Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренние» рынки. ВнутрифирменноеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
предпринимательство (содержание хозрасчета) Концентрация и централизация производства и капиталов в ХХ веке привели к созданию и господству в экономике громадных фирм. Их организация на основе административного расчета неэффективна. Их становление приводило к возникновению внутрифирменных рыночных сделок. В связи с этим в фирмах стали выделять разные уровни организации или “центры ответственности”. Фирменные объединения частных или государственных предприятий представляют единство трех уровней (центров): высшего уровня управления фирмой, среднего звена - предприятий и нижнего звена - цехов (работников). Их, порой, называют уровнями (или центрами) ответственности: затрат (издержек), прибыли и инвестиций (снизу-вверх). Центры ответственности В ┌───────┼───────┐ Б А. Расходов ® Б. прибыли ® В. инвестиций (нижний, (средний) (высший уровень) А издержек) Нижний уровень является уровнем затрат: ему определяют строго затраты и контролируют их выполнение. В таком случае фактически имеет место бюджетный (или административный) тип расчета. Поощрение к поиску мотивируют премиями, выделяя на это определенную долю прибыли. Средний уровень ориентируют на получение прибыли даже в торговле с предприятиями своего объединения. Этот уровень действует на основе внутрифирменного предпринимательства или хозрасчета. Высший уровень ведет централизованное хозяйство на основе коммерческого расчета. Он устанавливает внутри объединения особый тип цен, который называют расценками или трансфертными ценами. Для понимания сути хозрасчета как формы внутрифирменных отношений (предпринимательства) на основе рынка необходимо исходить из структуры вещных прав собственности в акционерных, государственных предприятиях. ┌─ Принадлежность - акционеры ┌┴─ Владение (ведение) - правление концернов ┌┴── Хозяйствование - директора предприятий ┌┴─── Распоряжение - материально ответственные лица ─┴──── Пользование - работники Эти предприятия принадлежат акционерам или государству, но находятся во владении правлений акционерных предприятий и передаются для хозяйствования директорам предприятий. Администрация предприятия получает фонды в хозяйствование и призвана их использовать в строго определенных пределах. Для того чтобы заинтересовать администрацию предприятия и его работников, их деятельность основывают не на административном или бюджетном, а на хозяйственном расчете: им предоставляют определенную самостоятельность и заинтересовывают в повышении эффективности предприятия обычно тантьемами, т.е. вознаграждением в качестве доли выручки или прибыли (прибыль®премия®тантьема). Все это называют хозяйствованием (внутрифирменное предпринимательство), а адекватный ему расчет - хозяйственным расчетом. Установить такие отношения не просто: необходимо преодолеть психологию наемного работника и убедить его стать хозяином. И многие компании проводят систематически такую работу. Например, идеология японской фирмы Мацусита призывает всех наемных работников: «БУДЬ ХОЗЯИНОМ НА СВОЕМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ». Степень самостоятельности хозяев может быть различной. В конгломератах и в рамках государственного сектора она достигает такого уровня, когда между элементами одного и того же конгломерата возникают определенные рыночные отношения. Этот рынок похож на обычный, но отличается от него, а поэтому его и называют микромаркетом (в отличие от макромаркета) - внутрифирменные рыночные отношения между подразделениями единого целого экономического комплекса. В начале 80‑х примерно 50% экспорта и 40% импорта США приходилось на долю внутрифирменной торговли, осуществлявшейся между американскими компаниями и их филиалами за границей либо между иностранными компаниями и их филиалами в США. Микромаркет предполагает действие многих новых принципов рыночных отношений, присущих пострыночному способу общественного производства: · централизованную собственность; · планирование; · уравнительность распределения благ; · стабильность кооперативных связей (кооперированных поставок); · динамизм развития всего комплекса и особенно отдельных элементов · создание централизованного управления экономикой данного комплекса; · отрицание самофинансирования инновационных капиталовложений; · субсидии (дотации) как главный источник инновационных капиталовложений; · трансфертные цены, отличающиеся от рыночных цен; · симбиоз плана и рынка или планирование рыночных связей; · преодоление наёмного характера труда созданием заинтересованности в труде; · централизацию хозяйствования - решения главных экономических вопросов; · отмирание рыночных отношений не отбрасыванием, а преобразованием их; · субсидии превращаются в дотации, то есть форму воспроизводства основного капитала посредством изъятия части амортизации вышестоящими органами и возвращения их предприятиям в меру необходимости для всего целого; централизованный тип использования амортизационных отчислений, внутрифирменные финансовые платежи; · прибыль перестает быть в какой-то мере главным мотивом не только на уровне подразделений, но и всего целого. В связи с этим необходимость создания иных материальных, моральных и духовных мотивов для всех работников (в частности, премиями; премия - это не стихийно полученная прибыль, а сознательно организованная доля прибыли). Микромаркету присущи и многие иные принципы материальных отношений, в том числе: критика как метод менеджмента, соревнование, демократический централизм (единство демократии и централизма). Все это и проявляет специфику хозяйственного расчета по сравнению с другими формами расчета. В таком случае возникают сделки (трансакции) между филиалами многонациональных корпораций, в которых цены не определяются рынком. Микромаркет представляет отмирание обычных рыночных отношений, их вытеснение, трансформацию. Возникает новый тип рыночных отношений, которые ранее у нас называли термином «товарно-денежные отношения». К такому типу отношений относятся слова В.И. Ленина: «... Государственный продукт - продукт социалистической фабрики, обмениваемый на крестьянское продовольствие, не есть товар в политико-экономическом смысле, во всяком случае не только товар, уже не товар» [68,Т.43, с.276]. Не является аналогично товаром и продукт труда во всех иных формах микромаркета. И только когда он выходит за пределы единого целого, он становится товаром: когда фирма продает его другой фирме или когда одно государство продает его другим странам... Микромаркет - способ преодоления незаинтересованности наёмных работников, развития их творческого отношения к труду на основе особой формы предпринимательства. Внутрифирменные отношения представляют единство двух форм отношений (связей): * административных, плановых, бюджетных (вертикальных); * рыночных (горизонтальных).
Внутрифирменный расчет свидетельствует о том, что результаты труда внутри фирмы не являются просто продуктами труда, но они и не товары. В связи с этим возникает правомерность названия их движения продуктообменом. В ХХ веке все большее значение приобрели особые типы цен, которые не являются объективными, а зависят от тех или иных субъектов общества, рынка. Их можно назвать ценностями. Эти отношения детерминируются не объективно, а иначе, что и следует адекватно изучать. Это и есть главная проблема. Специфика товарообмена в разных формах микромаркета нуждается в специальном исследовании [см.194]. Трансфертные цены позволяют решать много проблем. В связи с этим политика трансфертного ценообразования бывает различной: * используют рыночные цены; * устанавливают цены на основе себестоимости и (или) нормативной прибыли; * пользуются договорными ценами. С помощью трансфертных цен возможно «перекачивать» («сдвигать») прибыль к производителю или потребителю продукции. Установление низких трансфертных цен «сдвигает» прибыль в сторону получателя товаров. Установление высоких трансфертных цен «сдвигает» прибыль в сторону производителя. В то же время трансфертные цены предполагают формирование основной прибыли на высшем уровне, который решает проблемы инвестирования для развития всего конгломерата. «В многонациональных корпорациях трансфертные цены - важное средство движения прибыли из страны в страну по политическим, таможенным или налоговым причинам» [93,с.187]. Микромаркет организуется на основе вертикального и горизонтального движения финансовых ресурсов, аллокации ресурсов. Это особенно проявляется в централизованном способе воспроизводства основных фондов - судьбе амортизации и дотации как способа их инвестирования в интересах единого целого. Трансфертные цены могут быть и ниже себестоимости, то есть свидетельствовать о передаче части амортизации центру и т.д. В таком случае воспроизводство капитала фирмы предполагает дотационное финансирование инновационных мероприятий. Последнее было нормой в СССР. Проблема внутрифирменного хозяйственного расчета возникла в ХХ веке. Сейчас значение этого расчета растет в связи с пониманием необходимости внутрифирменного предпринимательства и организации микромаркета, технопарка. Естественно, что все это должно учитывать специфику разных отраслей и стран. В развитии этого типа рынка возможны не только прорывы вперед, но и откаты назад. Будущее научно-технического прогресса зависит во многом от оптимизации этих форм расчета или микромаркета. Их значение, несомненно, будет расти, что требует особого изучения этой практики и теоретического её обобщения. Для этого надо специально изучить организацию различного рода названных «фирм», госсектора с тем, чтобы выявить их специфику и тенденции развития. К сожалению, пока нет адекватного монографического отражения этого аспекта хозяйствования. Внутрифирменный хозяйственный расчет свидетельствует также о становлении планового рынка как более развитой формы рыночного сотрудничества. При микромаркете прибыль перестает быть единственным мотивом, движущей силой, и начинают действовать иные мотивы. Центр создает систему мотивов для всех входящих в единый экономический комплекс, в том числе и плановые показатели. Например, премия - это не просто прибыль, а сознательно организованная прибыль для наемного работника. Тем самым прибыль перестает быть критерием оценки деятельности тех, кто действует на основе хозрасчета. В этих условиях возникает принцип демократического централизма.
Степень интеграции хозяйствования различна у картелей, синдикатов, концернов, конгломератов. В первом случае имеется только согласование тех или иных вопросов реализации товаров, а в синдикате организован совместный сбыт. В концерне происходит согласование вопросов производства, в конгломерате, холдинге - общих вопросов. И только на уровне трестов, акционерных предприятий имеется полная интеграция хозяйствования. Интересен рост интеграции и у следующих форм компаний. Инвестиционные фонды не вмешиваются в деятельность компаний. Холдинговые компании вмешиваются в определенной мере, а материнские управляют подчиненными им предприятиями. Все эти вопросы следует изучать на основе трансакционных издержек - расходов по обеспечению кооперирования общественного производства. Отраслевой хозрасчет имеет специфику и требует его изучения, например, в сфере железнодорожного транспорта разных стран. 2.9.3. Хозрасчет в госсекторе (на примере СССР) Госсектор - важнейший элемент современной экономики во всех странах мира. В связи с этим следует изучать процессы его функционирования, общее и особенное в разных странах, обобщать этот опыт всех стран. Не зная таких работ, рассмотрим эту проблему на примере хозрасчета в СССР – исторически первого опыта микромаркета. Во время гражданской войны политика военного коммунизма базировалась на бюджетном расчете государственных предприятий. Это обычное дело для военных условий. Переход к НЭПу породил проблему коммерческого расчета. В то же время развитие государственного сектора экономики на основе усиления централизованного управления предполагало утверждение некоторой специфики коммерческого расчета, его превращение (трансформацию) в хозяйственный расчет. В связи с этим возникло понятие - «хозяйственный расчет». Весь последующий период существования хозрасчета в государственном секторе экономики был историей поиска путей совмещения централизованного управления и самостоятельности предприятий. В конечном счете, эта проблема так и не была решена. Причиной можно считать то, что экономическая наука не сумела достаточно полно и глубоко разобраться в самой сути хозрасчета на основе системной (теоретической) трактовки форм расчета, чтобы показать специфику его и найти оптимальные условия для решения этих проблем. Практически была ясной недопустимость крайностей - превращение хозрасчета в бюджетный и коммерческий расчет. Бюджетный расчет исключал возможности для инициативы предприятий при поиске эффективности. Его применяли весьма ограниченно в производственной сфере, например в лесоразведении. В то же время ясно было и то, что коммерческий расчет приведет к необоснованной дифференциации предприятий ввиду противоречивости, сложности, незавершенности системы ценообразования в стране. Поэтому и пытались решить эту проблему, лавируя между двумя крайностями. Различные обстоятельства порождали необходимость увеличения значения централизма и уменьшения самостоятельности предприятий. В связи с этим в стране, чаще всего, проводилась политика командной или мобилизационной экономики. В этих условиях у предприятий не было особой заинтересованности в максимальном использовании НТП. Иначе, трудовым коллективам так и не дали права хозяйствования на условиях «внутреннего» предпринимательства. Неоднократные попытки создать условия для роста самостоятельности предприятий были дискредитированы. Например, такая попытка приняла форму создания совнархозов в 50‑е годы. Под этим лозунгом началась реформа 60-х, и прошли все последние десятилетия СССР. Экономическая наука сосредоточила внимание на анализе принципов хозрасчета и достаточно содержательно их разъясняла: централизм, самостоятельность, заинтересованность, ответственность, контроль. Все эти принципы были актуальны, но фактически не осуществлены на практике. И если советский вариант их осуществления потерпел фиаско, то это не отрицает актуальности этой тенденции развития хозрасчета вообще. Хозрасчет в СССР прошел трудную историю и развивался скорее методом «тыка» - эмпирического поиска. Одновременно сосуществовали различные его формы, и не было системного их понимания. В целом, существовали разные по уровню развития системы хозрасчетных предприятий. Основные из них показаны схемой. М М М М
П ПО ПО Ц Ц ПО П П П
На рисунке: М - министерства, П - предприятия, ПО - производственные и промышленные объединения, Ц - цеха (и другие внутренние подразделения предприятий - бригады, участки и т.п.) 1. Хозрасчет обособленных предприятий, начиная с 1920‑х годов. В таком случае предприятие в целом числилось на хозрасчете и управлялось министерством, которое было на бюджетном расчете. Противоречие между двумя этими типами расчета было существенным и часто мешало развитию полного хозрасчета: министерства не несли убытков от своей неадекватной деятельности, в результате которой страдали хозрасчетные предприятия. 2. Концентрация и централизация производства вела к созданию различного рода объединений, в которые включали предприятия. Тем самым происходило усложнение хозрасчетных отношений. 3. Внутрипроизводственные подразделения также переводились на хозрасчет. Иногда хозрасчет доходил до отдельных работников предприятия, провозглашалась система внутрипроизводственного хозрасчета. 4. Последними попытками развития хозрасчета был перевод министерств на хозяйственный расчет, то есть создание сквозной системы хозрасчетных отношений, начиная со сдельщика и кончая министром.
В целом, историю попыток утверждения хозяйственного расчета можно свести к следующим ступеням. МНИМЫЙ хозрасчет был основой деятельности многих предприятий. Он не отличался от бюджетного расчета. В разных отраслях степень его мнимости была различной. Собственно к мнимому хозрасчету относились убыточные предприятия, которых всегда было 10-20%. У них расходы были всегда больше доходов и постоянно покрывались за счет дотаций. Необходимо помнить и о том, что предприятия не могли самостоятельно устанавливать цены на свои товары, а поэтому, порой, в разряде "убыточных" оказывались и высокоэффективные предприятия. Одновременно следует учитывать и то, что часть амортизации поступала в бюджет, а поэтому все предприятия без дотаций не могли осуществлять нормального воспроизводства. Кроме того, в госбюджет поступала значительная доля прибыли предприятий. При оценке убыточности предприятий необходимо иметь в виду то, что и в развитых странах существуют убыточные предприятия внутри фирм, конгломератов. Так что само по себе существование убыточных предприятий и мнимого хозрасчета следует считать нормальным явлением современной экономики. ФОРМАЛЬНЫЙ хозрасчет был основным. В таком случае предприятия получали прибыль и формально работали в условиях хозрасчета. Однако прибыль не принадлежала предприятиям и большую ее долю изымали в бюджет. А поэтому сама прибыль не могла заинтересовать предприятия в повышении эффективности хозяйствования. Поэтому предприятия часто утаивали свои резервы, не в полной мере были заинтересованы в использовании НТП и т.п. Ввиду того, что часть амортизации этих предприятий шла в госбюджет, они также не всегда могли обеспечить нормального воспроизводства без дотаций или инвестиций из госбюджета. ПОЛНЫЙ хозрасчет так и остался лозунгом, несмотря на то, что были разработаны его модели и проведены эксперименты по их внедрению. Чаще всего, полный хозрасчет воспринимался как коммерческий расчет. Многое зависело от менталитета руководителей предприятия. Многие предприятия фактически вели такой расчет на основе существовавших законов. В то же время экономическая наука так и не указала, где кончается хозяйственный и начинается коммерческий расчет. Попытки провозгласить лозунг «четырех С»: самоокупаемость, самофинансирование, самостоятельность, самоуправление - ничего не дали. Полное их осуществление означало бы превращение хозрасчета в коммерческий расчет, что недопустимо в рамках единого экономического комплекса, будь то конгломерат или госсектор. Противоречия принципов демократического централизма не были разрешены в СССР, но сегодня успешно решаются в некоторых развитых странах.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.011 с.) |