Е. Микромаркет. Товарообмен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. Микромаркет. Товарообмен.



Трансфертные цены (расценки)

Осо­бой раз­но­вид­но­стью цен яв­ля­ют­ся ТРАНСФЕРТНЫЕ це­ны. В прак­ти­ке на рус­ском язы­ке та­кие це­ны мож­но на­звать рас­цен­ками. Транс­ферт­ной це­ной на­зы­ва­ют рас­цен­ки, ис­по­ль­зу­емые при со­вер­ше­нии тор­го­вых сде­лок меж­ду под­раз­де­ле­ни­ями од­ной и той же ком­па­нии. Эти це­ны при­ме­ня­ют как к го­то­вым из­де­ли­ям, так и к по­лу­фа­бри­ка­там, сы­рью, услу­гам, вклю­чая управ­лен­че­ские и ли­цен­зи­он­ные пла­те­жи и про­цен­ты за кре­дит. В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия ис­по­ль­зо­ва­ние транс­ферт­ных цен при­об­ре­та­ет все бо­ль­шее зна­че­ние, так как внут­ри­фир­мен­ная тор­го­вля (мик­ро­мар­кет) ста­но­вит­ся важ­ным со­став­ным эле­мен­том ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, осо­бен­но меж­ду­на­род­ной. В част­но­сти, в на­ча­ле 80‑х го­дов око­ло 50% экс­пор­та и свы­ше 40% им­пор­та США при­хо­ди­лось на до­лю внут­ри­фир­мен­ной тор­го­вли, осу­ще­ствляв­шей­ся меж­ду аме­ри­канс­ки­ми ком­па­ни­ями и их фи­ли­ала­ми за гра­ни­цей ли­бо меж­ду ино­стран­ны­ми ком­па­ни­ями и их фи­ли­ала­ми в США.

Прак­ти­ка уста­но­вле­ния транс­ферт­ных цен мо­жет су­ще­ствен­но вли­ять на усло­вия кон­ку­рен­ции на рын­ке. На­при­мер, с по­мо­щью за­ни­жен­ных цен на сы­рье и по­лу­фа­бри­ка­ты, по­лу­ча­емые до­чер­ним пред­при­яти­ем, мож­но по­вы­сить его кон­ку­ренто­спо­соб­ность в срав­не­нии с дру­ги­ми фир­ма­ми. За­ни­жен­ные транс­ферт­ные це­ны мо­гут ис­по­ль­зо­ва­ть­ся так­же для ми­ни­ми­за­ции под­ле­жа­щих вы­пла­те та­мо­жен­ных по­шлин и т.д. В опре­де­лен­ных слу­ча­ях це­но­об­ра­зо­ва­ние та­ко­го ро­да мо­жет пре­се­ка­ть­ся ан­ти­мо­но­по­ль­ным за­ко­но­да­те­льс­твом. Транс­ферт­ные це­ны уже не яв­ля­ют­ся обыч­ны­ми це­на­ми. Они яв­ля­ют­ся пла­но­вы­ми це­на­ми и ре­ша­ют мно­го иде­оло­ги­че­ских и по­ли­ти­че­ских за­дач. Они су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся от цен мак­ро­мар­кета тем, что не издержки, а политика фирмы, государства определяет их. В та­ком слу­чае и то­вар уже не яв­ля­ет­ся то­ва­ром, как в своё вре­мя пи­сал В.И. Ле­нин. Ана­ло­гич­но и его по­ло­же­ние о под­ры­ве то­вар­но­го про­из­водс­тва в усло­ви­ях им­пе­ри­али­зма.

Ж. Продуктообмен. Ценности

Здесь то­ль­ко обо­зна­че­на ги­по­те­за. По­ни­ма­ние про­дук­то­об­ме­на, как выс­шей фор­мы ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­ки, да­но И.В. Ста­ли­ным. В этом во­про­се он адек­ват­но про­до­лжил идеи В.И. Ле­ни­на об от­ри­ца­нии ры­ноч­ных от­но­ше­ний в про­цес­се стро­ите­льс­тва со­ци­али­зма. И в та­ком слу­чае со­хра­ня­ющи­еся це­ны не це­ны, а цен­но­сти... В СССР бы­ли цен­но­сти, а не це­ны. Но к та­ко­му ти­пу цен фак­ти­че­ски при­бли­жа­ют­ся мно­гие це­ны раз­ви­тых стран. Ес­ли предприниматели США (и дру­гих стран) за­щи­ща­ют­ся про­тив цен кон­ку­рен­тов с по­мо­щью су­дов и пра­ви­те­льс­тва, то та­кие це­ны не це­ны, а цен­но­сти (по­ра­зи­те­ль­ны в этом от­но­ше­нии фак­ты ан­ти­дем­пин­го­во­го за­ко­но­да­те­льс­тва США и прак­ти­ка его при­ме­не­ния).

Ана­ло­гич­но, суб­си­дии пра­ви­те­льс­тва США фер­ме­рам от­ри­ца­ют це­но­вую при­ро­ду фер­мерс­ких то­ва­ров. Ко­неч­но, речь не идет о том, что все это на­до опре­де­лять ди­хо­то­ми­че­ски "да - нет". Этот про­цесс про­бле­ма­ти­чен и тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го ис­сле­до­ва­ния. Про­бле­ма цен­но­сти тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го осмыс­ле­ния. Не­на­ду­ман­ность этой про­бле­мы мож­но вы­яс­нить с по­мо­щью рас­су­жде­ний фи­ло­со­фов по это­му во­про­су [69], не при­ни­мая их по­ло­же­ния за ис­ти­ну в по­след­ней инс­тан­ции: «... От­сутс­тву­ет чет­кое пред­став­ле­ние о том, к че­му от­но­сит­ся са­мо сло­во «цен­ность». Оно ис­по­ль­зу­ет­ся раз­ны­ми ав­то­ра­ми в со­вер­шен­но раз­ных, вза­имо­ис­клю­ча­ющих и не­со­по­ста­ви­мых смыс­лах...» [там же]. Для нас важ­на конс­та­та­ция ав­то­ром то­го фак­та, что «... в ан­глийс­ком и не­мец­ком язы­ках по­ня­тие «цен­ность» вы­ра­жа­ет­ся тем же сло­вом, что и эко­но­ми­че­ское по­ня­тие «сто­имость»» [там же]. Од­ним сло­вом (value) на­зы­ва­ют раз­ные у нас по­ня­тия - сто­имость и цен­ность. Рас­су­жде­ния ав­то­ра ин­те­ре­сны, но они не ре­ша­ют сто­ящей пе­ред эко­но­ми­че­ской на­укой про­бле­мы. Об­ще­на­уч­ный тер­мин «цен­ность» мо­жет быть объ­яс­нен на осно­ве следующего ря­да: бла­га -идея -иде­ал -цен­ность. Сло­во «бла­го» ис­по­ль­зо­ва­но в са­мом ши­ро­ком, пла­то­новс­ком смыс­ле [105,Т.4,с.618].

Сло­во «цен­ность» про­из­вод­но, вто­рич­но по срав­не­нию со сло­вом «це­на». Оно вошло в науку в Х1Х веке. «Понятие ценности впервые появляется у Канта…» [123, с.12]. Слово «ценность» не предшествует цене, а вытекает из него. Эти­мо­ло­гия сло­ва од­но­знач­но конс­та­ти­ру­ет это. В усло­ви­ях рын­ка це­на -фор­ма цен­но­сти, но цен­ность есть об­раз­ное на­зва­ние цены.

Эти­ка и ак­се­оло­гия рас­кры­ва­ют цен­ность в об­ще­че­ло­ве­че­ском смыс­ле сло­ва, т.е. как не имущественное явление. В эко­но­ми­че­ской на­уке имущественная цен­ность не есть це­на, а ее пре­вра­щен­ная, вы­рож­да­юща­яся фор­ма, ког­да це­на уже есть не це­на, а не­что но­вое яв­ление.

Цен­ность не есть це­на. На­зван­ное этим словом яв­ле­ние не яв­ля­ет­ся це­ной. Ин­те­ре­сно в этой свя­зи сле­ду­ющее по­ло­же­ние Фр. Ниц­ше: «Всё что име­ет це­ну, не име­ет бо­ль­шой цен­но­сти». Это по­ло­же­ние Фр. Ниц­ше мо­жет быть ин­тер­пре­ти­ро­ва­но ве­сь­ма со­де­ржа­те­ль­но: ду­хов­ные фе­но­ме­ны име­ют бо­ль­шую цен­ность по­то­му, что они не име­ют це­ны. Ценности, несомненно, де­неж­но оце­ни­ва­ют­ся.

Не сле­ду­ет при­ни­мать под­ме­ну по­ня­тий при си­но­ни­мич­ном ис­по­ль­зо­ва­нии слов «це­на» и «цен­ность», ко­то­рая се­го­дня ши­ро­ко рас­про­стра­не­на. В то же вре­мя сле­ду­ет ис­по­ль­зо­вать этот тер­мин для обо­зна­че­ния по­ня­тия то­го, что при­хо­дит на сме­ну це­не при от­ри­ца­нии сво­бод­но­го рын­ка.

В на­ча­ле ХХ ве­ка бы­ло вы­ска­за­но по­ло­же­ние об от­ри­ца­нии то­вар­но­го про­из­водс­тва или, го­во­ря со­вре­мен­ным язы­ком, ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Мно­го по это­му во­про­су на­пи­са­но В.И. Ле­ни­ным. Все это не­об­хо­ди­мо обоб­щить и учитывать при понимании ценообразования. Важ­ны его по­ло­же­ния по по­во­ду про­дук­то­об­ме­на при раз­ра­бо­тке по­ли­ти­ки НЭПа. Ры­ноч­ные от­но­ше­ния ис­то­рич­ны: их не бы­ло ког­да-то, и, несомненно, они ото­мрут ког­да-то, пусть не ско­ро (не сле­ду­ет ис­по­ль­зо­вать это­ по­ло­же­ние как ру­ко­водс­тво к действию, к принятию по­ли­тических решений). Про­цесс от­ми­ра­ния ры­ноч­ных от­но­ше­ний уже на­чал­ся, и пер­вой сту­пе­нью это­го про­цес­са сле­ду­ет счи­тать мо­но­по­лии. Еще бо­лее су­ще­ствен­ным эта­пом от­ри­ца­ния рын­ка яв­ля­ет­ся мик­ро­мар­кет. Тре­тья сту­пень -удо­влет­во­ре­ние об­щес­твен­ных благ. Эта тенденция, несомненно, при­ве­дёт к от­ми­ра­нию ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Но уже то, что име­ет­ся, впол­не до­ста­точ­но для осмыс­ле­ния тен­ден­ции от­ми­ра­ния рын­ка. Мо­но­по­ль­ная и транс­ферт­ная це­на (рас­цен­ка) од­но­вре­мен­но и це­на, и не це­на (не ду­май­те об этом про­сто как о ло­ги­че­ском про­ти­во­ре­чии и не счи­тай­те это про­стой ого­вор­кой, по­ста­рай­тесь узреть эв­ри­стич­ность пар­ме­ни­до­вой диа­лек­ти­ки, ког­да об од­ном и том же го­во­рят про­ти­во­по­лож­ное). Име­ют­ся и иные фор­мы внут­рен­них цен в раз­ви­тых стра­нах, ко­то­рые сле­ду­ет осмыс­лить в свя­зи с этим.

Цен­ность не есть чис­то субъ­ек­ти­вное яв­ле­ние, как это утверждает Менгер. Она отражает объ­ек­ти­вное. Но это не при­род­ная, а со­ци­аль­ная объ­ек­ти­вность по К. Мен­ге­ру. «Цен­ность не есть не­что при­су­щее бла­гам... Цен­ность -это суж­де­ние, ко­то­рое хо­зяйс­тву­ющие лю­ди име­ют о зна­че­нии на­хо­дя­щих­ся в их рас­по­ря­же­нии благ для под­де­ржа­ния их жиз­ни и их бла­го­со­сто­яния, и по­это­му вне их со­зна­ния не су­ще­ству­ет» [84,с.85]. Но у раз­ных лю­дей воз­ни­ка­ют од­ни и те же пред­став­ле­ния о цен­но­сти, что, несомненно, сви­де­те­льс­тву­ет о со­ци­аль­ной объ­ек­ти­внос­ти это­го яв­ле­ния. Дру­гой во­прос, что вос­пи­та­ние и обстоятельства жизни лю­дей раз­лич­ны, а по­это­му и их субъ­ек­тив­ные оцен­ки не всег­да со­впа­да­ют. Но они устой­чи­вы и по­ка­зы­ва­ют уро­вень ку­ль­тур­но­го раз­ви­тия лю­дей.

«Це­но­вая дис­кри­ми­на­ция» («дискриминационные цены») -важ­ный эле­мент мо­но­по­ли­сти­че­ско­го це­но­об­ра­зо­ва­ния. Она пред­по­ла­га­ет раз­ные це­ны за од­но и то же бла­го. Ка­ко­ва цен­ность та­ких благ?

Следует учесть и суть «демпинговых» цен с этой точки зрения (аналогичных дискриминационным ценам).

Об­щес­твен­ные бла­га су­ще­ству­ют в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. За­тра­ты на них опре­де­лить не труд­но. Но это не це­ны. И для раз­ных лю­дей их цен­ность раз­лич­на. Воз­мож­ность бес­плат­но­го по­се­ще­ния му­зея име­ет для ко­го-то гро­мад­ное зна­че­ние, а для дру­гих оно во­об­ще бес­по­ле­зно. Со­от­ветс­твен­но, осве­ще­ние ули­цы: для сле­пых оно прак­ти­че­ски ни к че­му (хо­тя для них оно важ­но тем, что­бы дру­гие на них не на­тол­кну­лись), а зря­чим оно важ­но и т.п. Со­от­ветс­твен­но оценивается бес­плат­ное об­ра­зо­ва­ние, здра­во­ох­ра­не­ние и т.п., что со­став­ля­ло суть об­щес­твен­ных фон­дов по­треб­ле­ния.

Функции цен

Ана­лиз функ­ций цен не­об­хо­ди­мо про­во­дить раз­лич­но, вы­де­ляя, по край­ней ме­ре, та­кие сту­пени:

Функ­ции цен ┌──────────┼──────────┐ в це­лом ® спе­ци­аль­но ® кон­кретно

В це­лом, це­ны име­ют важ­ное и раз­лич­ное зна­че­ние для рын­ка, эко­но­ми­ки и об­щес­тва во­об­ще. Они обыч­но вы­пол­ня­ют мно­го функ­ций од­но­вре­мен­но. Традиционно выделяют следующие.

УЧЕТНАЯ функ­ция цен со­сто­ит в том, что це­на есть из­ме­ре­ние за­трат на про­из­водс­тво то­ва­ров. Наи­бо­лее эф­фек­ти­вно это осу­ще­ствля­ет­ся тог­да, ког­да сто­имость то­ва­ра рав­на це­не.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ функ­ция со­сто­ит в том, что цены способствуют бо­лее бы­стро­му раз­ви­тию про­грес­сив­ных от­рас­лей, но­вой тех­ни­ки, про­из­водс­тву де­фи­цит­ных то­ва­ров. Сти­му­ли­ру­ющая функ­ция це­ны проявляется, пре­жде всего, при диспаритете цен, ког­да це­ны на товар яв­ля­ют­ся вы­со­ки­ми. В та­ком слу­чае пред­при­ятию вы­год­но про­из­во­дить продукцию.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ функ­ция цен со­сто­ит в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии на­цио­на­ль­но­го до­хо­да та­ким об­ра­зом, что­бы обес­пе­чи­вать равные эко­но­ми­че­ские усло­вия для субъектов рынка и т.п.

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ со­сто­ит в том, что с по­мо­щью цен мож­но сокращать по­треб­ле­ние не­ко­то­рых то­ва­ров (ал­ко­го­ль­ных). В та­ком слу­чае це­ны долж­ны быть вы­со­кими.

Це­ны вы­пол­ня­ют функ­ции в единс­тве. Меж­ду эти­ми функ­ци­ями цен воз­ни­ка­ют про­ти­во­ре­чия -для до­сти­же­ния од­но­го на­до по­вы­шать це­ны, а для до­сти­же­ния дру­го­го - их по­ни­жать и т.п.

Цены ® штрафы ® неустойки

Штрафы - это наказательные цены вообще, а неустойки - их разновидность. Неустойка - штраф, взимаемый за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора или закона.

Спе­ци­аль­ное изу­че­ние основ­ных форм цен по­зво­ля­ет вы­явить их глав­ные функ­ции. Пре­жде всего, сле­ду­ет вы­де­лить про­сто це­ны, фор­ми­ру­ющиеся в усло­ви­ях сво­бод­ной кон­ку­рен­ции. Та­кие це­ны дейс­тву­ют на осно­ве за­ко­на стоимости и вы­пол­ня­ют то­ль­ко од­ну функ­цию -учет­ную: ото­бра­жа­ют за­тра­ты тру­да на их про­из­водство. Воз­ни­кно­ве­ние ка­пи­та­ли­зма при­ве­ло к дейс­твию за­ко­на це­ны про­из­водс­тва, ко­то­рый сви­де­те­льс­тву­ет о вы­пол­не­нии эти­ми це­на­ми рас­пре­де­ли­те­ль­ной и сти­му­ли­ру­ющей функ­ций: часть со­здан­ной сто­имо­сти пе­ре­ли­ва­ет­ся из од­них от­рас­лей в дру­гие при об­ра­зо­ва­нии сред­ней нор­мы при­бы­ли. При этом пред­по­чте­ние от­да­ет­ся вы­со­ко­ра­зви­тым про­из­водствам. Та­кое рас­пре­де­ле­ние важ­но для обес­пе­че­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са: оно сти­му­ли­ру­ет его. По­это­му та­кие це­ны вы­пол­ня­ют од­но­вре­мен­но и сти­му­ли­ру­ющую функ­цию. Они обес­пе­чи­ва­ют при­свое­ние «из­бы­точ­ной при­ба­воч­ной сто­имо­сти» по К. Мар­ксу. Это уже неэк­ви­ва­лент­ный обмен.

На­ступ­ле­ние им­пе­ри­али­зма при­ве­ло к воз­ни­кно­ве­нию мо­но­по­ль­ных цен, ко­то­рые пе­ре­рас­пре­де­ля­ют иму­ще­ство на осно­ве мо­но­по­ль­ной влас­ти в ин­те­ре­сах мо­но­по­ли­стов всех форм (ду­опо­ли­стов, оли­го­по­ли­стов). В та­ком слу­чае «ин­стру­мен­том» слу­жат «нож­ни­цы цен». Наи­бо­ль­шее чис­ло функ­ций у транс­ферт­ных цен. Глав­ная из них -ин­стру­мент уза­ко­нен­но­го гра­бе­жа всех на­ро­дов. Они вы­ра­жа­ют эту по­ли­ти­ку круп­ней­ших мо­но­по­ли­стов, про­яв­ля­ют сис­те­му кон­крет­ных функ­ций -укло­не­ние от на­ло­гов, от упла­ты по­шлин го­су­дарс­твам и т.п.

Кон­крет­ный ана­лиз функций цен яв­ля­ет­ся со­де­ржа­ни­ем про­фес­си­она­ль­ной де­яте­ль­но­сти спе­ци­али­стов мар­ке­тинга.

2.10.4. Принципы ценообразования

Понять природу цены и процессов ценообразования очень важно для развития предпринимательства. Следовательно, необходимо знать коренные принципы ценообразования.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ «СУБЪЕКТИВНОСТЬ ЦЕН. В ко­неч­ном сче­те, во­прос сво­дит­ся к су­ще­ство­ва­нию са­мой це­ны. Не­ко­то­рые из кон­цеп­ций ве­сь­ма ак­ти­вно утвер­жда­ют те идеи, ко­то­рые ве­дут к от­ри­ца­нию са­мо­го фак­та объ­ек­ти­внос­ти це­ны.

Ес­ли со­по­ста­вить це­ны на ка­кие-ли­бо од­нока­че­ствен­ные в иде­але то­ва­ры, то се­го­дня мож­но ви­деть, что уро­вень це­ны на них мо­жет раз­ли­ча­ть­ся. Ес­ли же рас­смо­треть ди­на­ми­ку цен, то увидим еще бо­ль­шее раз­ли­чие в уров­не цен. Зна­чит ли это, что уро­вень цен про­из­во­лен, слу­ча­ен? По на­ше­му мне­нию, это не зна­чит. На каж­дый то­вар на кон­крет­ном рын­ке це­ны в це­лом опре­де­лен­ны и ко­ле­блют­ся несу­ще­ствен­но в за­ви­си­мо­сти от ря­да фак­то­ров. Пре­дел раз­бро­са цен на один и тот же то­вар ве­сь­ма огра­ни­чен. И чем бо­лее раз­вит ры­нок, тем де­тер­ми­ни­ро­ва­нее уро­вень цен на то­ва­ры. По­ку­па­те­ли ис­хо­дят из объ­ек­ти­внос­ти уров­ня цен на то­ва­ры (прин­цип «ба­зар це­ну ска­жет»). Лю­бые чрез­мер­ные пре­тен­зии про­дав­цов на це­ны то­ва­ров ве­дут к от­ка­зу от сдел­ки: по­тен­ци­аль­ная, за­пра­ши­ва­емая це­на не объ­ек­ти­ви­ру­ет­ся, не ста­но­вит­ся ре­аль­ной. Ре­аль­ной ста­но­вит­ся то­ль­ко та­кая це­на, ко­то­рая со­от­ветс­тву­ет опре­де­лен­но­му их уров­ню на дан­ном рын­ке. Ко­неч­но, уро­вень цен на один и тот же то­вар на раз­ных рын­ка раз­ли­чен, что опре­де­ля­ет­ся дру­ги­ми це­но­об­ра­зу­ющи­ми фак­то­ра­ми, ко­то­рые на­до уметь объ­яс­нять.

В свя­зи со ска­зан­ным, сле­ду­ет при­знать объ­ек­ти­вность уров­ня цен на то­ва­ры на кон­крет­ном рын­ке. Их не­су­ще­ствен­ное раз­ли­чие не от­ри­ца­ет са­мо­го фак­та объ­ек­ти­внос­ти дан­но­го уров­ня цен. В то же вре­мя, при­зна­вая объ­ек­ти­вность уров­ня цен как их фун­да­мен­та­ль­ное свойс­тво, не утвер­жда­ем его оди­на­ко­во­сти во вре­ме­ни на том же са­мом рын­ке. По­это­му дан­ное свойс­тво цен то­ва­ра от­ли­ча­ет­ся от дру­гих свойств объ­ек­тов, на­при­мер, вес од­но­го и то­го же то­ва­ра оди­на­ков на раз­ных рын­ках и в раз­ное вре­мя. Объ­ек­ти­вность цен от­ли­ча­ет­ся от объ­ек­ти­внос­ти дру­гих свойств товаров. Это со­ци­аль­ное, а не фи­зи­че­ское свойс­тво объ­ек­та. Оно ина­че су­ще­ству­ет и вос­при­ни­ма­ет­ся. Це­на не так объ­ек­тив­на, как цвет, вес, плот­ность и т.п. то­ва­ров, но, тем не менее, она объ­ек­тив­на при опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных усло­виях. В полной мере объективной цена была при свободном рынке, а сейчас она преимущественно субъективна - зависит от монополий, государства.

СТИХИЙНОСТЬ «ПЛАНОМЕРНОСТЬ. На за­ре ры­ноч­ной эко­но­ми­ки гос­подс­тво­ва­ло сти­хий­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние. По ме­ре раз­ви­тия эко­но­ми­че­ской ро­ли го­су­дарс­тва про­ис­хо­ди­ло воз­рас­та­ние зна­че­ния пла­но­мер­но­сти ценообразования. Так возникли особые цены -таксы, тарифы. Пла­но­мер­ный ком­по­нент це­но­об­ра­зо­ва­ния мог пре­вы­шать по­треб­ность в этом процессе или быть ме­нь­ше не­об­хо­ди­мого.

Во всех стра­нах ми­ра го­су­дарс­тво воз­дейс­тву­ет на це­но­об­ра­зо­ва­ние -регулирует их. Име­ют­ся фак­ты и по­ло­жи­те­ль­но­го, и не­га­ти­вно­го воз­дейс­твия го­су­дарс­твен­ных ор­га­нов на це­ны. Как от­ме­чал П. Хей­не, в 30‑е го­ды на сме­ну сво­бод­ной сис­те­ме цен при­шли на­зна­ча­емые це­ны [см. 151, с.227].

Ре­гу­ли­ро­ва­ние цен яв­ля­ет­ся нор­мой со­вре­мен­ной эко­но­ми­ки всех стран ми­ра. Все го­су­дарс­тва ре­гу­ли­ру­ют це­ны. В та­ких стра­нах, как США, Япо­ния, Фран­ция, Бе­ль­гия, Швей­ца­рия до­ля ре­гу­ли­ру­емых цен со­став­ля­ет от 25 до 40 %, в Ки­тае - бо­лее 50%. Бо­ль­шинс­тво стран ре­гу­ли­ру­ет це­ны на топ­ли­вно-энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы, про­дук­цию ме­тал­лур­ги­че­ско­го и лес­но­го ком­пле­ксов, услу­ги транс­пор­та, ком­му­на­ль­ные услу­ги, ба­зо­вую про­дук­цию ма­ши­но­стро­ения и се­льс­ко­го хо­зяйс­тва. Что же ка­са­ет­ся роз­нич­ных цен, то на­бор ре­гу­ли­ру­емых цен ме­нь­ше и скла­ды­ва­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от об­сто­ятельств. Ре­гу­ли­ро­ва­ние цен го­су­дарс­твом по­зво­ля­ет сдер­жи­вать не­оправ­дан­ный их рост, ста­вить це­ны в за­ви­си­мость от из­ме­не­ния эко­но­ми­че­ских усло­вий, смяг­чать воз­дейс­твие ин­фля­ции на жиз­нен­ный уро­вень на­се­ле­ния и т.п.

СТАБИЛЬНОСТЬ «ДИНАМИЗМ ЦЕН. При свободном рынке цены были стабильны. Современная ры­ноч­ная эко­но­ми­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ди­на­ми­змом цен. Не­га­ти­вное зна­че­ние ди­на­ми­зма цен осо­зна­но дав­но, осо­бен­но пред­при­ни­ма­те­ля­ми, ко­то­рые в ре­зу­ль­та­те это­го становятся бан­кро­тами. Ста­би­ль­ные це­ны по мно­гим фак­то­рам ра­цио­на­ль­нее. Со­вре­мен­ное по­ни­ма­ние ста­би­ль­ных цен сфор­ми­ро­ва­лось в на­ча­ле ХХ ве­ка, а по­это­му на­до учесть этот фак­тор. Пер­вая ми­ро­вая вой­на по­ро­ди­ла ги­пе­рин­фля­цию, ко­то­рая на­не­сла су­ще­ствен­ный ущерб эко­но­ми­ке по­чти всех стран ми­ра. В бо­рь­бе с ин­фля­ци­ей воз­ни­кло стрем­ле­ние к ста­би­ль­ным це­нам. Осо­бен­но по­сле­до­ва­те­ль­но эту по­ли­ти­ку про­во­дил СССР, ко­то­рый обес­пе­чил их ста­би­ль­ность. Од­на­ко ста­би­ль­ность цен СССР в усло­ви­ях вто­рой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка (за это время цена одной поездки в метро в Нью-Йорке возросла в 30 раз) и ста­ла, по мнению автора, од­ной из при­чин его развала.

ФИКСИРОВАННОСТЬ «ГИБКОСТЬ ЦЕН. В СССР це­ны бы­ли, об­раз­но го­во­ря, «чу­гун­ны­ми» (их вы­ли­ва­ли да­же на чу­гун­ных из­де­ли­ях). Тем са­мым труд­но бы­ло учи­ты­вать спе­ци­фи­ку тер­ри­то­ри­аль­ной, се­зон­ной и т.п. диф­фе­рен­ци­ации цен. Ди­на­мизм цен про­яв­ляет­ся в их гиб­ко­сти. Это имеет место в современной прак­ти­ке це­но­вой дис­кри­ми­на­ции. Монополии устанавливают разные цены на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. Ценовая дискриминация может быть совершенной (первая степень), когда каждый товар имеет индивидуальную цену в зависимости от всего множества ценообразующих факторов. Она может быть «нелинейной» (вторая ступень), когда разные единицы товара продают по разным ценам, но каждый покупатель платит одинаковую цену за одинаковое количество товара. Сегментированная ценовая дискриминация (третья ступень) -разным лицам по разным ценам, но одна цена одному и тому же покупателю.

Це­но­вая дис­кри­ми­нация Дискриминация

┌───────┴────┐ ┌─────────┼───────┐

то­ва­ров ® по­ку­па­телей лич­ная ® груп­по­вая ® про­дук­товая

┌────┴────┐

по объ­ему ® во вре­мени

На один и тот же то­вар уста­на­вли­ва­ют раз­ные це­ны вви­ду раз­лич­ной элас­тич­но­сти спро­са раз­ных сег­мен­тов по­ку­па­те­лей и су­ще­ство­ва­нии по­тре­би­те­льс­ко­го из­ли­шка (рен­ты). Уста­на­вли­ва­ют раз­ные це­ны в за­ви­си­мости от:

* объ­ема по­куп­ки то­вара;

* сро­ка ре­али­за­ции то­ва­ра: за­бла­го­вре­мен­но и не­по­средс­твен­но

(на­при­мер, авиа­би­леты);

* воз­рас­та (би­ле­ты в кино для де­тей и взрос­лых);

* вре­ме­ни услу­ги (днев­ные и ве­чер­ние ки­но­те­ат­ры, ре­сто­раны).

Лич­ная дис­кри­ми­на­ция учи­ты­ва­ет до­хо­ды по­ку­па­телей и дру­гие их ха­рак­те­ри­сти­ки. Груп­по­вая дис­кри­ми­на­ция про­яв­ля­ет­ся в сни­же­нии цен на рын­ке кон­ку­рен­та (на­зы­ва­ют прин­ци­пом «убей кон­ку­рен­та»), а про­дук­то­вая -в по­вы­ше­нии цен за пре­стиж­ную эти­ке­тку на то­ва­ре («за­ставь пла­тить за эти­ке­тку»).

Дискриминационные це­ны ино­гда на­зы­ва­ют аль­тер­на­тив­ными, то есть ког­да уста­на­вли­ва­ют 2-3 став­ки та­ри­фа (це­на® та­риф ® 2¾3 аль­тер­на­тив­ные став­ки це­ны). Во всех этих слу­ча­ях не долж­но быть воз­мож­но­сти спе­ку­ля­ции то­ва­ра­ми, то есть их пе­ре­про­да­жи дру­гим. Для это­го ну­жен ана­лиз сег­мен­тов рын­ка и т.д.

ПОНИЖЕНИЕ «РОСТ ЦЕН. В условиях свободного рынка цены понижались потому, что были главным средством конкурентной борьбы. Эта их тенденция была возведена в принцип и положена в основу политики и практики. В ХХ веке цены росли, что отражало много процессов, в т.ч. выработку доступных запасов сырья, рост численности населения и т.п. В результате, например, цены за проезд в метро Нью-Йорка в ХХ веке выросли в 30 раз.

Ра­нее це­ны бы­ли глав­ным средс­твом кон­ку­рент­ной бо­рь­бы. Про­мыш­лен­ни­ки по­ни­жа­ли це­ны по ме­ре на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, рос­та про­из­во­ди­те­ль­но­сти тру­да и дейс­твия дру­гих фак­то­ров. И это в це­лом бы­ло глав­ным ме­то­дом кон­ку­рент­ной бо­рь­бы. Мо­но­по­ли­за­ция при­вела к от­ка­зу от это­го ме­то­да кон­ку­рент­ной бо­рь­бы и на пер­вое мес­то вы­дви­нул­ся рост цен. Фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­во­го рын­ка тре­бу­ет еди­ных ми­ро­вых цен. Для это­го во всех стра­нах не­об­хо­ди­мо пе­рей­ти к еди­ной сис­те­ме до­хо­дов и рас­хо­дов. Од­на­ко, это не про­стое эко­но­ми­че­ское ме­ро­при­ятие, оно тре­бу­ет по­ли­ти­че­ских дейс­твий.

Це­ны учи­ты­ва­ют и мно­гие дру­гие ас­пек­ты эко­но­ми­ки: фон­до­ем­кость, на­укоем­кость, спрос и предложение, и дру­гие фак­торы.

2.10.5. Системы и стратегии ценообразования

Це­но­об­ра­зо­вание ┌────────────┼────────────┐ сво­бод­ное ® фик­си­ро­ван­ное ® пла­но­вое

В со­вре­мен­ном ми­ре сосу­ще­ству­ют раз­лич­ные ти­пы (системы) це­но­об­ра­зо­ва­ния. Основные из них представлены на схеме.

Были и существуют сделки, в которых не учитывают затраты труда. Даже в самой развитой торговле рекламная передача доли товара происходит бесплатно (например, раздача мыла для того, чтобы сделать людей покупателями). Обычно учитывают издержки, но принципиально новым типом учета является определение альтернативных издержек.

Ценообразование ┌──────┴────┐ без учета своего труда ® с учетом издержек ┌──────┴────┐ их измерением ® альтернативных

СВОБОДНЫЕ це­ны уста­на­вли­ва­ют­ся объективно на рынке в результате конкуренции самостоятельно - субъектами рынка. Это ис­то­ри­че­ски ис­ход­ная и се­го­дня ба­зо­вая фор­ма це­но­об­ра­зо­ва­ния. В та­ком слу­чае це­ны де­тер­ми­ни­ро­ва­ны мно­ги­ми за­ко­на­ми рын­ка, ко­то­рые бы­ли рас­смо­тре­ны: спро­сом и пред­ло­же­нием, сто­имо­стью и т.п. Они мо­гут быть устой­чи­вы­ми, т.е. су­ще­ство­вать дли­те­ль­ное вре­мя на не­из­мен­ном уровне.

ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ на­зна­ча­ют (их на­зы­ва­ют так­же «на­зна­ча­емые це­ны»). Они могут быть постоянными или устанавливаться на опре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни. Пе­ри­од мо­жет быть огра­ни­чен­, на­при­мер, се­зо­ном го­да. Этот тип цен яв­ля­ет­ся глав­ным, и его не­об­хо­ди­мо кон­крет­нее рас­смо­треть с по­мо­щью сис­те­ма­ти­ки цен. Это прак­ти­ка мо­но­по­ль­но­го це­но­об­ра­зо­ва­ния. Раз­ли­чие этих цен идет по сте­пе­ни си­лы или мо­но­по­ль­ной власти. Обособляют полтора десятка стратегий ценообразования: географический принцип (разные цены в разных регионах), единые цены у потребителя, единые цены у производителя, зональные цены (чем дальше зона от производителя, тем дороже) и т.п.

┌─«Снять сливки» ┌─┴─ Ли­дерство ┴─── Выжить

Стратегия ценообразования -выбор возможной динамики цены, соответствующей интересам конкретного предприятия. Ге­те­ро­ген­ность рын­ка в со­вре­мен­ном ми­ре объ­яс­ня­ет и раз­лич­ные ти­пы стра­те­гии це­но­об­ра­зо­вания. Для ко­го-то глав­ное -вы­жить и он до­во­льс­твует­ся ми­ни­ма­ль­ны­ми усло­ви­ями при ре­али­за­ции сво­их то­ва­ров. Другие проводят политику завоевания рынка. Есть и те, ко­го устра­ива­ет то­ль­ко по­лу­че­ние сверх­при­были - «снять сливки». Целью стра­те­гии может быть уме­нь­ше­ние ве­ро­ят­но­сти по­яв­ле­ния кон­ку­рен­тов на рынке. Мо­но­по­лии используют раз­ные стра­те­гии це­но­об­ра­зо­ва­ния в за­ви­си­мо­сти от об­сто­ятельств.

А А А — уро­вень цен

Вы­со­кие Б — вре­мя

Сред­ние

Низ­кие

Б Б

Ли­ми­ти­ру­ющее це­но­об­ра­зо­ва­ние - стра­те­гия це­но­об­ра­зо­ва­ния, при ко­то­рой гос­подс­тву­ющая на рын­ке фир­ма уста­на­вли­ва­ет це­ну на уров­не ме­нь­ше то­го, ко­то­рый да­ет воз­мож­ность по­лу­чать крат­ко­сроч­ную при­быль.

Основания ценообразования

┌───────┼───────┐

цены конкурентов издержки «восприятия покупателей»

 

Сначала продают по ценам, которые существуют на рынке. В таком случае не учитывают своих затрат труда вообще. Од­ни идут от спро­са или «восприятия покупателей», дру­гие- от из­де­ржек.

При установлении цен стремятся обеспечить безубыточность и получение прибыли. В связи с этим обычно ориентируются на издержки производства. При этом могут заранее устанавливать справедливую для себя норму прибыли, например 15-20% (подход “Дженерал Моторз”). Учитывают текущие цены или цены конкурентов. Этот фактор может быть главным. В таком случае доля прибыли существенно отклоняется от предпочтительной нормы. При определенных условиях главным оказывается восприятие цен покупателями - устанавливают такие цены, по которым покупатели берут товар ввиду всех факторов конъюнктуры рынка.

ПЛАНОВЫЕ ЦЕНЫ -выс­шая фор­ма по­сто­ян­ных цен. Они воз­ни­ка­ют в усло­ви­ях мик­ро­мар­ке­та и представляют "ценовую вертикаль" от «производителя до розницы». Их мож­но рас­смо­треть на при­ме­ре со­ветс­кой сис­те­мы це­но­об­ра­зо­вания.

В СССР пред­при­ятия ре­али­зо­ва­ли свою про­дук­цию по раз­лич­ным ка­на­лам. Обыч­но су­ще­ство­ва­ло три ти­па ка­на­ла ре­али­за­ции то­ва­ров. Не­по­средс­твен­ная тор­го­вля про­из­во­ди­те­лей и по­тре­би­те­лей то­ва­ров. В та­ком слу­чае це­ны, как пра­ви­ло, бы­ли до­го­вор­ны­ми. Бо­лее раз­ви­тая фор­ма тор­го­вли вклю­ча­ла по­сред­ни­ков, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ли ре­али­за­цию то­ва­ров. В та­ком слу­чае в це­ны вклю­ча­ли из­держ­ки и при­быль оп­то­вых пред­при­ятий. То­ва­ры на­род­но­го по­треб­ле­ния шли че­рез роз­нич­ную тор­го­влю. Соответственно фор­ми­ро­ва­лись и це­ны на то­ва­ры, которые учи­ты­ва­ли рас­хо­ды и при­быль ма­га­зи­нов. Все это про­ис­хо­ди­ло на осно­ве тща­те­ль­но раз­ра­бо­тан­ной сис­те­мы на­це­нок и ски­док, на­ло­гов и т.п., что не ис­клю­ча­ло мно­гих про­ти­во­ре­чий и про­сто оши­бок в це­но­об­ра­зо­вании.

Се­бе­сто­имость + при­быль + на­цен­ка + на­ло­ги + на­ценка оп­та роз­ницы └────────┬─────────┘ оп­то­вая це­на пред­приятия └───────────┬────────────┘ оп­то­вая це­на про­мыш­лен­ности └──────────────┬─────────────────┘ оп­то­вая це­на про­мыш­лен­но­сти с на­логом └─────────────────┬───────────────────────┘ роз­нич­ная цена

Оп­то­вая це­на пред­при­ятий вклю­ча­ет се­бе­сто­имость и при­быль, воз­ни­ка­ющую сво­бод­но или уста­на­вли­ва­емую нор­ма­ти­вно. Та­кие це­ны име­ют мес­то в не­по­средс­твен­ной тор­го­вле пред­при­ятий с по­тре­би­те­ля­ми. Ра­нее эти це­ны со­став­ля­ли 50% от всех цен. Од­но­вре­мен­но, эти це­ны -осно­ва для всей сис­те­мы цен про­мыш­лен­но­сти. По этим це­нам пред­при­ятия про­да­ют свои то­ва­ры оп­то­вой тор­го­вле и тем са­мым данные цены ста­но­вят­ся осно­вой оп­то­вой це­ны про­мыш­лен­но­сти. Оп­то­вые пред­при­ятия уста­на­вли­ва­ют на­цен­ку на то­ва­ры для по­кры­тия сво­их рас­хо­дов и об­ра­зо­ва­ния сво­ей при­бы­ли. Раз­но­вид­но­стью этой це­ны яв­ля­ет­ся оп­то­вая це­на про­мыш­лен­но­сти с на­ло­гом. На­лог идет в бюд­жет го­су­дарс­тва. Роз­нич­ные це­ны воз­ни­ка­ют на осно­ве оп­то­вых цен про­мыш­лен­но­сти и на­цен­ки тор­го­вых пред­при­ятий. Роз­нич­ные це­ны на­зы­ва­ют: це­ны, так­са, та­ри­фы, штра­фы, за­ра­бот­ная плата.

Факторы цен

Мно­го­об­ра­зие цен за­ви­сит от воз­дейс­твия на них фак­то­ров. Природу и многообразие факторов цен хорошо показал поэт Р. Гамзатов в поэме о тегеранском базаре.

Факторы цен можно делить на главные, основные и специфические (случайные). Скажем, известно, что цены на быстро портящиеся товары более эластичны- быстрее меняются. Их, естественно, надо знать и руководствоваться этим при реализации данных товаров. Что же касается таких факторов, как законы спроса и предложения, то они универсальны для всех товаров. Их значение существеннее. В то же время рационально попытаться выделить главные их факторы, к которым можно отнести: полезность, издержки, величину капитала и монопольную власть на рынке фирмы и государственная власть.

Полезность товара как фактор, определяющий движение цен,признается не всеми учеными. Ее важность для цен указывал Аристотель. В то же время трудовая концепция ценообразования исключает полезность товара как фактора, от которого зависит цена. А. Маршалл считал, что при установлении цены надо учитывать полезность товара, издержки на производство, спрос и предложение.

Автор исходит из того, что полезность товара является исходным фактором его меновой пропорции («цены» в широком значении слова). Как полагал К. Маркс, при «случайной» форме стоимости не затраты труда определяют стоимость (цены) товара. В таком случае, можно утверждать, что полезность товара определяет меновые пропорции и т.п. товара. В последующем значение полезности как фактора ценообразования падает, хотя и сохраняется. Например, цены на яблоки с одной яблони различны в зависимости от их качества (сортности), хотя нет никаких различий затрат труда на сорта яблок. Соответственно, это проявляется в различии качества любого товара, хотя оно все более детерминировано трудом.

Затраты труда давно стали главным фактором ценообразования. Изначально речь шла о затратах живого труда, что сохраняется в определенной мере и сейчас. Затем все более учитывали затраты не только живого, но и прошлого (овеществленного) труда и, тем самым, точнее говорить об издержках при производстве товара, т.е. о совокупных затратах труда. Наиболее полно труд был детерминатором цен в условиях свободного рынка. Именно на таком рынке действует по Марксу закон стоимости. Затем его значение падает.

Величина капитала стала определяющим фактором в условиях рынка капитала, особенно при капитализме. Маркс проанализировал все это при анализе цены производства. Сейчас это является содержанием концепции издержек производства, включающих «нулевую» (среднюю) прибыль. Тем самым цены все более уходят от затрат труда на конкретный товар.

Монопольная власть возникла давно, но фактором, определяющим движение цен, стала во второй половине ХХ века. Существуют специальные коэффициенты, которые показывают ее как фактор цены.

Система и систематика цен

Обо­со­блен­ная от сис­те­мы це­на не мо­жет быть по­ня­та. В свя­зи с этим важ­но раз­ра­бо­тать сис­те­мную (теоретическую) трак­то­вку цен. Эта за­да­ча непо­си­ль­на од­но­му ис­сле­до­ва­те­лю. По­это­му здесь да­ны фраг­мен­ты гипотезы не­ко­то­рых вариантов под­хода.

Цены ┌────┴────┐ легитимные ® теневые ┌──────┴────┐ долговременные ® гибкие (стандартные) (меняющиеся) ┌──────┴────┐ единые ® сегментированные

Теневые цены действуют на криминальном рынке. Главными являются легитимные цены основного рынка. Они могут быть стандартными и меняющимися (динамичными). В свою очередь, каждая их группа может быть различной -единой или сегментированной. Важно различие цен на цены предотвращения конкуренции и препятствие ей, что следует рассматривать специально.

Цены ┌──────┴────┐ ну­ле­вые ® по­ло­жи­те­льные ┌────┴────┐ от­но­си­те­ль­ные ® аб­со­лютные ┌────┴────┐ со­по­ста­вимые ® но­ми­на­ль­ные ┌──┴───┐ чис­тые ® со­во­купные ┌──┴───┐ рыночные ® трансфертные

НУЛЕВЫЕ це­ны су­ще­ству­ют для бес­плат­ных благ, на­при­мер, для осы­па­вших­ся с де­ре­вь­ев лис­ть­ев или воды родника. Это пре­де­ль­ный слу­чай, к ко­то­ро­му ино­гда при­бе­га­ют при ана­ли­зе цен. Це­ны обыч­но по­ло­жи­те­ль­ны, то есть бо­ль­ше нуля.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ це­ны -это це­на од­но­го то­ва­ра, вы­ра­жен­ная в дру­гом то­ва­ре. От­но­си­те­ль­ная це­на яв­ля­ет­ся не це­ной, а эк­ви­ва­лен­том. В раз­ви­тых стра­нах при­да­ют зна­че­ние та­ко­му ана­ли­зу цен, что мож­но у­яс­нить из мно­гих учеб­ных по­со­бий по эко­но­ми­че­ской на­уке [на­при­мер, 129,с. 30]. Так на­зы­ва­ют вы­ра­же­ние сто­имо­сти то­ва­ра в це­не дру­го­го то­ва­ра, на­при­мер, ука­за­ние про­пор­ции вод­ки в хле­бе и её из­ме­не­ние во вре­ме­ни, на­при­мер, от­но­си­те­ль­но хле­ба вод­ка по­де­ше­ве­ла в 8 раз. В ми­ре за тон­ну зер­на по­ку­па­ют пол­то­ры-две тон­ны бен­зи­на, а в Рос­сии в 1995 го­ду за тон­ну бен­зи­на на­до за­пла­тить 10 тонн зер­на.

Относительные «це­ны» ве­сь­ма важ­ны для по­ни­ма­ния спра­ве­дли­во­сти, за­ко­но­мер­но­стей це­но­об­ра­зо­ва­ния, рациональности при покупке, учета фактора замещения товаров и др. Аб­со­лют­ные це­ны вы­ра­жа­ют в де­ньгах.

НОМИНАЛЬНЫЕ (дейс­тву­ющие) це­ны вы­ра­жа­ют в те­ку­щих це­нах, а со­по­ста­ви­мые -в це­нах, ис­пра­влен­ных на осно­ве ин­де­кса по­тре­би­те­льс­ко­го до­хо­да (ИПД).

ЧИСТЫЕ це­ны не учи­ты­ва­ют кос­вен­ные на­ло­ги, а со­во­куп­ные вклю­ча­ют их, например НДС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.206 (0.049 с.)