Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели уровня концентрации производстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными показателями уровня концентрации в промышленности являются размеры предприятий, определяемые: - годовым выпуском продукции; - среднегодовой численностью работающих; - среднегодовой стоимостью основных фондов; - потреблением электроэнергии в год; - удельным весом крупных предприятий в выпуске продукции всей отраслью; - средним размером предприятия в отрасли. Для характеристики уровня концентрации производства в отраслях, изготавливающих один вид продукции, используются натуральные показатели. Например, в электроэнергетике – годовая выработка электроэнергии в кВт. В отраслях промышленности, в которых изготавливается разнообразная продукция, уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях. В некоторых отраслях с многономенклатурной продукцией имеются производства, которые изготовляют однородную или взаимозаменяемую продукцию, уровень концентрации производства может определяться в натуральных и условно-натуральных показателях. Показатели среднегодовой численности промышленно-производственного персонала (ППП) и среднегодовой стоимости основных фондов имеют свои достоинства и недостатки. Они могут использоваться при анализе отдельных сторон концентрации производства: один – по уровню концентрации живого труда, второй – овеществлённого труда. Высокий уровень концентрации не всегда отражает высокую экономическую эффективность производства. Между показателями концентрации производства и его экономическими показателями нет прямой связи. Если предприятия характеризуются только большими размерами, а их структура и масштабы выпуска продукции не являются оптимальными для данной отрасли, то уровень концентрации не может служить показателем эффективности производства. При определении уровня концентрации в промышленности учитывается влияние внутрипроизводственных и внешних факторов. Внутрипроизводственные факторы определяются оптимальными размерами производства продукции и предприятий с точки зрения максимального использования производственных ресурсов. К внешним факторам относятся транспорт, размеры сырьевой базы, наличие или возможность привлечения рабочей силы, водные ресурсы, климатические условия и т.п. Уровень концентрации производства и определяемые им оптимальные размеры предприятий зависят от географического размещения промышленности и районирования, потребления готовой продукции, наличия трудовых ресурсов в регионе и других факторов.
Концентрация и монополия Концентрация и монополизация, как явления в экономике тесно связаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов. Каждое государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов. Для этого государства создают систему антимонопольного законодательства. К концу 60-х гг. на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству, монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке или на 3 и менее предприятий ½ оборота, либо на 5 и менее – свыше 2/3 общего оборота. Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель: «доля четырех крупнейших предприятий». Однако в последние годы все большее распространение получает показатель – индекс Герфиндаля-Гиршмана. В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации – доля отдельного предприятия на рынке продаж. По действующему российскому антимонопольному законодательству предприятие, безусловно, считается монополистом, если оно контролирует 65% и более товарного рынка. Если предприятие контролирует от 35% до 65% рынка, то для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Таким образом, помимо статистических данных о доле рынка, уделяется внимание экономическому анализу, который учитывает факторы поведения фирм, возможности выхода на рынок новых фирм и др. Если субъект имеет долю на рынке менее 35%, его положение не может быть признано доминирующим. Сам факт доминирующего положения не наказуем, антимонопольные комитеты преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им. Оценка состояния концентрации на отечественных товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах. Она исчисляется по значениям коэффициентов концентрации (например, CR 3 – доля на товарном рынке или в отрасли трёх крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса Герфиндаля-Гиршмана (HHI). HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке хозяйствующих субъектов и показывает влияние крупных компаний на состояние рынка.
,
где n – число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке или в отрасли; - доля i-го хозяйствующего субъекта (%) в объёме реализованной продукции на рынке или в отрасли. Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия). Нормальная концентрация возникает в случае, если CR 3 <45%, HHI <1000, т.е. неконцентрированная отрасль. Средняя степень концентрации возникает в том случае, если 45%< CR 3 <70%, 1000< HHI <2000, таким образом, отрасль является умеренно концентрированной. Высокая степень концентрации возникает тогда, когда CR 3 >70%, HHI >2000, т.е. в отрасли существует слабая конкурентная среда. По результатам количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- или низко концентрированной отрасли, а также оценивается наличие и степень развитости конкуренции. Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства, т.е. оно сосредоточено в основном на крупных предприятиях. Наиболее монополизированы такие отрасли как чёрная металлургия, машиностроение и цветная металлургия. Однако, монополий национального масштаба в России относительно немного. Это в основном так называемые “технологические монополии”: оборонный комплекс, трубопроводный транспорт, почта и др. Более характерны для экономики страны другие модели: · локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Например, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции или по обслуживанию населения в отдельных районах страны, которые занимают монопольное положение в районе; · олигополия – наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (например, производство легковых автомобилей); · наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий – аутсайдеров (например, концерн «Газпром»); · деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и товарные рынки (например, рынки банковских, страховых услуг, рынки бытовой и офисной мебели и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.009 с.) |