Ветви государственной власти в Республике Беларусь (законодательная, исполнительная, судебная). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ветви государственной власти в Республике Беларусь (законодательная, исполнительная, судебная).



Согласно Конституции РБ государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Наряду с разделением властей действует «аппарат сдержек и противовесов». Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.

Государственная власть может эффективно выполнять свои функции там, где есть четкое разделение на три ветви:

1. Законодательную (Парламент);

2. Исполнительную (глава государства и правительство);

3. Судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции).

Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

Законодательная власть – это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей – 110 депутатов.

Срок полномочий Парламента – четыре года.


Исполнительная власть – это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.
Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:
1) центральная – на всю территорию
2) местная

Органы центральной исполнительной власти:
1) Совмин
2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.
Правовое положение центральных органов исполнительной власти определено конституцией, а именно раздел 4 глава 5 и законом о Совмине.

Функции местной исполнительной власти распространяются в пределах административно-территориальных единиц.
3 уровня исполкомов:
1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)
2) базовый (городские и районные)
3) областной (областные и г. Минска)
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.


Судебная власть – одна из ветвей госвласти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава6).
Судебную власть осуществляют:
1) суды общей компетенции (верховный суд возглавляет, ему подчинены областные, городские, районные, районные в городе и военные суды). Суды общей компетенции рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.
2) Специальные суды
• Хозяйственные суды – высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности)
• Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении контроля за конституционностью НПА. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией (раздел 4 глава 6 ст.116) и законом «о конституционном суде». Правовое положение других органов судебной власти определено конституцией (раздел 4 глава 6) и кодексом «о судоустройстве и статусе судей»

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяется законом.

 

47. Реализация государственной власти (на основании Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 года №204-3 с последующими изменениями и дополнениями).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 4793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.007 с.)