Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие административного права, его правовые нормы.

Поиск

.Административное право – это самостоятельная отрасль права, которая призвана регулировать общественные отношения в сфере госуправления (исполнительной власти). Административное право устанавливает рамки и формы госуправления, определяет его содержание, цели, задачи. Отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования, поэтому для понимания сущности административного права, его отличительных особенностей необходимо определить его предмет и метод.
Предмет науки – те общественные отношения, на которые распространяют своей действие нормы данной отрасли права, или предмет науки – то, что она изучает.
Предмет административного права – это общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов госуправления. Это определение логически предопределено тем, что «администрация», по сути, и является управлением, следовательно: административное право – это управленческое право или право управления. Предметом административного права являются все управленческие отношения, за исключением тех, которые регулируются другими отраслями права. Например: управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансами, регулирует финансовое право и т.д.

Метод правового регулирования используется во всех отраслях права. В наиболее общем виде метод правового регулирования представляет собой систему юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на поведение участников общественных отношений.
Метод административно правового регулирования – совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются общественные отношения. В качестве способов правового регулирования административное право использует:
1) запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать соответствующее действие в условиях, предусмотренных административно правовой нормой.
2) Дозволение – предоставляет участнику правовых отношений субъективные права на совершение определенных действий либо отказ от их совершения (право на обжалование действий госуправления)
3) Рекомендация – пожелание юридического характера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмотренных правовой нормой (альтернативное право обратиться в органы госуправления или суд)
4) Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. (обязанности гражданина получить общегражданский паспорт по достижении определенного возраста)
Методу административно правового регулирования присущ прежде всего императивность – повелительный характер использования правовых средств, именно они составляют основу деятельности органов госуправления.

Функция – направление деятельности, виды управленческих работ вытекающие из цели органа госуправления. Функции административного права – это целевые установки и предназначение отрасли.
Виды основных функций административного права:
1) правоисполнительные – состоит в том, что нормы административного права предоставляют органам госуправления полномочия по административному нормотворчеству
2) организационная – исходит из организационного характера управленческой деятельности
3) Окординационная – состоит в обеспечении эффективного взаимодействия всех органов госвласти
4) Правоохранительная – обеспечивает соблюдение правового режима, установленного в сфере госуправления и защиту законных интересов всех участников административных правоотношений
Принципы административного права – основополагающие начала, на базе которых происходит практическая реализация исполнительной власти.

Основные принципы административного права:
1) приоритет прав человека над интересами государства
2) законности в административном праве
3) эффективности административного права – эффективность обеспечивается например: работой по принятию и доведению до исполнения решений в сфере правоприменительной деятельности органов госуправления.
4) И др.
.Административно-правовые отношения – это урегулированное административно-правовыми нормами управленческие отношения, которые возникают между субъектами административного права. Характерными признаками административных правоотношений:
1) возникают на основе норм административного права
2) складываются в сфере деятельности исполнительной власти
3) Характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями (орган госуправления)
4) направлено на реализацию процессов управления
5) реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения
6) споры, возникающие между сторонами административных правоотношений разрешаются, как правило, в административном (несудебном) порядке.

Основания возникновения административных правоотношений является административный юридический факт, т.е. обстоятельства, с которыми связывают возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Юридические факты делятся на:
1) действия – активное волеизъявление человека
• правомерные
• неправомерные
2) события – не зависят от воли людей (достижение определенного возраста, стихийное бедствие)
Субъектами административных правоотношений являются участники административных правоотношений.
Объектом административных правоотношений является то, на что они направлены (материальные блага)
.Административное право тесно связано с конституционным, гражданским, трудовым, финансовым, уголовным и другими правами. Основой, базой административного права является общая теория права.
Предметом правового регулирования административно-правовые норм являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности государства. Административно-правовая норма – общее правило повеления, установленное государством для регулирования общественных отношений в области госуправления и охраняемые принудительной силой государства. Административное право имеет свои особенности, отличающие их от других правовых норм:
1) имеют особую сферу применения
2) для них характерно то, что они содержат юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере госуправления
3) содержаться в предписаниях и имеют, как правило, повелительный, императивный характер. Административно-правовая норма, как и любая другая норма права имеет внутреннюю структуру и состоит из:
1) гипотезы – та часть нормы, которая указывает на жизненные условия фактических обстоятельств вступления нормы в действие
2) диспозиции – основная, обязательная часть нормы, которая определяет права и обязанности субъектов административного права, устанавливает возможное и должное варианты поведения
3) санкции – указывает на меры возможного государственного воздействия на нарушителя правовых норм.
.Виды административно-правовых норм:
1) по предмету регулирования (по содержанию):
• материальные – устанавливают права и обязанности участников управленческих отношений (гражданин имеет право обжаловать незаконные действия органов государственного управления
• процессуальные – устанавливают порядок реализации обязанностей и прав, предусмотренных материальными нормами (пример: нормы, определяющие порядок подачи и рассмотрения жалоб на действия органов госуправления
2) по функциям:
• регулятивные
• охранительные
3) по содержанию предписания:
• обязывающие
• запрещающие
• уполномочивающие
• стимулирующие
• рекомендательные
4) по юридической силе
• нормы законов
• нормы подзаконных актов
5) по действию во времени:
• срочные (с заранее определенным сроком действия)
• бессрочные
• временные (чрезвычайные) – ограничены во времени исключительных обстоятельств (стихийное бедствие, эпидемия)
6) по территории действия:
• республиканские
• местные
7) по адресату (по конкретному субъекту)
• регулирующие правовое положение органов госуправления
• регулирующие правовое положение граждан в сфере госуправления
8) по объему регулирования
• общие
• межотраслевые
• отраслевые
9) по степени определенности (по форме предписания):
• абсолютно определенные (императивные)
• относительно определенные
• альтернативные (предоставляет право самим определить варианты поведения)
.Реализация административно-правовых норм – практическое использование содержащихся в нормах правил поведения в интересах регулируемых управленческих отношений. Различают несколько видов реализации:
1) исполнение – активное действие субъектов административного права по выполнению юридических предписаний, содержащихся в норме
2) применение – предоставление полномочным органом возможности издания индивидуальных юридических актов
3) соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий
4) использование – добровольное совершение субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Источники права
Источниками административного права являются акты госорганов, в которых содержаться правовые нормы. В зависимости от того кем приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, можно выделить следующие виды источников административного права:
1) конституция
2) НПА национального собрания
• Законы
• Постановления палат парламента
3) НПА президента РБ
• Декреты
• Указы
4) НПА совета министров
• Постановления
5) НПА министерств и ведомств, входящих в систему республиканских органов госуправления
• Постановления республиканских органов госуправления (МВД)
• Инструкция
• Правила
• Устав (положение)
• Приказы
6) НПА местных органов власти – решения местных советов депутатов и распорядительных органов (исполкомов)
7) Регламент
8) Международные договоры, соглашения РБ

Источником административного права, не содержащим норм права рассчитанных на многократное применение можно отнести:
1) распоряжения президента
2) распоряжения председателей палат парламента
3) распоряжение премьер-министра
4) ненормативные (индивидуальные) приказы министерств и ведомств
5) распоряжения глав местных исполнительно-распорядительных органов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.01 с.)