Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Присваивающее природопользование. ПромыслыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ассимиляция людьми природы предполагает определенные физические, психические действия людей. При необходимости люди дышат глубже, поворачиваются для равномерного загара и т.п. В то же время ассимиляция природы обходится в целом без труда. Обеспечивая первичные потребности людей, ассимиляция недостаточна для их жизни. Большинство потребностей людей могут быть удовлетворены только в результате их деятельности, главным образом труда. Прежде чем потребить многие полезности, надо затратить труд на их добывание, на присвоение. Это выражено народной поговоркой: «Что потопаешь, то и полопаешь». Животные и, тем более, люди вынуждены действовать для присвоения даров природы в качестве средства удовлетворения потребностей. К такой деятельности, труду людей-промысловиков, добытчиков [см.: 105,Т.2,с.157] относят собирательство, охоту, рыболовство. Эти формы труда являются исторически исходными и на сегодня самыми простыми. Они обеспечивают «присвоение готовых продуктов природы» [см.: 79,т.21, с.33]. 4 млн. лет назад гоминиды так обеспечивали свою жизнь, как и 2 млн. лет назад человек умелый. В таком случае имеется труд, но нет производства. Нужны грибы - иди в лес, собери их, обработай и потребляй. Все это первоначально означало промыслы, которые сохраняют значение по настоящее время. Труд ® потребление Аристотель писал о присваивающем природопользовании [см.: 8,Т.4, с.388-389]. Для многих писателей такое природопользование предполагается в качестве факта. В то же время экономисты обычно игнорируют его, а биологи традиционно рассматривают этот образ жизни со своей точки зрения. Отмечаемые ими закономерности весьма важны и, видимо, многие из них должны стать достоянием экономических наук. П. Кемп, К. Армс показали ряд таких аспектов присваивающего природопользования. Писали об этом и другие исследователи. Биологи, антропологи, этнографы описывают разные аспекты этого образа жизни людей. Имеются документальные фильмы, которые показывают этот образ жизни в современных условиях на земном шаре. Дары природы существуют в различных формах. Они выступают и в форме добычи. До присвоения предметов природы они - ничейные, а после присвоения, разделения между людьми они становятся достоянием. Присваивающее (добывающее) природопользование - основа жизни животных. Оно было таковым и для гоминидов. А для людей оно выполняет ту же функцию с начала возникновения общества. В то же время его значение уменьшается по мере общественного прогресса. а а — значение присваивающего природопользования; б — уровень развития страны
б Присваивающее природопользование динамично, многообразно. Изменяется оно в зависимости и от того, кто является ее субъектом - племя, община, семья. Люди переняли у своих предков способы природопользования и отстаивали природные ресурсы в качестве условия естественного их использования для выживания, развития. Некоторые этносы сохраняются на этом уровне общественного развития до настоящего времени. Экваториальные зоны земного шара все еще являются лоном такого образа жизни для некоторых племен. Более развитое присваивающее природопользование присуще общинному строю, пережитки которого распространены широко у многих народов мира. Нормой же современного общества можно считать то, что семьи являются субъектом присваивающего природопользования. Иной его аспект вытекает из образа жизни. Образ жизниПрисваивающее природопользование Д.С. Милль отмечал сохранение исторически исходных форм присваивающего природопользования в ХIХ веке: «Таким образом, продолжают сохраняться все великие типы человеческого общества...» [89,Т.1,с.105]. Они сохраняются в той или иной мере и в настоящее время, о чем писал В. Рошер [см.: 112,с.68]. Бродячий образ жизни характерен для охотников, которые перемещаются в пределах определенного ареала жизненного пространства. Более развит кочевой образ жизни, сохраняющийся у многих народов и сейчас. Чаще всего его ведут скотоводческие племена, передвигающиеся со своими стадами на новые пастбища. Аналогично ведут себя и некоторые племена, живущие собирательством. “Кочевой образ жизни есть первая форма существования людей, что племя первоначально не живет оседло на определенном месте, а, передвигаясь, использует встречающиеся ему пастбища (люди оседлы не от природы)” [79, Т.46, Ч.1., с.462]. Оседлый образ жизни - основной на современном этапе общественного развития. Это привело к снижению значения присваивающего природопользования, особенно в связи с ростом урбанизации жизни людей. Тем не менее, оно сохраняет значение и в развитых странах. Например, в 1990 г. в США было убито охотниками 200 млн. птиц и зверей. Тогда же купили охотничьи лицензии семь процентов населения. Собирательство, охота и рыболовство - формы присваивающего природопользования. Сохраняясь во многих формах до настоящего времени, несомненно, они будут и в будущем. Они давно стали основой возникновения современных форм природопользования. Собирательство породило сначала бродячее (40-50 тыс. лет назад), а затем стационарное земледелие (10-20 тыс. лет назад). Каждое из них многообразно, включая и подсечное земледелие и гидропонику. Важной тенденцией их развития следует считать преодоление «грабительского» земледелия, когда из почвы только берут ресурсы, т.е. не вносят удобрения. Аналогично развивалось и рыболовство, начиная с диких его форм к рыборазведению, рыбоводству, марикультурам. Соответственно преобразовывалась и охота.
Охота предполагает использование дикой фауны в качестве средства приобретения благ. Скотоводство (пастбищное) возникает там, где перемещаются стада диких животных, за которыми следуют охотники, все более оберегающие их, ухаживающие за ними, направляющие их передвижения, приучающие их. На основе пастбищного скотоводства возникает животноводство в разных формах, в том числе разведение животных в искусственных условиях (заповедники, зверохозяйства). Возникло и дичеводство, когда без приручения животных обеспечивают их воспроизводство, кормление. Присваивающее природопользование существует во всех странах, хотя и имеет различное значение для них. Пока нет специальных исследований, посвященных ему, дающих адекватную статистику по данному вопросу, динамику, структуру и т.п. В печати обычно имеются только отдельные факты такого природопользования. Во многих странах широко распространен сбор грибов, ягод, трав и т.д. Некоторые люди обеспечивают за счет этого свои доходы и даже свое благополучие. В России при хорошем урожае грибов, знании мест человек приносит из леса за день грибов, эквивалентных по стоимости 1/2 минимальной месячной заработной плате, а за сезон - среднегодовой зарплате. Это природопользование было основой возникновения промысловых предприятий, которые заняты организацией сбора даров природы, их переработкой, реализацией. Собирательство Собирательство поедание ® обработка первичное ® вторичное переработка ® заготовка впрок аграрное ® «индустриальное» Аграрное собирательство - это собирательство остатков от уборки урожая крупными предприятиями, а «индустриальное» - утиля, в том числе бутылок «бомжами». Общество начало с того, что присваивало предметы внешнего мира как средства для удовлетворения потребностей. Развитие общества привело к возникновению современной практики, состоящей из различных форм материальных отношений по поводу этих ресурсов.
Началом присваивающего природопользования было естественное отношение общества [см.: 79,Т.3,с.21] - свободное, неограниченное, которое сохраняется в определенной мере по настоящее время. Более развито ограниченное частной собственностью и иными соображениями присвоение природы. Внешне это проявляется в различного рода заборах, стенах. Общество ограничивает время охоты на диких животных, чтобы дать им возможность нормально размножаться, устанавливает время сбора некоторых даров природы. Частная собственность ограничивает право пользования ресурсами, в том числе с помощью колючей проволоки. Сегодня на полях США колючей проволоки больше, чем на фронтах всех войн. Наиболее сложной формой ограничения такого природопользования является лицензирование - плата за присвоение даров природы. Оно все более становится главной формой присвоения природы в мире. В таком случае, прежде чем присвоить дары природы, их надо купить - взять лицензию на отстрел животного, ловлю рыбы, сбор грибов и т.д. ДОМОХОЗЯЙСТВО Натуральная экономика Ксенофонт написал первую работу о домохозяйстве. Аристотель использовал термин «домохозяйство». Тогда же на его основе возник и термин «экономика», как его синоним и как специальная наука о домохозяйстве. Аристотель указывал на то, что цель домохозяйства - богатство [см.: 8,Т.4,с.381]. Последующая экономическая практика и наука использовали этот термин. Экономика представляет сегодня единство трех элементов: домохозяйств, предприятий и правительства. Каждый из них выполняет свою функцию в экономике. Стая ® Стадо (орда) ® Племя ® Община ® Домохозяйство Эволюционное понимание домохозяйств исходит из учета его предшественников. Стая не имеет вожаков, и она является временным образованием рыб, птиц (для перелета и т.п.), животных. Стадо - постоянное объединение животных (например, крупного рогатого скота). В стаде обычно имеется лидер, вожак. Такой гипотетический образ жизни людей иногда называют первобытной ордой. На их основе возникли племена, которые затем поделились на роды по 40-50 человек. Первобытные племена жили присвоением даров природы и вели коллективный образ жизни: обычно жили в одном жилище и совместно обеспечивали источники средств существования - совместно охотились, занимались собирательством. Они совместно потребляли пищу. В племени были патриархи, вожаки, вожди и т.п., которые выдвигались на основе определенного порядка. Племенной образ жизни сохраняется вплоть до настоящего времени в экваториальной зоне земного шара у некоторых племен. Его, иногда, называют «первобытным коммунизмом». В последующем первобытное племя распалось на отдельные роды - имущественно обособленные патриархальные семьи, которые жили отдельно в форме соседской общины (“мир”), сохраняя общие ресурсы средств существования (лес, выгоны для скота и т.п.). Нормой образа жизни стали домохозяйства. Общинный образ жизни сохраняется в разных формах - монастырях, различного рода коммунах, например, в кибуцах Израиля.
Формирование современных домохозяйств прошло ряд стадий, основные из которых связаны с развитием землевладения. Домохозяйство - отдельный человек или семья или группа семей, постоянно проживающих в данном месте и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни. Хозяйствование ® труд ® потребление В домохозяйстве имеется лидер, которого называют хозяином. Хозяйствование состоит в РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВЕ - решении вопросов: ЧТО, КАК и СКОЛЬКО делать, КОМУ и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ передавать продукт труда. Хозяин принимает решения об использовании ресурсов сообществом. Отношения по поводу решения этих вопросов называют хозяйственными.
Сохраняются коллективные формы домохозяйств - общинные и патриархальные семьи, крестьянские хозяйства, монастырские и коммунарские формы проживания; некоммерческие предприятия. В то же время главной формой домохозяйств являются семьи. Существуют домохозяйства и одиночек. Скажем, в США 64 млн. семей и 24 млн. одиночек (27% от общего числа семей). В России - 50 млн. семей, из них одиночек - 10 млн. Иногда речь ведут о людях, у которых нет домашнего хозяйства (человек живет в гостинице и не имеет ничего своего).
Домохозяйство - динамичное и многообразное явление. Его формы называли и поместьями (за службу), и имениями (наследственные), и латифундиями (рабовладельческие), и экономиями феодалов, и подворьем простолюдин. Перерабатывающее домохозяйство - исходная форма. Оно состоит в содержании в порядке места проживания, ремонте жилья, поддержании огня, приготовлении пищи, переработке даров природы и т.п. Эти формы труда еще не стали производством. Такие домохозяйства - исторически исходная и на сегодня простая их форма. В таком случае домохозяйство - место пребывания, сна, отдыха, хранения утвари. Труд обеспечивает сохранение даров природы - сушка, мочка, квашение, соление и т.п. Производящее домохозяйство возникает вместе с земледелием. Оно все более выражается в создании орудий производства, в выращивании сельскохозяйственных растений, в разведении животных. Так труд превратился в производство. И первоначально все это происходит в рамках домохозяйства. Домохозяйство было основой домашней промышленности средневековья [см.: 79,Т.20, с.256]. И сегодня широко распространены такие домохозяйства (кустарное производство), в которых в одном и том же месте живут, ремесленничают и порой торгуют произведенными товарами. Общество возникло в результате развития труда, который не возможен без средств производства. Подбор предметов природы в качестве средств труда привел ко все большему приспособлению их к труду. В связи с этим изготовление средств труда так же древне, как и само общество. Этот процесс созидания можно назвать и производством. При такой оценке производство было всегда. В то же время в науке обычно возникновение производства отождествляют не с изготовлением орудий труда, а с началом земледелия. Эта эпоха в жизни общества началась примерно 15-20 тыс. лет назад. Хозяйствование ® производство ® потребление Домохозяйство базируется на труде, но не сводится к нему. В последующем оно модифицируется в потребительскую ячейку рыночной экономики. 30% экономической деятельности мира приходится на домохозяйства. В США они обеспечивают 4% ВНП. Производственная функция домохозяйства падает по мере обособления производства от домохозяйства в качестве предприятия. Доля домохозяйства в ВНП
История экономики Домохозяйства обычно являются формой альтруистического содружества родственников. Между ними происходит распределение и даже разделение труда, специализация. Оно стало основой возникновения межхозяйственной кооперации в форме помочей, супряг, то есть различных форм кооперации труда между различными хозяевами. Значимость этой формы производства в современном мире можно видеть из следующего факта: «В большинстве молодых африканских государств 3/4 самодеятельного населения, а иногда и больше, занято в натуральном и полунатуральном хозяйстве» [55,с.37]. В России 50 млн. домохозяйств. 4/5 из них имеют личное подсобное хозяйство. На него приходится 1/4 сельскохозяйственного производства страны, и на 90% оно является натуральным. В США этот вид производства также имеет значение: 64% фермеров США получают 85% своего дохода из источников, не связанных с фермой, подрабатывая на предприятиях. Их обычно называют «любительскими». Доход 1/3 фермеров составляет менее 1000 долларов в год от этого вида труда, что ниже уровня бедности.
Домохозяйство было основой для возникновения эксплуататорских формаций. Производящая функция домохозяйств сохраняется в современном мире. Вырождение производящей функции домохозяйств представляет процесс, который далеко не завершен и не будет закончен в исторически близкое время. В связи с этим отметим чрезмерную идеализацию (упрощение) трактовки домохозяйств в некоторых пособиях по экономическим наукам: в них домохозяйства трактуются обычно как потребительские ячейки экономики. На самом же деле, во многих современных домохозяйствах имеется производство. Особенно существенно его значение в развивающихся странах. Потребительское домохозяйство есть последняя форма домохозяйств, которая быстро распространяется в рыночной экономике, прежде всего, в современных городах. В потребительском домохозяйстве не ведется производство, которое обособляется в качестве предприятия. Оно оказывается поставщиком наемной рабочей силы для производства, которое осуществляется не в его рамках, и потребителем товаров предприятий. Потребительское домохозяйство не исключает производственных процессов, которые обычно являются вспомогательным источником доходов.
Домохозяйство может сводиться только к домашнему хозяйству, то есть быть только потребительской ячейкой общества. В то же время в его рамках обычно существует и личное подсобное хозяйство (подворье, сады и огороды, дачи). Все это формы вспомогательного производства, любительского и рекреационного фермерства. ДАРЫ И МЕНА «Ты мне, я тебе» Натуральное хозяйство, экономика, производство ориентированы на личные потребности производителя и членов семьи. При определенных условиях продукты труда отчуждают другим.
Альтруизм - бескорыстная помощь, принесение блага другому человеку. Это - самый простой тип материальных отношений. Он - основа жизни первобытных племен в прошлом и настоящем, а также норма современной семьи: родители кормят детей и т.п. [см.: 78, с.130]. Разновидностью альтруизма являются отношения между людьми на основе принципа жизни взаимопомощи - “делиться” между неродственниками. Принцип “поделиться” материальными благами с другими людьми широко распространен в современных условиях. Можно утверждать, что это сохранение исходной формы сотрудничества в общинах, когда один человек помогал другому. Передаваемые таким образом блага не следует считать дарами. Отчуждение продуктов труда представляет более сложную форму отдачи их другим лицам. Исходной ее формой можно считать противозаконные формы отчуждения, известные с древности и широко распространенные в настоящее время. Законное отчуждение (присвоение) происходит на основе установленных обществом норм, обычаев, прав, законов. Исходной его формой является принудительное отчуждение эксплуатации. Добровольное отчуждение также многообразно. Его исторически исходной формой можно считать пожертвования духам предков. С древности и по настоящее время во всех странах строят памятники, устраивают поминки по усопшим и совершают иные пожертвования [см.: 78]. Добровольное отчуждение живым людям также многообразно. В простом случае оно принимает форму милостыни нищим, подаяний бедным и т.п. В целом это называют благотворительностью.
Иной формой добровольного отчуждения людям являются дары, подарки, сувениры, гостинцы и т.п. В мировой экономической науке их называют односторонним трансфертом и двусторонней сделкой. Все люди и дарят и получают подарки. Эта практика жизни общеизвестна, закреплена в юридических нормах гражданского кодекса, но не нашла адекватного отражения в экономической теории. Дарение нельзя считать простым явлением. Оно есть результат господствовавших ранее материальных отношений. Н. Зибер показал возможность такой тенденции их становления. Исторически исходным было общее употребление пищи и напитков в общине. Такое пользование благами сохраняется в пережиточных формах современных поминок по усопшим, видимо, у многих народов. На его основе возникает гостеприимство, которое предполагает кормление любого чужого человека, посетившего семью. Развитие этих безвозмездных отношений порождает затем дарение - передачу продуктов труда другим в связи с тем или иным событием. Подарки становятся средством вознаграждения за труд людей, что легко наблюдается в этнографических материалах по поводу помочей. Н. Зибер рассматривал в качестве исходного отношения общинные работы, которые порождают помочи и затем трансформируются в более сложные формы сотрудничества. Общинные работы предполагают совместное строительство дорог, мостов и т.п. Продукты такого труда идут в общее пользование. Помочи ( слово агноним ) представляют совместное выполнение работ для отдельных хозяев за угощение и обязательство участия в таком совместном труде в пользу других. Взаимопомощь случайна, эпизодична, а помочи являются обычаями. Супряги - взаимопомощь на основе договоров, обычно при выполнении сельскохозяйственных работ. Супряги предполагают совместное использование средств производства при выполнении работ в пользу каждого участника. Еще сложнее «складчина» при совместном труде многих крестьян. На этой основе возникают различные формы предприятий, в том числе артели. Артель - первоначально совместная работа в пользу третьих лиц за вознаграждение. Затем она становится одной из первичных форм предпринимательства. Пережитки этих форм материальных отношений стабильны во всех странах, хотя и имеют разное значение. Одновременно с ними происходила эволюция и особых отношений людей по поводу добровольного безвозмездного отчуждения ими продуктов своего труда. В целом, основные его стадии и современную структуру его форм можно показать схемой.
ПОДНОШЕНИЕ полезности имеет место у животных, птиц, насекомых, в частности «свадебные подарки» [см.: 76,с.137]. В таком случае одно живое существо несет другому определенный продукт питания, украшения и т.п. Такие отношения проявляют альтруизм - бескорыстный тип материальных отношений по поводу ресурсов. Аналогичные отношения имеют место и в жизни родственных людей. На их основе возник новый тип отношений, который существует по поводу подарков. ПОДАРКИ (4-5% дохода всех людей) следует рассматривать в качестве взаимопомощи, благодеяний между неродственниками. В таком случае имеет место одностороннее движение продукта труда. И сегодня существенная их доля преподносится без расчета на встречное движение продуктов труда, не как элемент дарообмена. Их мотивами могут быть самые различные соображения: человек хочет оставить хорошее впечатление о себе у другого человека, которого он больше не встретит в жизни. Действуют различные традиции, обычаи в таких сделках. ПОДАЯНИЯ (подачки) - особый случай подарков: их дарят нищим в качестве помощи, как средство обеспечения их выживания. Это называют милосердием, милостынями, пожертвованиями. ДАРЫ («презентные отношения») можно считать особой формой подарков. Богатым дают подношения. Дарами являются и случаи, когда обычаи запрещают платить, но предполагают определенное вознаграждение за какое-либо действие, поступок. Например, традиции многих народов запрещали платить повитухам (повивальным бабкам) за прием родов, но предполагали получение определенных даров в строго определенное время [см.: 98]. ГОСТИНЦЫ - специфическая форма подарков, связанных с посещением друзей, знакомых, родственников. «Какой ты гость, если не принес гостинца». У некоторых народов гостинцем может быть не обязательно материальная вещь, а определенные сведения, рассказ. Предполагается, что гостинец служит эквивалентом угощения, предоставляемого гостю. СПОНСОРСТВО - рекламный дар богатых человеку, не имеющему средств на осуществление его идей. Он выгоден тому, кто его оказывает. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - особая форма таких материальных отношений. Она не сводится только к передаче ценностей, но и предполагает оказание услуг, например, медицинских, разрешение на проживание в определенных местах. Ее оказывают богатые или общество в целом (филантропия). Практика дарения общеизвестна. В повседневной жизни люди часто вступают в такие отношения. Что же касается экономической науки, то она игнорирует отношения по поводу дарения материальных благ, хотя естественно знает их. Обычно об этих отношениях только упоминают в тех или иных ситуациях, но специально не анализируют их. В юридической науке обособляют эту форму материальных отношений. О них можно почитать в Илиаде и Одиссее. Имеется это и в теологических писаниях, например, в Библии, где сказано о том, что волхвы принесли дары Иисусу - младенцу [см.: от Матфея, гл.2]. В прошлом мыслители уделяли дарению много внимания. Современная практика дарения регламентируется этически и юридически - конституциями, кодексами законов (Глава 32 Гражданского кодекса России). Наиболее полно она отражается в юридических комментариях. Все это надо специально изучать для того, чтобы знать: кто, что, когда, при каких условиях может дарить и получать подарки. Имеется много важных аспектов дарственных отношений. Например, не допускаются дарственные отношения между коммерческими предприятиями, нельзя дарить то, что находится во владении (а не в собственности). Дарением является и наследование имущества и приданное. В России имеет значение возраст: дети могут получать подарки с 6 лет, дарить свой доход (заработок) с 14 лет, а имущество - с 18 лет. Важна этика дарения в отношениях между полами, начальством и подчиненными и т.п. Давая подарок, не рассчитывайте на ответный дар. Если хотите получить подарок, то лучшим средством для этого является ваш подарок, который, вероятнее всего, вызовет отдар. Дарение проявляет совместный образ жизни людей посредством передачи благ друг другу. На определенном этапе оно породило мену - возмездную передачу ценностей. Дарение ® мена ® рынок®пострынок Историческая тенденция развития меновых отношений в целом представлена графиком. продуктообмен Товар - товар (товарообмен) дар - дар (дарообмен ценностями) добро - добро (нравственность поведения)
Нравственность покоится на определенных принципах взаимоотношений, в том числе на порядочности, гуманности и т.п., когда без нужды не вредят иным людям, стараясь отвечать добром на добро. Особое значение имеет этический принцип эквивалентности обязательств: добро за добро и т.п. Такие взаимоотношения возникли среди развитых животных, в том числе гоминидов (непосредственных предшественников людей). Они - норма поведения гуманных людей. Они существуют не только в обыденном общении, но и как принцип материальных отношений, проявляясь в дарообмене, а затем в товарообмене и продуктообмене.
Платон называл дарственный обмен как противоположность «торговому обмену». «... Искусство обмена по обоюдному соглашению посредством даров, найма и продажи...» [105,Т.2, с.279]. Для него «дар - обмен любезностями» [105,Т.4, с.619]. Особенно подробно рассматривал эти формы материальных отношений Аристотель. Он анализировал их как особый тип поступков и пытался их систематизировать [см.: 8,Т.4,с.241]. Всесторонне их рассматривают в истории дипломатии и иных исторических работах. Интересны оценки его значения в древнем Китае: «Обмен дарами для древних людей не был, конечно, обыкновенной сделкой. Он, прежде всего, удостоверял социальный кредит человека, его положение в общества. Он устанавливал, кто старший и кто младший, кто господин, а кто слуга» [78,с.57]. Эти соображения весьма важны для разработки общей гипотезы эволюции материальных отношений. Аристотель рассматривал и бескорыстные типы даяний, то есть без расчета на отдар - благодеяние в чистом виде. Он обособлял и такие, которые имеют выгоды или предполагают воздаяние (корыстные). В простом случае дарящий оказывает поддержку другу и надеется на взаимность при своих затруднениях. При этом друзья предполагают равное воздаяние. Другие же дают и ожидают больших воздаяний. В связи с этим возникает понятие «прибыли». «Спорным является вопрос, что следует считать мерой, чтобы соответственно отдавать назад: выгоду принявшего благодеяние или же [само] благодеяние сделавшего [доброе дело]?... Не правда ли, мерой при дружбе ради пользы является выгода того, кто ее получает? Ведь это он нуждается, и [благодетель] оказывает ему поддержку, имея в виду получить такую же. А значит, поддержка была таких размеров, как полученная выгода, и отдавать следует столько, сколько досталось, или даже больше, ибо это прекра
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.101 (0.019 с.) |