УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОГО РЫНКА



 

«Сти­хий­ное раз­ви­тие ци­ви­ли­за­ции остав­ля­ет за со­бой пус­ты­ню». Эта ис­ти­на бы­ла осмыс­ле­на дав­но. Со­вре­мен­ная прак­ти­ка об­щес­твен­ной жиз­ни да­ет для нее много фактов.

Ре­ше­ние гло­ба­ль­ных про­блем ми­ро­во­го рын­ка пред­по­ла­га­ет ис­по­ль­зо­ва­ние мно­гих фак­то­ров со­вре­мен­но­го об­щес­тва. Пре­жде всего, не­об­хо­ди­мо при­да­вать бо­ль­шее зна­че­ние ДУХОВНОСТИ в об­щес­твен­ном раз­ви­тии. Пря­мой при­зыв мис­ти­ков, тео­ло­гов к нравс­твен­но­сти, до­бро­де­те­ли, конечно, име­ет зна­че­ние. В то же вре­мя, он яв­но не­до­ста­то­чен. Не­об­хо­ди­мо кар­ди­на­ль­ное раз­ви­тие эру­ди­ции лю­дей на осно­ве про­све­ще­ния - тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния все­го ми­ра. К этому призывали многие великие гении прошлого, в т.ч. Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симон.

Про­све­ще­ние со­зда­ет усло­вия, при ко­то­рых бо­лее эф­фек­ти­вно вос­про­из­во­дит­ся ду­хо­вность. В то же вре­мя са­ма по се­бе эру­ди­ция не ре­ша­ет сто­ящих про­блем: не сле­ду­ет упо­вать на про­све­ще­ние, об­ра­зо­ва­ние. Не­об­хо­ди­ма ин­тел­лек­ту­али­за­ция ин­ди­ви­дов и об­щес­тва в це­лом как ис­ход­ный фак­тор вы­жи­вания.

Ин­тел­лек­ту­аль­ное не­ра­венс­тво лю­дей бы­ло глав­ным об­сто­яте­льс­твом воз­ни­кно­ве­ния экс­плу­ата­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. В та­ком слу­чае гос­подс­тву­ет не­ве­же­ство бо­ль­шой до­ли лю­дей. Чис­ло без­гра­мот­ных рас­тет, до­сти­гая 700 млн. че­ло­век на зем­ном ша­ре. Осно­вой жиз­ни оста­ет­ся ве­ра, из­ли­шняя до­вер­чи­вость лю­дей. Рас­тет на­пря­жен­ность, угро­за де­ста­би­ли­за­ции об­щес­тва. В ре­зу­ль­та­те об­щес­тву угро­жа­ет опас­ность са­мо­убийс­тва. Бо­рь­ба за вы­жи­ва­ние об­щес­тва воз­мож­на то­ль­ко на осно­ве раз­ви­тия ин­тел­лек­та. Ин­тел­лек­ту­али­за­ция - единс­твен­ная на­де­жда на ре­ше­ние ми­ро­вых про­блем гу­ман­ным, ци­ви­ли­зо­ван­ным спо­со­бом. Эта идея не но­ва. С древ­не­го ми­ра про­грес­сив­ные си­лы упо­ва­ли на могущество муд­рости, рас­су­дка, ра­зума, мыш­ле­ния, твор­че­ства, ин­тел­лекта во­об­ще и вы­сту­па­ли про­тив ору­жия зла - не­ве­же­ства. По­бе­ду до­бра над злом обес­пе­чит то­ль­ко по­бе­да над де­мо­ни­чес­кой си­лой не­ве­же­ства. Для до­сти­же­ния это­го не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать ин­тел­лек­ти­ку, ме­та­на­уку как фи­ло­со­фию во­об­ще. Ин­тел­лек­ту­али­за­ция, прежде всего овладение могуществом философствования, диалектической логики, - ис­ход­ный пункт в развитии тео­ре­ти­че­ской эру­ди­ции, но­вой пе­да­го­ги­ки, спо­соб­ной учить мно­го­му не­мно­ги­ми сло­ва­ми и сде­лать ин­тел­лект нор­мой жиз­ни ин­ди­ви­дов. То­ль­ко на этой осно­ве воз­мож­но об­щес­тво бла­го­денс­твия, а ду­хо­вность, нравс­твен­ность ста­нут нор­мой жиз­ни людей. «Празд­ник на ули­це на­ро­дов» воз­мо­жен. Его исходный момент - философствование, ин­тел­лек­ту­али­за­ция, овладение технологией эволюционного анализа, диалектического мышления и т.п. Возможным его делает самоучитель мышления (диалектической логики) [см.20-24]. Глав­ный ло­зунг со­вре­мен­но­сти - УЧИСЬ ФИЛОСОФСТВОВАТЬ, МЫСЛИТЬ, овла­де­вай мо­гу­ще­ством ин­тел­лекта и, прежде всего, диалектической логикой с тем, чтобы можно было теоретически понимать реальность и успешно адаптироваться к ней:

 

ФИЛОСОФСТВУЙ, МЫСЛИ ИЛИ УМИРАЙ!

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Основной курс

 

Вводный курс показывает аналитически структуру главных элементов экономики, т.е. основные типы общественных отношений (или “институты” в соответствии с институционализмом) Объект основного курса состоит в том, чтобы показать основные факторы системы общественных отношений, составляющих суть общественного производства.

Ввод­ный курс «Эко­но­ми­че­ский строй об­щес­тва» дает аналитическую характеристику эко­но­ми­ки, производства лю­бой стра­ны - сис­те­му эко­но­ми­че­ских яв­ле­ний (фе­но­ме­нов, но­уме­нов, фан­то­мов). Более глубокому познанию эко­но­ми­ки об­щес­тва служит основной курс - «Эко­но­ми­че­ская сис­те­ма об­щес­тва», ко­то­рый тео­ре­ти­че­ски объ­яс­ня­ет экономику как систему общественных отношений. Объ­ек­том основ­но­го кур­са яв­ля­ет­ся рас­смо­тре­ние не про­сто экономических яв­ле­ний, а их как фак­то­ров эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Его особенность - проблемный характер трактовки экономических явлений.

Эко­но­мика ┌──────┼────┐ яв­ле­ния ®фак­то­ры ® про­блемы ┌──────┼─────┐ фе­но­ме­ны ® но­уме­ны ® фан­томы

Эко­но­ми­ка - сис­те­ма яв­ле­ний, фе­но­ме­нов, но­уме­нов, фан­то­мов, эле­мен­тов, ком­по­нен­тов, секторов, мо­мен­тов и т.п. В силу их вза­имо­дейс­твия они пред­став­ля­ют фак­то­ры эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, опре­де­ля­ют (де­тер­ми­ни­ру­ют) его. В свя­зи с этим и не­об­хо­ди­мо их спе­ци­аль­но изу­чать. Оби­лие эко­но­ми­че­ских фак­то­ров не по­зво­ля­ет все их от­ра­зить долж­ным об­ра­зом, по­ка­зать меж­ду ни­ми пря­мые и об­рат­ные, не­по­средс­твен­ные и опо­сре­до­ван­ные вза­имо­от­но­ше­ния. Усло­ви­ем син­те­ти­че­ско­го их объ­яс­не­ния мо­жет быть то­ль­ко ана­ли­ти­че­ская их трак­тов­ка. Это - пред­ме­т основ­но­го кур­са.

Сис­те­мо­об­ра­зу­ющей иде­ей вто­ро­го кур­са мож­но счи­тать объ­яс­не­ние основ­ных фак­то­ров, де­тер­ми­ни­ру­ющих общественное производство на основе движения от об­ще­го к част­но­му. Об этом, правомерно счи­тать, пи­сал А. Мар­шалл, ког­да на­зы­вал пред­ме­том эко­но­ми­че­ской на­уки «по­бу­ди­те­ль­ные мо­ти­вы, ко­то­рые наи­бо­лее си­ль­но и наи­бо­лее устой­чи­во воз­дейс­тву­ют на по­ве­де­ние че­ло­ве­ка в хо­зяйс­твен­ной сфе­ре его жиз­ни» [81,Т.1,с.69].

В со­ци­аль­ных на­уках час­то ве­дут речь о дви­жу­щих, про­из­во­ди­те­ль­ных, по­бу­ди­те­ль­ных си­лах эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия об­щес­тва или фак­то­рах эко­но­ми­ки. По­ка нет усто­яв­ше­го­ся зна­че­ния этих сло­во­со­че­та­ний. Их мож­но счи­тать и си­но­ни­ма­ми, но мож­но каж­до­му из них при­дать собс­твен­ное зна­че­ние.

По­бу­ди­те­ль­ны­е си­лы ис­хо­дят от че­ло­ве­ка, субъ­ек­та; про­из­во­ди­те­ль­ные - ве­ще­ствен­ные фак­то­ры эко­но­ми­ки; а дви­жу­щи­е - раз­лич­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­че­ских от­но­шений.

Эко­но­ми­че­ские факторы ┌───┴────┐ субъ­ек­тив­ные ® объ­ек­тив­ные ┌────┴────┐ ве­ще­ствен­ные ® об­щес­твенные

И лю­ди, и при­ро­да, и со­здан­ная лю­дь­ми «вто­рая при­ро­да» (со­ору­же­ния, стро­ения, тех­ни­ка, обо­ру­до­ва­ние - ма­те­ри­аль­ные про­из­во­ди­те­ль­ные си­лы об­щес­тва [МПСО]), и ис­по­ль­зу­емые в об­щес­тве фор­мы эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний пред­став­ля­ют си­лы (фак­то­ры), ко­то­рые опре­де­ля­ют эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие. Меж­ду ни­ми су­ще­ству­ют пря­мые и об­рат­ные свя­зи, не­по­средс­твен­ные и опо­сре­до­ван­ные вза­имо­дейс­твия - система общественных отношений. Фи­ло­софс­кий под­ход од­но­знач­но ука­зы­ва­ет ха­рак­тер их вза­имо­дейс­твия: при­ро­да де­тер­ми­ни­ру­ет все оста­ль­ные фак­то­ры, но в кон­крет­ных об­сто­яте­льс­твах лю­ди опре­де­ля­ют свою су­дь­бу. Глав­ным средс­твом про­яв­ле­ния их во­ли ока­зы­ва­ют­ся уста­на­вли­ва­емые ими ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния [МО] по по­во­ду ре­сур­сов, что и ока­зы­ва­ет­ся су­ще­ствен­ным фак­то­ром, си­лой их про­гресса.

┌────> ЛФ<─┐ │ МПСО └─> МО <───┘

Ис­ход­ным фак­то­ром эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия мож­но при­знать лич­ный фак­тор [ЛФ] - субъ­ек­тов, то есть лю­дей, на­де­лен­ных со­зна­ни­ем. «Каж­дый че­ло­век - куз­нец свое­го счас­тья». И это сле­ду­ет осознать, пре­жде все­го. В то же вре­мя ре­зу­ль­тат уси­лий ин­ди­ви­дов за­ви­сит во мно­гом от су­ще­ству­ющих об­щес­твен­ных фак­то­ров, пре­жде всего, от ма­те­ри­аль­ных про­из­во­ди­те­ль­ных сил об­щес­тва, находящихся в его распоряжении. В свя­зи с этим сле­ду­ет рас­смо­треть в це­лом со­вре­мен­ное со­сто­яние ве­ще­ствен­ных фак­то­ров жиз­ни лю­дей. Последние за­ви­сят от ак­ти­внос­ти, ини­ци­ати­внос­ти, пред­при­им­чи­во­сти, твор­че­ства субъ­ек­тов. Эти ас­пек­ты субъ­ек­та за­ви­сят от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний об­щес­тва. Сле­ду­ет по­знать по­след­ние во всей их слож­но­сти в ка­че­стве важ­ней­шей дви­жу­щей си­лы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Ко­неч­но, этот тре­тий фак­тор пред­став­ля­ет сис­те­му взаимодействия мно­гих сил. Их труд­но адек­ват­но объ­яс­нить во­об­ще, тем бо­лее во всту­пи­те­ль­ном кур­се эко­но­ми­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Про­пе­де­вти­ка пред­по­ла­га­ет пер­во­на­ча­ль­ное объ­яс­не­ние в це­лом глав­ных дви­жу­щих сил. Рас­сма­три­ва­емые ас­пек­ты ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний де­тер­ми­ни­ро­ва­ны про­бле­ма­ми со­вре­мен­но­го эта­па раз­ви­тия эко­но­ми­ки, как и субъ­ек­тив­ны­ми оцен­ка­ми ав­то­ра.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Суть “общественного производства” может быть показана так. Эволюционный подход мировой экономической науки предполагает выделение, прежде всего, трех ступеней общественного прогресса:

дикость ® варварство ® цивилизация.

В свою очередь цивилизация есть последовательность пяти общественно-экономических формаций (ОЭФ). Формационный подход к ним состоит в последовательном, обособленном объяснении каждой из них, при абстрагировании от других ОЭФ. Цивилизационный подход предполагает теоретическое объяснение общества в настоящее время. И здесь решающим оказывается тот факт, что по настоящее время сохраняются все исторически известные ОЭФ. Современное общество не есть только высшая ОЭФ. Исторически предшествующие ОЭФ сохраняются в той или иной мере в качестве укладов: экономика всех стран многоукладная или смешанная. Господствующая ОЭФ подчиняет их себе, детерминирует их судьбу, не отказывая им в праве на существование. В результате не достаточно формационного подхода к ним, а нужен цивилизационный подход, т.е. познание их в единстве как системы всех общественных, прежде всего материальных, отношений. Это и обеспечивает их анализ как общественного производства.

Современное общественное производство является системой разных укладов при господстве капиталистической ОЭФ. Оно представляет систему прав (обычаев, традиций, законов = “институтов” в соответствии с институционализмом), интегрирующих все уклады ради интересов господствующего из них.

Общественное производство объясняет не только производство (т.е. индустриальное изготовление благ, но и другие менее развитые источники благ, например собирательство). Оно показывает систему воспроизводства прав, обеспечивающую производство (изготовление), распределение, обмен и потребление благ. Это и составляет главный объект курса экономической системы общества.

Люди производят не только блага, но и систему общественных, материальных отношений друг с другом по поводу благ. Именно она и является общественным производством. Задача состоит в том, чтобы изучить, как это происходит, как самосохраняются и развиваются они или как происходит их расширенное, а порой и деградирующее, воспроизводство.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.008 с.)