Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Целостной индивидуальности учащегося
Компоненты
| Деятельность педагога
| Деятельность учащегося
| Диагности
ческий
| С помощью педагогических средств изучает сформированность отдельных компонентов индивидуальности учащихся, проявляющихся в процессе обучения
| Приобщается к самодиагностике компонентов индивидуальности и анализу результатов
| Целевой
| Определяет в качестве педагогических целей компетенции (предметные, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования). Последняя группа компетенций включает знания и умения учащегося по самопознанию и саморазвитию индивидуальности.
| Принимают компетенции как цели учебной деятельности, выбирают и обсуждают психологические (личностные) компетенции как личностно значимые. Составляют под руководством педагога индивидуальную программу развития психологических компетенций.
| Информа
ционный
| Подбирает источники информации и информацию (учебную, научную и др.), содержащую не только знания по учебным предметам, но и знания по проблеме индивидуальности человека
| Перерабатывают информацию, трансформируют ее в различные проекты и задания.
| Деятель
ностный
| Создает ситуации, направленные на овладение учащимися ключевыми и предметными компетенциями. Создает специальные ситуации, актуализирующие самопознание учащимися своих психических процессов и состояний.
| Стремится не только выполнить учебную деятельность, но и управлять своими психическими состояниями, актуализировать рефлексивные процессы, осуществлять саморегуляцию собственных действий и поведения.
| Контрольно-оценочный
| Использует средства контроля и оценки достигнутой компетентности, при этом организует самоконтроль и самооценку психологической компетентности учащихся
| На основе самонаблюдения и анализа достижений оценивают проявление психических свойств во время учебного занятия
|
Таблица 7
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
(основные результаты)
Школьники
| Студенты
| Специалисты
| педагоги
| инженеры
| менеджеры
| педагоги
| врачи
| Номенклатуры целей развития интеллектуальной, волевой, мотивационной, предметно-практической,
Эмоциональной, регулятивной и экзистенциальной сфер индивидуальности
| Позиционно-ситуативный подход к формированию целостной индивидуальности в процессе профессиональной подготовки
| Характеристика познавательной самостоятельности по сферам индивидуальности; модель процесса ее формирования
| Характеристика индивидуальности деловой женщины (деловые качества по сферам индивидуальности), присущие менеджеру
| Характеристика информационной компетентности по сферам индивидуальности, модель процесса ее формирования
| Характеристика профессионально важных качеств врача по сферам индивидуальности
| | Комплексы педагогических, организационных, психологических и др. условий, способствующих формированию и развитию сфер индивидуальности
| Компетентностный подход к развитию готовности формировать субъектность ученика на основе концепции индивидуальности
| Характеристики интеллектуальной, экзистенциальной, волевой сфер индивидуальности, включающие профессионально важные качества
| Номенклатура целей формирования деловых качеств
| Модель формирования информационной культуры (представленной по сферам индивидуальности) в системе непрерывного образования
| Номенклатура целей развития сфер индивидуальности
| | | | | | | | |
Школьники
| Студенты
| Специалисты
| педагоги
| инженеры
| менеджеры
| педагоги
| врачи
| Педагогические средства (приемы, способы, методы и др.) формирования отдельных качеств, сфер индивидуальности в процессе обучения и воспитания в условиях различных образовательных учреждений (МОУ СОШ, лицей, гимназия, воспитательная колония)
| Номенклатуры целей развития интеллектуальной, волевой, мотивационной, предметно-практической,
Эмоциональной, регулятивной и экзистенциальной сфер индивидуальности, отражающие специфику профессиональной деятельности, учебного предмета, учебной деятельности
| Блочо-модульный и андрагогический подходы к развитию интеллектуальной сферы в процессе обучения.
| Педагогические условия и средства формирования индивидуальности деловой женщины
| Характеристика мотивации педагогической деятельности, факторы ее развития в условиях учреждения дополнительного образования детей, комплекс педагогических условий и средств развития этой мотивации
| Андрагогический подход к формироформированию профессионального общения врача и больного на основе идей педагогики индивидуальности
| Средства педагогической диагностики сфер индивидуальности
| Средства педагогической диагностики сфер индивидуальности
| Средства педагогической диагностики сфер индивидуальности
|
| Проектно-рефлексивный подход к формированию культурологических составляющих индивидуальности
|
| Технология мониторинга развития индивидуальности
| Педагогические условия и средства формирования индивидуальности
| Комплекс педагогических условий и средств развития сфер индивидуальности
|
| Модель формирования компетентности в области индивидуальности школьника
|
| | | | | | | | Таблица 8
Примеры целей развития сфер индивидуальности
(по результатам диссертационных исследований)
Автор и тема
исследования
| Формулировки целей развития
| Алексеева Фаина Сергеевна.
Формирование эмоциональной сферы студента - будущего педагога в процессе профессиональной подготовки
| Система целей развития эмоциональной сферы студента:
-формирование умений определять наличие и характер у себя различных эмоциональных состояний в процессе учебной деятельности;
-формирование умений рефлексии и анализа собственных психических состояний в процессе учебной деятельности и т.п.
-формирование навыков анализа педагогических ситуаций в аспекте эмоциональном;
-формирование навыков быстрого выбора подходящего способа влияния на эмоциональные состояния детей, возникающих в той или иной ситуации и т.п.
-формирование адекватного понимания собственных достоинств и недостатков эмоциональной сферы в готовности осуществлять профессиональную педагогическую деятельность;
-формирование навыков в разработке тактики эмоционального самосовершенствования и т.п.
| Журавская Елена Валерьевна.
Педагогические средства развития
экзистенциальной сферы старших подростков
| Цели развития экзистенциальной сферы школьника:
развитие позитивной Я – концепции;
развитие потребности в самоопределении;
развитие способности определить цель своего существования;
развитие потребности в самоактуализации;
развитие потребности в самосовершенствовании;
развитие представлений о себе как о творческой индивидуальности;
развитие способности к рефлексии;
развитие стремления к саморазвитию своей экзистенциальной сферы;
развитие стремления к гармонии со своими эмоциональными переживаниями;
развитие стремления к эмпирической свободе;
развитие способности уважения к себе и другим;
формирование навыков социального взаимодействия;
формирование признаков плодотворной ориентации;
развитие способностей «принца»;
изживание привычек и способов мышления и поведения «лягушек»;
формирование сознательного отношения к своим действиям;
развитие стремления к нравственному совершенствованию;
развитие способности любви к себе и другим;
формирование позиции субъекта (обучающегося);
понимание морали в себе.
| Гребенюк Татьяна Борисовна.
Формирование индивидуальности студента-будущего педагога в процессе профессиональной подготовки
| Цели развития интеллектуальной сферы студента:
сформировать способность видеть разные способы решения педагогических задач (гибкость мышления);
научить определять общее и отличное в разных способах решения педагогических задач;
развить способность быстро принимать (выбирать) решения в конкретных педагогических ситуациях (оперативность мышления);
развить способность применять известные способы педагогической деятельности в разных конкретных ситуациях (мобильность мышления);
развить способность видеть связи между педагогическими ситуациями, между педагогическими средствами и условиями, целями и результатами (системность мышления);
развить способность вносить что-то свое, отличное от известного в решение педагогических задач (креативность мышления);
развить способность к объяснению педагогических явлений, анализу педагогических фактов в связи с конкретными педагогическими ситуациями, обоснованию своих решений и действий (осознанность мышления).
Главные цели развития мотивационной сферы:
вызвать потребность в приобретении теоретической и практической готовности (знаний и умений в общенаучной и профессиональной области);
вызвать потребность в саморазвитии индивидуальности;
формировать мотивы учебной деятельности в единстве с мотивами профессиональной деятельности.
Цели формирования волевой сферы:
формирование терпения, самообладания, выдержки в процессе профессиональной деятельности (в общении с учащимися, их родителями и др.);
формирование стремления к развитию волевых качеств;
формирование готовности к преодолению трудностей в профессиональной деятельности.
Цели деятельности преподавателя по развитию эмоциональной сферы:
формировать у студентов адекватную самооценку;
развивать умения подавлять страх, волнение, беспокойство, тревогу – способствовать развитию саногенного мышления;
развивать способность к проявлению эмоциональности в педагогическом общении;
формировать приемы создания благоприятной эмоциональной атмосферы.
Цели преподавателя по формированию предметно-практической сферы:
формирование педагогических умений и навыков;
развитие исследовательских способностей в педагогической деятельности;
создание условий для становления стиля педагогического общения, педагогической деятельности.
Цели деятельности преподавателя по формированию сферы саморегуляции:
развить способность ощущать собственные внутренние состояния в связи с конкретными педагогическими ситуациями;
формировать у студентов самоанализ своей деятельности, своей индивидуальности и личности;
формировать умения регулировать свое настроение, отношение;
формировать способности к прогнозированию и моделированию деятельности по саморазвитию.
Основные цели формирования экзистенциальной сферы:
научить студентов самоанализу и самооценке себя как индивидуальности и как будущего педагога;
способствовать образованию «Я-концепции» общей, учебной и профессиональной;
обеспечить возможность проявлять свободу и независимость в учебных и учебно-профессиональных ситуациях;
формировать у студентов профессионально важные ценностные ориентации (гуманное отношение к детям, индивидуальность и личность ребенка как цель деятельности учителя, профессиональная компетентность педагога, забота о здоровье детей и своем собственном, профессиональная «Я-концепция», саморазвитие и самосовершенствование и др.).
|
Таблица 8
|