Присваивающее природопользование. Промыслы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Присваивающее природопользование. Промыслы



Ас­си­ми­ля­ция лю­дь­ми при­ро­ды пред­по­ла­га­ет опре­де­лен­ные фи­зи­че­ские, пси­хи­че­ские дейс­твия лю­дей. При не­об­хо­ди­мо­сти лю­ди ды­шат глуб­же, по­во­ра­чи­ва­ют­ся для рав­но­мер­но­го за­га­ра и т.п. В то же вре­мя ас­си­ми­ля­ция при­ро­ды об­хо­дит­ся в це­лом без тру­да. Обес­пе­чи­вая первичные по­треб­но­сти лю­дей, ас­си­ми­ля­ция не­до­ста­точ­на для их жиз­ни. Бо­ль­шинс­тво по­треб­но­стей лю­дей мо­гут быть удо­влет­во­ре­ны то­ль­ко в ре­зу­ль­та­те их де­яте­ль­но­сти, глав­ным об­ра­зом тру­да. Пре­жде чем по­тре­бить мно­гие по­ле­знос­ти, на­до за­тра­тить труд на их до­бы­ва­ние, на при­свое­ние. Это вы­ра­же­но на­род­ной по­го­вор­кой: «Что по­то­па­ешь, то и по­ло­па­ешь». Жи­вот­ные и, тем бо­лее, лю­ди вы­нуж­де­ны дейс­тво­вать для при­своения да­ров при­ро­ды в ка­че­стве средс­тва удо­влет­во­ре­ния по­треб­но­стей. К та­кой де­яте­ль­но­сти, тру­ду лю­дей-про­мыс­ло­ви­ков, до­быт­чи­ков [см.: 105,Т.2,с.157] от­но­сят со­би­ра­те­льс­тво, охо­ту, ры­бо­ловс­тво. Эти фор­мы тру­да яв­ля­ют­ся ис­то­ри­че­ски ис­ход­ны­ми и на се­го­дня са­мы­ми про­сты­ми. Они обес­пе­чи­ва­ют «при­свое­ние го­то­вых про­дук­тов при­ро­ды» [см.: 79,т.21, с.33]. 4 млн. лет на­зад го­ми­ни­ды так обеспечивали свою жизнь, как и 2 млн. лет на­зад че­ло­век умелый.

В та­ком слу­чае име­ет­ся труд, но нет про­из­водс­тва. Нуж­ны гри­бы - и­ди в лес, ­со­бе­ри их, об­ра­бо­тай и по­треб­ляй. Все это пер­во­на­ча­ль­но озна­ча­ло про­мыс­лы, ко­то­рые со­хра­ня­ют зна­че­ние по на­сто­ящее время.

Труд ® потребление

Арис­то­тель пи­сал о при­сва­ива­ющем при­ро­до­по­ль­зо­ва­нии [см.: 8,Т.4, с.388-389]. Для мно­гих пи­са­те­лей та­кое при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние пред­по­ла­га­ет­ся в ка­че­стве фак­та. В то же вре­мя эко­но­ми­сты обыч­но иг­но­ри­ру­ют его, а био­ло­ги тра­ди­ци­он­но рас­сма­три­ва­ют этот об­раз жиз­ни со сво­ей точ­ки зре­ния. От­ме­ча­емые ими за­ко­но­мер­но­сти ве­сь­ма важ­ны и, ви­ди­мо, мно­гие из них долж­ны стать до­сто­яни­ем эко­но­ми­че­ских на­ук. П. Кемп, К. Армс по­ка­за­ли ряд та­ких ас­пек­тов при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния. Пи­са­ли об этом и дру­гие ис­сле­до­ва­тели. Био­ло­ги, ан­тро­по­ло­ги, эт­но­гра­фы опи­сы­ва­ют раз­ные ас­пек­ты это­го об­ра­за жиз­ни лю­дей. Име­ют­ся до­ку­мен­та­ль­ные фи­ль­мы, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют этот об­раз жиз­ни в со­вре­мен­ных усло­ви­ях на зем­ном шаре. Да­ры при­ро­ды су­ще­ству­ют в раз­лич­ных фор­мах. Они вы­сту­па­ют и в фор­ме до­бы­чи. До при­свое­ния пред­ме­тов при­ро­ды они - ни­чей­ные, а по­сле при­свое­ния, раз­де­ле­ния меж­ду лю­дь­ми они ста­но­вят­ся до­сто­янием.

При­сва­ива­ющее (до­бы­ва­ющее) при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние - осно­ва жиз­ни жи­вот­ных. Оно бы­ло та­ко­вым и для го­ми­ни­дов. А для лю­дей оно вы­пол­ня­ет ту же функ­цию с на­ча­ла воз­ни­кно­ве­ния об­щес­тва. В то же вре­мя его зна­че­ние уменьшается по ме­ре об­щес­твен­но­го про­гресса.

а а — зна­че­ние при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­вания;

б — уровень развития страны

 

б

При­сва­ива­ющее при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние ди­на­мич­но, мно­го­об­ра­зно. Из­ме­ня­ет­ся оно в за­ви­си­мо­сти и от то­го, кто яв­ля­ет­ся ее субъ­ектом - племя, община, семья.

Лю­ди пе­ре­ня­ли у сво­их пред­ков спо­со­бы при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния и от­ста­ива­ли при­род­ные ре­сур­сы в ка­че­стве усло­вия ес­те­ствен­но­го их ис­по­ль­зо­ва­ния для вы­жи­ва­ния, раз­ви­тия. Не­ко­то­рые эт­но­сы со­хра­ня­ют­ся на этом уров­не об­щес­твен­но­го раз­ви­тия до на­сто­яще­го вре­ме­ни. Эк­ва­то­ри­аль­ные зо­ны зем­но­го ша­ра все еще яв­ля­ют­ся ло­ном та­ко­го об­ра­за жиз­ни для не­ко­то­рых пле­мен. Бо­лее раз­ви­тое при­сва­ива­ющее при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние при­су­ще об­щин­но­му строю, пе­ре­жит­ки ко­то­ро­го рас­про­стра­не­ны ши­ро­ко у мно­гих на­ро­дов ми­ра. Нор­мой же со­вре­мен­но­го об­щес­тва мож­но счи­тать то, что се­мьи яв­ля­ют­ся субъ­ек­том при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­вания. Иной его ас­пект вы­те­ка­ет из об­ра­за жизни.

Об­раз жиз­ниПри­сва­ивающее при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние
│ ┌─ осед­лый
│ ┌─┴─ ко­че­вой
│─┴─── бро­дя­чий
└────────────── ────────── Осед­лость

Д.С. Милль от­ме­чал со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ски ис­ход­ных форм при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния в ХIХ ве­ке: «Та­ким образом, про­дол­жа­ют со­хра­ня­ть­ся все ве­ли­кие ти­пы че­ло­ве­че­ско­го об­щес­тва...» [89,Т.1,с.105]. Они со­хра­ня­ют­ся в той или иной мере и в на­сто­ящее время, о чем писал В. Ро­шер [см.: 112,с.68]. Бро­дя­чий об­раз жиз­ни ха­рак­те­рен для охот­ни­ков, ко­то­рые пе­ре­ме­ща­ют­ся в пре­де­лах опре­де­лен­но­го аре­ала жиз­нен­но­го про­странс­тва. Бо­лее раз­вит ко­че­вой об­раз жиз­ни, со­хра­ня­ющий­ся у мно­гих на­ро­дов и сей­час. Ча­ще все­го его ве­дут ско­то­вод­че­ские пле­ме­на, пе­ре­дви­га­ющи­еся со сво­ими ста­да­ми на но­вые паст­би­ща. Ана­ло­гич­но ве­дут се­бя и не­ко­то­рые пле­ме­на, жи­ву­щие со­би­ра­те­льс­твом. “Кочевой образ жизни есть первая форма существования людей, что племя первоначально не живет оседло на определенном месте, а, передвигаясь, использует встречающиеся ему пастбища (люди оседлы не от природы)” [79, Т.46, Ч.1., с.462]. Осед­лый об­раз жиз­ни - основ­ной на со­вре­мен­ном эта­пе об­щес­твен­но­го раз­ви­тия. Это привело к снижению зна­че­ния при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния, осо­бен­но в свя­зи с рос­том ур­ба­ни­за­ции жиз­ни людей. Тем не менее, оно сохраняет значение и в развитых странах. Например, в 1990 г. в США было убито охотниками 200 млн. птиц и зверей. Тогда же купили охотничьи лицензии семь процентов населения.

Со­би­ра­те­льс­тво, охо­та и ры­бо­ловс­тво - фор­мы при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния. Со­хра­ня­ясь во мно­гих фор­мах до на­сто­яще­го вре­ме­ни, не­со­мнен­но, они бу­дут и в бу­ду­щем. Они дав­но ста­ли осно­вой воз­ни­кно­ве­ния со­вре­мен­ных форм при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния. Со­би­ра­те­льс­тво по­ро­ди­ло сна­ча­ла бро­дя­чее (40-50 тыс. лет назад), а за­тем ста­ци­онар­ное зем­ле­де­лие (10-20 тыс. лет назад). Каж­дое из них мно­го­об­ра­зно, вклю­чая и под­сеч­ное зем­ле­де­лие и гид­ро­по­ни­ку. Важ­ной тен­ден­ци­ей их раз­ви­тия сле­ду­ет счи­тать пре­одо­ле­ние «гра­би­те­льс­ко­го» зем­ле­де­лия, ког­да из по­чвы то­ль­ко бе­рут ресурсы, т.е. не вно­сят удо­бре­ния. Ана­ло­гич­но раз­ви­ва­лось и ры­бо­ловс­тво, на­чи­ная с ди­ких его форм к ры­бо­ра­зве­де­нию, ры­бо­водс­тву, ма­ри­ку­ль­ту­рам. Со­от­ветс­твен­но пре­об­ра­зо­вы­ва­лась и охота.

┌─ Ди­че­водс­тво ┌─┴─ Зве­ро­водс­тво ┌─┴─── Жи­вот­но­водс­тво ┌─┴───── Ско­то­водс­тво ┴─────── Охо­та

Охо­та пред­по­ла­га­ет ис­по­ль­зо­ва­ние ди­кой фа­уны в ка­че­стве средс­тва при­об­ре­те­ния благ. Ско­то­водс­тво (паст­бищ­ное) воз­ни­ка­ет там, где пе­ре­ме­ща­ют­ся ста­да ди­ких жи­вот­ных, за ко­то­ры­ми сле­ду­ют охот­ни­ки, все бо­лее обе­ре­га­ющие их, уха­жи­ва­ющие за ни­ми, на­прав­ля­ющие их пе­ре­дви­же­ния, при­уча­ющие их. На осно­ве паст­бищ­но­го ско­то­водс­тва воз­ни­ка­ет жи­вот­но­водс­тво в раз­ных фор­мах, в том чис­ле раз­ве­де­ние жи­вот­ных в ис­кус­ст­вен­ных усло­ви­ях (заповедники, зверохозяйства). Воз­ни­кло и ди­че­водс­тво, ког­да без при­ру­че­ния жи­вот­ных обес­пе­чи­ва­ют их вос­про­из­водс­тво, кор­мление.

При­сва­ива­ющее при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние су­ще­ству­ет во всех стра­нах, хо­тя и име­ет раз­лич­ное зна­че­ние для них. По­ка нет спе­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щен­ных ему, да­ющих адек­ват­ную ста­ти­сти­ку по дан­но­му во­про­су, ди­на­ми­ку, струк­ту­ру и т.п. В пе­ча­ти обыч­но име­ют­ся то­ль­ко от­де­ль­ные фак­ты та­кого при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния. Во мно­гих стра­нах ши­ро­ко рас­про­стра­нен сбор гри­бов, ягод, трав и т.д. Не­ко­то­рые лю­ди обес­пе­чи­ва­ют за счет это­го свои до­хо­ды и да­же свое бла­го­по­лу­чие. В Рос­сии при хо­ро­шем уро­жае гри­бов, зна­нии мест че­ло­век при­но­сит из ле­са за день гри­бов, эк­ви­ва­лент­ных по сто­имо­сти 1/2 ми­ни­ма­ль­ной ме­сяч­ной за­ра­бот­ной пла­те, а за се­зон - сред­не­го­до­вой зар­пла­те. Это при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние бы­ло осно­вой воз­ни­кно­ве­ния про­мыс­ло­вых пред­при­ятий, ко­то­рые за­ня­ты ор­га­ни­за­ци­ей сбо­ра да­ров при­ро­ды, их пе­ре­ра­бо­ткой, ре­али­за­цией.

Со­би­ра­те­льс­тво Со­би­ра­те­льство
┌────┴───────┐ ┌────┴─────┐

по­еда­ние ® об­ра­ботка пер­вич­ное ® вто­ричное
┌────┴─────┐ ┌─────┴────┐

пе­ре­ра­бо­тка ® за­го­тов­ка впрок аграр­ное ® «ин­ду­стри­альное»

Аграр­ное со­би­ра­те­льс­тво - это со­би­ра­те­льс­тво остат­ков от убор­ки уро­жая круп­ны­ми пред­при­яти­ями, а «ин­ду­стри­аль­ное» - ути­ля, в том чис­ле бу­ты­лок «бом­жами».

Об­щес­тво на­ча­ло с то­го, что при­сва­ива­ло пред­ме­ты вне­шне­го ми­ра как средс­тва для удо­влет­во­ре­ния по­треб­но­стей. Раз­ви­тие об­щес­тва при­ве­ло к воз­ни­кно­ве­нию со­вре­мен­ной прак­ти­ки, со­сто­ящей из раз­лич­ных форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний по по­во­ду этих ре­сурсов.

Присвоение ┌─ Ли­цен­зи­он­ное (плат­ное) ┌─┴─ Огра­ни­чен­ное собс­твен­но­стью ─┴─── Сво­бод­ное

На­ча­лом при­сва­ива­юще­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния бы­ло естественное отношение общества [см.: 79,Т.3,с.21] - сво­бод­ное, не­огра­ни­чен­ное, ко­то­рое со­хра­ня­ет­ся в определенной ме­ре по на­сто­ящее вре­мя. Бо­лее раз­ви­то огра­ни­чен­ное част­ной собс­твен­но­стью и ины­ми со­об­ра­же­ни­ями при­свое­ние при­ро­ды. Вне­шне это про­яв­ля­ет­ся в раз­лич­но­го ро­да за­бо­рах, сте­нах. Об­щес­тво огра­ни­чи­ва­ет вре­мя охо­ты на ди­ких жи­вот­ных, что­бы дать им воз­мож­ность нор­ма­ль­но раз­мно­жа­ть­ся, уста­на­вли­ва­ет вре­мя сбо­ра не­ко­то­рых да­ров при­ро­ды. Част­ная собс­твен­ность огра­ни­чи­ва­ет пра­во по­ль­зо­ва­ния ре­сур­са­ми, в том чис­ле с по­мо­щью ко­лю­чей про­во­ло­ки. Се­го­дня на по­лях США ко­лю­чей про­во­ло­ки бо­ль­ше, чем на фрон­тах всех войн. Наи­бо­лее слож­ной фор­мой огра­ни­че­ния та­ко­го при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся ли­цен­зи­ро­ва­ние - пла­та за при­свое­ние да­ров при­ро­ды. Оно все бо­лее ста­но­вит­ся глав­ной фор­мой при­свое­ния при­ро­ды в ми­ре. В та­ком случае, пре­жде чем при­сво­ить да­ры при­ро­ды, их на­до ку­пить - взять ли­цен­зию на от­стрел жи­вот­но­го, лов­лю ры­бы, сбор гри­бов и т.д.

ДОМОХОЗЯЙСТВО

Натуральная экономика

Ксе­но­фонт на­пи­сал пер­вую ра­бо­ту о до­мо­хо­зяйс­тве. Арис­то­тель ис­по­ль­зо­вал тер­мин «до­мо­хо­зяйс­тво». Тог­да же на его осно­ве воз­ник и тер­мин «эко­но­ми­ка», как его си­но­ним и как спе­ци­аль­ная на­ука о до­мо­хо­зяйс­тве. Арис­то­тель ука­зы­вал на то, что цель до­мо­хо­зяйс­тва - бо­гатс­тво [см.: 8,Т.4,с.381]. По­сле­ду­ющая эко­но­ми­че­ская прак­ти­ка и на­ука ис­по­ль­зо­ва­ли этот тер­мин.

Экономика представляет сегодня единство трех элементов: домохозяйств, предприятий и правительства. Каждый из них выполняет свою функцию в экономике.

Стая ® Ста­до (орда) ® Пле­мя ® Об­щи­на ® До­мо­хо­зяйство

Эволюционное понимание домохозяйств исходит из учета его предшественников. Стая не име­ет вожаков, и она является временным образованием рыб, птиц (для перелета и т.п.), животных. Ста­до - постоянное объединение животных (например, крупного рогатого скота). В стаде обычно имеется лидер, вожак. Та­кой ги­по­те­ти­че­ский об­раз жиз­ни лю­дей ино­гда на­зы­ва­ют пер­во­быт­ной ор­дой. На их осно­ве воз­ни­кли пле­ме­на, ко­то­рые за­тем по­де­ли­лись на ро­ды по 40-50 че­ло­век. Пер­во­быт­ные пле­ме­на жи­ли при­своением даров природы и ве­ли кол­лек­тив­ный об­раз жиз­ни: обыч­но жи­ли в од­ном жи­ли­ще и со­вмест­но обес­пе­чи­ва­ли ис­точ­ни­ки средств су­ще­ство­ва­ния - со­вмест­но охо­ти­лись, за­ни­ма­лись со­би­ра­те­льс­твом. Они со­вмест­но по­треб­ля­ли пи­щу. В пле­ме­ни бы­ли патриархи, во­жа­ки, во­жди и т.п., ко­то­рые вы­дви­га­лись на осно­ве опре­де­лен­но­го по­ряд­ка. Пле­мен­ной об­раз жиз­ни со­хра­ня­ет­ся вплоть до на­сто­яще­го вре­ме­ни в эк­ва­то­ри­аль­ной зо­не зем­но­го ша­ра у не­ко­то­рых пле­мен. Его, иногда, на­зы­ва­ют «пер­во­быт­ным ком­му­ни­змом».

В по­сле­ду­ющем пер­во­быт­ное пле­мя рас­па­лось на от­де­ль­ные ро­ды - иму­ще­ствен­но обо­со­блен­ные пат­ри­ар­ха­ль­ные се­мьи, ко­то­рые жи­ли от­де­ль­но в фор­ме со­седс­кой об­щи­ны (“мир”), со­хра­няя об­щие ре­сур­сы средств су­ще­ство­ва­ния (лес, вы­го­ны для ско­та и т.п.). Нор­мой об­ра­за жиз­ни ста­ли до­мо­хо­зяйства. Общинный образ жизни сохраняется в разных формах - монастырях, различного рода коммунах, например, в кибуцах Израиля.

Землевладение ┌───┴───┐ об­щин­ное ® под­ворное ┌──┴───┐ пе­ре­де­ля­емое ® без пе­ре­де­ла (чер­ный пе­редел)

Фор­ми­ро­ва­ние со­вре­мен­ных до­мо­хо­зяйств про­шло ряд ста­дий, основ­ные из ко­то­рых связаны с развитием зем­ле­вла­дения.

До­мо­хо­зяйс­тво - от­де­ль­ный че­ло­век или се­мья или груп­па се­мей, по­сто­ян­но про­жи­ва­ющих в дан­ном мес­те и со­вмест­но обес­пе­чи­ва­ющих се­бя всем не­об­хо­ди­мым для жизни.

Хозяйствование ® труд ® потребление

В до­мо­хо­зяйс­тве име­ет­ся ли­дер, ко­то­ро­го на­зы­ва­ют хо­зя­ином. Хо­зяйс­тво­ва­ние со­сто­ит в РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВЕ - ре­ше­нии во­про­сов: ЧТО, КАК и СКОЛЬКО де­лать, КОМУ и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ пе­ре­да­вать про­дукт тру­да. Хозяин принимает решения об использовании ресурсов сообществом. От­но­ше­ния по по­во­ду ре­ше­ния этих во­про­сов на­зы­ва­ют хо­зяйс­твен­ны­ми.

До­мо­хо­зяйство ┌────┴────┐ кол­лек­ти­вное ® обо­со­бленное ┌─────┴─────┐ се­мьи ® оди­ноч­ки, жи­ву­щего в ┌────────┴───────┐ своем до­ме ® об­ще­житии

Со­хра­ня­ют­ся кол­лек­тив­ные фор­мы до­мо­хо­зяйств - об­щин­ные и пат­ри­ар­ха­ль­ные се­мьи, крестьянские хозяйства, мо­на­стырс­кие и ком­му­нарс­кие фор­мы про­жи­ва­ния; не­ком­мер­че­ские пред­при­ятия. В то же вре­мя глав­ной фор­мой до­мо­хо­зяйств яв­ля­ют­ся се­мьи. Су­ще­ству­ют до­мо­хо­зяйс­тва и оди­но­чек. Ска­жем, в США 64 млн. се­мей и 24 млн. оди­но­чек (27% от об­ще­го чис­ла се­мей). В России - 50 млн. семей, из них одиночек - 10 млн. Иногда речь ведут о людях, у которых нет домашнего хозяйства (человек живет в гостинице и не имеет ничего своего).

Эволюция домохозяйств ┌─ по­тре­би­те­льс­кое ┌─┴─ про­из­во­дя­щее ┴─── пе­ре­ра­ба­ты­ва­ющее

До­мо­хо­зяйс­тво - ди­на­мич­ное и мно­го­об­ра­зное яв­ле­ние. Его фор­мы на­зы­ва­ли и по­мес­ть­я­ми (за служ­бу), и име­ни­ями (на­следс­твен­ные), и ла­ти­фун­диями (ра­бо­вла­де­ль­че­ские), и эко­но­миями феодалов, и подворьем простолюдин.

Перерабатывающее до­мо­хо­зяйс­тво - ис­ход­ная фор­ма. Оно со­сто­ит в со­де­ржа­нии в по­ряд­ке мес­та про­жи­ва­ния, ре­мон­те жи­лья, под­де­ржа­нии ог­ня, при­го­то­вле­нии пи­щи, пе­ре­ра­бо­тке да­ров при­ро­ды и т.п. Эти фор­мы тру­да еще не ста­ли про­из­водс­твом. Та­кие до­мо­хо­зяйс­тва - ис­то­ри­че­ски ис­ход­ная и на се­го­дня про­стая их фор­ма. В та­ком слу­чае до­мо­хо­зяйс­тво - мес­то пре­бы­ва­ния, сна, от­ды­ха, хра­не­ния утва­ри. Труд обес­пе­чи­ва­ет со­хра­не­ние да­ров при­ро­ды - суш­ка, моч­ка, ква­ше­ние, со­ле­ние и т.п.

Производящее до­мо­хо­зяйс­тво воз­ни­ка­ет вмес­те с земледелием. Оно все бо­лее выражается в со­зда­нии ору­дий про­из­водс­тва, в вы­ра­щи­ва­нии се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных рас­те­ний, в раз­ве­де­нии жи­вот­ных. Так труд превратился в про­из­водс­тво. И пер­во­на­ча­ль­но все это про­ис­хо­дит в рам­ках до­мо­хо­зяйс­тва. Домохозяйство было основой домашней промышленности средневековья [см.: 79,Т.20, с.256]. И се­го­дня ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны та­кие до­мо­хо­зяйс­тва (кустарное производство), в ко­то­рых в од­ном и том же мес­те жи­вут, ре­мес­лен­ни­ча­ют и порой тор­гу­ют про­из­ве­ден­ны­ми то­ва­рами.

Об­щес­тво воз­ни­кло в ре­зу­ль­та­те развития тру­да, ко­то­рый не воз­мо­жен без средств производства. Под­бор пред­ме­тов при­ро­ды в ка­че­стве средств тру­да при­вел ко все бо­ль­ше­му при­спо­со­бле­нию их к тру­ду. В свя­зи с этим изготовление средств тру­да так­ же древ­не, как и са­мо об­щес­тво. Этот про­цесс со­зи­да­ния мож­но на­звать и про­из­водс­твом. При та­кой оцен­ке про­из­водс­тво бы­ло всег­да. В то же вре­мя в на­уке обыч­но воз­ни­кно­ве­ние про­из­водс­тва ото­ждес­твля­ют не с из­го­то­вле­ни­ем ору­дий тру­да, а с на­ча­лом зем­ле­де­лия. Эта эпо­ха в жиз­ни об­щес­тва на­ча­лась при­мер­но 15-20 тыс. лет на­зад.

Хозяйствование ® производство ® потребление

Домохозяйство ба­зи­ру­ет­ся на тру­де, но не сво­дит­ся к не­му. В по­сле­ду­ющем оно мо­ди­фи­ци­ру­ет­ся в по­тре­би­те­льс­кую ячей­ку ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. 30% экономической деятельности мира приходится на домохозяйства. В США они обес­пе­чи­вают 4% ВНП. Про­из­водс­твен­ная функ­ция до­мо­хо­зяйс­тва па­да­ет по ме­ре обособления производства от домохозяйства в качестве предприятия.

Доля домохозяйства в ВНП

 

Ис­то­рия эко­но­мики

До­мо­хо­зяйс­тва обыч­но яв­ля­ют­ся фор­мой аль­тру­ис­ти­че­ско­го со­дру­же­ства родс­твен­ни­ков. Меж­ду ни­ми про­ис­хо­дит распределение и да­же раз­де­ле­ние тру­да, спе­ци­али­за­ция. Оно ста­ло осно­вой воз­ни­кно­ве­ния меж­хо­зяйс­твен­ной ко­опе­ра­ции в фор­ме по­мо­чей, суп­ряг, то есть раз­лич­ных форм ко­опе­ра­ции тру­да меж­ду раз­лич­ны­ми хо­зя­ева­ми. Зна­чи­мость этой фор­мы про­из­водс­тва в со­вре­мен­ном ми­ре мож­но ви­деть из сле­ду­юще­го фак­та: «В бо­ль­шинс­тве мо­ло­дых аф­ри­канс­ких го­су­дарств 3/4 са­мо­де­яте­ль­но­го на­се­ле­ния, а ино­гда и бо­ль­ше, за­ня­то в на­ту­ра­ль­ном и по­лу­на­ту­ра­ль­ном хо­зяйс­тве» [55,с.37].

В Рос­сии 50 млн. домохозяйств. 4/5 из них имеют личное подсобное хозяйство. На не­го при­хо­дит­ся 1/4 се­льс­ко­хо­зяйс­твен­но­го про­из­водс­тва страны, и на 90% оно яв­ля­ет­ся на­ту­ра­ль­ным. В США этот вид про­из­водс­тва так­же име­ет зна­че­ние: 64% фер­ме­ров США получают 85% своего дохода из источников, не связанных с фермой, подрабатывая на предприятиях. Их обычно на­зы­ва­ют «лю­би­те­льс­ки­ми». До­ход 1/3 фермеров со­став­ля­ет ме­нее 1000 дол­ла­ров в год от это­го ви­да тру­да, что ни­же уров­ня бед­но­сти.

На­ту­ра­ль­ная эко­но­мика ┌────┴──────┐ По­тре­би­те­льс­кая ® От­чуж­денная ┌───┴────┐ Альтруистическая® Эксплуататорская ┌────┴─────┐ Ра­бо­вла­де­ль­че­ская ® Фе­ода­льная

До­мо­хо­зяйс­тво бы­ло осно­вой для воз­ни­кно­ве­ния экс­плу­ата­торс­ких фор­маций.

Про­из­во­дя­щая функ­ция до­мо­хо­зяйств со­хра­ня­ет­ся в со­вре­мен­ном ми­ре. Вы­рож­де­ние про­из­во­дя­щей функ­ции до­мо­хо­зяйств пред­став­ля­ет про­цесс, ко­то­рый да­ле­ко не за­вер­шен и не бу­дет за­кон­чен в ис­то­ри­че­ски близ­кое вре­мя. В свя­зи с этим от­ме­тим чрез­мер­ную иде­али­за­цию (упро­ще­ние) трак­тов­ки до­мо­хо­зяйств в не­ко­то­рых по­со­би­ях по эко­но­ми­че­ским на­укам: в них до­мо­хо­зяйс­тва трак­ту­ют­ся обыч­но как по­тре­би­те­льс­кие ячей­ки эко­но­ми­ки. На са­мом же де­ле, во мно­гих со­вре­мен­ных до­мо­хо­зяйс­твах име­ет­ся про­из­водс­тво. Осо­бен­но су­ще­ствен­но его зна­че­ние в раз­ви­ва­ющих­ся странах.

Потребительское до­мо­хо­зяйс­тво есть по­след­няя фор­ма до­мо­хо­зяйств, ко­то­рая бы­стро рас­про­стра­ня­ет­ся в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, пре­жде всего, в со­вре­мен­ных го­ро­дах. В по­тре­би­те­льс­ком до­мо­хо­зяйс­тве не ве­дет­ся про­из­водс­тво, ко­то­рое обо­со­бля­ет­ся в ка­че­стве пред­при­ятия. Оно ока­зы­ва­ет­ся по­став­щи­ком на­ем­ной ра­бо­чей си­лы для про­из­водс­тва, ко­то­рое осуществляется не в его рам­ках, и по­тре­би­те­лем то­ва­ров пред­при­ятий. По­тре­би­те­льс­кое до­мо­хо­зяйс­тво не ис­клю­ча­ет про­из­водс­твен­ных про­цес­сов, ко­то­рые обыч­но яв­ля­ют­ся вспо­мо­га­те­ль­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов.

До­мо­хо­зяйство ┌───────┼──────────┐ до­маш­нее ® под­соб­ное ® дачное

До­мо­хо­зяйс­тво мо­жет сво­ди­ть­ся то­ль­ко к до­маш­не­му хо­зяйс­тву, то есть быть то­ль­ко по­тре­би­те­льс­кой ячей­кой об­щес­тва. В то же вре­мя в его рам­ках обыч­но су­ще­ству­ет и лич­ное под­соб­ное хо­зяйс­тво (подворье, сады и огороды, дач­и). Все это фор­мы вспо­мо­га­те­ль­но­го про­из­водс­тва, лю­би­те­льс­ко­го и ре­кре­аци­он­но­го фер­мерства.

ДАРЫ И МЕНА

«Ты мне, я тебе»

На­ту­ра­ль­ное хо­зяйс­тво, эко­но­ми­ка, про­из­водс­тво ори­ен­ти­ро­ва­ны на лич­ные по­треб­но­сти про­из­во­ди­те­ля и чле­нов се­мьи. При опре­де­лен­ных усло­ви­ях про­дук­ты тру­да отчуждают другим.

Про­дукт труда ┌───┴───┐ для се­бя ® для других ┌───┴────┐ аль­тру­изм® от­чуж­да­ет­ся (эгоизм) ┌────┴───┐ пре­ступ­но® за­конно ┌───┴───┐ при­ну­ди­те­ль­но® до­бро­во­льно (эксплуатация) ┌───┴──┐ ду­хам ® людям ┌───┴───┐ без­воз­мезд­но (дары)® воз­мезд­но (мена) ┌─────┴─────┐ да­ро­об­мен ® то­ва­ро­обмен

Аль­тру­изм - бескорыстная помощь, принесение блага другому человеку. Это - са­мый про­стой тип ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Он - осно­ва жиз­ни пер­во­быт­ных пле­мен в про­шлом и на­сто­ящем, а так­же нор­ма со­вре­мен­ной се­мьи: ро­ди­те­ли кор­мят де­тей и т.п. [см.: 78, с.130].

Разновидностью альтруизма являются отношения между людьми на основе принципа жизни взаимопомощи - “делиться” между неродственниками. Принцип “поделиться” материальными благами с другими людьми широко распространен в современных условиях. Можно утверждать, что это сохранение исходной формы сотрудничества в общинах, когда один человек помогал другому. Передаваемые таким образом блага не следует считать дарами.

От­чуж­де­ние про­дук­тов тру­да пред­став­ля­ет бо­лее слож­ную фор­му от­да­чи их дру­гим ли­цам. Ис­ход­ной ее фор­мой мож­но счи­тать про­ти­во­за­кон­ные фор­мы от­чуж­де­ния, из­ве­ст­ные с древ­но­сти и ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ные в на­сто­ящее время.

За­кон­ное от­чуж­де­ние (присвоение) про­ис­хо­дит на осно­ве уста­но­влен­ных об­щес­твом норм, обы­ча­ев, пра­в, за­ко­нов. Ис­ход­ной его фор­мой яв­ля­ет­ся принудительное отчуждение экс­плу­ата­ции. До­бро­во­ль­ное от­чуж­де­ние так­же мно­го­об­ра­зно. Его ис­то­ри­че­ски ис­ход­ной фор­мой мож­но счи­тать по­жер­тво­ва­ния ду­хам пред­ков. С древ­но­сти и по на­сто­ящее вре­мя во всех стра­нах стро­ят па­мят­ни­ки, устра­ива­ют по­мин­ки по усо­пшим и со­вер­ша­ют иные по­жер­тво­ва­ния [см.: 78].

До­бро­во­ль­ное от­чуж­де­ние жи­вым лю­дям так­же мно­го­об­ра­зно. В про­стом слу­чае оно при­ни­ма­ет фор­му ми­ло­сты­ни ни­щим, по­да­яний бед­ным и т.п. В це­лом это на­зы­ва­ют бла­го­тво­ри­те­ль­но­стью.

Со­труд­ни­чество ┌──────┬─────────┼─────────┐ об­щин­ные ® по­мо­чи ® суп­ря­ги ® ар­те­ли ра­бо­ты за угощение (вза­имопомощь)

Иной фор­мой до­бро­во­ль­но­го от­чуж­де­ния лю­дям яв­ля­ют­ся да­ры, по­дар­ки, сувениры, гостинцы и т.п. В ми­ро­вой эко­но­ми­че­ской на­уке их на­зы­ва­ют од­но­сто­рон­ним транс­фер­том и двусторонней сделкой. Все лю­ди и да­рят и по­лу­ча­ют по­дар­ки. Эта прак­ти­ка жиз­ни об­ще­из­ве­ст­на, за­креп­ле­на в юри­ди­че­ских нор­мах граж­данс­ко­го ко­де­кса, но не на­шла адек­ват­но­го от­ра­же­ния в эко­но­ми­че­ской теории. Да­ре­ние не­ль­зя счи­тать про­стым яв­ле­ни­ем. Оно есть ре­зу­ль­тат гос­подс­тво­ва­вших ра­нее ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Н. Зи­бер по­ка­зал воз­мож­ность та­кой тен­ден­ции их ста­но­вле­ния. Ис­то­ри­че­ски ис­ход­ным бы­ло об­щее упо­треб­ле­ние пи­щи и на­пит­ков в об­щи­не. Та­кое по­ль­зо­ва­ние бла­га­ми со­хра­ня­ет­ся в пе­ре­жи­точ­ных фор­мах со­вре­мен­ных по­ми­нок по усо­пшим, ви­ди­мо, у мно­гих на­ро­дов. На его осно­ве воз­ни­ка­ет гос­те­при­имс­тво, ко­то­рое пред­по­ла­га­ет кор­мле­ние лю­бо­го чу­жо­го че­ло­ве­ка, по­се­тив­ше­го се­мью. Раз­ви­тие этих без­воз­мезд­ных от­но­ше­ний по­рож­да­ет за­тем да­ре­ние - пе­ре­да­чу про­дук­тов тру­да дру­гим в свя­зи с тем или иным со­бы­ти­ем. По­дар­ки ста­но­вят­ся средс­твом воз­на­граж­де­ния за труд лю­дей, что лег­ко на­блю­да­ет­ся в эт­но­гра­фи­че­ских ма­те­ри­алах по по­во­ду по­мочей.

Н. Зи­бер рас­сма­три­вал в ка­че­стве ис­ход­но­го отношения об­щин­ные ра­бо­ты, ко­то­рые по­рож­да­ют по­мо­чи и за­тем транс­фор­ми­ру­ют­ся в бо­лее слож­ные фор­мы со­труд­ни­че­ства.

Об­щин­ные ра­бо­ты пред­по­ла­га­ют со­вмест­ное стро­ите­льс­тво до­рог, мос­тов и т.п. Про­дук­ты та­ко­го тру­да идут в об­щее по­ль­зо­вание. По­мо­чи ( слово агноним ) пред­став­ля­ют со­вмест­ное вы­пол­не­ние ра­бот для от­де­ль­ных хозяев за уго­ще­ние и обя­за­те­льс­тво учас­тия в та­ком со­вмест­ном тру­де в по­ль­зу других. Взаимопомощь случайна, эпизодична, а помочи являются обычаями.

Суп­ря­ги - вза­имо­по­мощь на осно­ве до­го­во­ров, обыч­но при вы­пол­не­нии се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных ра­бот. Суп­ря­ги пред­по­ла­га­ют со­вмест­ное ис­по­ль­зо­ва­ние средств про­из­водс­тва при вы­пол­не­нии ра­бот в по­ль­зу каж­до­го участ­ни­ка. Еще сложнее «складчина» при совместном труде многих крестьян. На этой осно­ве воз­ни­ка­ют раз­лич­ные фор­мы пред­при­ятий, в том чис­ле ар­тели.

Ар­тель - первоначально со­вмест­ная ра­бо­та в по­ль­зу тре­ть­их лиц за воз­на­граж­дение. Затем она становится одной из первичных форм предпринимательства.

Пе­ре­жит­ки этих форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний ста­би­ль­ны во всех стра­нах, хо­тя и име­ют раз­ное зна­че­ние. Одновременно с ними происходила эволюция и особых отношений людей по поводу добровольного безвозмездного отчуждения ими продуктов своего труда. В целом, основные его стадии и современную структуру его форм можно показать схемой.

┌─ Спон­сорс­тво ┌─┴─ Бла­го­тво­ри­те­ль­ность ┌─┴─── По­бо­ры ┌─┴───── Да­ро­об­мен ┌─┴─────── Гос­тин­цы ┌─┴───────── Да­ры ┌─┴─────────── По­да­яния ┌─┴───────────── По­дар­ки ─┴─────────────── Под­но­ше­ния

ПОДНОШЕНИЕ полезности име­ет мес­то у жи­вот­ных, птиц, на­се­ко­мых, в част­но­сти «сва­деб­ные по­дар­ки» [см.: 76,с.137]. В та­ком слу­чае од­но жи­вое су­ще­ство не­сет дру­го­му опре­де­лен­ный про­дукт пи­та­ния, укра­ше­ния и т.п. Та­кие от­но­ше­ния про­яв­ля­ют аль­тру­изм - бес­ко­ры­ст­ный тип ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний по по­во­ду ре­сур­сов. Ана­ло­гич­ные от­но­ше­ния име­ют мес­то и в жиз­ни родс­твен­ных лю­дей. На их осно­ве воз­ник но­вый тип от­но­ше­ний, ко­то­рый су­ще­ству­ет по по­во­ду по­дарков.

ПОДАРКИ (4-5% дохода всех людей) сле­ду­ет рас­сма­три­вать в ка­че­стве вза­имо­по­мо­щи, бла­го­де­яний меж­ду неродс­твен­ни­ка­ми. В та­ком слу­чае име­ет мес­то од­но­сто­рон­нее дви­же­ние про­дук­та тру­да. И се­го­дня су­ще­ствен­ная их до­ля пре­под­но­сит­ся без рас­че­та на встреч­ное дви­же­ние про­дук­тов тру­да, не как эле­мент да­ро­об­ме­на. Их мо­ти­ва­ми мо­гут быть са­мые раз­лич­ные со­об­ра­же­ния: че­ло­век хо­чет оста­вить хо­ро­шее впе­ча­тле­ние о се­бе у дру­го­го че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го он бо­ль­ше не встре­тит в жиз­ни. Дейс­тву­ют раз­лич­ные тра­ди­ции, обы­чаи в та­ких сделках.

ПОДАЯНИЯ (подачки) - осо­бый слу­чай по­дар­ков: их да­рят ни­щим в ка­че­стве по­мо­щи, как средс­тво обес­пе­че­ния их вы­жи­ва­ния. Это на­зы­ва­ют ми­ло­се­рди­ем, ми­ло­сты­ня­ми, пожертвованиями.

ДАРЫ («презентные отношения») мож­но счи­тать осо­бой фор­мой по­дар­ков. Богатым дают подношения. Дарами являются и слу­чаи, ког­да обы­чаи за­пре­ща­ют пла­тить, но пред­по­ла­га­ют опре­де­лен­ное воз­на­граж­де­ние за ка­кое-ли­бо дейс­твие, по­сту­пок. На­при­мер, тра­ди­ции мно­гих на­ро­дов за­пре­ща­ли пла­тить по­ви­ту­хам (по­ви­ва­ль­ным баб­кам) за при­ем ро­дов, но пред­по­ла­га­ли по­лу­че­ние опре­де­лен­ных да­ров в стро­го опре­де­лен­ное вре­мя [см.: 98].

ГОСТИНЦЫ - спе­ци­фи­че­ская фор­ма по­дар­ков, свя­зан­ных с по­се­ще­ни­ем дру­зей, зна­ко­мых, родс­твен­ни­ков. «Ка­кой ты гость, ес­ли не при­нес гос­тин­ца». У не­ко­то­рых на­ро­дов гос­тин­цем мо­жет быть не обя­за­те­ль­но ма­те­ри­аль­ная вещь, а опре­де­лен­ные све­де­ния, рас­сказ. Пред­по­ла­га­ет­ся, что гос­ти­нец слу­жит эк­ви­ва­лен­том уго­ще­ния, пре­до­став­ля­емо­го гостю.

СПОНСОРСТВО - ре­клам­ный дар бо­га­тых человеку, не имеющему средств на осу­ще­ствле­ние его идей. Он вы­го­ден то­му, кто его ока­зы­вает.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - осо­бая фор­ма та­ких ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Она не сво­дит­ся только к пе­ре­да­че цен­но­стей, но и пред­по­ла­га­ет ока­за­ние услуг, например, ме­ди­цинс­ких, раз­ре­ше­ние на про­жи­ва­ние в опре­де­лен­ных мес­тах. Ее ока­зы­ва­ют бо­га­тые или об­щес­тво в це­лом (фи­лан­тро­пия).

Прак­ти­ка да­ре­ния об­ще­из­ве­ст­на. В по­всед­не­вной жиз­ни лю­ди час­то всту­па­ют в та­кие от­но­ше­ния. Что же ка­са­ет­ся эко­но­ми­че­ской на­уки, то она иг­но­ри­ру­ет от­но­ше­ния по по­во­ду да­ре­ния ма­те­ри­аль­ных благ, хо­тя ес­те­ствен­но зна­ет их. Обыч­но об этих от­но­ше­ни­ях то­ль­ко упо­ми­на­ют в тех или иных си­ту­аци­ях, но спе­ци­аль­но не ана­ли­зи­ру­ют их. В юри­ди­че­ской на­уке обо­со­бля­ют эту фор­му ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. О них мож­но по­чи­тать в Или­аде и Одис­сее. Име­ет­ся это и в тео­ло­ги­че­ских пи­са­ни­ях, например, в Биб­лии, где ска­за­но о том, что вол­хвы при­не­сли да­ры Иису­су - мла­ден­цу [см.: от Мат­фея, гл.2]. В про­шлом мыс­ли­те­ли уде­ля­ли да­ре­нию мно­го вни­мания.

Современная практика дарения регламентируется этически и юридически - конституциями, кодексами законов (Глава 32 Гражданского кодекса России). Наиболее полно она отражается в юридических комментариях. Все это надо специально изучать для того, чтобы знать: кто, что, когда, при каких условиях может дарить и получать подарки. Имеется много важных аспектов дарственных отношений. Например, не допускаются дарственные отношения между коммерческими предприятиями, нельзя дарить то, что находится во владении (а не в собственности). Дарением является и наследование имущества и приданное. В России имеет значение возраст: дети могут получать подарки с 6 лет, дарить свой доход (заработок) с 14 лет, а имущество - с 18 лет. Важна этика дарения в отношениях между полами, начальством и подчиненными и т.п.

Да­вая по­да­рок, не рас­счи­ты­вай­те на от­вет­ный дар. Ес­ли хо­ти­те по­лу­чить по­да­рок, то луч­шим средс­твом для это­го яв­ля­ет­ся ваш по­да­рок, ко­то­рый, ве­ро­ят­нее все­го, вы­зо­вет отдар.

Да­ре­ние проявляет совместный образ жизни людей посредством передачи благ друг другу. На опре­де­лен­ном эта­пе оно по­ро­дило ме­ну - возмездную передачу ценностей.

Дарение ® мена ® рынок®пострынок

Историческая тенденция развития меновых отношений в целом представлена графиком.

продуктообмен

Товар - товар (товарообмен)

дар - дар (дарообмен ценностями)

добро - добро (нравственность поведения)

 

Нравственность покоится на определенных принципах взаимоотношений, в том числе на порядочности, гуманности и т.п., когда без нужды не вредят иным людям, стараясь отвечать добром на добро. Особое значение имеет этический принцип эквивалентности обязательств: добро за добро и т.п. Такие взаимоотношения возникли среди развитых животных, в том числе гоминидов (непосредственных предшественников людей). Они - норма поведения гуманных людей. Они существуют не только в обыденном общении, но и как принцип материальных отношений, проявляясь в дарообмене, а затем в товарообмене и продуктообмене.

Даяния ┌──────┴─────┐ по­дар­ки® воз­да­яния, от­да­ры (возмездные) ┌─────┴────┐ вы­год­ные ® при­бы­льные

Пла­тон на­зы­вал дарс­твен­ный об­мен как про­ти­во­по­лож­ность «тор­го­во­му об­ме­ну». «... Ис­кус­ст­во об­ме­на по обо­юд­но­му со­гла­ше­нию по­средс­твом да­ров, най­ма и про­да­жи...» [105,Т.2, с.279]. Для не­го «дар - об­мен лю­бе­знос­тя­ми» [105,Т.4, с.619]. Осо­бен­но подробно рас­сма­три­вал эти фор­мы ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний Арис­то­тель. Он ана­ли­зи­ро­вал их как осо­бый тип по­ступ­ков и пы­тал­ся их сис­те­ма­ти­зи­ро­вать [см.: 8,Т.4,с.241]. Всесторонне их рас­сма­три­ва­ют в ис­то­рии дип­ло­ма­тии и иных ис­то­ри­че­ских ра­бо­тах. Ин­те­ре­сны оцен­ки его зна­че­ния в древ­нем Ки­тае: «Об­мен да­ра­ми для древ­них лю­дей не был, ко­неч­но, обык­но­вен­ной сдел­кой. Он, пре­жде всего, удо­сто­ве­рял со­ци­аль­ный кре­дит че­ло­ве­ка, его по­ло­же­ние в об­щес­тва. Он уста­на­вли­вал, кто стар­ший и кто млад­ший, кто гос­по­дин, а кто слу­га» [78,с.57]. Эти со­об­ра­же­ния ве­сь­ма важ­ны для раз­ра­бо­тки об­щей ги­по­те­зы эво­лю­ции ма­те­ри­аль­ных от­но­шений.

Арис­то­тель рас­сма­три­вал и бес­ко­ры­ст­ные ти­пы да­яний, то есть без рас­че­та на от­дар - бла­го­де­яние в чис­том ви­де. Он обо­со­блял и та­кие, ко­то­рые име­ют вы­го­ды или пред­по­ла­га­ют воз­да­яние (ко­ры­ст­ные). В про­стом слу­чае да­ря­щий ока­зы­ва­ет под­держ­ку дру­гу и на­де­ет­ся на вза­им­ность при сво­их за­труд­не­ни­ях. При этом друзья пред­по­ла­га­ют рав­ное воз­да­яние. Дру­гие же да­ют и ожи­да­ют бо­ль­ших воз­да­яний. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет по­ня­тие «при­бы­ли». «Спор­ным яв­ля­ет­ся во­прос, что сле­ду­ет счи­тать ме­рой, что­бы со­от­ветс­твен­но от­да­вать на­зад: вы­го­ду при­няв­ше­го бла­го­де­яние или же [са­мо] бла­го­де­яние сде­лав­ше­го [до­брое де­ло]?... Не прав­да ли, ме­рой при друж­бе ра­ди по­ль­зы яв­ля­ет­ся вы­го­да то­го, кто ее по­лу­ча­ет? Ведь это он нуж­да­ет­ся, и [бла­го­де­тель] ока­зы­ва­ет ему под­держ­ку, имея в ви­ду по­лу­чить та­кую же. А зна­чит, под­держ­ка бы­ла та­ких раз­ме­ров, как по­лу­чен­ная вы­го­да, и от­да­вать сле­ду­ет сто­ль­ко, ско­ль­ко до­ста­лось, или да­же бо­ль­ше, ибо это пре­кра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.051 с.)