Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Однофакторная модель индивидуального спросаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта модель предполагает наличие на рынке всего лишь одного товара и одного покупателя товара. Цель анализа-выявить зависимость спроса от уровня цены.
а. Цена как функция показывает ее факторы, т.е. от чего она зависит и чем одновременно детерминируется ее суть. Было и сохраняется множество парадигм трактовки сущности цены. В западной науке преобладает мнение о предельной полезности как факторе цены и, тем самым, о цене как проявлении полезности товаров. Основанием однофакторной модели спроса является учение о предельной полезности. Оно призвано положить в основу цены товаров их полезность. Тем самым аргументируется субъективная концепция ценообразования. Субъективное учение о цене исходит из психологических переживаний индивидов в процессе потребления товаров, насыщения ими. По мере удовлетворения субъектом потребности полезность каждой новой единицы товара падает. Этот эмпирически установленный факт следует считать аксиомой. Другое дело -значимость этих психических переживаний субъектов для ценообразования товаров. Объективное учение о цене не отрицает значения психических переживаний при потреблении товаров. Тем не менее, оно не считает их главным фактором ценообразования в условиях развитого рынка. На цены воздействует множество факторов производства и самого рынка (затраты труда, издержки обращения, рыночная конъюнктура, спрос и предложение и т. д.). Детерминаторы цен объективны, и воздействие на них психических переживаний индивидов близко к нулю. Цены определяются на рынке, в то время как полезность определяется после рынка. При покупке товаров определяющим фактором действий покупателя является не субъективное переживание, а его доход. Самая большая потребность в товаре существует у тех, у кого практически нет денег для его покупки. Надо учитывать и тот факт, что только один тип кривых спроса совпадает с кривой предельной полезности, а другие нет. Поэтому эти психические основания имеют значение для ценообразования такое же, как бузина в огороде свидетельствует о наличии дядьки в Киеве. Западная экономическая наука стремится исключить всякую идею, которая так или иначе может стать основанием для сомнений по поводу отрицания ею эксплуатации человека человеком в условиях рынка. В связи с этим она постулирует полезности в качестве основы цен и затем рассматривает значение цен для других факторов: п олезности ® цены ® другие экономические явления. То, что западная парадигма постулирует, еще требует особого доказательства, от которого она отказывается. Это не научный фактор, а то же самое, что служит основой теологии -вера, предвзятость, идеологемы и т.п. ортодоксальные догмы. Хотите верьте, а если вы не верите, то вам грозят всеми карами неба, “отключают кислород” жизни и, тем более, научного познания. Такие рассуждения переходят из разряда научных в разряд теологических, и сколько бы не было у них последователей (а их меньше, чем у Христа и Магомета), все это не имеет научного значения. б. Цена как аргумент раскрывается показом тех явлений, которые от нее зависят. На это делает упор неоклассика. И для этого анализа разработана сложная методология. Берут координатную плоскость. При анализе спроса вертикальную ось обозначают символом «р» -первой буквой английского слова «цена» (ц) (price), количество (к) -Q (quantity), кривую спроса (с) обозначают символом «d» (от английского слова demand). Цену считают аргументом, а спрос (и предложение) функцией. Это не означает отсутствия воздействия спроса (предложения) на цену. Не только цена определяет спрос и предложение, но и величины последних обратно воздействуют на цену на конкретных рынках: Не «цены ®спрос», а «цены спрос». В этой азбучной истине рынка можно убедиться с помощью старых мнений: «Старинные французские виноградари, добивавшиеся издания закона, который запретил бы разведение новых виноградников, точно так же, как и голландцы, сжигавшие азиатские пряности и выкорчевывавшие гвоздичные деревья на Молуккских островах, желали просто-напросто уменьшить изобилие, чтобы этим поднять меновую стоимость. В продолжение всего средневековья люди действовали по этому же самому принципу, ограничивая законами число подмастерьев, которых мог иметь у себя один мастер, и число инструментов, которые он мог употреблять» [79, Т.4, с.77]. Общеизвестно, что высокая урожайность неизбежно ведет к падению цен на сельскохозяйственные товары [см.: 109, с.196]. Практика ценообразования монополий построена на ограничении предложения, с тем чтобы повысить цену и получить сверхприбыль. ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА называют точку на плоскости, которая показывает конкретную зависимость спроса на товар от данной цены товара. СПРОСОМ называют совокупность точек (линию), характеризующих воздействие цены на спрос. Точки линии показывают конкретные соотнесения между ценой и количеством спроса. На ординате точка «а» показывает запретительную цену: ее достижение сводит спрос к нулю, а на абсциссе «б» -точку насыщения для данного товара, когда больше товара не нужно, даже если на него цена равна нулю. Ц функция спроса от цены а
К б Определив способы построения графиков, иллюстрируют воздействие цены на величину спроса. ЗАКОН СПРОСА состоит в обратной зависимости изменений спроса по сравнению с изменением цены. Если цена растет, то спрос падает, и наоборот. Эта истина осмыслена давно на основе эмпирических данных. Ее можно выразить и в математических данных, которые практически всегда УСЛОВНЫ. Наглядно ее представляют графиком. Ц Ц3 Ц1
Ц2 С └────────────── К К1 К2 К3 Если Ц1®Ц2, то К2®К3, а если Ц1®Ц3, то К2®К1. Кривая спроса показывает уровни цен, которые готовы заплатить покупатели (пространство между кривой и абсциссой).
└────────────── В то же время в каждый данный момент цена устанавливается на определенном уровне. В связи с этим называют потребительской рентой (излишком) выгоды тех людей, которые готовы заплатить более высокую цену по сравнению с рыночной. Их выгода графически выражается треугольником АВС, расположенным выше цены и ниже линии спроса. Эта величина показывает получаемую ими бесплатную пользу по сравнению с платной -площадь АСЕД, ниже линии цены и линии спроса. «Резервные цены» Рента потребителей. Бесплатная польза рыночная цена ВЫГОДА ПОТРЕБИТЕЛЯ = ПОТЕРЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ У разных товаров кривые спроса различны: Товары ┌─────────┴──────────┐ стандартные ® нестандартные ┌────┴──────┐ низкокачественные ® престижные (нищих - Гиффина) (богатых - Веблена) Соответственно выясняют содержание основных типов кривых спроса (прил. 6). На предметы потребления богатых кривые спроса выше и более вертикальны, а у бедных они ниже и более горизонтальны. Кривые на престижные товары имеют двунаправленное изменение спроса в зависимости от изменения цены: первоначально рост цен ведет к росту спроса, а затем -к падению спроса. Товары нищих имеют иную кривую -с положительным наклоном: по мере роста цен на эти товары растет спрос на них. Такие товары называют товарами Гиффина. Речь идет о том, что к таким товарам относятся самые малокачественные предметы потребления (например, картофель). Если растут цены на этот продукт питания, то имеется в виду, что также растут цены и на другие продукты питания. В таком случае нищие вынуждены отказываться от покупки более качественных продуктов питания и направлять все свои доходы на покупку малокачественных товаров, хотя их цены и растут. В результате рост цен на эти товары ведет к росту величины спроса на них. Парадокс товаров Гиффина возникает для покупателей с низким уровнем дохода при большом удельном весе расходов на некачественные товары. При анализе спроса обращают внимание на степень воздействия изменений цены на изменение величины спроса. Для этого используют понятие «эластичность». Эластичность -мера реакции одной величины на изменения другой. Для ее определения обычно предполагают прямую линию как предельную степень абстрагирования от реального спроса.
Эластичность спроса по цене показывает зависимость изменения величины спроса при изменении цены. Перекрестная эластичность спроса отражает тенденцию покупателей к переходу от одного товара к другому при росте цены первого товара. «Эластичность спроса» проявляется в наклоне линии спроса. Степень наклона линии спроса варьируется от вертикального до горизонтального направления. Эти два предельных ее направления берут за основу анализа реальной эластичности спроса. Сами предельные линии обычно считают мифами или предельной идеализацией при анализе. Абсолютно неэластичный спрос выражается прямой, идущей параллельно вертикальной оси, а абсолютно эластичный -параллельно горизонтальной оси. (Иногда абсолютно неэластичный спрос считают характеристикой нужды, то есть спроса на товары бедных). Эластичность спроса характеризует степень влияния изменений спроса при изменении цены. Эластичный спрос имеет место тогда, когда покупки растут быстрее роста цен. Иначе, эластичный спрос -спрос, имеющий тенденцию меняться в зависимости от незначительных колебаний цены. Неэластичный спрос имеет место тогда, когда покупки растут медленнее роста цен или иначе: неэластичный спрос ─спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным, несмотря на небольшие изменения цены. Как изменяют свои покупки люди при изменении цены? Если происходит ее небольшое изменение, то будет одна закономерность, а если большое, то другая. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен (Эс). Если большое изменение цены немного изменяет величину спроса, то спрос неэластичен. Эластичный спросНеэластичный спрос ц Эс=0 Покупки Цены Эс=1 Эс<1 Цены Покупки Эс >1 Эс=¥
к Эластичный спрос -спрос, имеющий тенденцию меняться в зависимости от незначительных колебаний цен. Неэластичный спрос -спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным, несмотря на небольшие изменения цен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления изменения процента величины спроса на изменение процента цены. Если цена выросла на 10%, а спрос сократился на 5%, то коэффициент эластичности: процентное изменение спроса Кэ >1, спрос эластичен Кэ = =0,5.Если Кэ =1, единичная эластичность процентное изменение цены Кэ <1, спрос не эластичен Коэффициент имеет минусовое значение, на что не обращают внимания. Минус показывает, что цена и спрос изменяются в разных направлениях. Если линия спроса прямая, то эластичность одинакова на разных ее участках, а если кривая, то эластичность разная (прил. 7). Закон спроса не действует во многих случаях, в частности: * при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; * для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, картины); * при переключении спроса на более качественные и дорого- стоящие товары (с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведёт к увеличению спроса на него); * для товаров Гиффина и Веблена и т.п.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.74 (0.01 с.) |