Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод искусственного базиса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чтобы применить симплекс-метод для решения задачи ЛП в произвольной форме, необходимо выделить начальный допустимый базис. Для этого в симплекс-метод вводят подготовительный этап. Один из методов для реализации подготовительного этапа называется методом искусственного базиса. Алгоритм метода искусственного базиса. Шаг 1. Приводим задачу ЛП к каноническому виду с неотрицательными правыми частями , . (35.1) Шаг 2: Строим вспомогательную задачу ЛП (35.2) . Переменные вспомогательной задачи образуют базис вспомогательной задачи ЛП и называются искусственными. Вспомогательная задача ЛП всегда имеет решение, причем оптимальное значение целевой функции Приводим вспомогательной задачи ЛП к специальному виду. Для этого целевую функцию выражаем через небазисные переменные. (35.3) Шаг 3: Решаем вспомогательную задачу ЛП симплекс-методом. Шаг 4: Если , то допустимого решения в исходной задаче не существует. Задача не разрешима и процесс решения исходной задачи завершается. Шаг 5: Если , то приводим исходную задачу к виду (35.1) на основе оптимальной симплек-таблицы вспомогательной задачи ЛП. Подготовительный этап симплекс-метода исходной задачи на этом завершается. Задача 35.1. Решить задачу линейного программирования Заметим, что у нас уже есть одна базисная переменная . Поэтому вводим лишь две искусственные переменные и , заменяя исходную задачу следующей: Итак, у нас получилась вспомогательная задача ЛП: Исходная симплекс-таблица примет тогда вид:
Дальнейшие итерации приводятся без особых пояснений. Первая итерация Так как из базиса выводится вектор , то в получающейся симплекс-таблице соответствующий столбец сразу удаляется.
Вторая итерация На этой итерации из базиса выводится вектор . Соответственно из симплекс-таблицы удаляется столбец, соответствующий этому вектору, и все введенные дополнительные переменные исчезают.
Третья итерация Мы вернулись к исходной задаче и продолжаем решать ее по стандартной схеме.
Строка целевой функции не содержит положительных значений. Значит, задача решена и оптимальный план имеет вид: (0, 15/7, 25/7, 15/7) Двойственность задач линейного программирования. Таблица соответствий. Определение: двойственная задача – это вспомогательная задача линейного программирования, формулируемая с помощью определенных правил непосредственно из условий исходной задачи, которая в этом случае называется прямой задачей линейного программирования. Таблица 36.1
Трудности в решении задач линейного программирования зависят не от количества переменных n, а от количества ограничений m, определяющих число итераций симплекс-метода. Поэтому, если прямая задача линейного программирования, еще не приведенная к стандартной форме, содержит большое количество ограничений (m>n), то в этом случае целесообразно перейти к двойственной задаче. Сформированная двойственная задача линейного программирования будет иметь m переменных и n ограничений, т.е. количество итераций при этом уменьшится. Рассмотрим пару задач ЛП вида: Таблица 36.2
Задачу (I) называют прямой задачей ЛП, а (II) - двойственной. Ограничения задач (I) и (II), соответствующие друг другу, называются сопряженными. Заметим, что задача двойственная к (II), есть исходная прямая задача, т.е. соотношение двойственности взаимное. Поэтому можно любую из такой пары задач считать прямой, а другую - двойственной. Грубо говоря, двойственная задача - это на 900 повернутая исходная прямая задача. В этой связи полезно усвоить следующую схему соответствия. Задача 36.1: построить двойственную задачу к следующей задаче ЛП: Прежде чем приступать к построению двойственной задачи, необходимо упорядочить запись исходной: согласовать знаки неравенств в ограничениях задачи с целевой функцией. Так как целевая функция минимизируется, то неравенства должны быть записаны с помощью знака Для этого второе неравенство умножим на -1: Теперь, вводя двойственные переменные , , , запишем в соответствии с указанным правилом пару двойственных задач:
Таблица 36.3
Итак, задача слева - исходная прямая задача, задача справа - двойственная к исходной задаче.
Теоремы двойственности. Рассмотрим стандартную задачу ЛП и двойственную к ней: Таблица 37.1
Пара двойственных задач (I) и (II) называется парой симметрических двойственных задач. Не ограничивая общности, теорию двойственности можно рассматривать для пары симметрических задач, поскольку для любой задачи ЛП существует эквивалентная ей стандартная задача ЛП и поэтому теоремы, справедливые для пары симметрических двойственных задач, будут справедливы для пары общих двойственных задач. Рассмотрим пару симметрических двойственных задач в матричной форме записи. Таблица 37.2.
Здесь , , , , - матрица из строк и столбцов, - транспонированная матрица. Введем обозначения для допустимых областей задачи (I) и (II). , Основное неравенство двойственности: для любых допустимых решений прямой задачи и для любых допустимых решений двойственной задачи выполняется неравенство . Следствие (достаточное условие оптимальности): если для некоторых допустимых решений и выполняется равенство значений целевых функций , то , - оптимальные решения задачи (I) и (II) соответственно. Первая теорема двойственности: е сли одна из пары двойственных задач (I) и (II) разрешима, то разрешима и другая задача, причем оптимальные значения целевых функций прямой и двойственной задач совпадают. , (37.1) где , оптимальные планы задач (I) и (II) соответственно. Вторая теорема двойственности: чтобы допустимые решения , пары двойственных задач (I) и (II) были оптимальными необходимо и достаточно, чтобы выполнялись условия: 1) , (37.2) 2) . (37.3)
Критерии оптимальности. Первый критерий оптимальности: Решение оптимально тогда и только тогда, когда существует решение такое, что . (38.1) Второй критерий оптимальности: чтобы допустимые решения , - пары двойственных задач (I) и (II) были оптимальны, необходимо и достаточно, чтобы выполнялись соотношения: 1) если , то ; (38.2) 2) если , то ; (38.3) 3) если , то ; (38.4) 4) если , то . (38.5) Пример: используя теоремы двойственности, решить двойственную задачу, если известно решение прямой задачи. , (38.6) , , . Пусть решение задачи найдено одним из стандартных методов: , . Построим двойственную задачу: , (38.7) , , . По первой теореме двойственности задача разрешима, причем . Найдем оптимальный план задачи , используя вторую теорему двойственности. Подставим координаты вектора в ограничения задачи (38.6). Получим Следовательно, неравенство должно выполняться как равенство, то есть . Далее, так как , , то , . Получаем систему линейных уравнений: , , Планы и , в силу второй теоремы двойственности, являются оптимальными в задачах (38.6) и (38.7) соответственно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.009 с.) |