Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Централизованное хозяйствованиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хозяйствование бывает не только индивидуальным и коллективным, но и централизованным. Его становление нуждается в специальном исследовании. Оно существует и внутри фирм, и в странах, и даже в мире в целом. Оно прогрессирует вместе с ростом значения пострыночных отношений. Экономическая роль государства имеет разное значение. Особенно велика его роль в настоящее время. Экономика ┌────────┼────────┐ мобилизационная командная демократическая ┌──────────┼───────────┐ регулирование программирование управление Для понимания проблемы хозрасчета важно учитывать специфику деятельности подрядных и арендных предприятий, систематику основных форм предприятий.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, единоличные предприятия, когда работает и хозяйствует один человек. В таком случае он вступает в рыночные отношения с другими предприятиями, то есть ведёт предпринимательский расчет. Работник <=============> Работник Рыночные отношения СОВМЕСТНЫЕ, коллективные и т.п. предприятия. Они представляют единство труда и хозяйствования многих людей. Как и индивидуальные, эти предприятия вступают в рыночные отношения с другими предприятиями. Одновременно у них возникают и внутренние отношения по поводу распределения продуктов труда между сотрудниками предприятия. Работник «Работник <=============> Работник «Работник Рыночные отношения
Распределительные отношения ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ, в том числе и государственные, предприятия представляют наиболее развитую форму. Помимо рыночных и распределительных возникают управленческие отношения предприятия с вышестоящими органами: правлениями корпораций, органами власти. И эти управленческие отношения оказываются главными по сравнению с другими отношениями на предприятиях. ЦЕНТР Управленческие отношения ПРЕДПРИЯТИЯ «ПРЕДПРИЯТИЯ Распределительные отношения РАБОТНИКИ Рыночные отношения Распределительные отношения характеризуют взаимоотношения работников предприятия по поводу заработной платы и других доходов. Они детерминированы законами вещных прав. Рыночные отношения подвержены законам ценообразования рынка. Спецификой такого типа предприятия являются законы управления, то есть отношений предприятий и центра, в том числе и органов власти. Поэтому их следует осмыслить конкретнее. Функции центра многообразны и динамичны. Они вытекают из характера власти центра, его роли в экономике. Историческая тенденция централизации вела к росту центров в деятельности хозяйствующих субъектов. Это происходило на разных уровнях общественного прогресса. В древнем мире основой таких централизованных систем были натуральные, принудительные отношения. Так были организованы храмовые и дворцовые комплексы Древнего Египта, Вавилонии и другие. Они были основой рабовладения и феодализма. Становление рыночной экономики привело к разрушению ранее существовавших централизованных комплексов экономики. В последующем рыночная экономика порождала свои централизованные системы, которые сейчас доминируют на рынке - монополии (в широком смысле слова, то есть и дуополии, и олигополии), государственные сектора экономики. Естественно, что данный тип централизма не только отличается от предшествующих его форм, но и сохраняет с ними преемственность. Изменяются и возможности централизованного управления ввиду бурного развития средств коммуникации, информации, обработки сведений компьютерами и т.д. Утверждение централизма зависит от множества обстоятельств его существования. Поиск оптимальной централизации не исключает ошибочных решений и необходимости «откатов» назад - некоторой излишней децентрализации. В СССР была чрезмерная экономическая централизация и поэтому вполне закономерно понижение её уровня, что не оправдывает процессов разрушения централизма вообще.
Эмпирический, самый болезненный, поиск оптимума взаимного действия рыночных, распределительных и управленческих отношений предприятия позволяет выявить определенные законы существования централизованных систем в экономике. Изменение функций этих отношений в ХХ веке привело к осознанию проблемы внедрения рыночных отношений на предприятиях и на этой основе корректировке распределительных отношений. Вместо жестких административных распределительных отношений внутренние отношения теперь включают в большей или меньшей мере рыночные отношения. Функции наёмных работников предприятий расширяются, и возникает внутрифирменное предпринимательство. Организационно всё это и проявляется в возникновении хозяйственного в отличие от других форм расчета. Централизованное хозяйство предполагает становление системы управления соответствующего микромаркета. Содержание УПРАВЛЕНЧЕСКИХ отношений требует специального изучения. Они сложны и многообразны. В них входят отношения учета, предвидения, регулирования и т.п. В целом, все это объяснялось принципом демократического централизма, который конкретизировался совокупностью принципов: централизм, самостоятельность, прибыльность, заинтересованность, ответственность, контроль. Между этими принципами на практике часто возникали противоречия. Централизованные экономические комплексы существовали до превращения рынка в главный тип отношений людей. Они сохранялись в качестве важнейших элементов рынка и были образцами создания рыночных централизованных комплексов, например, государственных предприятий, скажем железнодорожных. Однако все это было, скорее, эмпирическим поиском вне «общего решения проблем», т. е. без создания теории. Возможно высказать гипотезу: микромаркет СССР был директивным (административным), а микромаркет Европейского Союза и США все более становится системным, т.е. достигают тех же целей системой косвенных и прямых методов воздействия. Все это надо изучать монографически. При внутреннем рынке монополия превращается в «естественную», то есть она служит целому, не противоречит интересам целого. Сегодня во многих развитых странах и их интеграционных комплексах типа США и Европейского Союза фактически действует внутренний рынок, который поддерживается разными методами, как политикой «свободной торговли» (в США), так и политикой протекционизма при относительной слабости внутреннего капитала. В связи с этим в странах фактически существует особый тип трансфертных цен, субсидированных цен как на сельскохозяйственную продукцию США, или повышенных цен на алкогольные напитки Финляндии (так что финнам выгоднее ездить покупать своё национальное пиво в Эстонию) и т.п. Последовательное развитие всех этих тенденций рынка в развитых рыночных странах ведет к созданию единого народнохозяйственного комплекса или «единой фабрики» [см.: 68, Т.33, с. 101].
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ [ Это не монография, а учебное пособие. Поэтому отбросим цитирование и т.п. В то же время не обойтись без проблемного изложения, требующего некоторого исследовательского рассуждения («философствования»). При изучении темы повторите главу 1.1.8].
Проблема понимания цен Проблема научного осмысления цен и процессов ценообразования известна давно, но пока еще нет полной теоретической ясности в ее решении. Существует множество мнений по этому вопросу. Сложность этой проблемы состоит в том, что сейчас фактически господствуют не цены, а ценности. Одновременно д испаритет цен стал главным орудием эксплуатации людей, а поэтому выявление самой сути цен, т.е. теоретическое их объяснение, не нужно определенным идеологам общества. Наука всегда относительна, гипотетична. В то же время вполне возможно рационально, теоретически объяснить и цены. Для этого нужно использовать “могущество мысли” (по Гегелю) или технологию мышления, философствования. Людям со здравым рассудком вопрос «что такое цена?» может показаться провокационным. Им известно, что «цена есть цена» и рассуждать больше не о чем. Нетрудно выучить и обыденное определение: «цена - денежная сумма, на которую обменивается товар». Следует ли «мудрить» по данному вопросу? Тем не менее, наука, как писал Гегель, обычно ставит те вопросы, которые простым людям кажутся банальными. Конечно, и наука может ошибаться при ответе на заданный вопрос. Понимание цены предполагает выявление многих её свойств, их соотнесение, субординацию, системность. В экономической науке имеется много мнений по этому вопросу. Время от времени разгораются дискуссии по нему. В науке нет достаточно аргументированного ответа, а мнения всех не устраивают. Поэтому наука и вынуждена искать ответ на этот вопрос без особых надежд на то, что он будет когда-либо вообще найден. В то же время, чтобы избежать напрасных усилий при поиске ответа на этот вопрос, следует попытаться определить вообще возможность получения удовлетворительного ответа на него. Возможность рационального ответа на любой вопрос о явлениях действительности определяет метанаука (эпистемология или теория философствования). Поэтому необходимо ее опережающее изучение, чтобы понять, возможен или нет удовлетворительный ответ на этот вопрос. Но не только метанаука нужна для того, чтобы уяснить ответ на этот вопрос. Естественно, что все это требует специального изучения, чтобы самому сформировать собственное понимание ответа на этот вопрос. Наука всегда относительна. Все ее идеи гипотетичны, а поэтому новые поколения людей постоянно ведут новые исследования старых проблем и ставят другие проблемы. Идеология указывает на сосуществование многих мнений по каждому вопросу и на бессмысленность простого спора их представителей. Как в свое время заметил Л.Н. Толстой - никто никогда никого не переубедил вообще. Поэтому представители разных идеологий, в лучшем случае, могут мирно сосуществовать, признавая или нет право других на свое «видение» проблемы. Основанием этому является их выгода. Если индивиду выгодно, то он поверит в любую несуразность или будет официально ее защищать, даже оценивая ее в качестве чуши. И ошибаются те, кто полагает, что в "споре рождается истина". Орудием истины является интеллект, конкретнее технология диалектического мышления, прежде всего диалектическая логика. Естественно, что и она относительна, а поэтому практика остается последним критерием истинности идей. Сказанное полностью применимо и к трактовке цен. Полемика шла и будет идти потому, что разным слоям общества выгодно разное объяснение цен. Сосуществующие ответы на данный вопрос не являются убедительными для оппонентов. А поэтому невозможно получение единственного ответа в качестве «истинного». Надо признать плюрализм мнений по вопросу и из него исходить. В то же время, естественно, что все ответы на данный вопрос относительны, неполны, а потому их представителям надо продолжать работу над ними. При этом рационально учитывать критику оппонентов, чтобы усовершенствовать собственное понимание ответа на вопрос. И надо перестать надеяться на адекватное поведение оппонентов: у них другие интересы. Предлагаемая версия ответа на вопрос о сущности цены написана на основе длительного изучения философии, метанауки, интеллектики, как и концепций экономистов прошлого и настоящего. Все это не свидетельствует об ее истинности. Она, естественно, может быть только гипотезой. Основанием данной гипотезы является концепция К. Маркса. В связи с этим сразу же уточним отношение к учению Маркса, воспользовавшись следующим положением В.И. Ленина. «Бернштейн говорит, что теория Маркса не закончена, что она оставляет много проблем, «отнюдь еще не вполне разъясненных». Каутский и не думает отрицать этого: теория Маркса не последнее слово науки, говорит он. История несет с собой и новые факты, и новые способы исследования, требующие дальнейшего развития теории. Если бы Бернштейн сделал попытку воспользоваться новыми фактами и новыми способами исследования для дальнейшего развития теории, все были бы ему благодарны. Но Бернштейн и не помышляет об этом, а ограничивается дешевыми нападками на учеников Маркса и совершенно неясными, чисто эклектическими замечаниями вроде того, что теория предельной полезности школы Госсена-Джевонса-Бёма не менее справедлива, чем теория трудовой стоимости Маркса» [68,Т.4,с.202¾203]. «Каутский указывает, что это совершенно нелепо - считать две противоположные теории пригодными для разных целей... Вопрос состоит вовсе не в том, от какого свойства товаров мы вправе априори абстрагировать, а в том, как объяснять основные явления современного, основанного на ОБМЕНЕ продуктов общества...» (там же). Развитие идей Маркса, можно, осмыслить на основе следующих новых фактов и методов трактовки стоимости: 1. Маркс взял за основу исследования исторический подход, который вполне истинно показывает процессы, но не единственно возможен. Аналогичен ему избранный здесь структурный (эволюционный, генетический, ретроспективный) подход, который показывает состояние изучаемого явления в современной жизни. В таком случае нет нужды копаться в «пыли» истории, а надо изучать современность. При этом естественно сопоставлять эти два подхода для решения возникающих проблем. 2. Анализ Маркса шёл «навстречу» становлению рыночных отношений, но не дошел до предшествующих форм - мены вообще и доменовых форм движения продуктов в обществе. Ему известна роль даров, но все это не было интегрировано в единую теоретическую модель для объяснения рынка. Современные источники литературы позволяют системно объяснить эволюцию экономической практики на основе адекватного понимания меновых отношений, предшествующих рынку. 3. Во времена Маркса не было микромаркета - пострыночного явления в экономике. Микромаркет приобрел существенное значение в ХХ веке, когда стал развиваться процесс отмирания рыночных отношений, что важно для понимания сути стоимости, цены. 4. Маркс так и не смог выполнить своё намерение - серьёзно заняться методологией экономического анализа, написать руководство по диалектике. Можно утверждать - Марксу не вполне была ясна суть его метода на уровне мыслительной технологии. Его гениальность позволяла эмпирически искать путь к теоретической трактовке экономики. В частности, это проявилось в истории объяснения композиции ренты, о чем упоминал Энгельс. В ХХ веке нельзя даже понять Маркса без решения поставленной им методологической проблемы - сделать диалектику доступной всем людям со здравым рассудком. Нужна опережающая разработка технологии диалектического мышления по сравнению с экономическим поиском. Такая технология обеспечит эволюционное объяснение экономики, как и иной любой сферы жизни общества. Методологическое замечание: при неспособности мыслить диалектически именем более развитой формы называют все предшествующие. Это проявляется и в ценообразовании, когда ценой называют все пропорции обмена продуктов труда. Одновременно ценой называют и то, что уже перестало быть ценой, а является расценками или иной формой ценности (аналогично, деньгами называют и то, что еще или уже не деньги). Следует осознать и феномен возникновения словосочетания «товарно-денежные отношения» (ТДО) для названия практики рыночных отношений в условиях микромаркета СССР. Понятие «ТДО» служило для обозначения особых типов рыночных отношений, которые идут на смену обычным рыночным отношениям. Иначе, понятием «ТДО» называли рыночные отношения микромаркета или планового рынка. Что такое цена? Актуальность этого вопроса состоит в том, что цена стала главным средством эксплуатации народов всего мира. Этот вопрос ставился и в древности. В течение всей истории общества на него пытались дать ответ, и известно много мнений, концепций ответа на этот вопрос. Современники также высказывают разнообразные мнения по этому вопросу. Это свидетельствует о том, что во всем многообразии соображений чего-то не хватает, чтобы однозначно понять специфику цены товара. Многие монографии посвящены ответу на этот вопрос. В учебных пособиях начинают с него. Это понятно, но для вновь формирующих свои взгляды молодых людей не следует навязывать определенную концепцию ответа до того, как у них возникнет определенная экономическая эрудиция. В любом случае бесплоден ответ на этот вопрос в начале курса основ экономической теории. Рациональнее познать, прежде всего, то, что уже более или менее строго установлено и однозначно понимается хотя бы основными экономическими школами по данному вопросу. До тех пор, пока не осмыслено значение превратных и превращенных форм вообще, стоимость и цена трактуются как нечто, соотносящееся иначе, до тех пор не рационально пытаться их понять обособленно. «Парето... выступил по существу, вообще против необходимости какой-либо теории стоимости, считая достаточным наличие одной теории цены» [81,Т.1,с.39]. В связи с этим мнением следует иметь в виду, что одна теория призвана объяснить и стоимость, и цену товара, и многое другое во взаимосвязи. Нельзя объяснить обособленно (не теоретически) ни стоимости без цены, ни цены без стоимости. Невозможно показать путь авторских исследований цены, да в этом нет и необходимости. Раскроем позитивно узловые положения гипотезы теории цены. Напомню, диалектическое мышление ведет к теоретическому объяснению объекта, которое одновременно эволюционно отображает прошлое, настоящее и основу будущего, в частности, генезис, структуру и перспективы отношений людей в процессе обмена.
Труд - ведущий фактор жизни людей. Поэтому экономическая наука должна изучать его в любом случае. Наряду с природой, он является источником благ для людей. Труд играет основную роль и в процессе превращения благ в товары. Что превращает блага в товары? Иначе, чем отличаются товары от благ, продуктов труда? Ценой! Имеет ли труд отношение к этому превращению блага в товар и ценовой специфике товара? С древности существует положение о том, что цена товара представляет затраты труда на товар. И сегодня цена товара отражает труд, затраченный на него. Для выяснения этой природы цены товара необходимо воспользоваться пятым правилом для руководства ума Р. Декарта и построить ряд категорий, развернуть его в сорит и затем в полисиллогизм (систему силлогизмов), что и будет доказательством концепции. Для этого экономисты должны овладеть диалектической логикой, т.е. стать способными осуществить этот интеллектуальный труд. Пока они руководствуются эмоциями и служат наемными лакеями привилегированных классов, возможность чего вынуждены признавать даже некоторые из них [см.: 151, с.701]. В таком случае бессмысленен сократовский диалог и, тем более, логика, диалектика как инструмент поиска истины, понимания качества любого объекта. А «фактов» можно насобирать любых... При понимании цен не достаточно декартовского хода мысли - ретроспекции (генезиса). Нужно использовать и кантовский ход мысли - отображать перспективу. Для понимания сущности цены не достаточно реконструировать историю слова «цена», рассмотреть сущность данного понятия на основе эволюции рыночных отношений. Следует посмотреть на цену и с точки зрения более развитых форм рыночных и вообще экономических отношений, во что вырождается цена. В связи с этим, объектом анализа должны быть не только предшественники, но и «последователи» цены, прежде всего ценность (это значит, что надо применить не только декартовский, но и кантовский ход мысли). Цена - не естественное, а общественное, социальное свойство товара. Она - проявление отношений людей по поводу благ. Ее нельзя выявить на основе естественных, физических, химических и тому подобных методов познания. В то же время даже дети довольно легко осознают это свойство товаров и пользуются этим знанием в своей жизни. Тем самым для них это свойство товара является нечто определенным, объективным, однозначно воспринимаемым. Поэтому вполне можно быть уверенным в том, что существует теоретический ответ на вопрос «что такое цена товара?» И получить этот ответ надо тем же способом, каким познают ответ на любой такой вопрос, то есть в соответствии с пятым правилом для руководства ума Р. Декарта. При использовании пятого правила для руководства ума Р. Декарта обычно опускают первое движение мысли, давая позитивный ответ. При столь великом же различии понимания сущности цены укажем основные этапы первого хода мысли. При ответе на вопрос «что такое цена?» чаще всего указывают на то, что она является стоимостью товара. При этом слова «цена», «стоимость» используют обычно как синонимы. В то же время любой объективист признает, что эти слова обозначают не одно, а разные, хотя и родственные, понятия. Следующий ход мысли предполагает выявление сущности стоимости на основе такого же вопроса. При этом довольно часто может быть указано на то, что стоимость это - эквивалентность. Могут быть указаны и такие свойства, как «возмездность», то есть то, что дают взамен товара и т.д. Предлагаемая гипотеза базируется на системе графических моделей, проработка которых позволяет её сформулировать. К сожалению, их все трудно привести. А поэтому ограничимся некоторыми. Первый блок мыслей относится к выявлению фундаментального свойства цен. Многие блага люди производят для себя и своих близких и передают их друг другу на основе альтруизма. Главной же формой потребления благ является использование продуктов чужого труда. В таком случае возникают материальные отношения между создателями благ и их потребителями (см. схему на с.73). Аристотель указывал на фундаментальный признак цены - «взаимоотношения» людей или их отношения [см.: 8, Т.4, с.157]: взаимоотношения® приравнивание ®соизмеримость®мена® цена. И задача состоит в том, чтобы найти опосредующие эволюционный процесс «отношения ® цена» промежуточные феномены с тем, чтобы понять его закономерности. Конечно, эта проблема усложнилась по сравнению со временами Маркса. В частности, если считать ценами объективно существующие пропорции, то таковых сегодня в мире нет (точнее, они не господствуют), а поэтому нет и цен (как нет и денег). Вместо цен на рынке существуют ценности, т.е. субъективно устанавливаемые пропорции обмена. Детерминатором объективации субъективного являются и производительные силы участников рынка, и господствующие между ними отношения борьбы, прежде всего монополистической, и многое другое. И речь идет о том, что все это надо попытаться понять теоретически. Все это надо разложить на составные элементы процесса овеществления отношений людей. Выделим следующие ступени: дележ благ ® распределение ® присвоение ® вменение ® ценообразование ® рационирование. Дележ благ возникает у животных и сохраняется у людей как простейшая форма присвоения ресурсов на основе альтруизма и насилия. Насильственный дележ - содержание криминальной экономики. Распределение продуктов труда возникло позднее и является более сложной формой присвоения. В простом случае оно существует как натуральное явление, сохраняется в семьях, при рабовладении, феодализме, в монастырях, при коммунарском образе жизни. Присвоение продуктов труда привело к возникновению частной собственности и имущества (ценности в современном значении этого слова). Оно происходило по-разному: силой, обычаем и т.п. Вменение - превращенная форма распределения и присвоения. Данное слово - архаизм, и речь идет о том, что ему надо придать значение экономической категории (категоризировать). Это слово ввел в экономическую науку представитель маржинализма (Ф. Визер). Его использовали в начале века и российские экономисты, в частности Струве. Это слово неопределенно, и речь идет о том, чтобы придать ему требующийся смысл: надо идти не от слова к понятию, а от понятия к слову. Если это слово неудачно, то следует найти иное. Этимология данного слова: мена ® менять ® выменять ® вменять ® вменение. В этом ряду неопределенность существует в первом слове. Слово “вменение” от слова “мена”? Так ли это? Вторая трудность появляется в четвертом слове ввиду неясности его специфики для меновых отношений. Автор пришел к мнению: когда приказывают, то это не зависит от воли того, кому приказывают. Когда же начинает действовать принцип меновых отношений - “ты мне, я тебе”, то перестает действовать приказ и регулятивом становится договор, сделка. И в таком случае определяются условия договорных отношений: я принимаю на себя обязанность в меру выполнения моих притязаний на осуществление. В таком случае обычный юридический термин “вменить в обязанности” означает: я тебе даю при признании тобой обязанности сделать для меня то, что меня интересует, и что я называю в качестве условия своего деяния для тебя. Вменение стало средством («покрывалом») эксплуатации, а поэтому его надо уяснить, чтобы быть способным отстоять свои интересы: Вменение
Эксплуатация
Вменение - притязание на присвоение дохода за выполнение определенной функции в рыночных отношениях. Вменение - это распределение посредством мены, в т.ч. рынка, когда еще нет цен. Становление рынка привело к новому типу распределительных отношений, их превращенной форме, которую век назад назвали вменением. Вменение есть один из процессов фетишизации общественных отношений - их объективация, овеществление в качестве фундаментального признака товара при образовании рынка. Надо вчитаться в соответствующее положение Маркса о фетишизме товара. В таком случае можно увидеть, что фетишизация есть овеществление материальных отношений людей и проявление их в ценах товаров. Цена есть проявление материальных отношений людей, их борьбы (конкуренции) за свои интересы. В чистом виде вменение существует при натуральном обмене. Вменение превратилось в ценообразование при возникновении денег. Ценообразование является вменением в условиях денежных отношений. Оно господствует в современном мире. И главнейшим ее фактором являются притязания всех причастных к товару субъектов, начиная с их непосредственных производителей. Затраты труда последних при производстве товаров - средство вменения ими их интересов в цены товаров. Для понимания цен необходимо осмыслить фетишизацию отношений людей [79, Т.49, с.150-151]. Люди часто рассматривают свои взаимные отношения как отношения к вещи или через вещи, приписывая им человеческие свойства. В таком случае, как отмечал Маркс, вещи (как идолы, фетиши) начинают господствовать над людьми. Так происходит и с ценой товаров. Цена товаров проявляет отношения между людьми, господствуя над ними. Объективация - превращение в действительность (реальность) ¯ идей, интересов субъекта. Овеществление - объективация идей в виде свойств вещей. ¯ Вменение - овеществление притязаний субъектов в пропорциях ¯ меновых отношений. Ценообразование - вменение интересов субъектов рынка в цены товаров. Цена, как результат ценообразования, проявляет отношения между людьми в виду вменения ими своих интересов в цены, в результате чего происходит их овеществление, объективация - отношения между людьми становятся ценой, т.е. свойством товара. Содержательный анализ этого предполагает показ таких явлений: потребности людей - их интересы - отношения людей - способы присвоения имущества - меновые отношения - вменение как рыночная форма присвоения - цена - доход. Исходным анализа может быть концепция Сея о факторах производства (труд, земля, капитал). Собственники факторов отстаивают свой доход с их помощью. Конкуренция определяет долю каждого фактора, и в зависимости от конъюнктуры их доля может быть разной. В результате осуществимость притязаний субъектов (представителей или носителей) факторов (например, монополии частной собственности на землю) зависит от степени их контроля над ценами.
В условиях совершенной конкуренции нет контроля над ценами. В условиях несовершенной конкуренции существует тот или иной контроль над ценами. Степень контроля над ценами проявляет степень монополизации рынка. Рабочий может попытаться с помощью “кулачного права” [79,Т.1,с.545] увеличить свой заработок. И кому-либо из них оно может помочь. Что же касается всех (всего класса) наемных работников, то этот фактор имеет, скорее, обратный эффект, и значимость его падает. Рост подчинения труда капиталу предполагает господство капитала над трудом, что нужно специально исследовать. Аналогично и действенность каждого иного фактора зависит не от личных усилий субъектов, а от возникающих объективных законов конкурентной конъюнктуры. Ценообразование - это процесс установления цены на конкретный товар - рыночное вменение в условиях, когда возникла торговля и цены. Цены - это вмененные, объективированные интересы людей в пропорции обмена благами. Иначе, это притязание причастных к товарам лиц на получение своей доли доходов посредством их включения в цены товаров. Цены - объективный феномен рынка, который оказывается, в свою очередь, фактором воздействия на субъективные пожелания и непосредственных производителей и всех иных субъектов, причастных к товару. Ценообразование - не есть субъективный произвол коммерсантов, устанавливающих по своему усмотрению цены на реализуемые ими товары. Оно - процесс объективации (овеществления, воплощения и т.п.) мнений субъектов рынка с учетом конъюнктуры и уровня используемых ими производительных сил (проявляющийся в издержках на их товары). Речь идет не просто о приписывании чего-либо благу, а о закономерном, объективном процессе, который позволяет осуществиться вменению интересов в цены товаров, в получаемый на их основе доход и богатство. Цены - претензии (притязания) лиц на получение своей доли доходов посредством их включения в цены: потребности ® интересы ® цены ® доход ® богатство (капитал). Осуществление же их притязаний зависит от объективных обстоятельств рынка. Поэтому, цена - вмененные объективированные интересы людей в меновые пропорции товаров, проявляющие главные факторы конъюнктуры. Ф. Энгельс анализировал превращение потребностей людей в их интересы в зависимости от их места в материальных отношений. Иначе, это сугубо общественный процесс. Надо адекватно проанализировать превращение интересов людей в цены посредством борьбы, конкуренции. Этот процесс и представляет собой вменение. «Но различие их мнений объясняется различием положения, занимаемого ими в обществе, а это различное положение в обществе является продуктом организа
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.204 (0.024 с.) |