Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективные психотехники, помогающие пережить смерть близкого человека↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Боль утраты невозможно мгновенно вытеснить. Но существуют способы, помогающие принять смерть близкого человека и почувствовать себя лучше в особо тяжелые моменты. Эффективным методом, направленным на снятие острого стресса, является психологическая техника «Крутилка». Выполнить ее можно в паре с помощником или самостоятельно. Психотехника «Крутилка» Займите удобную позу стоя, с хорошей опорой тела. Закройте глаза и восстановите в памяти самый тягостный момент, связанный с ушедшим из жизни человеком. Создайте в воображении своеобразный видео ролик и включите стоп кадр на кульминационном моменте. Четко удерживайте картинку, описывая все свои эмоции и мысли в тот момент. Указав пальцем на центр застывшего кадра, сделайте несколько медленных оборотов вокруг своей оси, переживая как можно сильнее прошлое эмоциональное состояние в полной гамме чувств. После того, как вы опустите руку и откроете глаза, боль уменьшится, так как это упражнение позволяет выпустить наружу подавленные внутри эмоции, тем самым снижая уровень стресса. Вместе с глубоким вдохом ощутите, как вас наполняет свет и принятие. Техника сопереживания Когда смерть близкого человека заставляет вас снова и снова прокручивать свои ощущения и эмоции, очень полезно сменить ракурс и переключиться на мысли, переживания и желания других людей. Эту психотехнику часто применяют при проблемах эмоционального плана и страданиях. Интерес к потребностям других снимает концентрацию внимания со своих чувств, позволяя приоткрыть нюансы чужого внутреннего мира. Искренний интерес к другим значительно поможет вам преодолеть собственное горе.
СИТУАЦИЯ No 45 Запрос к психологу от группы студентов. В группе есть студентка, которая регулярно теряет сознание во время экзамена. Преподаватели, испугавшись, предпочитают ставить ей хорошую отметку и почти не спрашивают. Сокурсники подозревают, что девушка притворяется и манипулирует преподавателями. Задание: разработайте содержание психолого-педагогической помощи в данной ситуации. Содержание психолого-педагогической помощи в данной ситуации. Если это действительно манипулирование, а не соматические расстройства от стрессовой ситуации во время экзамена, то, скорее всего, студентка использует тип манипуляции «Надавить на жалость» — вызвать у преподавателя чувство жалости, сочувствия, сострадания. В качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые самими преподавателями рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т.п. Манипулятивное воздействие основано на следующих механизмах: Воздействие на эмоциональное состояние партнера. Один человек (манипулятор) вызывает у другого человека (объекта манипуляции) определенные чувства, которые внутренне мотивируют его совершить те или иные действия. Эти чувства могут быть как отрицательными (тревога, страх, вина, стыд), так и положительными (гордость, радость, удовольствие, защищенность). Если вызываются отрицательные (неприятные) чувства, то объект манипуляции старается их избежать (“негативная манипуляция”), а если вызываются положительные (приятные) чувства, то объект манипуляции старается их сохранить (“позитивная манипуляция”). Такая внутренняя мотивация приводит к тому, что объект манипуляции совершает действия, необходимые манипулятору. В данном случае можно привлечь психолога, чтобы понять поведение студентки. Если это действительно манипулирование, то провести работу с ней по повышению уверенности в себе, поднятии самооценки, корректировке эмоционального состояния, устранение страхов. Уверенности могут прибавить психологические тренинги по поднятию уверенности в себе Рекомендации для успешной сдачи экзаменов: 1. Сосредоточьтесь! Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов. 8. Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.
СИТУАЦИЯ No 46 Запрос к психологу от куратора учебной группы Группа студентов очень разобщена. Общаются по 2-3 человека. Регулярно вступают друг с другом в конфликты, что негативно сказывается на учебной деятельности студентов. Задание: разработайте содержание психолого-педагогической помощи куратору. Содержание психолого-педагогической помощи куратору. Консультация психолога «Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов»
Конфликты во взаимоотношениях между молодыми людьми могут ухудшать самочувствие молодых людей, формировать чувство неудовлетворенности учебой, но и сказываться на эффективности освоения навыков профессии. Студенческий возраст характеризуется как период интенсивного психического, личностного и интеллектуального развития. Основные достижения этого возраста связываются исследователями с вхождением молодых людей в различные социальные общности и усвоением новых ролей, формированием социально ответственного поведения. Приспособление к новым жизненным условиям во многом зависит от личностных качеств студента. Он применяет те навыки, способы и методы, которые приобрел в прежней жизни. Не всегда они оказываются успешными. Различие в нравственных установках, нормах, ценностях, поведении часто ставят студента в конфликтную ситуацию. В группе существуют свои взаимоотношения, эталоны и нормы поведения, внутригрупповые ценности и социально-психологическая атмосфера. Поводов для конфликтных ситуаций в учебной группе достаточно много: личное соперничество, спортивные успехи или неудачи, соперничество за внимание преподавателей или противоположного пола, материальное положение, неспособность уживаться с другими людьми в силу личностных особенностей, достижения в учебе, научной работе и многое другое. Перестройка, связанная с началом учебы, - сложный и комплексный процесс на этапе обучения в высшей школе, который зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических. Появляется стремле- ние к независимости, индивидуальности, оригинальности. Проявляется критиканство и максимализм суждений, практицизм. На данном этапе сфера общения молодого человека сильно меняется, формируется стиль общения, возникает сильная потребность в принадлежности к группе. Конфликты в группе несут в себя как положительный, так и отрицательный заряд. В первую очередь они служат развитию внутригрупповых отношений и структуры группы, развитию внутригрупповой динамики. Если в группе прекратятся конфликты, она остановится в своем развитии. Внутригрупповые конфликты могут либо разрушать структуру группы, либо способствовать ее сплочению. К типичным конфликтам на этапе обучения в высшей школе можно причислить: конфликты от неумения контактировать; конфликты, возникающие вследствие неадекватного восприятия сторон, нетактичности в общении и по поводу получаемого уровня знаний (существенную роль в конфликте играет фигура непрофессионального конфликтогенного преподавателя); конфликты, вызванные различными притязаниями: потребностями в признании, неадекватностью восприятия, ошибками воспитания, нежеланием считаться с мнением других; конфликты, базирующие на социальных установках - ориентациях на предрасположенности личности действовать определенным образом; конфликты, строящиеся на принципе противоречий - конфликт родителей и детей и др. Среди причин конфликтов в группе наиболее распространенными являются: неадекватность оценок и самооценок как студентов, так и преподавателей; различия в ценностных ориентациях; внутриличностные конфликты студентов; невысокая культура общения; незнание эффективных социальных и педагогических технологий, обеспечивающих сплоченность коллектива, взаимопонимание между субъектами образовательного и воспитательного процесса; личностные особенности - характер, темперамент, манеры и др. [4]. Личностные особенности членов группы являются наиболее типичными причинами конфликтов. Одни студенты уверены, что конфликты являются следствием различия интересов и жизненных ценностей, характеров и темпераментов, точек зрения. Другие уверены, что конфликты происходят из-за нежелания или неспособности членов группы понять другого, оказать помощь, уважать чужие интересы, мнения и считаться с ним. Грубость, бестактность, агрессивность в общении, обман, насмешки и пренебрежение тоже являются причинами конфликтов. К социально-психологическим причинам возникновения конфликтов среди студентов вуза можно причислить отсутствие сплоченности, отношения антипатии, конкуренции, борьбу за лидерские функции в группе и др. К оргпнизационно-педагогическим причинам конфликта Г. В. Михайлова причисляет такие, как несправедливая оценка преподавателя, лояльное или предвзятое отношение преподавателя к отдельным членам группы и др., т. е. недостатки в организации учебной деятельности студентов, в деятельности преподавателей. Период обучения в высшем учебном заведении - это период приобретения знаний, получения образования, профессиональной квалификации, этап согласования желаний, возможностей, активной общественной деятельности, выбор ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Этот период характеризуется многообразием видов активности, более развитой системой социальных связей и отношений. В вузе большую роль в социализации студента играет учебная группа. Общаясь между собой, студенты приобретают навыки социального действия, увеличивают набор социальных ролей, расширяют представление о собственной личности. Различия в нравственных установках, нормах, ценностях, поведении часто ставят студента в конфликтную ситуацию. В группе существуют свои взаимоотношения, эталоны и нормы поведения, внутригрупповые ценности и социально-психологическая атмосфера. Столкновение различных тенденций в намерениях, отношениях, мотивах и поведении может привести к конфликту. Рекомендации по сплочению группы Одним из направлений эффективного решения проблемы является создание комфортного микроклимата в учебной группе, формирование настроя на общий результат, обретение уверенности. С этой целью необходимо проводить тренинговые занятия, направленные на раскрепощение. Участие в тренинге сплочения развивает у студентов единодушие, единомыслие, стремление к совместной работе, чувство принадлежности к одной команде, ощущение комфортности в группе. Мероприятия, направленные на сплочение, учат прислушиваться к людям, работать сообща, оставаясь доброжелательными. Такие занятия дают возможность проявить активность, инициативу и самостоятельность, что развивает интеллектуально-волевую сферу и способствует освоению специфики ВУЗовского обучения.
СИТУАЦИЯ No 47 Аня М., 14 лет. Девочка обратилась к психологу самостоятельно с жалобой на трудности общения с подругами и мальчиком. Из беседы с девочкой выяснилось, что у нее часто (иногда несколько раз в день) меняется настроение. Она часто плачет, обижается в ответ на любые изменения тона подруги, нерегулярные телефонные звонки мальчика. Эти колебания настроения продолжаются и дома, в зависимости от отношений с родителями и младшим братом, прослушанной музыки, просмотренной телепрограммы и т.д. Успеваемость в школе хорошая, но неровная, так как выполнение заданий зависит от настроения. При патопсихологическом обследовании отмечается незначительная истощаемость психических процессов по гипостеническому типу. Внимание несколько неустойчиво. Механическое и смысловое запоминание успешно. Интеллект и мышление — в границах нормы. Самооценка адекватна, дифференцирована, с отчетливыми представлениями о мнении окружающих. При обследовании по ПДО отмечается высокий уровень лабильности, превышение уровня сенситивности над МДЧ, высокий уровень феминности. 1. В чем причина особенностей общения у Ани? 2. В каких мероприятиях она нуждается? 3. Является ли ее состояние заболеванием? Анализ ситуации Колебания настроения наблюдаются скорее всего из-за гормональной перестройки, которая наступает в подростковом возрасте. Гормональные изменения вызывают резкие смены настроения у подростков, от апатии до эйфории. Это нормально, и это пройдёт, как только гормональный фон стабилизируется. Надо относиться к этому спокойно, не критиковать себя и не требовать от себя невозможного. Стараться в минуты спада находиться в спокойной и безопасной обстановке и не нагружать себя лишней активностью. Перепады настроения, странное поведение - все это может быть и нормой для подросткового возраста, своеобразной реакцией на какую-либо кризисную ситуацию в жизни подростка, а, возможно, признаком возникшей проблемы, например, депрессии или состояния тревоги. Ответы на вопросы 1. Чувствуя свою эмоциональную уязвимость, подросток очень часто ищет защиту в грубости и холодности, этакой непроницаемой толстокожести, а иногда даже и жестокости... 2.Первое, что необходимо сделать - это начать говорить с подростком. Только помните, что он уже не малыш, а взрослый человек, который имеет право на свое мнение и который пытается самостоятельно найти выход из своей проблемы. В беседе избегайте категоричных формулировок и не давите на подростка. Возможно, что только постепенно она раскроет Вам свои тайны и проблемы. Это нормально, и это пройдёт, как только гормональный фон стабилизируется. Надо относиться к этому спокойно, не критиковать себя и не требовать от себя невозможного. Стараться в минуты спада находиться в спокойной и безопасной обстановке и не нагружать себя лишней активностью. Можно обратиться к эндокринологу, а потом к психологу. Тогда не надо будет гадать, от чего наблюдаются такие перепады в настроения. И вовремя принять меры для изменений. 3. В медицине перепады настроения называют аффективными расстройствами. Они встречаются при многих эндокринных заболеваниях. Их симптомами является то, что подросток в течение нескольких часов может испытывать абсолютно разные эмоции. К примеру, ощущение счастья и удовлетворения сменяется злостью и ненавистью без каких-либо видимых причин. В таких случаях эмоции совершенно не поддаются контролю, они не зависят от внешних факторов, и многие не могут справиться с ними. Приподнятое радостное настроение может смениться на депрессию или нарушение сна.
СИТУАЦИЯ No 48 Ирина Ю., 13 лет. Обратилась в психологическую консультацию мать девочки с жалобой на нарушение поведения у дочери — поздние возвращения домой, общение с неизвестными маме друзьями. Девочка родилась своевременно, росла и развивалась нормально. В детстве легко адаптировалась к детям, коллективу, охотно посещала детский сад с 3 лет. В школе в начальных классах успевала на отлично, теперь на «4» и «5». Постоянно участвует в различных кружках, секциях. В последнее время занимается в секции водного туризма. Мать не одобряет этого увлечения, считает, что девочка могла бы заняться чем-то более спокойным: шитьем, вязанием и т. д. При психологическом обследовании девочка быстро вступает в контакт, с интересом относится к заданиям. Темп сенсомоторики быстрый. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект — высокая норма. Самооценка высокая, дифференцирована, при положительном отношении к окружающим, к миру в целом. При обследовании по ПДО — высокий уровень гипертимности, стремление к эмансипации. 1. Какие причины такого поведения девочки? 2. Что можно посоветовать ее маме? Ответы на вопросы: 1. Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, "проработка" в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление "борьбы за самостоятельность", непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и дисциплиной. Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях... Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порою могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные «хобби». Однако энергия и эмоциональность не позволяют гипертимным подросткам замкнуться только в рамках интересов и жизни одной группы. Их живость побуждает обратить взор на многое, что происходит вокруг. 2. Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека – гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии. Групповые методы психокоррекции также нацелены на осознание собственных качеств, но используют для этого опосредованное воздействие через мнение группы и закономерности межличностного взаимодействия в группе. Для групповых дискуссий важен выбор темы. Она должна соответствовать интересам участников и касаться особенностей их характера. Полезно бывает обсуждать следующие темы: контакты с окружающими людьми, взаимоотношения с членами семьи, личный жизненный успех. С подростками это могут быть такие темы, как отношения с родителями, отношения с товарищами, выбор жизненного пути и т.д.
СИТУАЦИЯ No 49 Тима О., 13 лет. Обратилась мама с жалобой на недостаточную активность сына, его малообщительность, отличие от более активных и «деловых» сверстников. Семья полная. Ребенок рос и развивался нормально, в школу пошел вовремя. С учебой справляется, но выражены предпочтения определенных учителей. От отношений к учителям зависит интерес к предмету. С одноклассниками дружит мало. Есть один друг во дворе. Мальчик плохо переносит разлуку с домом, семьей, поездки в оздоровительный лагерь и т. д. При психологическом обследовании отмечается незначительная истощаемость по гипостеническому типу. Других нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект— в границах нормы. Самооценка адекватная, зависит от мнения окружающих. При описании картин ТАТ— очень высокая чувствительность к эмоциям, межличностным отношениям персонажей. Выражена привязанность к матери, старшей сестре. По методике ПДО — высокий уровень сенситивности, низкая конформность, превышение феминности над маскулинностью. 1.В чем причины особенностей поведения и общения? 2. Что можно посоветовать маме? Ответы на опросы 1. Главные качества сенситивного типа — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности». С детства обнаруживаются такие черты характера, как пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Чтению многие из них предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном к ним отношении или суровом обращении с ними. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком». Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они крайне неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или наоборот, отвечают меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Обычная подростковая компания ужасает их царящим в ней шумом, грубостью, развязностью. 2. Лишенные собственной инициативы, конформные подростки легко могут быть втянуты в алкогольные компании, в групповые правонарушения, подбиты на побег из дому или науськаны на расправу с чужаками. Реакция эмансипации (эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.) ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию быть «как все» его ровесники, перенять распространение в его группе моды, увлечения, манеры, намерения. Учитывать, что у подростка превышение феминности (доверчивость, мягкость, инфантильность, спокойствие) над маскулинностью (вера в себя, склонность отстаивать свои взгляды, напористость, спортивность, сила личности, способность к лидерству, способность быстро принимать решения, склонность к риску, мужественность, властность, наличие собственной позиции)
СИТУАЦИЯ No 50 Наташа А., 13 лет. Обратилась учительница с жалобой на снижение успеваемости девочки, ее раздражительность, обморок во время урока. Из беседы с мамой выяснилось, что у девочки было несколько ускоренное половое созревание. Она страдала избыточным весом — при росте 150 см вес был 60 кг. В новом учебном году в школе сменился учитель физкультуры, пришел «молодой и строгий». Он стал насмехаться над фигурой Наташи, ее низкими достижениями в физкультуре. По остальным предметам девочка занималась на «отлично», проводила за уроками по 3 — 4 часа в день. После замечаний учителя девочка решила «исправить фигуру», усиленно заняться физкультурой и диетой. В результате сейчас у девочки вес равен 30 кг, прекратился месячный цикл. На уговоры матери поесть реагирует гневом или плачем. Больной себя девочка не считает, а мать не стремится показать ее врачу, «чтобы не обидеть дочку». При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость психических процессов. Объем и концентрация внимания не нарушены, переключаемость затруднена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Высокая самооценка по параметрам угла, характера, общительности, по параметрам «красота» и «счастье» — низкая. При выполнении методики «Прошлое — настоящее — будущее» девочка описывает себя в прошлом как «толстую, обжору, уродину», в настоящем — «нормальную, слабую, плаксивую», в будущем — «стройную, красивую, спокойную». При описании картин ТАТ — проекции, связанные с проблемой еды: персонажи кормят друг друга, обсуждают вкусные блюда. Любимым занятием девочки является приготовление пиши, украшение стола. При обследовании по ПДО отмечается выраженная акцентуация истероидного и эпилептоидного типа. 1. С чем может быть связано поведение девочки? 2. Какие мероприятия необходимы? Ответы: 1. С наступлением пубертатного периода обычно наблюдается заострение истероидных черт. В этот период истерические черты характера проявляются прежде всего в особенностях поведения, в подростковых поведенческих реакциях. К тому же акселерация физического развития существенно изменила прежнее представление об инфантильной хрупкости, детскости истероидных подростков. Истероидный (демонстративный) тип акцентуации характера, цель всей его деятельности привлечение внимания, отличается крайним эгоцентризмом, желанием внимания, признания, почитания, восхищения, удивления, минимум одобрения. Эпилептоидный тип акцентуации обстоятелен, консервативен, педантичен и скрупулезен как в работе, так и в личной жизни. Имеет низкую быстроту мышления, эмоциональную инертность, склонность к периодам тоскливо-злобного настроения с накоплением раздражения и поиском объекта, на который можно было бы его выплеснуть. В подростковом возрасте эпилептоидам свойственна повышенная забота о своем здоровье. Для них характерна взрывчатость аффектов, которые не только сильные, но и продолжительные. Истероидный (демонстративный) тип акцентуации характера, цель всей его деятельности привлечение внимания, отличается крайним эгоцентризмом, желанием внимания, признания, почитания, восхищения, удивлени.
СИТУАЦИЯ No51 Арсений Л., 12 лет. К школьному психологу обратился классный руководитель с просьбой дать характеристику на мальчика в связи с необходимостью взятия его на учет трудновоспитуемых в инспекции по делам несовершеннолетних. Причина — побеги из дома. При психологическом обследования Арсения не выявлено никаких нарушений со стороны психических процессов. При исследовании личности — акцентуация характера по и стероидному типу, самооценка завышена, преобладающий тип реакций на фрустрирующую ситуацию — препятственно-доминантный, при экстрапунитивной направленности реакции. Причину своих побегов из дома не объясняет, отвечает, отводя глаза в сторону: «Захотелось покататься, посмотреть другие города»; отношения с матерью характеризует односложно — нормальные, хотя по эмоционально-двигательным проявлениям очевидно, что вопросы психолога затрагиваютаффективные зоны. По проективным методикам подтверждается предположение о наличии психотравмирующей ситуации в системе отношений с близким человеком. Мать Арсения в беседе с психологом утверждала, что отношения с сыном хорошие, но причины его побегов она объяснить не может. Однако по проективным методикам у матери отмечались высокий уровень тревоги, чувство вины. В ходе экспериментальной беседы, по мере установления доверительных отношений выяснилось, что отец Арсения умер полтора года назад. Мальчик очень любил отца и тяжело переживал это горе. Однако за последние полгода ребенок успокоился, к нему вернулась детская вспоминал со светлой грустью. Месяц назад мать сообщила сыну, что хочет выйти замуж и предложила мальчику в ближайшее воскресенье познакомиться с будущим отчимом. Арсений ничего не ответил, внешне держался спокойно, а на следующий день впервые сбежал из дома. 1.К какому типу социальной дезадаптации следует отнести отклонения в поведении мальчика? 2.Что может рекомендовать психолог для психологической коррекции сложившейся ситуации? Ответы 1.Процесс дезадаптации заключается в рассогласовании отношений личности с окружающим миром или с самим собой, то есть всегда является внутренне личностным процессом, но побудительной силой, провоцирующей внутриличностные нарушения, могут быть как внешние факторы по отношению к личности, так и изменения качеств самого субъекта. Отклонения в поведении мальчика следует отнести к поведенческой дезадаптации. Поведенческие реакции подростков, испытывающих процесс дезадаптации, могут проявляться в конфликтах, недисциплинированности, правонарушениях, вредных привычках, отказе выполнять распоряжения родителей, педагогов, администрации школы. В наиболее тяжелых формах дезадаптации возможны уходы из дома, бродяжничество, попытки суицида. Основными побудителями к бегству являются принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей, а также, когда родители закрывают глаза на трудности, которые возникают у детей в школе. Эти трудности могут быть вызваны отставанием подростка в учебе, принебрежительным отношением к нему одноклассников, а также отрицательными оценками учителей способностей школьника. Выход из этого положения подросток, чаще всего, ищет в нарочистом вызывающем и бесшабашном поведении в классе, а это обычно приводит к постановке его на внутришкольный учет, испорченным отношениям с учителями и т.д. Таким образом происходит значительное ухудшение положения ученика в школе и в классе в частности. Самый благоприятный выход из таких ситуаций - помощь школьнику со стороны его родителей. Им необходимо глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и в неформальной среде (в компаниях в которых ребенок проводит время). И если родители увидели, что у ребенка трудности им необходимо принять сторону ребенка и поддержать его. Надо, чтобы ребенок почувствовал, что он не одинок, что родители его любят и понимают, что они ему сочувствуют и готовы помочь и защитить. В случае неуспеваемости следует укрепить веру ребенка в свои способности. Можно помочь преодолеть проблемы в учебном материале самим или с помощью других людей. Наряду с этим следует постараться приобрести себе союзников в лице учителей, школьного психолога и одноклассников школьника. К сожалению, некоторые учителя очень упорствуют в своих заблуждениях и не хотят признавать своих ошибок. В таких случаях родителям следует избегать конфликтов с учителями и постараться больше рассказывать о положительных сторонах личности своего ребенка, испытываемых им трудностях, и попросить помощи педагогического коллектива. Если это не приведет к нужным результатам,то следует придпринять более решительные меры, вплоть до перевода школьника в другую школу. Но начинать все же надо с попыток заключения союза с учителями и с поисков согласованной линии поведения по отношению к ребенку. Побеги подростков из дома могут совершаться и под влиянием друзей, особенно если в кругу общения ребенка есть личности, склонные к бродяжническому образу жизни. В таких случаях необходимо не только пресекать такой образ жизни, но и сделать для ребенка привлекательным пребывание в семье и в коллективе других детей, это могут быть различные секции. Подростки могут покинуть дом и из-за авторитарного стиля воспитания. К этому подчас добавляется и тяга к путешествиям. Надо помнить, что побеги подростков связаны не с непониманием ими нецелесообразности таких действий, а с отрицательными эмоциональными реакциями на неблагоприятную для них обстановку. Поэтому следует помочь им не поддаваться возникающим чувствам, а искать путь согласия с окружающими. Профилактика Родителям необходимо быть более внимательными к детям, склонным к побегам и подмечать признаки того, что ребенок, возможно, собирается убежать из дома. Вот некоторые знаки свидетельствующие о возможном побеге: - ребенок начинает все больше времени проводить вне дома; - ребенок начинает неожиданно копить деньги, не объясняя причину; - увеличивается количество "тайных" телефонных разговоров, смс, встреч без объяснения причины; - появилось необычное стремление освободить время в ближайшем будущем; - наблюдается отсутствие или отмена планов на ближайшее будущее. Эти знаки позволяют предположить, что ребенок собирается убежать из дома, поэтом
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.018 с.) |