Понятие права, его сущность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие права, его сущность.



Понятие права, его сущность.

Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений;

Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, самостоятельное значение: если понятие права отражает основные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право, в чем его внутренняя основа. Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права, определяющей право как волю, возведенную в закон экономически господствующими классами. Она прямо подчеркивает классовую сущность права. С общесоциальных позиций право определяется как обеспеченный государственным принуждением мощный социальный нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению других представителей общесоциальной концепции право определяется как охраняемое государственным принуждением форма упорядоченности общественных отношений. С точки зрения третьих сущность права – общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей.
Право стоит на «3 китах»:
1) государство
2) нравственность
3) экономика
Государство придает праву формальную определенность и обеспечение. Экономика – основной предмет регулирования. Нравственность – социальную ценность права.

Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.

 

Основные признаки права.

Признаки права - это совокупность основных черт права, при­дающих ему характер специфической системы нормативного ре­гулирования. Праву присущи такие признаки, как:

1) системность, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостные образования, диф­ференцированные на специфические группы норм. Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений;

2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; б) меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам об­щества пользование этими же правами;

3) нормативность права - означающая, что правовому регу­лированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуют­ся повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает, что право представлено нормами - правилами поведения, определя­ющими права и обязанности участников регулируемых отноше­ний, их ответственность;

4) государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным; общеобязательность права, означающая, что правовые установления обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кру­гом лиц, во времени и в пространстве;

5) формальная определенность - означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всег­да содержат определенное указание относительно границ право­мерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.);

6) право есть реально действующая система нормативной ре­гуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, по­скольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях;

7) право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке при­знаваться недействительным и, следовательно, в этом случае пра­вом не является.

 

Принципы права.

Принципы праваэто исходные, определяющие идеи, положения,

установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.

В научной и учебной литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.
В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические.
Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.
К специально-юридическим принципам права обычно относят:
1) принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;
2) принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритета закона перед иными нормативными правовыми актами;
3) принцип подразделения права на публичное и частное, на относительно самостоятельные отрасли и институты;
4) принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;
5) принцип социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия;
6) принцип законности и юридической гарантии прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
7) принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
8) принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признание каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке (принцип презумпции невиновности);
9) принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного.
Кроме названной градации принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права.
В соответствии с данным критерием принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты, именуются общими принципами. Среди них обычно называют принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.
Весьма важными общими принципами права являются принцип закрепления свободы предпринимательства и принцип установления и охраны частной собственности. Последнему придается особое значение, т. к. с собственностью связывается фактическое положение личности в обществе, ее социальный статус и вся ее частная и гражданская жизнь. Известный французский социолог и юрист М. Ориу, отмечая данное обстоятельство, исходил даже из того, что «гражданская жизнь состоит в использовании собственности». Благодаря своей обеспеченности и преимуществам, даваемым приобретенной собственностью, рассуждал автор, человек «может подумать и о чем-то ином», кроме обыденных нужд. Он может предаваться умственным занятиям, свободным профессиям, может размышлять об общих интересах, посвятить себя делам общины, стать гражданином.
Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяются межотраслевые и отраслевые принципы права.
Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отрасли права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику.
Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.
Например, земельному праву Беларуси свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого характера использования земли, платности ее использования и др.
Уголовно-процессуальному праву Беларуси свойственны такие принципы, как принцип независимости судей и подчинения их только закону, принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел, принцип гласности в разрешении дел, процессуального равноправия сторон, принципы состязательности, устности и непосредственности при рассмотрении уголовных дел и др.
Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.

 

Типы права.

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право. Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

4) обе системы не знали деления права на отрасли;

5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право. Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право. Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер - это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право. Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.

 

Функции права.

Функции права - это определенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность и социальное назначение права. Следовательно:
1) функции права - это определенные основные и неосновные направления воздействия права на общественные отношения; функции права - это определенные стороны воздействия права на общественные отношения;
2) функции права - это направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность права;
3) функции права - это направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается социальное назначение права.
Классификация функций права. В понимании функций права существуют два подхода: в социально-политическом аспекте и в социально-юридическом аспекте.
Право проявляет себя в следующих функциях:

§ регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;

§ охранительной — нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;

§ оценочной — правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;

§ функции воздействия на сознание и поведение людей — право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.

Понятие источников права.

Как целостное явление социальной действительности право имеет внешние формы своего выражения. В правовой науке и юридической практике термин источник права понимается многозначно, а иногда употребляется как тождественное термину норма права. Важно уметь четко разграничивать эти термины для использования. Содержание этих понятий будет различным в зависимости от того, в каком контексте они применяются – по отношению к праву в целом или по отношению к правовой норме. Некоторые ученые отождествляют форму и источник права, что неверно.
Термин источник права имеет много значений:
1) силы, которые создали право. В этом случае источник права – воля бога, народа, государственная власть и др.
2) материалы, положенные в основу того или иного законодательства
3) источник права – исторические памятники, которые имели силу законодательства
Если форма права показывает как содержится право, организовано и выражено во вне, то источник права показывает истоки формирования права, а так же систему факторов, определяющих его содержание и форму выражения.

 

Виды источников права.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: НПА и акты, иные источники ненормативного характера. Обычно выделяют 4 источника права:
1) НПА
2) правовой прецедент
3) правовой обычай
4) Договор с нормативным содержанием
5) правовая доктрина
6) тексты религиозных писаний

НПА – это доминирующий источник права во всех правовых системах. Его характеристика:
1) утверждается уполномоченным органом государства и иными субъектами правотворчества путем их волеизъявления
2) имеет внешнюю форму в виде письменного документа
3) включает новые нормы права, включает или изменяет уже действующие
4) принимается по строго установленной процедуре
5) имеет юридическую силу, которая отображает отношения с иными НПА
6) придает воле народа официальный характер
Правовой прецедент – это решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Судебный прецедент – основополагающий источник права в странах англо-саксонской семьи права.
Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в обществе в результате многократного и длительного применения. Правовой обычай один из древнейших и важнейших источников права. Правовой обычай имеет черты обычных обычаев, но правовой обычай, будучи санкционирован государством приобретает юридическую силу, т.е. в случае нарушения применяются меры государственного принуждения. В настоящее время, по мере развития общества, правовой обычай с обычным правом вытеснялись законами и другими источниками права, однако в некоторых отраслях роль сохранилась. Есть обычай торгового мореплавания, международный обычай.
Договор с нормативным содержанием – отличие от договоров, заключаемых в сфере хозяйственной деятельности тем, что содержит в себе правила общего характера, а также нормы права обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место во взаимосвязях между государствами и государственными образованиями. Важный вид договора – международный договор. Он представляет собой явно выраженное соглашение между субъектами международного права, призванными регулировать возникающие соглашения путем установления или изменения взаимных прав и обязанностей. Ярко выраженный пример правовых договоров – коллективный договор, который регулирует на предприятии трудовые, экономические и социальные отношения.
Правовая доктрина – систематизация взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. В РБ в юридической практике используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный материал. Роль правовой доктрины как источника права проявляется в том, что она создает понятие и конструкции, которые затем использую правотворческие органы. Юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права.
Тексты религиозных писаний являются источниками права в странах мусульманской правовой семьи.
Рецепция права – заимствование содержания и некоторых форм права из правовых семей других стран или из прошлого опыта.

 

10.

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

Гипотеза содержит условия, при наличии которых вступает в действия диспозиция.

Диспозиция – это правила поведения, а санкция – это неблагоприятные последствия нарушения правил поведения. Логическую связь между структурными элементами правовой нормы можно обозначить формулой: если – то – иначе. Если субъект попадает в определенную жизненную ситуацию, то он должен следовать указанному правилу поведению, иначе для него наступят нежелательные последствия. Есть и другая точка зрения, в соответствии с которой норма права состоит из двух элементов, при чем: в одном случае это гипотеза и санкция, а в другом случае гипотеза и диспозиция. В связи с таким подходом сторонники данной точки зрения предлагают различать реальную и логическую структуру. Под реальной структурой понимают наличие всех трех структурных элементов в тексте правовой нормы, а в другом случае наличие в тексте двух структурных элементов, а с точки зрения логики трех структурных элементов. «Открытое похищение имущества (грабеж) наказывается лишением свободы…». «Президентом РБ может быть избран гражданин РБ родившийся на территории РБ и последние 10 лет проживающий на территории РБ». В научной литературе также имеется точка зрения, в соответствии с которой норма права состоит из 6 структурных элементов. Кроме трёх структурных элементов, указанных выше, Указание наций правового регулирования. Указание на субъект, попадающих по действие правовых норм. Указание на круг регулируемых нормой права отношения. Гипотеза произошло от греческого – основа, суждение,- это элемент правовой нормы, указывающий на жизненные обстоятельства, при наличии которых норма права вступает в действие. Гипотеза – это необходимый элемент структуры нормы, он определяет сферу действий нормы, «привязывает» её к конкретному жизненному случаю, к субъекту времени и места.
В зависимости от того, на сколько точно указано условие реализации нормы гипотезы подразделяются: Абсолютно определенные, т.е. ясно и точно определяются конкретные обстоятельства, наличие которых требует осуществление норм. Например: статья 761 Гражданского кодекса РБ: «Договор займа на сумму свыше 10 минимальных заработных плат должен быть заключен в письменной форме». Относительное определенные. Здесь субъектам права предоставляется возможность самостоятельно решать вопрос о наличии или отсутствии условий реализации нормы. Например: статья 138 ОБС РБ о браке и семье: «Суд, в праве, отменить усыновление, если установит, что возвращение ребенка родителям соответствует его интересам». Альтернативная гипотеза указывает на ряд обстоятельств, каждое из которых служит основанием реализации номы. Например: Пункт 1-9 статьи 42 Трудового кодекса РБ. По объему изложения гипотезы бывают: Простые, т.е. содержат указания на одно условие действие нормы. Сложные, т.е. перечисляют несколько обстоятельств, которые все вместе служат основанием для применения нормы. По способу изложения гипотезы бывают: Казустические – эти гипотезы связывают реализацию правовой нормы с отдельными строго-определенными частными случаями. Например: статья 139 УК РБ: «Умышленные убийства при …обстоятельствах двух или более лиц. Пункт Д: убийство женщины в состоянии беременности». Абстрактные. Они определяют ….через Например: статья «Умышленные унижения чести и достоинства Диспозиция (от лат. – расположение) – структурный элемент правовой нормы, указывающий на правила поведения, которому должны следовать участники правоотношения. Диспозиция – это сердцевина, стержень правовой нормы. Знание диспозиции и умение её определить важное условие правильной реализации нормы. Бывают случаи, когда в статьях нормативно-правового акта диспозиция опускается. Это допустимо тогда, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента. Целью законодателя в этом случае также является желание не загромождать излишне информацией статьи нормативно-правового акта. Классификация диспозиции: В зависимости от степени определенности: Определенная диспозиция. Точно и конкретно указывается правила поведения, не оставляя свободы для усмотрения. Относительно-определенная диспозиция (альтернативная). Субъектом права предоставляется возможность выбирать варианты своего поведения. По способу изложения: Простые. Простое указание без его развернутого определения. Развернутые (описательные). Здесь подробно указывается характеристика правила поведения. Ссылочные (отсылочные). Ссылка на другую статью этого же нормативно-правового акта. Бланкетные. Здесь ссылка происходит на норму другого нормативно-правового акта. По методу правового регулирования: Управомочивающие. Наделяют субъекты правом на определенные действия. Обязывающий. Обязывают субъекты к определенным действиям. Запрещающие. Указывает на недопустимость совершения определенных действий, а в ряде случаев на недопустимость бездействия. Санкция (от лат. – строжайшее постановление) – неблагоприятные последствия личного или имущественного характера для правонарушителя. Классификация санкций: По степени определенности: Абсолютно определенные. Строго фиксированная мера воздействия. Относительно определенные. Мера воздействия ограничена нижним и верхним пределами. Альтернативные. Предоставляют субъекту право выбора одной из мер воздействия (Штраф или исполнительные работы). По характеру реакции на правонарушение: Карательные (штрафные). Наиболее острая реакция на противоправное деяние и выражается в активных принудительных мерах (арест, лишение свободы). Правовостановительные. Они направлены не на наказание правонарушителя, а на восстановление прежнего состояния (решение суда о восстановлении). Правоотрицающие. Они выражаются в непризнании правового характера, возникающих отношений (договор, заключенный с нарушением требования законом). По направленности неблагоприятных последствий для нарушителя: Личные. Касаются личности правонарушителя (лишение свободы). Имущественные. Связаны с определенными материальными потерями. Кумулятивные санкции. Они допускают помимо основного ещё и дополнительные наказания (лишение свободы с конфискацией имущества).


Пробелы в праве.

Пробелы в законодательстве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;

Причины появления пробелов в законодательстве:
1. появление новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем
2. из-за упущений при разработке закона. Для устранения таких пробелов используют аналогию закона или аналогию права.

 

Понятие толкования права.

Толкование нормы права – это сложный волевой процесс, направленный на установление нового смысла, который заложен законодателем в словесной формулировке.
1 часть – уяснение смысла правовой нормы
2 часть – разъяснение правовой нормы
Уяснение правовой нормы – внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. В ходе уяснения, лицо, толкующее право, использует различные приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Толкование: грамматическое, логическое, историко-политическое, систематическое и иные. Уяснение предшествует разъяснению.

Разъяснение. При разъяснении результат толкования объективируется, т.е. находят свое выражение в определенной форме (официальный акт, совет, рекомендация). ТАКИМ ОБРАЗОМ разъяснение – это объяснение, изложение смысла правовой нормы, выраженное в НПА.
Необходимость толкования обусловлена несколькими причинами:
1) нормы права выражаются посредством слов, предложений и формулировок, и для того, чтобы понять их значение, логическую связь, необходимо целенаправленная мыслительная деятельность человека
2) в нормативных актах воля государства выражена в специфических приемах (правилах юридической техники)
3) нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом.

В случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.

При толковании нормативного правового акта объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений.

При толковании нормативных правовых актов не допускается внесение в них изменений и (или) дополнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.053 с.)