Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия становления мирового рынкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Стихийное развитие цивилизации оставляет за собой пустыню». Эта истина была осмыслена давно. Современная практика общественной жизни дает для нее много фактов. Решение глобальных проблем мирового рынка предполагает использование многих факторов современного общества. Прежде всего, необходимо придавать большее значение ДУХОВНОСТИ в общественном развитии. Прямой призыв мистиков, теологов к нравственности, добродетели, конечно, имеет значение. В то же время, он явно недостаточен. Необходимо кардинальное развитие эрудиции людей на основе просвещения - теоретического объяснения всего мира. К этому призывали многие великие гении прошлого, в т.ч. Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симон. Просвещение создает условия, при которых более эффективно воспроизводится духовность. В то же время сама по себе эрудиция не решает стоящих проблем: не следует уповать на просвещение, образование. Необходима интеллектуализация индивидов и общества в целом как исходный фактор выживания. Интеллектуальное неравенство людей было главным обстоятельством возникновения эксплуатации человека человеком. В таком случае господствует невежество большой доли людей. Число безграмотных растет, достигая 700 млн. человек на земном шаре. Основой жизни остается вера, излишняя доверчивость людей. Растет напряженность, угроза дестабилизации общества. В результате обществу угрожает опасность самоубийства. Борьба за выживание общества возможна только на основе развития интеллекта. Интеллектуализация - единственная надежда на решение мировых проблем гуманным, цивилизованным способом. Эта идея не нова. С древнего мира прогрессивные силы уповали на могущество мудрости, рассудка, разума, мышления, творчества, интеллекта вообще и выступали против оружия зла - невежества. Победу добра над злом обеспечит только победа над демонической силой невежества. Для достижения этого необходимо разработать интеллектику, метанауку как философию вообще. Интеллектуализация, прежде всего овладение могуществом философствования, диалектической логики, - исходный пункт в развитии теоретической эрудиции, новой педагогики, способной учить многому немногими словами и сделать интеллект нормой жизни индивидов. Только на этой основе возможно общество благоденствия, а духовность, нравственность станут нормой жизни людей. «Праздник на улице народов» возможен. Его исходный момент - философствование, интеллектуализация, овладение технологией эволюционного анализа, диалектического мышления и т.п. Возможным его делает самоучитель мышления (диалектической логики) [см.20-24]. Главный лозунг современности - УЧИСЬ ФИЛОСОФСТВОВАТЬ, МЫСЛИТЬ, овладевай могуществом интеллекта и, прежде всего, диалектической логикой с тем, чтобы можно было теоретически понимать реальность и успешно адаптироваться к ней:
ФИЛОСОФСТВУЙ, МЫСЛИ ИЛИ УМИРАЙ!
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Основной курс
Вводный курс показывает аналитически структуру главных элементов экономики, т.е. основные типы общественных отношений (или “институты” в соответствии с институционализмом) Объект основного курса состоит в том, чтобы показать основные факторы системы общественных отношений, составляющих суть общественного производства. Вводный курс «Экономический строй общества» дает аналитическую характеристику экономики, производства любой страны - систему экономических явлений (феноменов, ноуменов, фантомов). Более глубокому познанию экономики общества служит основной курс - «Экономическая система общества», который теоретически объясняет экономику как систему общественных отношений. Объектом основного курса является рассмотрение не просто экономических явлений, а их как факторов экономического развития. Его особенность - проблемный характер трактовки экономических явлений.
Экономика - система явлений, феноменов, ноуменов, фантомов, элементов, компонентов, секторов, моментов и т.п. В силу их взаимодействия они представляют факторы экономического развития, определяют (детерминируют) его. В связи с этим и необходимо их специально изучать. Обилие экономических факторов не позволяет все их отразить должным образом, показать между ними прямые и обратные, непосредственные и опосредованные взаимоотношения. Условием синтетического их объяснения может быть только аналитическая их трактовка. Это - предмет основного курса. Системообразующей идеей второго курса можно считать объяснение основных факторов, детерминирующих общественное производство на основе движения от общего к частному. Об этом, правомерно считать, писал А. Маршалл, когда называл предметом экономической науки «побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни» [81,Т.1,с.69]. В социальных науках часто ведут речь о движущих, производительных, побудительных силах экономического развития общества или факторах экономики. Пока нет устоявшегося значения этих словосочетаний. Их можно считать и синонимами, но можно каждому из них придать собственное значение. Побудительные силы исходят от человека, субъекта; производительные - вещественные факторы экономики; а движущие - различные формы организации экономических отношений.
И люди, и природа, и созданная людьми «вторая природа» (сооружения, строения, техника, оборудование - материальные производительные силы общества [МПСО]), и используемые в обществе формы экономических отношений представляют силы (факторы), которые определяют экономическое развитие. Между ними существуют прямые и обратные связи, непосредственные и опосредованные взаимодействия - система общественных отношений. Философский подход однозначно указывает характер их взаимодействия: природа детерминирует все остальные факторы, но в конкретных обстоятельствах люди определяют свою судьбу. Главным средством проявления их воли оказываются устанавливаемые ими материальные отношения [МО] по поводу ресурсов, что и оказывается существенным фактором, силой их прогресса.
Исходным фактором экономического развития можно признать личный фактор [ЛФ] - субъектов, то есть людей, наделенных сознанием. «Каждый человек - кузнец своего счастья». И это следует осознать, прежде всего. В то же время результат усилий индивидов зависит во многом от существующих общественных факторов, прежде всего, от материальных производительных сил общества, находящихся в его распоряжении. В связи с этим следует рассмотреть в целом современное состояние вещественных факторов жизни людей. Последние зависят от активности, инициативности, предприимчивости, творчества субъектов. Эти аспекты субъекта зависят от материальных отношений общества. Следует познать последние во всей их сложности в качестве важнейшей движущей силы экономического развития. Конечно, этот третий фактор представляет систему взаимодействия многих сил. Их трудно адекватно объяснить вообще, тем более во вступительном курсе экономического образования. Пропедевтика предполагает первоначальное объяснение в целом главных движущих сил. Рассматриваемые аспекты материальных отношений детерминированы проблемами современного этапа развития экономики, как и субъективными оценками автора. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО Суть “общественного производства” может быть показана так. Эволюционный подход мировой экономической науки предполагает выделение, прежде всего, трех ступеней общественного прогресса: дикость ® варварство ® цивилизация. В свою очередь цивилизация есть последовательность пяти общественно-экономических формаций (ОЭФ). Формационный подход к ним состоит в последовательном, обособленном объяснении каждой из них, при абстрагировании от других ОЭФ. Цивилизационный подход предполагает теоретическое объяснение общества в настоящее время. И здесь решающим оказывается тот факт, что по настоящее время сохраняются все исторически известные ОЭФ. Современное общество не есть только высшая ОЭФ. Исторически предшествующие ОЭФ сохраняются в той или иной мере в качестве укладов: экономика всех стран многоукладная или смешанная. Господствующая ОЭФ подчиняет их себе, детерминирует их судьбу, не отказывая им в праве на существование. В результате не достаточно формационного подхода к ним, а нужен цивилизационный подход, т.е. познание их в единстве как системы всех общественных, прежде всего материальных, отношений. Это и обеспечивает их анализ как общественного производства. Современное общественное производство является системой разных укладов при господстве капиталистической ОЭФ. Оно представляет систему прав (обычаев, традиций, законов = “институтов” в соответствии с институционализмом), интегрирующих все уклады ради интересов господствующего из них. Общественное производство объясняет не только производство (т.е. индустриальное изготовление благ, но и другие менее развитые источники благ, например собирательство). Оно показывает систему воспроизводства прав, обеспечивающую производство (изготовление), распределение, обмен и потребление благ. Это и составляет главный объект курса экономической системы общества. Люди производят не только блага, но и систему общественных, материальных отношений друг с другом по поводу благ. Именно она и является общественным производством. Задача состоит в том, чтобы изучить, как это происходит, как самосохраняются и развиваются они или как происходит их расширенное, а порой и деградирующее, воспроизводство.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.79.107 (0.007 с.) |