Концентрация производства:сущность,формы, преимущества и недостатки. Показатели концентрации производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концентрация производства:сущность,формы, преимущества и недостатки. Показатели концентрации производства



Концентрация производства – это рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции.

Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

1. увеличение выпуска однородной продукции (специализиро­анные предприятия);

2. увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

3. развитие концентрации на основе комбинирования произ­водства (предприятия-комбинаты);

4. развитие концентрации на базе диверсификации производ­ства.

Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомя­нутых форм, так и за счет более широкой деятельности предпри­ятия, проникновения его в другие отрасли.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают следующие виды концентрации производства:

- Агрегатная концентрация – это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.

- Технологическая концентрация – это укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники, так и путем увеличения количества однотипного оборудования.

- Организационно-хозяйственная концентрация производства – это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.

Она выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий.

Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы абсолютные и относительные показатели.

Абсолютными показателями концентрации являются:

а) объем производства продукции за год;

б) среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

в) среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Относительными показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

- объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

- удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

- удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

- удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

- удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

- удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Таким образом, абсолютная концентрация характеризует масштабы производственных единиц, относительная долю крупных предприятий в общем объеме производства отрасли или промышленности в целом.

Преимущества крупных предприятий:

• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука—про­изводство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследо­вательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распростра­нения;

• легче внедряют и лучше используют более современное и вы­сокопроизводительное оборудование;

• создают лучшие предпосылки для применения более совер­шенной организации производства;

• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

• имеют больше возможностей для углубления, разделения и кооперирования труда;

• достигают большего эффекта от применения ЭВМ.

Недостатки крупных предприятий:

• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, матери­алов и комплектующих изделий к предприятию и отправку гото­вой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

• усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

• повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекаю­щими отсюда негативными последствиями;

• нарушение принципа равномерного размещения промыш­ленного производства и комплексного развития отдельных реги­онов страны;

• возможность монополизации производства и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.005 с.)