Тема 1. Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения



1. Понятия учебной деятельности, научения, обученияи учения.

2. Виды научения.

3. Механизмы научения.

4. Социально-психологические факторы,определяющие успешность научения.

Тема 2. Соотношение научения и развития

1. Три точки зрения на связь наученияи развития.

2. Научение и созревание организма.

3. Психическое развитие и созревание.

Тема 3. Теория учебной деятельности

1 Структура учебной деятельности.

2. Основные требования, предъявляемые к учебной деятельности.

3.Психолого-педагогические требования к обучению как к преподаванию.

4.Психолого-педагогические требования к учению как усвоению учащимися знаний.

5.Формы организации учебной деятельности.

6. Индивидуальные различия в учебной деятельности.

7. Основные параметры, по которым оценивается развитость учебной деятельности.

Тем а 4. Современные концепции научения

1.Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений, умственных действий (П. Я. Гальперин).

2.Теория формирования научных понятий у школьников (В. В. Давыдов).

3.Теория проблемного обучения (Л. В. Занков, А. М. Матюшкин).

Темы для рефератов

1.Основные понятия психологической теории научения.

2.Соотношение научения и психического развития учащихся.

3.Требования, предъявляемые к учебной деятельности.

4.Психологические теории научения.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Психологические условия оптимальной организации учебной деятельности учителя (обучения).

2. Психологические условия оптимизации учебной деятельности ученика (учения) .

3. Психологические проблемы развивающего обучения.

4. Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов.

 

Литература

I

Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации.— М., 1977. (Обучение и развитие. Готовность к обучению: 359—377.)

Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования//Вопросы психологии.—1991.—№ 6.

Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984.

(Понятие обучения: 12—21, 53—55. Систематизация учебных процессов: 74—180.)

История зарубежной психологии. 30—60-е годыXX века. Тексты.— М., 1986.

(Теория Пиаже: 232—292.)

Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение,— М., 1981.

(Приемы учебной работы: 6—15. Управление учебной деятельностью: 23—28. Показатели и условия умственного развития учащихся: 29—42. Учебная деятельность в условиях развивающего обучения: 42—91.)

Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.— М., 1981.

(Обучаемость и ее компоненты: 26—33. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников: 144—155. Психолого-педагогические принципы развития продуктивного мышления школьников: 155—188. Проблемность обучения: 156—162. Индивидуализация и дифференциация обучения: 162—171.)

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987.

(Понятие учения и его виды: 21—40. Индивидуальные различия в учебной деятельности: 41—78.)

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987.

(Ведущая деятельность: 13—16.)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т,— М., 1983.—Т. 1.

(Овладение учащимися научными понятиями: 324—347. Психологические вопросы сознательности учения: 348—381.)

Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения.— М., 1970.

(Основные аспекты психологической теории учения: 16—31. Решение проблем и учение: 327—339. Психологические проблемы теории учения: 486—591.)

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981.

(Проблема развития языка у детей: 40—53.)

Линдсей П., Нормам Д. Переработка информации у человека (введение в психологию).—М., 1974.

(Обучение и развитие познавательных способностей: 442—472.)

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981.

(факторы интеллектуального развития ребенка: 53—56.)

Одаренные дети.—М., 1991.

(Психологическая характеристика одаренности детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319.)'

Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума).—М., 1966.

(Игра и развитие ребенка (А. В. Запорожец): 5—10. Основные вопросы теории детской игры (Д. Б. Эльконин): 11—37.) ,

Развитие личности ребенка.— М., 1987.

(Интеллект и достижения детей: 131—150.)

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.—М., 1984.

(Научение (основания): 42—69. Язык и научение человека: 70—91. Мысль, речевое общение, действие (о теориях Пиаже, Брунера, Выготского, Гальперина): 91—128. Задачи обучения: 161—193. Анализ обучения: 193—210. Обучение понятию: 210— 235. Обучение психомоторным навыкам: 235—255. Обучение решению проблем-256—280. Закрепление научения: 280—310. Структура навыков обучения- 310— 332. Программированное обучение: 332—354. Оценка научения и обучения- 355—376 Научение обучению: 437—452.)

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы).—М., 1984.

(Требования к теории обучения: 42—55. Теория поэтапного формирования умственных действий: 56—145. Формирование умственных действий и научныхпонятий: 146—223. Ассоциативно-рефлекторная теория как основа программированного обучения: 224—250. Бихевиоризм как психологическая основа программированного обучения: 251—318.) .

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.— М., 1976.

(Проблема инстинкта и научения. Инстинктивное поведение. Научение: 24—87.)

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.—М.,1974.

(Особенности школьного обучения: 9—26. Структура и формирование учебной деятельности: 40—54.)

Якиманская И. С. Знание и мышление школьника.— М., 1985.

(О природе умственной активности школьников: 7—11. Формирование способов умственной деятельности при усвоении знаний: 27—45. Организация умственной деятельности школьников на уроке: 45—59.)

Якиманская И. С. Развивающее обучение.— М., 1979.

(Психологические основы активизации учебной деятельности учащихся- 7—42 Характеристика учебной деятельности: 43—62. Формирование приемов учебной деятельности в процессе обучения: 62—104.)

II

Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца.—М., 1979.

(Научение у детей: 12—26.) , ...

Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации.— М., 1986.

(Импринтинг: 147—154.)

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского,— М., 1979.

(Обучение и развитие: 30—33. Сущность и виды научения: 170—182. Факторы, влияющие на научение: 183—189. Обучение умениям и навыкам: 189—193, 211—215. Формирование знаний и понятий: 193—203. Развитие мышления в учении: 203—210.)

Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.— М., 1981

(Мотивация учения: 5—-26. Теоретические подходы к обучению: 27—49. Организация учебной деятельности в малых группах: 109—115.)

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка —

М., 1985.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.— М., 1972.

(Особенности образования понятий у школьников: 27—34. Ж. Пиаже о роли действия в мышлении: 224—247. Теория мышления и обучение: 332—399. Психологический анализ трудностей усвоения материала: 111—171.)

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986.

(Теория эмпирического мышления в педагогической психологии: 83—96д 102—104.)

Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности

школьников//Вопросы психологии.—1981.—№ 6.

Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей.— М., 1985.

(Критика теории Ж. Пиаже: 70—89. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже:

158—176. Психологический анализ трудностей в учении: 102—115. Обучение в школе (преодоление отставания): 115—133.)

Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения.— М., 1970.

(О роли слова в учении: 277—293.)

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.— М., 1986.

(Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: 4—13. Нравственное развитие ребенка-дошкольника: 13—28.)

Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе общения//Вопросы психологии.— 1984.—№ 5—С. 41—44.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.

(Умственное развитие и способности: 47—54.)

Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения.— М., 1990.

(Мотивация учения (направления исследований): 5—54. Формирование мотивации учения школьников: 54—75. Мотивация совместной учебной деятельности: 78—121. Тренинг мотивации: 122—179.) .

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (общество и способности человека): Книга для учителя.—М., 1989.

(Факторы и условия развития интеллекта: 33—37, 50—82.)

Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик.— М., 1988.

(Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения: 18—35.)

Норман Д. А. Память и научение.— М., 1985. (Как мы обучаемся и запоминаем: 10—14. Способы научения: 103—114.)

Особенности обучения и психического развития школьников 13— 17 лет.— М., 1988.

(Теоретические вопросы психологии обучения школьников: 6—19. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности обучения:139—152.)

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.—

(Влияние эмоционального общения на возникновение первых слов у детей: 99—118.)

Особенности психического развития детей б—7-летнего возраста.—

М., 1988.

(Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: 4—11.)

Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев, 1985.

(Обучение и умственное развитие ребенка: 9—20.)

Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении.—М., 1988.

(Символическая деятельность в обучении: 258—271.)

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.—М., 1966.

(Значение повторения при заучивании: 300—329. Законы памяти и их. использование в обучении детей: 330—341, 402—414.)

Способности и склонности: комплексные исследования.—М., 1989.

(Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний: 56—83.)

Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя.— М., 1988.

(Общее понятие о познавательной деятельности: 8—19. Виды познавательной деятельности: 20—57. Закономерности процесса усвоения: 58—90. Формирование познавательной деятельности: 91—172.)

Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя.— М., 1987.

(Основные принципы организации и проведения учебного процесса: 9—62. Организация учебно-познавательной деятельности (передовой педагогический опыт): 63— 176. Модель учебной деятельности учащегося: 178—184.)

Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю.— М., 1985.

(Психология обучения: 95—141.)

Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки.— 2-е изд.— М., 1974.

(Учение Ж. Пиаже об интеллекте: 270—289.)

Ill

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.—М., 1980.

(Память и научение: 204—272.)

Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математизированную теорию обучения.—М., 1969.

(Теория обучения )

Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

_Я-концепция и успеваемость школьников: 246—274.)

Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение.-М., 1983.

Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34—44, 52—70.)

Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошк. возраст).—М., 1969. (сенсорное воспитание: 292—340.)

Виноградова М. Д.,Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы.— М., 1977.

(Формы организации коллективной познавательной деятельности: 41—90.)

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и

др.—М., 1984.

(Учебная деятельность. Мотивы учения: 84—115.)

Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся.— М., 1989.

(Развитие образного мышления в процессе обучения: 5—42. Образное мышление в процессе усвоения математики: 69—112.)

Вулдридж Д. Механизм мозга.— М., 1965.

(Виды научения: 279—300. Сознание и обучение: 310—323.)

Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка//Вопросы психологии.—1969.—№ 1.—С. 15—25. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР.— М., 1959.— Т. I.—С. 441—469.

Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность.—Свердловск, 1988.

(Психологическая характеристикаучебной деятельности: 39—55. Усвоение знаний и формирование понятий: 56—72.) .

Дусавицкий А. К. Дважды два—икс.—М., 1985.

(О теории Ж. Пиаже: 11—23.)

Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. Методические рекомендации.— Киев, 1984.

(Строение мотивации учения и способы ее изучения: 17—29.)

Ильясов И. И. Структура процесса учения.— М., 1986.

(Структура процесса учения: 10—67, 74—100. Учение и его виды: 68—74. Сравнительная эффективность разных вариантов учения: 137—156.)

Исследование мышления в советской психологии.— М., 1966.

(Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236—277.)

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987.

(Учение и личность: 79—118. Развитие познавательной деятельности ребенка: 119—160.)

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта.— М., 1983.

(Инстинкты и научение в эволюции когнитивных процессов: 56—75.)

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.—Киев, 1971.

(Формирование произвольного (волевого) поведения ребенка: 78—98. Условия развития волевого поведения ребенка: 145—161.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление: психологический очерк.—

М., 1977.

(Культура, научение и память: 153—173.)

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников.— М., 1968. 1

(Структура математических способностей школьников: 201—4.00.)

Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М.,

1980.

(Организация внимания учащихся на уроке: 19—25. Факторы, влияющие на состояние внимания школьников: 42—46. Практические рекомендации по организации внимания школьников: 66—89.)

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984. (Значение для развития способностей склонности к труду и потребности в деятельности: 37-43.)

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.— М., 1972.

(Проблемная ситуация: 28—46. Решение проблемных ситуаций как условие развития мышления: 73—86. Проблемные ситуации в обучении: 87—167. Эффективность проблемного обучения: 168—180. Правила проблемного обучения: 181—186.)

Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.— 1982.—№ 4.—С. 5-17.

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются.— М., 1989.

(Развитие интеллекта—настоятельная потребность времени: 5—12, 31—33.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии.— Л., 1987.

(Нейрофизиология памяти и обучение: 132—172. Нейрофармакологическая регуляция памяти и обучение: 309—324.)

Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся.— М., 1989.

(Показатели развития лингвистического мышления учащихся: 102—124.)

Милнер П. Физиологическая психология.— М., 1973.

(Память и обучение: 529—583.)

Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития.— М;, 1986.

(Умственное развитие школьников, отстающих в учении: 9—22. Волевая регуляция деятельности у школьников, отстающих в учении: 85—104. Самооценка и уровень притязаний у отстающих в учении школьников: 104—124. Мотивация учения У отстающих школьников: 124—143.)

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.—М., 1977.

(Обучение как стихийный, неорганизованный процесс: 24—35.)

Познавательная активность в системе процессов памяти.— М., 1989.

(Память в учебной работе школьников: 137—169.)

Понугаева А. Г. Импринтинг (запечатлевание).—Л., 1973.

(Импринтинг и его биологическое значение: 82—87. Импринтинг и теория обучения: 88—95.)

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии.—М., 1974. (Имитация у животных и человека: 298—351.)

Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987.

(Психологические трудности в обучении детей: 313—321.)

Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.— М., 1987.

(Предмет, структура и психологические условия возникновения учебной деятельности: 5—36. Соотношение операционального и конструктивного способов анализа объекта. Критика концепции Ж. Пиаже: 37—46. Способы организации совместных учебных действий школьников: 88—105.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. IV.— М., 1973.

(Условные реакции: 13—58. Научение: 59—208.)

Хорн г. Память, импринтинг и мозг: исследование механизмов.—М., 1988.

(Импринтинг: 301—308.)

Якиманская И. С. Знание и мышление школьника.—М., 1985.

(Мышление и решение учебных задач: 59—76.)

Глава 17.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.016 с.)