будущих денежных потоков организации и ставки дисконта. На практике этот период составляет не менее 3 лет, как правило, 5, 10, реже 20 лет. Постпрогнозный (остаточный) – период времени за рамками заданного прогнозного периода, характеризуется остаточной стоимостью организации, которая включает стоимость денежных потоков за все годы, которые остаются за рамками прогнозного периода. Преимущества метода дисконтирования: 1) единственный метод, который учитывает будущие ожидания относительно изменения цен, затрат, инвестиций; 2) включает рыночный аспект; 3) является наиболее корректным и позволяет рассчитать оценочную стоимость, максимально приближенную к рыночной цене; 4) может оценить экономическое устаревание организации как отставание дисконтированной стоимости будущих чистых доходов от стоимости имущества. Недостатком метода дисконтирования является его сложность, так как он предполагает разработку прогноза денежных потоков и ставку дисконта на длительный период и с достаточной достоверностью, что требует участия высококвалифицированных специалистов. Капитализация дохода – определение величин капитала, способного приносить доход не ниже дохода оцениваемой организации. Метод капитализации дохода – метод, при котором оценочная стоимость организации равна капитализированной стоимости доходов. Капитализированная стоимость будущих доходов – сумма, которая, будучи помещенной на депозит в банке, принесет доход не ниже дохода от организации. Она зависит от динамики будущих чистых доходов и ставки капитализации. Преимущества метода капитализации: 1) позволяет учесть при оценке стоимости организации доходность организации; 2) является достаточно простым и может базироваться на ретроспективных данных; 3) используется для определения оценочной стоимости организации в тех случаях, если невозможно спрогнозировать будущие денежные потоки, при этом ожидается, что они будут примерно равны текущим или станут равномерно увеличиваться на незначительную величину. Рыночный (сравнительный) подход заключается в определении стоимости организации на основании данных в течении 3–5 лет о совершенных сделках по продаже предприятий аналогов. СОДЕРЖАНИЕ
|