Совместный анализ спроса и предложения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместный анализ спроса и предложения



Рав­но­весие ┌────┴───┐ ста­тич­ное ®ди­на­мичное ┌───────┴─────┐ част­ное ®об­щее (ры­ночное)

Це­лью ана­ли­за яв­ля­ет­ся изу­че­ние сущ­но­сти рыночного рав­но­ве­сия и основ­ных ти­пов цен. Для это­го рас­по­ла­га­ют на од­ном гра­фи­ке кривые спро­са и пред­ло­жения.

Ры­ноч­ное рав­но­ве­сие -со­от­ветс­твие меж­ду объ­ёмом и струк­ту­рой спро­са на то­ва­ры и услу­ги, и объ­ёмом и струк­ту­рой пред­ло­жения. По­ня­ти­ем «рав­но­ве­сие» на­зы­ва­ют раз­ные яв­ле­ния рын­ка. В про­стом слу­чае рав­но­ве­си­ем на­зы­ва­ют ра­венс­тво спро­са и пред­ло­же­ния. Вы­де­ля­ют та­кие фор­мы рав­но­ве­сия (см. прил.10):

Пер­во­на­ча­ль­но ана­ли­зи­ру­ют ста­тич­ное рав­но­ве­сие, ко­то­рое воз­ни­ка­ет при ра­венс­тве ве­ли­чин спро­са и пред­ло­же­ния. В то же вре­мя сис­те­мный ана­лиз спро­са и пред­ло­же­ния пред­по­ла­га­ет зна­ние основ­ных ти­пов со­от­не­се­ний ли­ний спро­са и пред­ло­же­ния на гра­фике. Непе­ре­се­ка­ющи­еся ли­нии спро­са и пред­ло­же­ния сле­ду­ет счи­тать пре­де­ль­ной иде­али­за­ци­ей, ле­жа­щей в осно­ве ана­ли­за. Их мож­но по­нять с по­мо­щью иде­али­зи­ро­ван­ных то­ва­ров. Спрос на воз­дух всег­да ме­нь­ше пред­ло­же­ния, а по­это­му лю­ди по­треб­ля­ют его при ну­ле­вой це­не (вер­ти­ка­ль­ные па­рал­ле­ль­ные ли­нии). Спрос на зо­ло­той ав­то­мо­биль всег­да ме­нь­ше воз­мож­но­го пред­ло­же­ния его (го­ри­зон­та­ль­ные па­рал­ле­ль­ные ли­нии).

Ли­нии спро­са и пред­ло­же­ния пе­ре­се­ка­ют­ся. В про­стом слу­чае они пе­ре­се­ка­ют­ся в од­ной точ­ке, что и яв­ля­ет­ся обыч­но глав­ным объ­ек­том ана­ли­за. В то же вре­мя эти ли­нии обыч­но пе­ре­се­ка­ют­ся в ря­де то­чек. Та­кое пе­ре­се­че­ние име­ет мес­то в от­но­ше­нии то­ва­ра ра­бо­чей си­лы, ког­да ли­нии пе­ре­се­ка­ют­ся дваж­ды. Почти всегда нор­мой пе­ре­се­че­ния яв­ля­ет­ся на­ли­чие об­ще­го от­рез­ка -вер­ти­ка­ль­но­го или го­ри­зон­та­ль­но­го, что сви­де­те­льс­тву­ет о не­ко­то­рой гиб­ко­сти рынка.

Рав­но­ве­сные цены

┌──────────┴────────┐

Нет их ® Имеются, кривые пе­ре­се­ка­ются

│С П │ ── П │
││ │ │ ── С ┌──────────┴───────┐
└──── └───── в од­ной точ­ке ® в ря­де то­чек
│ С П │
│ ┌──────┴─────┐
└────── в двух точ­ках ® име­ют об­щий
│ С от­ре­зок
│П ┌──────┴──────┐

└───── вер­ти­ка­ль­ный ®го­ри­зон­та­ль­ный
│С П │С П
│ │

└─────── └──────

Пе­ре­се­че­ние ли­ний спро­са и пред­ло­же­ния в од­ной точ­ке сви­де­те­льс­тву­ет о по­яв­ле­нии рав­но­ве­сия ве­ли­чин спро­са и пред­ло­же­ния при опре­де­лен­ных це­нах. Рав­но­ве­сие -со­сто­яние рын­ка, при ко­то­ром рав­ны ве­ли­чи­ны спро­са и пред­ло­же­ния. Це­ны, ко­то­рые со­от­ветс­тву­ют ра­венс­тву спро­са и пред­ло­же­ния, на­зы­ва­ют рав­но­ве­сны­ми. Оста­ль­ные це­ны -не­рав­но­ве­сные.

Ес­ли ры­ноч­ные це­ны бо­ль­ше не­рав­но­ве­сных цен, то воз­ни­ка­ет пе­ре­про­из­водс­тво, из­бы­ток пред­ло­же­ния над спро­сом. Ес­ли ме­нь­ше, то воз­ни­ка­ет не­до­ста­ток то­ва­ров, не­удо­вле­тво­рен­ный спрос на них, их де­фи­цит.

Ц

│ С Из­бы­ток П
Ц2 ┼ ................. Ценыпо­тре­би­те­ля

Ц1 ┼‑--------.----------------‑Рав­но­ве­сная це­на
Ц3 ┼.............. Це­ны про­из­во­ди­те­ля
Де­фи­цит
└───────────────────────── К

Сфе­ра меж­ду ли­ни­ями спро­са и пред­ло­же­ния, расположенная вы­ше рав­но­ве­сных цен, по­ка­зы­ва­ет раз­ме­ры из­бы­т­ка (ры­нок, на ко­то­ром пред­ло­же­ние пре­вы­ша­ет спрос, на­зы­ва­ют рын­ком по­ку­па­те­ля), а ни­же - размеры де­фи­ци­та то­ва­ра (рыно­к про­дав­ца).

При из­бы­т­ке пред­ло­же­ния количество спроса (Кс) меньше количества предложения (Кп) -Кп >Кс, и в результате конкурируют продавцы. При из­бы­т­ке спроса Кс>Кп кон­ку­ри­ру­ют по­ку­па­тели.

рынок

┌──────┴─────┐

по­ку­па­те­ля ® про­давца

Ц ┼ ........ Ц│
│ │
│ │ ......
└──┼───────┼─ К └─┼────┼ К

Кс Кп

Кп Кс

Ес­ли це­ны ни­же рав­но­ве­сных, то объ­ем пред­ло­же­ния ме­нь­ше объ­ема спро­са, и це­ны рас­тут. Ес­ли вы­ше, то це­ны па­да­ют. В усло­ви­ях сво­бод­но­го рын­ка це­ны сти­хий­но стре­мят­ся к точ­ке рав­но­весия.

Од­но­вре­мен­ный ана­лиз сдви­гов ли­ний спро­са и пред­ло­же­ния слу­жит вы­яс­не­нию за­ко­нов ры­ноч­но­го це­но­об­ра­зо­ва­ния. Воз­мож­ны раз­ные со­че­та­ния сдви­гов: не­из­мен­на од­на ли­ния (спро­са или пред­ло­же­ния), а дру­гая сдви­га­ет­ся; обе сдви­га­ют­ся. Все это сле­ду­ет изу­чить по тем учеб­ни­кам, где это специально объ­яс­не­но (прил. 11). А. Мар­шалл ввел по­ня­тие рав­но­ве­сия, ко­то­рое мо­жет быть раз­лич­ным во вре­мени.

Рав­но­весие

┌──────┴────────┐

ста­тич­ное ® ди­на­мичное

┌────────────┴──────────┐

час­тич­ное ® общее

│ . │ . ┌─────┴──────┐
│ │ ... мгно­вен­ное ® дли­те­ль­ное
└───── │ * С П ┌─────┴────┐
│ ... Ц2 ┼-‑--┤ крат­ко­сроч­ное ®до­лгос­роч­ное
│ . │ │ С С П С С П

└────── Ц1 ┼-‑--┤ │ │

½ │ ┼ │

└────┴─── └───────── └──────

Ста­тич­ное рав­но­ве­сие име­ет мес­то при не­из­мен­но­сти цен.

ЧАСТИЧНОЕ рав­но­ве­сие пред­став­ля­ет со­бой ди­на­мич­ное дви­же­ние цен, от­кло­ня­юще­еся от рав­но­ве­сия и по­сто­ян­но к не­му воз­вра­ща­юще­еся на том же са­мом уров­не. Эта по­сто­ян­ное ко­ле­бание цен, ко­то­рое не име­ет опре­де­лен­ной тен­ден­ции к сдви­гу в ка­кую-ли­бо сто­ро­ну. Это нор­ма по­ве­де­ния ры­ноч­ных цен, ко­то­рые всег­да не­ско­ль­ко раз­лич­ны у про­дав­цов. Пе­ре­ход к об­ще­му рав­но­ве­сию пред­по­ла­га­ет вы­де­ле­ние основ­ных сдви­гов цен на бо­лее или ме­нее про­до­лжи­те­ль­ный пе­риод.

МГНОВЕННОЕ рав­но­ве­сие достигается лишь повышением цен при рос­те спро­са на то­ва­ры и не­из­мен­ном пред­ло­же­нии. В таком случае все издержки -«в прошлом», а поэтому они постоянны. По­яв­ле­ние мо­ды ве­дет к бы­стро­му спро­су на то­вар при не­воз­мож­но­сти бы­стро­го из­ме­не­ния пред­ло­же­ния на то­вар. Не­из­мен­ность пред­ло­же­ния на то­вар при бы­стром рос­те спро­са ве­дет к рос­ту цен. В та­ком слу­чае ли­ния спро­са вер­ти­ка­льна.

КРАТКОСРОЧНОЕ рав­но­ве­сие име­ет мес­то тог­да, ког­да рас­тет по­сто­ян­но спрос на то­ва­ры и со­от­ветс­твен­но рас­тет его пред­ло­же­ние вви­ду бо­лее пол­но­го ис­по­ль­зо­ва­ния мощ­но­стей дейс­тву­ющих пред­при­ятий и ин­тен­си­внос­ти тру­да, про­из­водс­тва (ин­тен­сив­ный фак­тор, чис­ло пред­при­ятий не ме­ня­ет­ся). Ли­ния спро­са на­кло­нена. Издержки делят на постоянные и переменные.

ДОЛГОСРОЧНОЕ рав­но­ве­сие воз­ни­ка­ет тог­да, ког­да тен­ден­ция к рос­ту спро­са со­хра­ня­ет­ся в те­че­ние дли­те­ль­но­го вре­ме­ни, и в этом слу­чае дейс­тву­ет экс­тен­сив­ный фак­тор: стро­ят но­вые мощ­но­сти на дейс­тву­ющих пред­при­яти­ях или воз­ни­ка­ют но­вые пред­при­ятия по про­из­водс­тву дан­но­го то­ва­ра. Все издержки переменны. Кри­вая спро­са бо­лее по­ло­гая. Её на­клон за­ви­сит от ис­то­ри­че­ских усло­вий: при за­стой­ной тех­но­ло­гии -го­ри­зон­та­ль­ная ли­ния, при рос­те про­из­во­ди­те­ль­но­сти тру­да -па­да­ет, при убы­ва­ющей про­из­во­ди­те­ль­но­сти -растет.

Цены

┌──────┴─────┐

по­сто­ян­ны ®ди­на­мичны

┌───┴───┐

рас­тут ® па­дают

│ │ │
└─────── │ │
└────── └──────

Б. КРИВЫЕ РЫНКА ДВУХ ТОВАРОВ

Битоварный рынок

Ана­лиз кри­вых рын­ка двух то­ва­ров по­зво­ля­ет рас­ши­рить зна­ние за­ко­нов рын­ка сво­бод­ной кон­ку­рен­ции. Глав­ная цель та­ко­го ана­ли­за - вы­яв­ле­ние зна­че­ния за­ме­ня­емо­сти и до­пол­не­ния то­ва­ров как фак­то­ров по­ве­де­ния по­ку­па­те­ля на рын­ке и по­тре­би­те­льс­ко­го рав­но­ве­сия на осно­ве глав­ных фак­то­ров по­ве­де­ния по­тре­би­те­лей (вку­сы, це­ны, до­ходы).

Ана­лиз по­ве­дения ┌────────┴──────┐ по­ку­па­те­ля ® про­дав­ца (кри­вые без­раз­ли­чия (изок­ван­ты, бюд­жет­ные ли­нии) изо­косты)

За­ме­ня­емыето­ва­ры близ­ки по сво­им по­ле­знос­тям, на­при­мер, мас­ло и мар­га­рин. Вза­имо­до­пол­ня­емые то­ва­ры до­пол­ня­ют друг дру­га, на­при­мер, ав­то­мо­биль и бен­зин. Эти со­от­не­се­ния то­ва­ров воз­дейс­тву­ют на вы­бор по­ку­па­те­ля: ес­ли ку­пить ав­то­мо­биль, то на­до по­ку­пать и бен­зин. Ес­ли це­ны на один вы­рос­ли, то пред­по­чтут ку­пить товар-заменитель. Сле­ду­ет иметь в ви­ду ана­ло­гич­ность ана­ли­за рав­но­ве­сия рын­ка по­тре­би­те­ля на осно­ве кри­вых без­раз­ли­чия потребителя, бюд­жет­ных ли­ний и про­из­во­ди­те­ля на осно­ве кри­вых изок­ван­ты и изо­ко­сты. Здесь речь идет о по­тре­би­телях.

Ана­лиз кри­вых би­то­вар­но­го рын­ка на­чи­на­ет­ся с иде­али­за­ции и за­тем пе­ре­ходят к ана­ли­зу ре­аль­но­го рын­ка.

Исходные кри­вые рын­ка двух то­варов

┌───────────┴─────────┐

обо­со­блен­но ® со­вместно

┌───────────┴───────┐ точ­ка оп­ти­мума

без­раз­ли­чия ® бюд­жет­ная ли­ния│ (по­тре­би­те­льс­кого

│ │ │ рав­но­ве­сия)
│ │ │
└───────── └──────── └──────────

КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ (КБП) по­ка­зы­ва­ют же­ла­ния, пред­по­чте­ния, вку­сы по­ку­па­те­лей при вы­бо­ре из двух то­ва­ров. КБП ─ линия, каждая точка на которой представляет различные комбинации двух товаров при усло­вии, что по­тре­би­те­лю без­раз­лич­но, ка­кую из них вы­б­рать.

При со­вер­шен­ной вза­имо­за­ме­ня­емо­сти два то­ва­ра рас­сма­три­ва­ют как один то­вар, и КБП вы­рож­да­ет­ся в пря­мую ли­нию (постоянную). При жес­ткой вза­имо­до­пол­ня­емо­сти то­ва­ров ли­ния ста­но­вит­ся углом со сто­ро­на­ми, иду­щи­ми па­рал­ле­ль­но осям ко­ор­динат.

 

Кри­вые без­раз­ли­чия то­варов

┌───────────┴──────────┐

иде­али­зи­ро­ван­ных ® ре­альных

┌───────────┴─────────┐

субс­ти­ту­тов ® ком­пле­мен­теров

(кон­ку­ри­ру­ющих) (вза­имо­до­пол­ня­ющих)

│ │ │
│ │ │
└───── └─────── └──────

Обыч­но кри­вые без­раз­ли­чия вы­гну­ты к осно­ва­нию гра­фи­ка, что ука­зы­ва­ет на за­кон по­ни­жа­ющей­ся «пре­де­ль­ной нор­мы за­ме­ще­ния» (ПНЗ). ПНЗ по­ка­зы­ва­ет как мно­го од­но­го то­ва­ра по­тре­би­тель при­но­сит в жер­тву с це­лью по­лу­че­ния еди­ни­цы дру­го­го то­ва­ра без из­ме­не­ния об­ще­го уров­ня удо­влет­во­рения.

│ │ └─────

КБП ме­ня­ют­ся при опре­де­лен­ных усло­ви­ях, сдвигаются при изменившихся условиях, а по­это­му от еди­нич­ных кри­вых пе­ре­хо­дят к их сис­те­ме, на­зы­ва­емой «кар­та». Кар­та кри­вых без­раз­ли­чия пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность не­ско­ль­ких линий. Их наклон показывает предпочитаемые товары .

Карты кривых безразличия

┌───────────┴─────────┐

стан­дарт­ные ® пред­по­чти­те­льные

┌───────┴──────┐

пред­по­чте­ние у ®пред­по­чте­ние х

у у у

│ │ │
│ │ │
└────────── х └─────────х └─────────х

КРИВЫЕ БЮДЖЕТНЫХ ЛИНИЙ (КБЛ) по­ка­зы­ва­ют воз­мож­но­сти по­ку­па­те­ля, до­ступ­ность для не­го то­ва­ров в за­ви­си­мо­сти от цен и его до­хо­да. Они гра­фи­че­ски ото­бра­жа­ют мно­же­ство на­бо­ров про­дук­тов, при­об­ре­те­ние ко­то­рых тре­бу­ет оди­на­ко­вых за­трат. БЛ по­ка­зы­ва­ет раз­лич­ные ком­би­на­ции двух то­ва­ров, ко­то­рые мо­жет ку­пить ин­ди­вид на осно­ве опре­де­лен­ной сум­мы де­нег и цен. Мож­но по­тра­тить все де­нь­ги на один то­вар, тог­да не ку­пишь дру­го­го то­ва­ра. Мож­но по­тра­тить все де­нь­ги на вто­рой то­вар. Обыч­но же де­нь­ги де­лят на две час­ти и по­ку­па­ют тот и дру­гой то­вар. В за­ви­си­мо­сти от уров­ня цен на то­ва­ры воз­мож­но­сти по­ку­па­те­ля по­ка­зы­ва­ет пря­мая от­ри­ца­те­ль­ная ли­ния. При этом важ­но на­учи­ть­ся по­ни­мать из­ме­не­ния на­кло­на бюд­жет­ной ли­нии при из­ме­не­нии це­ны од­но­го или двух то­ва­ров: на­клон БЛ опре­де­ля­ет­ся (де­тер­ми­ни­ро­ван) от­но­ше­ни­ем цен двух то­ва­ров (прил. 12). Со­от­ветс­твен­но ана­ли­зи­ру­ют кар­ты КБЛ.. Со­вме­ще­ния карт КБП и КБЛ -основа анализа кривых оптимальности. При этом на гра­фи­ках не по­ка­зы­ва­ют пол­нос­тью кри­вые без­раз­ли­чия и бюд­жет­ные ли­нии, а КБП пред­став­ля­ют фраг­мен­тар­но. При совмещении кривых безразличия и бюджетных линий обращают внимание на точку касания КБП и КБЛ, которая по­ка­зы­ва­ет оп­ти­мум по этим кри­те­ри­ям. Эту точку называют точкой потребительского равновесия или оптимума. Она отражает максимально возможную полезность при данном ограниченном доходе. Проводя через эти точки кривые, получают несколько их форм. На их основе ана­лизируют формы оптимальных кривых.

Оптимальные кривые

┌──────────────────┼───────────────────┐

«цена - потребление» ®«доход - потребление» ®«доход - расходы»

«ЦЕНА -ПОТРЕБЛЕНИЕ». На осно­ве карт КБЛ и КБП по­лу­ча­ют ряд оптимальных кри­вых. Ес­ли це­на на один то­вар из­ме­ня­ет­ся, то со­от­ветс­твен­но ме­ня­ет­ся на­клон КБЛ и мес­то их ка­са­ния кар­ты КБП. В ре­зу­ль­та­те воз­ни­ка­ет кри­вая «це­на-по­треб­ление».

Це­на -По­треб­ление

 

 

 

«ПОТРЕБЛЕНИЕ -ДОХОД». По мере роста дохода семьи изменяется ее потребление. Вы­де­ля­ют раз­ные фор­мы кри­вых «до­ход -по­треб­ле­ние»: обыч­ные, пре­стиж­ные, ма­ло­ка­че­ствен­ные и т.п. то­ва­ры. На­при­мер, кри­вая «до­ход -по­треб­ле­ние» низ­ко­ка­че­ствен­ных то­ва­ров по­ка­зы­ва­ет па­де­ние их по­треб­ле­ния по ме­ре рос­та до­хода (прил. 13).

«ДОХОД -РАСХОД». От кри­вых би­то­вар­но­го рын­ка пе­ре­хо­дят к кри­вым ре­аль­но­го рын­ка. Кри­вой «до­ход -по­треб­ле­ние» со­от­ветс­тву­ет кривая "доход -расходы". По­след­нюю на­зы­ва­ют кри­вой Эн­ге­ля, которая по­ка­зы­ва­ет за­ви­си­мость спро­са от уров­ня се­мей­ных до­хо­дов. Изу­че­ние рын­ка пред­по­ла­га­ет осмыс­ле­ние кри­вых Эн­ге­ля для раз­ных то­варов. Их строят на основе статистических данных. Для этого все множество товаров делят на две части -интересуемый товар и все остальные («а» и «не-а»). В результате возможно использовать статистику страны для характеристики ее развития с этой точки зрения.

Кри­вые Эн­геля

┌──────────────┴────────────┐

дву­мер­ные(еди­нич­ные) ®мно­го­мер­ные(со­во­купные)

┌───────────┴────────────┐

нор­ма­ль­но­го то­ва­ра ®низ­ко­го ка­чества

┌─────────┴────────┐

па­да­ющие ® рас­тущие

не ‑а не ‑а не ‑а

│ │ │
│ │ │

Оде­жда │ │
└───────── а └──────── а └─────────── а

На графиках: а — один то­вар, а не ‑а — все оста­ль­ные то­вары

Кривая Энгеля показывает величину расходов на товары в зависимости от роста дохода. По мере роста дохода семьи удельный вес расходов на питание в общей сумме расходов сокращается. За­кон Эн­ге­ля за­клю­ча­ет­ся в том, что су­ще­ству­ет пря­мая связь меж­ду ти­пом по­ку­па­емых то­ва­ров и до­хо­дом по­ку­па­те­ля. До­ля рас­хо­да на по­куп­ку то­ва­ра мо­жет рас­ти или па­дать. До­ля рас­хо­да на то­ва­ры пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти па­да­ет, а до­ля рас­хо­дов на пред­ме­ты рос­ко­ши растет. По ме­ре рос­та до­хо­да семьи па­да­ет по­треб­ле­ние низ­ко­ка­че­ствен­ных то­варов. Их по­ка­зы­ва­ют на од­ном гра­фи­ке сле­ду­ющим об­разом:

Рас­ходы

Вы­со­ко­ка­че­ствен­ные то­вары

...........................................

Про­мыш­лен­ные то­вары

стан­дарт­но­го по­треб­ления

.............................................

Про­до­во­льс­твен­ные то­вары

Доход



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.015 с.)