Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е. Микромаркет. Товарообмен.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Трансфертные цены (расценки) Особой разновидностью цен являются ТРАНСФЕРТНЫЕ цены. В практике на русском языке такие цены можно назвать расценками. Трансфертной ценой называют расценки, используемые при совершении торговых сделок между подразделениями одной и той же компании. Эти цены применяют как к готовым изделиям, так и к полуфабрикатам, сырью, услугам, включая управленческие и лицензионные платежи и проценты за кредит. В последние десятилетия использование трансфертных цен приобретает все большее значение, так как внутрифирменная торговля (микромаркет) становится важным составным элементом рыночной экономики, особенно международной. В частности, в начале 80‑х годов около 50% экспорта и свыше 40% импорта США приходилось на долю внутрифирменной торговли, осуществлявшейся между американскими компаниями и их филиалами за границей либо между иностранными компаниями и их филиалами в США. Практика установления трансфертных цен может существенно влиять на условия конкуренции на рынке. Например, с помощью заниженных цен на сырье и полуфабрикаты, получаемые дочерним предприятием, можно повысить его конкурентоспособность в сравнении с другими фирмами. Заниженные трансфертные цены могут использоваться также для минимизации подлежащих выплате таможенных пошлин и т.д. В определенных случаях ценообразование такого рода может пресекаться антимонопольным законодательством. Трансфертные цены уже не являются обычными ценами. Они являются плановыми ценами и решают много идеологических и политических задач. Они существенно отличаются от цен макромаркета тем, что не издержки, а политика фирмы, государства определяет их. В таком случае и товар уже не является товаром, как в своё время писал В.И. Ленин. Аналогично и его положение о подрыве товарного производства в условиях империализма. Ж. Продуктообмен. Ценности Здесь только обозначена гипотеза. Понимание продуктообмена, как высшей формы организации экономики, дано И.В. Сталиным. В этом вопросе он адекватно продолжил идеи В.И. Ленина об отрицании рыночных отношений в процессе строительства социализма. И в таком случае сохраняющиеся цены не цены, а ценности... В СССР были ценности, а не цены. Но к такому типу цен фактически приближаются многие цены развитых стран. Если предприниматели США (и других стран) защищаются против цен конкурентов с помощью судов и правительства, то такие цены не цены, а ценности (поразительны в этом отношении факты антидемпингового законодательства США и практика его применения). Аналогично, субсидии правительства США фермерам отрицают ценовую природу фермерских товаров. Конечно, речь не идет о том, что все это надо определять дихотомически "да - нет". Этот процесс проблематичен и требует специального исследования. Проблема ценности требует специального осмысления. Ненадуманность этой проблемы можно выяснить с помощью рассуждений философов по этому вопросу [69], не принимая их положения за истину в последней инстанции: «... Отсутствует четкое представление о том, к чему относится само слово «ценность». Оно используется разными авторами в совершенно разных, взаимоисключающих и несопоставимых смыслах...» [там же]. Для нас важна констатация автором того факта, что «... в английском и немецком языках понятие «ценность» выражается тем же словом, что и экономическое понятие «стоимость»» [там же]. Одним словом (value) называют разные у нас понятия - стоимость и ценность. Рассуждения автора интересны, но они не решают стоящей перед экономической наукой проблемы. Общенаучный термин «ценность» может быть объяснен на основе следующего ряда: блага -идея -идеал -ценность. Слово «благо» использовано в самом широком, платоновском смысле [105,Т.4,с.618]. Слово «ценность» производно, вторично по сравнению со словом «цена». Оно вошло в науку в Х1Х веке. «Понятие ценности впервые появляется у Канта…» [123, с.12]. Слово «ценность» не предшествует цене, а вытекает из него. Этимология слова однозначно констатирует это. В условиях рынка цена -форма ценности, но ценность есть образное название цены. Этика и аксеология раскрывают ценность в общечеловеческом смысле слова, т.е. как не имущественное явление. В экономической науке имущественная ценность не есть цена, а ее превращенная, вырождающаяся форма, когда цена уже есть не цена, а нечто новое явление. Ценность не есть цена. Названное этим словом явление не является ценой. Интересно в этой связи следующее положение Фр. Ницше: «Всё что имеет цену, не имеет большой ценности». Это положение Фр. Ницше может быть интерпретировано весьма содержательно: духовные феномены имеют большую ценность потому, что они не имеют цены. Ценности, несомненно, денежно оцениваются. Не следует принимать подмену понятий при синонимичном использовании слов «цена» и «ценность», которая сегодня широко распространена. В то же время следует использовать этот термин для обозначения понятия того, что приходит на смену цене при отрицании свободного рынка. В начале ХХ века было высказано положение об отрицании товарного производства или, говоря современным языком, рыночной экономики. Много по этому вопросу написано В.И. Лениным. Все это необходимо обобщить и учитывать при понимании ценообразования. Важны его положения по поводу продуктообмена при разработке политики НЭПа. Рыночные отношения историчны: их не было когда-то, и, несомненно, они отомрут когда-то, пусть не скоро (не следует использовать это положение как руководство к действию, к принятию политических решений). Процесс отмирания рыночных отношений уже начался, и первой ступенью этого процесса следует считать монополии. Еще более существенным этапом отрицания рынка является микромаркет. Третья ступень -удовлетворение общественных благ. Эта тенденция, несомненно, приведёт к отмиранию рыночных отношений. Но уже то, что имеется, вполне достаточно для осмысления тенденции отмирания рынка. Монопольная и трансфертная цена (расценка) одновременно и цена, и не цена (не думайте об этом просто как о логическом противоречии и не считайте это простой оговоркой, постарайтесь узреть эвристичность парменидовой диалектики, когда об одном и том же говорят противоположное). Имеются и иные формы внутренних цен в развитых странах, которые следует осмыслить в связи с этим. Ценность не есть чисто субъективное явление, как это утверждает Менгер. Она отражает объективное. Но это не природная, а социальная объективность по К. Менгеру. «Ценность не есть нечто присущее благам... Ценность -это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует» [84,с.85]. Но у разных людей возникают одни и те же представления о ценности, что, несомненно, свидетельствует о социальной объективности этого явления. Другой вопрос, что воспитание и обстоятельства жизни людей различны, а поэтому и их субъективные оценки не всегда совпадают. Но они устойчивы и показывают уровень культурного развития людей. «Ценовая дискриминация» («дискриминационные цены») -важный элемент монополистического ценообразования. Она предполагает разные цены за одно и то же благо. Какова ценность таких благ? Следует учесть и суть «демпинговых» цен с этой точки зрения (аналогичных дискриминационным ценам). Общественные блага существуют в условиях рыночной экономики. Затраты на них определить не трудно. Но это не цены. И для разных людей их ценность различна. Возможность бесплатного посещения музея имеет для кого-то громадное значение, а для других оно вообще бесполезно. Соответственно, освещение улицы: для слепых оно практически ни к чему (хотя для них оно важно тем, чтобы другие на них не натолкнулись), а зрячим оно важно и т.п. Соответственно оценивается бесплатное образование, здравоохранение и т.п., что составляло суть общественных фондов потребления. Функции цен Анализ функций цен необходимо проводить различно, выделяя, по крайней мере, такие ступени:
В целом, цены имеют важное и различное значение для рынка, экономики и общества вообще. Они обычно выполняют много функций одновременно. Традиционно выделяют следующие. УЧЕТНАЯ функция цен состоит в том, что цена есть измерение затрат на производство товаров. Наиболее эффективно это осуществляется тогда, когда стоимость товара равна цене. СТИМУЛИРУЮЩАЯ функция состоит в том, что цены способствуют более быстрому развитию прогрессивных отраслей, новой техники, производству дефицитных товаров. Стимулирующая функция цены проявляется, прежде всего, при диспаритете цен, когда цены на товар являются высокими. В таком случае предприятию выгодно производить продукцию. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция цен состоит в перераспределении национального дохода таким образом, чтобы обеспечивать равные экономические условия для субъектов рынка и т.п. ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что с помощью цен можно сокращать потребление некоторых товаров (алкогольных). В таком случае цены должны быть высокими. Цены выполняют функции в единстве. Между этими функциями цен возникают противоречия -для достижения одного надо повышать цены, а для достижения другого - их понижать и т.п. Цены ® штрафы ® неустойки Штрафы - это наказательные цены вообще, а неустойки - их разновидность. Неустойка - штраф, взимаемый за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора или закона. Специальное изучение основных форм цен позволяет выявить их главные функции. Прежде всего, следует выделить просто цены, формирующиеся в условиях свободной конкуренции. Такие цены действуют на основе закона стоимости и выполняют только одну функцию -учетную: отображают затраты труда на их производство. Возникновение капитализма привело к действию закона цены производства, который свидетельствует о выполнении этими ценами распределительной и стимулирующей функций: часть созданной стоимости переливается из одних отраслей в другие при образовании средней нормы прибыли. При этом предпочтение отдается высокоразвитым производствам. Такое распределение важно для обеспечения научно-технического прогресса: оно стимулирует его. Поэтому такие цены выполняют одновременно и стимулирующую функцию. Они обеспечивают присвоение «избыточной прибавочной стоимости» по К. Марксу. Это уже неэквивалентный обмен. Наступление империализма привело к возникновению монопольных цен, которые перераспределяют имущество на основе монопольной власти в интересах монополистов всех форм (дуополистов, олигополистов). В таком случае «инструментом» служат «ножницы цен». Наибольшее число функций у трансфертных цен. Главная из них -инструмент узаконенного грабежа всех народов. Они выражают эту политику крупнейших монополистов, проявляют систему конкретных функций -уклонение от налогов, от уплаты пошлин государствам и т.п. Конкретный анализ функций цен является содержанием профессиональной деятельности специалистов маркетинга. 2.10.4. Принципы ценообразования Понять природу цены и процессов ценообразования очень важно для развития предпринимательства. Следовательно, необходимо знать коренные принципы ценообразования. ОБЪЕКТИВНОСТЬ «СУБЪЕКТИВНОСТЬ ЦЕН. В конечном счете, вопрос сводится к существованию самой цены. Некоторые из концепций весьма активно утверждают те идеи, которые ведут к отрицанию самого факта объективности цены. Если сопоставить цены на какие-либо однокачественные в идеале товары, то сегодня можно видеть, что уровень цены на них может различаться. Если же рассмотреть динамику цен, то увидим еще большее различие в уровне цен. Значит ли это, что уровень цен произволен, случаен? По нашему мнению, это не значит. На каждый товар на конкретном рынке цены в целом определенны и колеблются несущественно в зависимости от ряда факторов. Предел разброса цен на один и тот же товар весьма ограничен. И чем более развит рынок, тем детерминированее уровень цен на товары. Покупатели исходят из объективности уровня цен на товары (принцип «базар цену скажет»). Любые чрезмерные претензии продавцов на цены товаров ведут к отказу от сделки: потенциальная, запрашиваемая цена не объективируется, не становится реальной. Реальной становится только такая цена, которая соответствует определенному их уровню на данном рынке. Конечно, уровень цен на один и тот же товар на разных рынка различен, что определяется другими ценообразующими факторами, которые надо уметь объяснять. В связи со сказанным, следует признать объективность уровня цен на товары на конкретном рынке. Их несущественное различие не отрицает самого факта объективности данного уровня цен. В то же время, признавая объективность уровня цен как их фундаментальное свойство, не утверждаем его одинаковости во времени на том же самом рынке. Поэтому данное свойство цен товара отличается от других свойств объектов, например, вес одного и того же товара одинаков на разных рынках и в разное время. Объективность цен отличается от объективности других свойств товаров. Это социальное, а не физическое свойство объекта. Оно иначе существует и воспринимается. Цена не так объективна, как цвет, вес, плотность и т.п. товаров, но, тем не менее, она объективна при определенных социальных условиях. В полной мере объективной цена была при свободном рынке, а сейчас она преимущественно субъективна - зависит от монополий, государства. СТИХИЙНОСТЬ «ПЛАНОМЕРНОСТЬ. На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены -таксы, тарифы. Планомерный компонент ценообразования мог превышать потребность в этом процессе или быть меньше необходимого. Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование -регулирует их. Имеются факты и положительного, и негативного воздействия государственных органов на цены. Как отмечал П. Хейне, в 30‑е годы на смену свободной системе цен пришли назначаемые цены [см. 151, с.227]. Регулирование цен является нормой современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. В таких странах, как США, Япония, Франция, Бельгия, Швейцария доля регулируемых цен составляет от 25 до 40 %, в Китае - более 50%. Большинство стран регулирует цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию металлургического и лесного комплексов, услуги транспорта, коммунальные услуги, базовую продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается в зависимости от обстоятельств. Регулирование цен государством позволяет сдерживать неоправданный их рост, ставить цены в зависимость от изменения экономических условий, смягчать воздействие инфляции на жизненный уровень населения и т.п. СТАБИЛЬНОСТЬ «ДИНАМИЗМ ЦЕН. При свободном рынке цены были стабильны. Современная рыночная экономика характеризуется динамизмом цен. Негативное значение динамизма цен осознано давно, особенно предпринимателями, которые в результате этого становятся банкротами. Стабильные цены по многим факторам рациональнее. Современное понимание стабильных цен сформировалось в начале ХХ века, а поэтому надо учесть этот фактор. Первая мировая война породила гиперинфляцию, которая нанесла существенный ущерб экономике почти всех стран мира. В борьбе с инфляцией возникло стремление к стабильным ценам. Особенно последовательно эту политику проводил СССР, который обеспечил их стабильность. Однако стабильность цен СССР в условиях второй половины ХХ века (за это время цена одной поездки в метро в Нью-Йорке возросла в 30 раз) и стала, по мнению автора, одной из причин его развала. ФИКСИРОВАННОСТЬ «ГИБКОСТЬ ЦЕН. В СССР цены были, образно говоря, «чугунными» (их выливали даже на чугунных изделиях). Тем самым трудно было учитывать специфику территориальной, сезонной и т.п. дифференциации цен. Динамизм цен проявляется в их гибкости. Это имеет место в современной практике ценовой дискриминации. Монополии устанавливают разные цены на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. Ценовая дискриминация может быть совершенной (первая степень), когда каждый товар имеет индивидуальную цену в зависимости от всего множества ценообразующих факторов. Она может быть «нелинейной» (вторая ступень), когда разные единицы товара продают по разным ценам, но каждый покупатель платит одинаковую цену за одинаковое количество товара. Сегментированная ценовая дискриминация (третья ступень) -разным лицам по разным ценам, но одна цена одному и тому же покупателю. Ценовая дискриминация Дискриминация ┌───────┴────┐ ┌─────────┼───────┐ товаров ® покупателей личная ® групповая ® продуктовая ┌────┴────┐ по объему ® во времени На один и тот же товар устанавливают разные цены ввиду различной эластичности спроса разных сегментов покупателей и существовании потребительского излишка (ренты). Устанавливают разные цены в зависимости от: * объема покупки товара; * срока реализации товара: заблаговременно и непосредственно (например, авиабилеты); * возраста (билеты в кино для детей и взрослых); * времени услуги (дневные и вечерние кинотеатры, рестораны). Личная дискриминация учитывает доходы покупателей и другие их характеристики. Групповая дискриминация проявляется в снижении цен на рынке конкурента (называют принципом «убей конкурента»), а продуктовая -в повышении цен за престижную этикетку на товаре («заставь платить за этикетку»). Дискриминационные цены иногда называют альтернативными, то есть когда устанавливают 2-3 ставки тарифа (цена® тариф ® 2¾3 альтернативные ставки цены). Во всех этих случаях не должно быть возможности спекуляции товарами, то есть их перепродажи другим. Для этого нужен анализ сегментов рынка и т.д. ПОНИЖЕНИЕ «РОСТ ЦЕН. В условиях свободного рынка цены понижались потому, что были главным средством конкурентной борьбы. Эта их тенденция была возведена в принцип и положена в основу политики и практики. В ХХ веке цены росли, что отражало много процессов, в т.ч. выработку доступных запасов сырья, рост численности населения и т.п. В результате, например, цены за проезд в метро Нью-Йорка в ХХ веке выросли в 30 раз. Ранее цены были главным средством конкурентной борьбы. Промышленники понижали цены по мере научно-технического прогресса, роста производительности труда и действия других факторов. И это в целом было главным методом конкурентной борьбы. Монополизация привела к отказу от этого метода конкурентной борьбы и на первое место выдвинулся рост цен. Формирование мирового рынка требует единых мировых цен. Для этого во всех странах необходимо перейти к единой системе доходов и расходов. Однако, это не простое экономическое мероприятие, оно требует политических действий. Цены учитывают и многие другие аспекты экономики: фондоемкость, наукоемкость, спрос и предложение, и другие факторы. 2.10.5. Системы и стратегии ценообразования
В современном мире сосуществуют различные типы (системы) ценообразования. Основные из них представлены на схеме. Были и существуют сделки, в которых не учитывают затраты труда. Даже в самой развитой торговле рекламная передача доли товара происходит бесплатно (например, раздача мыла для того, чтобы сделать людей покупателями). Обычно учитывают издержки, но принципиально новым типом учета является определение альтернативных издержек.
СВОБОДНЫЕ цены устанавливаются объективно на рынке в результате конкуренции самостоятельно - субъектами рынка. Это исторически исходная и сегодня базовая форма ценообразования. В таком случае цены детерминированы многими законами рынка, которые были рассмотрены: спросом и предложением, стоимостью и т.п. Они могут быть устойчивыми, т.е. существовать длительное время на неизменном уровне. ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ назначают (их называют также «назначаемые цены»). Они могут быть постоянными или устанавливаться на определенный период времени. Период может быть ограничен, например, сезоном года. Этот тип цен является главным, и его необходимо конкретнее рассмотреть с помощью систематики цен. Это практика монопольного ценообразования. Различие этих цен идет по степени силы или монопольной власти. Обособляют полтора десятка стратегий ценообразования: географический принцип (разные цены в разных регионах), единые цены у потребителя, единые цены у производителя, зональные цены (чем дальше зона от производителя, тем дороже) и т.п.
Стратегия ценообразования -выбор возможной динамики цены, соответствующей интересам конкретного предприятия. Гетерогенность рынка в современном мире объясняет и различные типы стратегии ценообразования. Для кого-то главное -выжить и он довольствуется минимальными условиями при реализации своих товаров. Другие проводят политику завоевания рынка. Есть и те, кого устраивает только получение сверхприбыли - «снять сливки». Целью стратегии может быть уменьшение вероятности появления конкурентов на рынке. Монополии используют разные стратегии ценообразования в зависимости от обстоятельств. А А А — уровень цен Высокие Б — время Средние Низкие Б Б Лимитирующее ценообразование - стратегия ценообразования, при которой господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне меньше того, который дает возможность получать краткосрочную прибыль. Основания ценообразования ┌───────┼───────┐ цены конкурентов издержки «восприятия покупателей»
Сначала продают по ценам, которые существуют на рынке. В таком случае не учитывают своих затрат труда вообще. Одни идут от спроса или «восприятия покупателей», другие- от издержек. При установлении цен стремятся обеспечить безубыточность и получение прибыли. В связи с этим обычно ориентируются на издержки производства. При этом могут заранее устанавливать справедливую для себя норму прибыли, например 15-20% (подход “Дженерал Моторз”). Учитывают текущие цены или цены конкурентов. Этот фактор может быть главным. В таком случае доля прибыли существенно отклоняется от предпочтительной нормы. При определенных условиях главным оказывается восприятие цен покупателями - устанавливают такие цены, по которым покупатели берут товар ввиду всех факторов конъюнктуры рынка. ПЛАНОВЫЕ ЦЕНЫ -высшая форма постоянных цен. Они возникают в условиях микромаркета и представляют "ценовую вертикаль" от «производителя до розницы». Их можно рассмотреть на примере советской системы ценообразования. В СССР предприятия реализовали свою продукцию по различным каналам. Обычно существовало три типа канала реализации товаров. Непосредственная торговля производителей и потребителей товаров. В таком случае цены, как правило, были договорными. Более развитая форма торговли включала посредников, которые обеспечивали реализацию товаров. В таком случае в цены включали издержки и прибыль оптовых предприятий. Товары народного потребления шли через розничную торговлю. Соответственно формировались и цены на товары, которые учитывали расходы и прибыль магазинов. Все это происходило на основе тщательно разработанной системы наценок и скидок, налогов и т.п., что не исключало многих противоречий и просто ошибок в ценообразовании.
Оптовая цена предприятий включает себестоимость и прибыль, возникающую свободно или устанавливаемую нормативно. Такие цены имеют место в непосредственной торговле предприятий с потребителями. Ранее эти цены составляли 50% от всех цен. Одновременно, эти цены -основа для всей системы цен промышленности. По этим ценам предприятия продают свои товары оптовой торговле и тем самым данные цены становятся основой оптовой цены промышленности. Оптовые предприятия устанавливают наценку на товары для покрытия своих расходов и образования своей прибыли. Разновидностью этой цены является оптовая цена промышленности с налогом. Налог идет в бюджет государства. Розничные цены возникают на основе оптовых цен промышленности и наценки торговых предприятий. Розничные цены называют: цены, такса, тарифы, штрафы, заработная плата. Факторы цен Многообразие цен зависит от воздействия на них факторов. Природу и многообразие факторов цен хорошо показал поэт Р. Гамзатов в поэме о тегеранском базаре. Факторы цен можно делить на главные, основные и специфические (случайные). Скажем, известно, что цены на быстро портящиеся товары более эластичны- быстрее меняются. Их, естественно, надо знать и руководствоваться этим при реализации данных товаров. Что же касается таких факторов, как законы спроса и предложения, то они универсальны для всех товаров. Их значение существеннее. В то же время рационально попытаться выделить главные их факторы, к которым можно отнести: полезность, издержки, величину капитала и монопольную власть на рынке фирмы и государственная власть. Полезность товара как фактор, определяющий движение цен,признается не всеми учеными. Ее важность для цен указывал Аристотель. В то же время трудовая концепция ценообразования исключает полезность товара как фактора, от которого зависит цена. А. Маршалл считал, что при установлении цены надо учитывать полезность товара, издержки на производство, спрос и предложение. Автор исходит из того, что полезность товара является исходным фактором его меновой пропорции («цены» в широком значении слова). Как полагал К. Маркс, при «случайной» форме стоимости не затраты труда определяют стоимость (цены) товара. В таком случае, можно утверждать, что полезность товара определяет меновые пропорции и т.п. товара. В последующем значение полезности как фактора ценообразования падает, хотя и сохраняется. Например, цены на яблоки с одной яблони различны в зависимости от их качества (сортности), хотя нет никаких различий затрат труда на сорта яблок. Соответственно, это проявляется в различии качества любого товара, хотя оно все более детерминировано трудом. Затраты труда давно стали главным фактором ценообразования. Изначально речь шла о затратах живого труда, что сохраняется в определенной мере и сейчас. Затем все более учитывали затраты не только живого, но и прошлого (овеществленного) труда и, тем самым, точнее говорить об издержках при производстве товара, т.е. о совокупных затратах труда. Наиболее полно труд был детерминатором цен в условиях свободного рынка. Именно на таком рынке действует по Марксу закон стоимости. Затем его значение падает. Величина капитала стала определяющим фактором в условиях рынка капитала, особенно при капитализме. Маркс проанализировал все это при анализе цены производства. Сейчас это является содержанием концепции издержек производства, включающих «нулевую» (среднюю) прибыль. Тем самым цены все более уходят от затрат труда на конкретный товар. Монопольная власть возникла давно, но фактором, определяющим движение цен, стала во второй половине ХХ века. Существуют специальные коэффициенты, которые показывают ее как фактор цены. Система и систематика цен Обособленная от системы цена не может быть понята. В связи с этим важно разработать системную (теоретическую) трактовку цен. Эта задача непосильна одному исследователю. Поэтому здесь даны фрагменты гипотезы некоторых вариантов подхода.
Теневые цены действуют на криминальном рынке. Главными являются легитимные цены основного рынка. Они могут быть стандартными и меняющимися (динамичными). В свою очередь, каждая их группа может быть различной -единой или сегментированной. Важно различие цен на цены предотвращения конкуренции и препятствие ей, что следует рассматривать специально.
НУЛЕВЫЕ цены существуют для бесплатных благ, например, для осыпавшихся с деревьев листьев или воды родника. Это предельный случай, к которому иногда прибегают при анализе цен. Цены обычно положительны, то есть больше нуля. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ цены -это цена одного товара, выраженная в другом товаре. Относительная цена является не ценой, а эквивалентом. В развитых странах придают значение такому анализу цен, что можно уяснить из многих учебных пособий по экономической науке [например, 129,с. 30]. Так называют выражение стоимости товара в цене другого товара, например, указание пропорции водки в хлебе и её изменение во времени, например, относительно хлеба водка подешевела в 8 раз. В мире за тонну зерна покупают полторы-две тонны бензина, а в России в 1995 году за тонну бензина надо заплатить 10 тонн зерна. Относительные «цены» весьма важны для понимания справедливости, закономерностей ценообразования, рациональности при покупке, учета фактора замещения товаров и др. Абсолютные цены выражают в деньгах. НОМИНАЛЬНЫЕ (действующие) цены выражают в текущих ценах, а сопоставимые -в ценах, исправленных на основе индекса потребительского дохода (ИПД). ЧИСТЫЕ цены не учитывают косвенные налоги, а совокупные включают их, например НДС. РЫНОЧНЫЕ цены являются нормой. Они показывают систему цен ма
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.191 (0.011 с.) |