Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы предрыночной экономики

Поиск

Обо­со­блен­ный ана­лиз ис­то­ри­че­ски ис­ход­ных форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний недо­ста­то­чен для адек­ват­но­го их по­ни­ма­ния. Его не­об­хо­ди­мо до­пол­нить син­те­ти­че­ски­ми рас­су­жде­ни­ями о тен­ден­ци­ях и за­ко­нах раз­ви­тия предрыночного природопользования. В не­ко­то­рой ме­ре мож­но ви­деть раз­ли­чия пред­шес­тву­юще­го и по­сле­ду­юще­го объ­яс­не­ния до­ры­ноч­но­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния на осно­ве ан­то­ни­мов: фе­но­ме­нов и но­уме­нов.

До­ры­ноч­ное при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние, в т.ч. экономика, - ис­то­ри­че­ски ис­ход­ное. Для его познания важно ознакомиться с работами о возникновении людей, общества [см.: в частности,157]. Оно и се­го­дня яв­ля­ет­ся ба­зо­вым во всех странах мира. Не­со­мнен­но, оно бу­дет таким и в перспективе. Как бы не уме­нь­ша­лась его роль в жиз­ни об­щес­тва, тем не менее, без него об­щес­тво немыс­ли­мо и в бу­дущем. Дорыночное природопользование называют самообеспечением (самозанятостью).

Основой самообеспечения является единство трех социальных регулятивов (норм): нравы ® права ® законы [см.139]. Нравы («естественное право») возникают на основе самовоспитания, “ изнутри” духовного мира людей. Чувства совести, справедливости, порядочности и т.п. - неотъемлемый фундамент общественной жизни. Отказ от них - способ убийства общества. Нравы - основа легитимности общества. У развитых животных существуют их предшественники. На основе нравов субъектов появились “извне” собственно общественные регулятивные нормы - право, возникшее из “горизонтальных” или договорных отношений людей, сделок. «Гражданский кодекс России» гласит: граждане “свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора”. 5000 лет назад (в Древнем Египте) началось становление государства, которое породило специфический метод регуляции - законы, вытекающие из “вертикальных ” отношений, политической субординации людей в условиях государства. Эту специфику законов отражал уже Ксенофонт.

Проблемой трак­тов­ки пред­ры­ноч­ной экономики сле­ду­ет счи­тать опре­де­ле­ние основ­ных её форм и последовательности их воз­ни­кно­ве­ния.

Средства обеспечения потребностей многообразны. Они эволюционировали при сохранении исходных их форм. Сегодня имеются все главные их типы. Все люди пользуются свободными благами, которые потребляют без присвоения. Главные же блага - результат их труда. Труд воз­никает в при­сва­ива­ющем при­ро­до­по­ль­зо­ва­нии, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся собственными фак­то­ра­ми и со­труд­ни­че­ством. Имеются люди, которые обеспечивают блага своим трудом (своеобразные Робинзоны). Чаще же всего, люди объединяются, и возникает у них хо­зя­ин, развиваются хо­зяйс­тво­ва­ние, хо­зяйс­твен­ные от­но­ше­ния. Ли­де­ры бы­ли и у го­ми­ни­дов, за­тем они ста­ли во­жа­ка­ми, во­ждя­ми пле­мен, пат­ри­ар­ха­ми. В по­сле­ду­ющем про­ис­хо­дит их спе­ци­али­за­ция, диф­фе­рен­ци­ация, ска­жем, у сла­вянс­ких пле­мен воз­ни­кли вой­ты (во­ен­ные ли­де­ры) и ко­мис­са­ры (хо­зяйс­твен­ные ли­де­ры). Хо­зя­ева - рас­по­ря­ди­те­ли ресурсов, т.е. достояния, имущества и тру­да. Услож­не­ние хо­зяйс­твен­ных ком­пле­ксов при­ве­ло к воз­ни­кно­ве­нию осо­бых имущественных, рас­пре­де­ли­те­ль­ных от­но­ше­ний по поводу ресурсов, что положило начало ста­но­вле­нию эко­но­ми­ки. В по­сле­ду­ющем огра­ни­чен­но­сти при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния по­ро­ди­ли про­из­водс­тво. Ста­но­вле­ние про­из­во­дя­ще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния про­изошло посредством тру­да и со­впа­ло с воз­ни­кно­ве­ни­ем зем­ле­делия. В последующем возник рынок. Все эти типы природопользования сохраняются.

Ас­си­ми­ля­ция ® труд ® хо­зяйс­тво ® эко­но­ми­ка ® про­из­водс­тво® мена® бартер

(потребление) (присвоение) (распоря - (распре - (технология) (рынок)
жение) деление)

└──┬───┘

на­ту­ра­ль­ный труд

└──────┬──────┘

на­ту­ра­ль­ное хо­зяйство

└─────────┬──────────┘

на­ту­ра­ль­ная эко­но­мика

└─────────────────┬─────────────┘

на­ту­ра­ль­ное про­из­водство

└──────────────────┬───────────────────────────┘

предры­ноч­ное при­ро­до­по­ль­зо­вание

Труд - высшая форма взаимодействия человека с природой. Труд - целесообразная деятельность человека для создания благ [79, Т.23,с188]. Он начинается с изготовления орудий или простейших средств труда [79, Т.20, с.491] и существует и сам по себе (в чис­той фор­ме), и как важ­ней­ший фак­тор хо­зяйс­тва, эко­но­ми­ки и про­из­водс­тва. Он яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ющим эле­мен­том жиз­ни людей. Об этом превосходно написал Ф. Энгельс [см.: там же, с. 486].

Глав­ное зна­че­ние име­ют за­ко­ны тру­да. «Имен­но ор­га­ни­за­ция тру­да... яв­ля­ет­ся са­мым глав­ным, ко­рен­ным и зло­бо­днев­ным во­про­сом всей об­щес­твен­ной жиз­ни» [68,Т.36, с.177]. Труд превращает предметы природы в блага - полезности, которые принимают разные формы, в т.ч. имущества, богатства, капитала.

Труд воз­ни­ка­ет в при­сва­ива­ющем при­ро­до­по­ль­зо­ва­нии. Пер­во­на­ча­ль­но труд су­ще­ству­ет в чис­той фор­ме, а за­тем при­ни­ма­ет фор­му про­из­водс­тва. Труд су­ще­ству­ет и вне про­из­водс­тва, например, при сбо­ре гри­бов. За­тем он пре­вра­ща­ет­ся в эко­но­ми­ку и в про­из­водство:

труд® обязанность ® ответственность (забота).

«Ис­то­рия раз­ви­тия тру­да да­ет «ключ» к по­ни­ма­нию всей ис­то­рии об­щес­тва» [79,Т.21,с.317]. Труд со­здал са­мо­го че­ло­ве­ка. Труд на­чи­на­ет­ся с из­го­то­вле­ния средств тру­да. Труд есть ес­те­ствен­ное усло­вие всех укла­дов че­ло­ве­че­ской жиз­ни. Труд ока­зы­ва­ет­ся “солн­цем”, во­круг ко­то­ро­го кру­тит­ся вся об­щес­твен­ная жизнь лю­дей. Вто­рая и тре­тья гла­вы труда Д.С. Мил­ля рас­кры­ва­ют труд как осно­ву эко­но­ми­ки. По край­ней мере, так сле­ду­ет объ­яс­нять труд.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ «СОТРУДНИЧЕСТВО «ТРУД

При­сва­ива­ющее при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние осно­вы­ва­ет­ся не про­сто на тру­де, а на сотрудничестве мно­гих лю­дей, ко­то­рое не­воз­мож­но без осо­бых от­но­ше­ний лю­дей в этом про­цес­се по по­во­ду ре­сур­сов.

Пер­во­на­ча­ль­но обы­чаи, тра­ди­ции, ри­ту­алы и т.п. опре­де­ля­ли труд, со­труд­ни­че­ство, вза­имо­от­но­ше­ния лю­дей. Это легче осмыс­лить на тра­ди­ци­он­ном об­ра­зе жиз­ни лю­дей - в об­щи­нах, со­хра­ня­ющих­ся по на­сто­ящее вре­мя. П. Кемп и К. Армс по­ка­зы­ва­ют за­ви­си­мость чис­лен­но­сти на­се­ле­ния от аре­ала оби­та­ния, а так­же раз­лич­ные спо­со­бы ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. При «сбо­ях» об­щес­твен­ных усто­ев про­ис­хо­дит бы­стрый рост чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, что во мно­гих слу­ча­ях ве­дет к го­ло­ду, мо­ру. При от­сутс­твии ин­ду­стрии и традиционном при­ро­до­по­ль­зо­ва­нии плот­ность на­се­ле­ния мо­жет быть то­ль­ко не­зна­чи­те­ль­ной. Со­вре­мен­ные пле­ме­на в не­де­лю тра­тят по 15 ча­сов на про­пи­та­ние [см.: 59]. «Ис­то­рия ку­ль­ту­ры есть ис­то­рия то­го тру­да, бла­го­да­ря ко­то­ро­му че­ло­ве­че­ство из низ­ко­го и бедс­твен­но­го со­сто­яния под­ня­лось на ту вы­со­ту, на ка­кой оно на­хо­дит­ся в на­сто­ящее вре­мя» [70,с.3]. Ю. Лип­перт так­же ис­по­ль­зу­ет сло­во «про­мы­сел» для на­зва­ния ис­ход­ной фор­мы тру­да [см.: там же, с.227].

Слово “сотрудничество” - омоним. Им обозначают три типа материальных отношений людей:

а) использование продуктов труда других людей,

б) совместное изготовление продуктов, в т.ч. незнакомыми людьми при рыночных отношениях (конкуренции),

в) совместное хозяйствование (солидарность, партнерство как противоположность конкуренции).

Первое возникает и посредством криминальной экономики, второе при рабовладении и рынке, третье - и в монастырях, коммунарских образах жизни и т.п.

Термином «сотрудничество» обозначают много близких явлений экономической жизни людей. Здесь отметим только простейшие, начальные их формы, возникающие между посторонними людьми (не родственниками). Выделим три формы сотрудничества:

Поделиться ® дарообмен ® рынок

Эти формы экономических отношений между частными домохозяйствами можно видеть и сегодня, особенно в глубинках современного общества. Более содержательно экономическая наука показывает различие дарообмена и рынка. Их легче выявить в современной практике. Например, переход от дарообмена к рынку в ХХI веке легко осмыслить тем, кто знает практику базаров Африки [187]. Автор показывает некоторые идеи, которые позволяют увидеть и предшественника дарообмена – «поделиться» («дележа»). Дарообмен действует по принципу «я тебе, ты мне». Что же касается предшествующей формы сотрудничества, то «добро ходит по кругу»: вы его делаете для одних людей, а другие делают его для вас. Люди «делятся» тем, что нужно другим и безвозмездно. В таком случае существует общество благоденствия, и другие люди делятся с вами, когда у них имеется такая возможность, а у вас – потребность».

Фак­то­ры труда ┌────┴─────┐ лич­ные® ве­ще­ственные (кто делает?) ┌───┴───┐ пред­ме­ты ® средства (что делает?) (чем делает?)

Осмыс­ле­ние тру­да, со­труд­ни­че­ства и вза­имо­от­но­ше­ний лю­дей по по­во­ду про­дук­тов тру­да (тру­до­вых от­но­ше­ний) яв­ля­ет­ся основополагающим фактором для познания об­щес­тва. По­ни­ма­ние же тру­да за­ви­сит от вы­яс­не­ния основ­ных его фак­торов. Лич­ный фак­тор - это че­ло­век, спо­соб­ный тру­ди­ть­ся на осно­ве на­вы­ков, усво­ен­ных зна­ний, уме­ний. Ве­ще­ствен­ны­ми фак­то­ра­ми тру­да яв­ля­ет­ся то, что че­ло­век об­ра­ба­ты­ва­ет (пред­мет тру­да) и чем (с помощью чего) он об­ра­ба­ты­ва­ет пред­ме­ты тру­да (средс­тво тру­да). Каж­дый из них пред­став­ля­ет слож­ное яв­ле­ние и тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го, бо­лее кон­крет­но­го объ­яс­не­ния (о чем бу­дет речь да­лее).

Хозяйство. У животных возникли предводители. «Предводителем изначально был лидер стада животных» [110, с.191], он доминирует в стаде. Были вожаки и у предшественников людей (гоминидов). «Первоначально вождем является отец, патриарх, старейшина, т.е. человек осторожный, разумный, все действия которого определяются, следовательно, разумом, рассудком» [110, с.191]. На­коп­ле­ние нажитого иму­ще­ства, рост чис­лен­но­сти пер­во­быт­ных со­об­ществ и слож­но­сти сотрудничества при­ве­ли к обо­со­бле­нию ли­де­ра, ко­то­рый спе­ци­аль­но всем этим за­нят. Им стал хозяин, и суть хозяйствования - распорядительство. Иначе, хозяин - распорядитель.

Лидер ┌──────┼──────┐ во­жак ® вождь® хо­зяин

В современном об­щес­тве во­жа­ка­ми мож­но счи­тать гла­ва­рей бан­дитс­ких об­ра­зо­ва­ний, по­ско­ль­ку они час­то утвер­жда­ют свой ав­то­ри­тет та­ким об­ра­зом. Во­жа­ки пе­ре­рож­да­ют­ся в во­ждей. Функция вождя - обеспечение “общего интереса” сообщества. Вождь обеспечивает, пре­жде всего, функ­цию за­щи­ты свое­го пле­ме­ни (во­ина). Услож­не­ние тру­да, со­труд­ни­че­ства, на­коп­ле­ние по­жит­ков, иму­ще­ства при­ве­ли к рос­ту зна­че­ния ор­га­ни­за­ции тру­да при добывании пищи и обо­со­бле­нию функ­ции хо­зя­ина - ли­де­ра, ко­то­рый ор­га­ни­зу­ет труд или вы­пол­ня­ет функ­цию рас­по­ря­ди­те­льс­тва ресурсами, имуществом и тру­дом. Хо­зя­ин ор­га­ни­зу­ет труд, то есть ре­ша­ет во­про­сы: что, как, ско­ль­ко де­лать. Тем са­мым, хо­зя­ин опре­де­ля­ет труд в хо­зяйс­тве. «У хо­зяйс­тва дол­жен быть всег­да хо­зя­ин. На­лич­ность хо­зя­ина образует (конс­ти­ту­иру­ет) по­ня­тие хо­зяйс­тва» [131, с.5]. Хозяйствование сохраняется в чистом виде в семье (домохозяйствах).

Экономика. Мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли, рас­су­жда­я о сущ­но­сти эко­но­ми­ки и кри­те­ри­ях ее воз­ни­кно­ве­ния, не при­зна­ют ее на­ли­чия у жи­вот­ных пред­ков лю­дей, и у со­вре­мен­ных жи­вот­ных. Учитывая разноречивость мнений по этому вопросу, попробуем разобраться в специфике специфики экономики и ее возникновении.

Слова «хозяйство» и «экономика» иногда соотносят так: первым называют практику, а вторым - науку об этой практике. В таком случае надо отказаться от названия практики «экономикой».

Оставим без внимания нигилистические мнения (фактически отрицающие эвристическую функцию науки вообще) тех, кто считает, что у экономического факта отсутствуют отличительные черты: «Экономист никогда не сможет выделить определенные факты общественной жизни как свой специфический предмет» [45]; «Более того, нет и априорных, четко установленных границ самого объекта «экономика»» [165, с.149].

Какие критерии сви­де­те­льс­тву­ют о по­яв­ле­нии эко­но­мики? Воз­мож­ны раз­ные ре­ше­ния этой про­бле­мы. Труд не сви­де­те­льс­тву­ет сам по се­бе об эко­но­ми­ке. Можно согласиться с теми, кто считает, что экономика возникла 40 - 50 тыс. лет назад. Эко­но­ми­кой мож­но на­звать и про­из­водс­тво, которое возникло 15-20 тыс. лет назад. Ф. Бро­дель [см.: 15,Т.2,с.5] ото­ждес­твлял эко­но­ми­ку с рын­ком, который возник 10-12 тыс. лет назад. По­след­нее мне­ние раз­де­ля­ют и мно­гие со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли. Име­ет­ся и иной под­ход: «Сле­до­ва­те­ль­но, эко­но­ми­ка - это си­но­ним не сло­ва «про­из­водс­тво», а си­но­ним ка­те­го­рии «то­вар­ное про­из­водс­тво» [66,с.13]. По­след­няя кон­цеп­ция небе­зо­сно­ва­те­ль­на. В ли­те­ра­ту­ре тер­мин «эко­но­ми­че­ское», ча­ще все­го, пред­по­ла­га­ет «ры­ноч­ное». С этим не­ль­зя не счи­та­ть­ся. Тем не менее, нет осно­ва­ний от­ка­за­ть­ся и от са­мо­сто­яте­ль­но­го зна­че­ния тер­ми­на «ры­нок», что про­ис­хо­дит при све­де­нии к не­му тер­ми­на «эко­но­ми­ка».

Экономика возникает вместе со становлением присвоения ресурсов в качестве ценностей. Экономика - это материальные отношения между обособленными субъектами, которые состоят в распределении ресурсов, труда при изготовлении благ и его продуктов. Совместный труд членов рода, племени, а потом общины предполагал распределение продуктов их труда между ними. Тем более важно распределение продуктов совмест­ного про­из­водс­тва мно­гих лю­дей в вот­чи­нах, ла­ти­фун­ди­ях, план­та­ци­ях, по­мес­ть­ях и т. д. Частным случаем такой экономики можно считать отношения монахов в монастырях. Во всех этих случаях имеются распределительные отношения как основа совместного труда, хозяйства, производства. Для их понимания воспользуемся следующим рядом понятий (версию см. в прил. 20):

де­леж®рас­пре­де­ле­ние ® вме­не­ние® ценообразование® ра­цио­ни­ро­ва­ние.

Де­леж осу­ще­ствля­ют по си­ле, проявляя доминирование лидера. Его результат - добыча, а затем и дань, превратившаяся в ренту [см. 79,Т.23, с.810]. Дележ может быть и аль­тру­ис­тичен. Распределение осно­вы­ва­ет­ся на опре­де­лен­ных обы­ча­ях, тра­ди­ци­ях присвоения и возникает уже в усло­ви­ях на­ту­ра­ль­но­го хо­зяйс­тва. Оно может быть по потребностям, поровну, по едокам, по труду (затратам), по результатам труда, по вложенному капиталу. Мена обес­пе­чи­ва­ет рас­пре­де­ле­ние по­средс­твом вме­не­ния (эту ка­те­го­рию конкретнее рассмотрим в кон­це кур­са ФТЭ) ин­те­ре­сов субъ­ек­тов в пропорции обмена благами. В условиях рынка она происходит в форме ценообразования для обес­пе­че­ния до­хо­дов людей. В усло­ви­ях не­по­средс­твен­но-об­щес­твен­но­го (пла­но­во­го) про­из­водс­тва, например, в от­но­ше­нии об­щес­твен­ных благ име­ет мес­то ра­цио­ни­ро­вание.

При изу­че­нии эко­но­ми­ки объ­ек­том ста­но­вят­ся рас­пре­де­ли­те­ль­ные от­но­ше­ния лю­дей, ко­то­рые опре­де­ля­ют дру­гие фор­мы ма­те­ри­аль­ных от­но­шений.

 

Рас­пре­де­ление
┌──────────┼───────────┐

на­ту­ра­ль­ное (предрыночное) ® ры­ноч­ное ® пла­новое (пострыночное)

┌──────┼───────┐

добыча ® дань ® дар

Эко­но­ми­ка - ас­со­ци­иро­ван­ный труд мно­гих иму­ще­ствен­но обо­со­блен­ных до­мо­хо­зяйств, меж­ду ко­то­ры­ми воз­ни­ка­ют рас­пре­де­ли­те­ль­ные от­но­ше­ния по по­во­ду ресурсов и про­дук­тов тру­да. Спе­ци­фи­кой эко­но­ми­ки мож­но счи­тать рас­пре­де­ли­те­ль­ные от­но­ше­ния во всех их формах. Хо­зя­ин рас­по­ря­жа­ет­ся тру­дом, а эко­ном рас­пре­де­ля­ет ресурсы и про­дук­ты тру­да. В та­ком слу­чае важ­но не то­ль­ко ЧТО и СКОЛЬКО со­зда­но, но КТО и КАК вы­пол­ня­ет функ­цию «эко­но­ма».

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ® ПОТРЕБЛЕНИЕ

«Про­бле­ма рас­пре­де­ле­ния по­яви­лась, та­ким об­ра­зом, до­во­ль­но ра­но, и она на про­тя­же­нии мно­гих ты­ся­че­ле­тий по-разному ре­ша­лась че­ло­ве­че­ством» [47, с. 23].

В родоплеменном обществе, в пер­во­быт­ных об­щи­нах гос­подс­тву­ет пер­во­быт­ный ком­му­низм [см.: 79,Т.25.Ч.2, с.399]. Уже там име­ло мес­то рас­пре­де­ле­ние про­дук­тов тру­да. Его зна­чи­мость воз­рас­та­ет при по­яв­ле­нии до­мо­хо­зяйств на осно­ве част­ной собс­твен­но­сти. Оно становится главным типом отношений между домохозяйствами. Осо­бен­но большое зна­че­ние рас­пре­де­ле­ние при­об­ре­ло в двор­цо­вых, хра­мо­вых име­ни­ях, ра­бо­вла­де­ль­че­ских ла­ти­фун­ди­ях. В них воз­ни­кли про­бле­мы рас­пре­де­ле­ния ресурсов, про­дук­тов тру­да, ре­гла­мен­ти­ру­ющие от­но­ше­ния ли­де­ров, вел­ся учет за­па­сов и до­хо­дов. Ста­но­вле­ние системы распределительных отношений между част­ными хо­зяйствами и со­ста­ви­ло про­цесс воз­ни­кно­ве­ния эко­но­ми­ки.

До­мо­хо­зяйс­тво бы­ло осно­вой воз­ни­кно­ве­ния хра­мо­вых, двор­цо­вых, ра­бо­вла­де­ль­че­ских ла­ти­фун­дий и фе­ода­ль­ных име­ний. И ра­бо­вла­де­ль­че­ские и фе­ода­ль­ные хо­зяйс­тва ба­зи­ро­ва­лись на при­ну­ди­те­ль­ном, под­не­во­ль­ном тру­де. Они про­шли определенные ста­дии раз­вития:

План­та­ци­онное
Клас­си­че­ское ┌───────────
Пат­ри­ар­ха­ль­ное ┌───────────┘
───────────┘

┌─ На­лог - с дохода ┌─┴─ Рен­та - с имущества ┌─┴─── Подать - подушная ┴───── Дань - с очага («дыма»)

Их пе­ре­жит­ки существуют в той или иной ме­ре и в на­сто­ящее вре­мя. На­при­мер, фе­ода­ль­ные от­но­ше­ния при­ве­ли к воз­ни­кно­ве­нию арен­ды, ко­то­рая ши­ро­ко рас­про­стра­не­на. На­зван­ные фор­мы ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний со­хра­ня­ют­ся по на­сто­ящее вре­мя, их развитие мож­но по­ка­зать и гра­фи­ком. Бо­лее кон­крет­ное изу­че­ние раз­лич­ных форм на­ту­ра­ль­ной эко­но­ми­ки име­ет мес­то в при­клад­ных эко­но­ми­че­ских, а так­же ис­то­ри­че­ских на­уках.

Фе­ода­ль­ная рента ┌─────┴─────┐ эпи­зо­ди­че­ская ® сис­те­ма­ти­ческая ┌─────┴─────┐ фик­си­ро­ван­ная ® из­до­льная

Сло­во «эко­но­ми­ка» не охва­ты­ва­ет пер­вых ти­пов при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния (потребление свободных благ и присвоение даров природы), а по­это­му оно непри­ем­ле­мо в ка­че­стве об­ще­го их обо­зна­че­ния. Ана­ло­гич­но и «хо­зяйс­тво». Не­ско­ль­ко ина­че об­сто­ит де­ло с тер­ми­ном «тра­ди­ци­он­ная эко­но­ми­ка»: к ней от­но­сят не то­ль­ко все фор­мы на­ту­ра­ль­но­го тру­да, но и про­стые фор­мы ры­ноч­ных от­но­ше­ний.

Со­су­ще­ство­ва­ние этих форм по­треб­ле­ния при­ро­ды де­ла­ет обо­сно­ван­ным и со­хра­не­ние их на­зва­ний: при­ми­тив­ная, тра­ди­ци­он­ная, на­ту­ра­ль­ная эко­но­ми­ка. На­ту­ра­ль­ная эко­но­ми­ка яв­ля­ет­ся яд­ром тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­ки. Последняя от­ли­ча­ет­ся от на­ту­ра­ль­ной про­стей­ши­ми ры­ноч­ны­ми от­но­ше­ни­ями и яв­ля­ет­ся нор­мой во мно­гих стра­нах ми­ра. В учеб­ни­ках обыч­но иг­но­ри­ру­ют ана­лиз на­ту­ра­ль­ных ти­пов ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний или не­до­оце­ни­ва­ют их зна­че­ние. Оши­боч­ность та­ко­го под­хо­да мож­но ви­деть из то­го, что се­го­дня около половины на­се­ле­ния зем­но­го ша­ра жи­вет в це­лом при гос­подс­тве при­ми­ти­вной эко­но­мики.

Пе­ре­жит­ки на­ту­ра­ль­ной эко­но­ми­ки име­ют­ся во всех стра­нах, но име­ют раз­ное зна­че­ние. Осо­бен­но су­ще­ствен­ны они в развивающихся стра­нах экваториального пояса, где яв­ля­ют­ся преобладающим сек­то­ром эко­но­ми­ки. Ес­ли не учи­ты­вать этой фор­мы эко­но­ми­ки, то тог­да труд­но по­нять при­чи­ны про­ва­лов по­пы­ток на­си­льс­твен­но­го ры­ноч­но­го ре­фор­ми­ро­ва­ния во мно­гих стра­нах. До тех пор, по­ка на­ту­ра­ль­ная эко­но­ми­ка обес­пе­чи­ва­ет хо­тя бы низ­кий уро­вень ма­те­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­яния на­се­ле­ния, на­се­ле­ние сла­бо за­ви­сит от рын­ка, укло­ня­ет­ся от не­го вви­ду то­го, что ры­нок не­сет ему бедс­твия. В ре­зу­ль­та­те без­дум­ной ком­мер­ци­али­за­ции эко­но­ми­ки про­ис­хо­дит рост ее на­ту­ра­ли­зации.

Яв­ля­ясь ис­то­ри­че­ски ис­ход­ным, до­ры­ноч­ное хозяйство со­став­ля­ет пер­во­ос­но­ву со­вре­мен­но­го ми­ра. Вне его по­зна­ния не­ль­зя изу­чить и за­ко­ны раз­ви­тия бо­лее раз­ви­той фор­мы эко­но­ми­ки - ры­ночной. При су­ще­ство­ва­нии на­зван­ных ти­пов ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний в чис­том ви­де или с эле­мен­та­ми ры­ноч­ных от­но­ше­ний об­раз жиз­ни ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ста­тич­но­стью со­сто­яния, за­стой­но­стью, ста­би­ль­но­стью, слабым ди­на­ми­змом. В та­ком слу­чае на­ро­ды обыч­но ори­ен­ти­ру­ют­ся на са­мо­обес­пе­че­ние. Их жизнь ха­рак­те­ри­зу­ет­ся не­ко­то­рой ав­тар­ки­ей - опре­де­лен­ной обо­со­блен­но­стью от дру­гих на­ро­дов. При та­ком об­ра­зе жиз­ни обес­пе­чи­ва­ют­ся то­ль­ко ми­ни­ма­ль­ные по­треб­но­сти лю­дей, час­то имеют мес­то го­лод, не­до­еда­ние. С точ­ки зре­ния раз­ви­тых стран, это бед­ные, ни­щие на­ро­ды. Эко­но­ми­ка обес­пе­чи­ва­ет низ­кий уро­вень бла­го­со­сто­яния на­ро­да, кон­се­рви­ру­ет ис­то­ри­че­ски ис­ход­ные фор­мы об­щес­твен­ной ор­га­ни­за­ции - родоплеменные от­но­ше­ния. Роль иде­оло­гии в та­ких стра­нах вы­пол­ня­ют тра­ди­ции, обы­чаи, нра­вы - «де­до­вские за­ко­ны» [см.: 105,Т.4,с.244].

При­чи­на кон­се­рва­ции ис­то­ри­че­ски ис­ход­ных форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний кро­ет­ся не то­ль­ко в за­ко­но­мер­ном их со­хра­не­нии, но яв­ля­ет­ся и ре­зу­ль­та­том не­га­ти­вно­го воз­дейс­твия бо­лее раз­ви­тых стран - гра­бе­жа слаборазвитых стран на осно­ве не­эк­ви­ва­лент­ной тор­го­вли с ни­ми. Как следствие этого, в отсталых стра­нах в бо­ль­шей ме­ре име­ют­ся люм­пены, про­ис­хо­дит па­упе­ри­за­ция на­се­ле­ния, мар­ги­на­ли­за­ция его. В це­лом рас­тет от­ста­ва­ние на­ро­дов, жи­ву­щих та­ким об­ра­зом, от на­ро­дов бо­га­тых стран мира.

Важ­но спе­ци­аль­но изу­чать эти ти­пы хозяйств. Нуж­но ис­по­ль­зо­вать и ис­то­ри­че­ские ра­бо­ты о про­шлом указанных стран, труды о со­вре­мен­ном со­сто­янии этой эко­но­ми­ки во всем мире. Сей­час та­ких ра­бот еще мало.

Важ­ность изу­че­ния доры­ноч­ной эко­но­ми­ки мож­но ви­деть из сле­ду­ющих по­ло­же­ний. «Этот уро­вень де­яте­ль­но­сти, ле­жа­щий ни­же ры­ноч­но­го или за пре­де­ла­ми рын­ка, до­ста­точ­но зна­чи­те­лен, что­бы при­влечь вни­ма­ние эко­но­ми­стов: раз­ве он не да­ет са­мое ма­лое от 30 до 40% на­цио­на­ль­но­го про­дук­та, ко­то­рые та­ким об­ра­зом уско­ль­за­ют от вся­ко­го ста­ти­сти­че­ско­го уче­та да­же в ин­ду­стри­аль­но раз­ви­тых стра­нах?» [15,Т.1,с.35].

Содержание распределительных отношений представляет единство и присвоения ресурсов до производства, и распределения труда в производстве, и его продуктов после производства.

Эко­но­ми­ка динамична. Генезис (становление) ее основных элементов, современная их структура и их перспектива представлены схемой:

Экономика ┌──────┼──────┐ предрынок ® рынок ® пострынок ┌──────┼──────┐ свободный ® капитала ® монополистический ┌──────┼──────┐ кредит ® коммерция ®предпринимательство

Не­ско­ль­ко ина­че раз­ли­ча­ют тра­ди­ци­он­ную (натуральную, до­ры­ноч­ную), ры­ноч­ную и по­стры­ноч­ную (мобилизационную, пла­но­вую) эко­но­ми­ку. ­

Име­ют зна­че­ние и та­кие отличия сек­то­ров эко­но­мики:

Сек­то­ры эко­но­ми­ки Эко­но­мика
┌──────┴────┐ ┌─────┴────┐

ком­мер­че­ский ® не­ком­мер­че­ский не­ле­га­льная ® ле­га­ль­ная
┌────┴─────┐ ┌────┴───┐

част­ный ® го­су­дарс­твен­ный кри­ми­на­льная ® те­не­вая

Те­не­вая эко­но­ми­ка со­сто­ит в не­кон­тро­ли­ру­емых сдел­ках ле­га­ль­ных субъ­ек­тов рын­ка, а кри­ми­на­ль­ная - в пре­ступ­ных де­яниях субъектов. По некоторым оценкам теневая экономика составляет 10% экономики Японии, 20-30% - Европы, 40% - России.

Производство. Промыслы породили про­из­водящую экономику 15-20 тыс. лет назад в форме земледелия. «… В процессе производства члены общества приспосабливают (создают, преобразовывают) продукты природы к человеческим потребностям …» [79,Т.46,Ч.1, с.25]. Про­из­водс­тво не сво­дит­ся к тру­ду, имея его основ­ным фак­тором. Производство породило промышленность (индустрию):

Помыслы ® промыслы ® производство ® промышленность.

Воз­ни­кно­ве­ние про­из­водс­тва раз­ре­шило в опре­де­лен­ной ме­ре про­ти­во­ре­чие меж­ду по­треб­но­стя­ми и ре­сур­са­ми. В то же вре­мя воз­ни­ка­ют но­вые про­ти­во­ре­чия. По­треб­но­сти пред­шес­тву­ют про­из­водс­тву, но са­мо их фор­ми­ро­ва­ние де­тер­ми­ни­ро­ва­но про­из­водс­твом.

Уровень

По­треб­ности

Про­из­водство

Время

Без по­треб­но­стей нет про­из­водс­тва, но про­из­водс­тво опре­де­ля­ет по­треб­но­сти. Опе­ре­же­ние рос­та по­треб­но­стей слу­жит сти­му­лом раз­ви­тия про­из­водс­тва. Для по­ни­ма­ния вза­имо­дейс­твия про­из­водс­тва и по­треб­ле­ния не­об­хо­ди­мо ра­зо­бра­ть­ся во мно­гих про­бле­мах эко­но­ми­че­ско­го раз­вития.

На­ступ­ле­ние про­из­во­дя­ще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния при­ве­ло к раз­ви­тию за­ко­нов про­из­водс­твен­ных от­но­ше­ний. Про­из­водс­тво все бо­лее раз­ви­ва­ет­ся по собс­твен­ным за­ко­нам - ко­опе­ри­ро­ва­ние, кон­цен­тра­ция, цен­тра­ли­за­ция и дру­гие. В связи с этим возникает многообразие форм производства, изучаемых с точки зрения его масштабов, сфер, технологических и экономических форм и т.п.

Мена. Меновое хозяйство возникло в древности. Оно было вспомогательным элементом натурального хозяйства, экономики, производства. Его развитие стало основой экономического прогресса общества.

Главная проблема понимания меновой экономики состоит в осмыслении единства и различия следующих феноменов:

блага ® полезности ® ценности ® пропорции мены.

Блага обладают различными полезностями для людей - прямыми или косвенными. Главная их форма - экономические потребности, которые являются продуктом труда или ценностями. Ценность блага не в его полезности, а в затратах труда на ее получение. И ценность становится основой определения меновых пропорций при дарообмене. Конечно, русское слово «ценность» возникло на основе слова «цена» и неадекватно обозначению этого свойства полезности: это более позднее явление. Поэтому предпочтительнее слово, скажем, «значимость полезности» или этот смысл слова «ценность».

Проблемой объ­яс­не­ния труда, производства, экономики мож­но счи­тать вы­яв­ле­ние глав­ной ис­то­ри­че­ской тен­ден­ции их раз­ви­тия, которую можно представить следующим рядом категорий:

обоб­ще­ствле­ние ® отчуждение ® со­ци­али­за­ция.

ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ. Труд пред­став­ля­ет об­щес­твен­ное яв­ле­ние, име­ет об­щес­твен­ную при­ро­ду или об­щес­твен­ный ха­рак­тер. Об­щес­твен­ная при­ро­да тру­да со­сто­ит в том, что лю­ди всег­да ис­по­ль­зу­ют зна­ния, уме­ния, на­вы­ки, на­коп­лен­ные не лич­но ими, а об­щес­твом. Они при­ме­ня­ют ору­дия, средс­тва тру­да, изоб­ре­тен­ные об­щес­твом и обыч­но сде­лан­ные дру­ги­ми лю­дь­ми. Лю­ди про­из­во­дят про­дук­ты тру­да, как пра­ви­ло, для дру­гих лю­дей. Все это де­ла­ет труд об­щес­твен­ным яв­ле­ни­ем. В про­цес­се ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия рас­тет об­щес­твен­ный ха­рак­тер тру­да, что на­зы­ва­ют обоб­ще­ствле­ни­ем тру­да. Обоб­ще­ствле­ние тру­да пред­став­ля­ет слож­ный про­цесс, от­ра­жа­ющий мно­гие из­ме­не­ния со­де­ржа­ния труда.

Осно­вой об­щес­твен­но­го раз­ви­тия яв­ля­ет­ся обоб­ще­ствле­ние тру­да. На опре­де­лен­ном эта­пе оно по­рож­дает от­чуж­де­ние средств и про­дук­тов тру­да от не­по­средс­твен­ных про­из­во­ди­те­лей. В по­сле­ду­ющем все это ве­дет к со­ци­али­за­ции, как выс­шей фор­ме обоб­ще­ствления. Обоб­ще­ствле­ние тру­да пред­став­ля­ет все­об­щий эко­но­ми­че­ский за­кон, единс­тво двух ис­то­ри­че­ских тен­ден­ций или за­ко­нов его раз­вития.

Обобществление труда = Обособление + Объединение

Обособление тру­да ве­дет к об­ра­зо­ва­нию форм тру­да, раз­ли­ча­ющих­ся друг от дру­га свойс­тва­ми, при­зна­ка­ми. В це­лом мож­но вы­де­лить та­кие фор­мы разъ­еди­не­ния труда:

Обо­со­бле­ние труда
┌───────────┼────────────┐

рас­пре­де­ле­ние ® раз­де­ле­ние® про­фес­си­ональное (специальное)
┌────────────────┼─────────────┐

ес­те­ствен­ное ® об­щес­твен­ное® круп­ное об­щес­твенное
┌──┬──┼──┬──┐

1 ® 2 ® 3 ® 4 ® 5

Ин­те­ре­сен под­ход К. Бю­хе­ра к объ­яс­не­нию про­стей­ших форм тру­да на осно­ве та­кой их су­бо­рди­нации:

┌─ Раз­де­ле­ние тру­да ┌─┴─ Со­труд­ни­че­ство ─┴─── Со­еди­не­ние труда

Со­труд­ни­че­ство лю­дей в со­вмест­ном тру­де - закон общественной жизни. Сотрудничество обыч­но ве­дет к обо­со­бле­нию функ­ций каж­до­го работника. В про­стей­шем слу­чае эти функ­ции слу­чай­ны и вре­мен­ны. В за­ви­си­мо­сти от об­сто­ятельств или слу­чая тот или иной ра­бот­ник вы­пол­ня­ет ту или иную ра­бо­ту в со­вмест­ном тру­де. При этом они ме­ня­ют­ся ра­бо­та­ми в за­ви­си­мо­сти от мно­гих фак­то­ров: уста­ло­сти и т.п. В та­ком слу­чае нет спе­ци­али­за­ции труда.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - устой­чи­вое за­креп­ле­ние опре­де­лен­ных форм тру­да за ра­бот­ни­ка­ми или их спе­ци­али­за­ция. Про­фес­си­она­лизм есть по­жиз­нен­ная спе­ци­али­за­ция людей.

Раз­де­ле­ние тру­да «со­зда­ёт ка­че­ствен­ное рас­чле­не­ние и ко­ли­че­ствен­ную про­пор­ци­она­ль­ность об­щес­твен­ных про­цес­сов про­из­водс­тва, т.е. со­зда­ёт опре­де­лен­ную ор­га­ни­за­цию об­щес­твен­но­го тру­да и вмес­те с тем раз­ви­ва­ет но­вую про­из­во­ди­те­ль­ную си­лу тру­да» [79,Т. 23 . 377].

По ме­ре об­щес­твен­но­го про­грес­са возникает, и все бо­лее укреп­ля­ет­ся раз­де­ле­ние тру­да - устой­чи­вое, по­сто­ян­ное рас­пре­де­ле­ние раз­ных форм тру­да меж­ду ра­бот­ни­ка­ми в со­вмест­ном тру­де. Раз­де­ле­ние тру­да есть не что иное, как со­су­ще­ству­ющий труд, т.е. со­су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных ви­дов тру­да, пред­став­лен­ное в раз­лич­ных ви­дах про­дук­тов тру­да. Раз­де­ле­ние тру­да есть эко­но­ми­че­ское вы­ра­же­ние об­щес­твен­но­го ха­рак­те­ра труда.

Пер­во­на­ча­ль­но воз­ни­кло ес­те­ствен­ное раз­де­ле­ние тру­да меж­ду лю­дь­ми в за­ви­си­мо­сти от их по­ла и воз­рас­та. На этой осно­ве развиваются раз­лич­ные фор­мы об­щес­твен­но­го раз­де­ле­ния тру­да, ко­то­рые де­тер­ми­ни­ро­ва­ны об­щес­твен­ны­ми фак­то­ра­ми: уров­нем сме­кал­ки (смет­ли­во­сти), со­об­ра­зи­те­ль­но­сти, уме­ло­сти и т.д. при вы­пол­не­нии той или иной ра­бо­ты. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет спе­ци­али­за­ция лю­дей на вы­пол­не­нии той или иной ра­бо­ты в со­вмест­ном тру­де. Впо­следс­твии на осно­ве этой тен­ден­ции происходит круп­ное об­щес­твен­ное раз­де­ле­ние тру­да, ко­то­рое ве­дет к вы­пол­не­нию опре­де­лен­ны­ми пле­ме­на­ми, об­щи­на­ми, со­сло­ви­ями осо­бых функ­ций в со­вмест­ном тру­де. Вы­де­лим пять основ­ных форм круп­но­го об­щес­твен­но­го раз­де­ле­ния труда, ко­то­рые сфор­ми­ро­ва­ли со­вре­мен­ную струк­ту­ру эко­но­мики:

скотоводство ® ре­месло ® ком­мер­ция ® управ­ле­ние ® наука.
ПЕРЕМЕНА ТРУДА
- воз­мож­ность пе­ре­хо­дить от од­ной ра­бо­ты к дру­гой вви­ду раз­ных при­чин, в том чис­ле и как средс­тво от­ды­ха.

Объединение тру­да и производства про­ис­хо­дит од­но­вре­мен­но с их обо­со­бле­ни­ем. Оно так­же мно­го­об­ра­зно и де­тер­ми­ни­ро­ва­но дейс­тви­ем мно­гих за­ко­нов: ко­опе­ри­ро­ва­ние ® к он­цен­тра­ция ® к ом­би­ни­ро­ва­ние ® цен­тра­ли­за­ция ® ин­те­гра­ция ® и н­тер­на­ци­она­ли­за­ция ® м он­ди­али­за­ция. Каж­дый из на­зван­ных про­цес­сов мно­го­об­ра­зен. Их рассмотрим далее.

ОТЧУЖДЕНИЕ - за­кон раз­ви­тиятру­да, хо­зяйс­тва и эко­но­ми­ки. Оно со­сто­ит в отрыве человека от его сущностной силы, которую он создал сам - от идеологии, государства, собственности [см.:79,Т. 42,с.86-99]. Результаты труда людей превращаются в самостоятельную силу, «человеческие сущностные силы» обособляются от человека и начинают господствовать над ним как товары, деньги, капитал и т.п. [см. там же, с.128]. Отчуждение предполагает обо­со­бле­ние про­из­во­ди­те­ля от ресурсов - про­дук­тов его труда, средств производства и управ­ле­ния тру­дом при их при­свое­нии част­ны­ми ли­ца­ми. Оно пред­по­ла­га­ет и ста­но­вле­ние иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний в об­щес­тве, при­свое­ние при­ро­ды и про­дук­тов тру­да.

Опредмечивание® овеществление ® отчуждение

Опредмечивание сущности человека в продуктах труда происходило до рынка. «Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека...» [там же, с.94]. В результате происходило овеществление отношений между людьми в процессе мены и отчуждение сущностных сил человека от него [там же, с.123].

От­чуж­дение ┌────┴────┐ про­извольное® установленное (за­кон­ное) ┌────┴─────┐ по­ли­ти­ческое® эко­но­ми­че­ское

Био­ло­ги­че­ское от­чуж­де­ние воз­ни­ка­ет в ми­ре жи­вот­ных и со­хра­ня­ет­ся в об­щес­тве лю­дей. Ис­ход­ную фор­му от­чуж­де­ния - аль­тру­изм, воз­ни­ка­ющий сре­ди жи­вот­ных, хо­ро­шо по­ка­зы­ва­ют био­ло­ги [см.: 76,с.125]. Оно бы­ло ис­ход­ным и для пред­ков лю­дей, яв­ля­ет­ся ба­зо­вой фор­мой ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний и в со­вре­мен­ном об­ществе.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ (ПРОТИВОЗАКОННОЕ) отчуждение - на­си­льс­твен­но, противоправно, пре­ступ­но. Ис­ход­ные его фор­мы воз­ни­ка­ют в ка­че­стве про­яв­ле­ний не­до­стат­ка вос­пи­та­ния лю­дей. Они про­яв­ля­ются через не­чис­то­плот­ность, не­бреж­ность, не­спо­соб­ность адек­ват­но тру­дить­ся и об­ща­ть­ся с дру­ги­ми. Это мо­жет быть вызвано непри­учен­но­стью к опре­де­лен­но­му об­ра­зу по­ве­де­ния (на­при­мер, под­де­ржа­нию уюта), ха­лат­но­стью из-за спеш­ки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.210 (0.016 с.)