Целостной индивидуальности учащегося



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целостной индивидуальности учащегося



 

Компоненты Деятельность педагога Деятельность учащегося
Диагности ческий С помощью педагогических средств изучает сформированность отдельных компонентов индивидуальности учащихся, проявляющихся в процессе обучения Приобщается к самодиагностике компонентов индивидуальности и анализу результатов
Целевой Определяет в качестве педагогических целей компетенции (предметные, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования). Последняя группа компетенций включает знания и умения учащегося по самопознанию и саморазвитию индивидуальности. Принимают компетенции как цели учебной деятельности, выбирают и обсуждают психологические (личностные) компетенции как личностно значимые. Составляют под руководством педагога индивидуальную программу развития психологических компетенций.
Информа ционный Подбирает источники информации и информацию (учебную, научную и др.), содержащую не только знания по учебным предметам, но и знания по проблеме индивидуальности человека Перерабатывают информацию, трансформируют ее в различные проекты и задания.
Деятель ностный Создает ситуации, направленные на овладение учащимися ключевыми и предметными компетенциями. Создает специальные ситуации, актуализирующие самопознание учащимися своих психических процессов и состояний.   Стремится не только выполнить учебную деятельность, но и управлять своими психическими состояниями, актуализировать рефлексивные процессы, осуществлять саморегуляцию собственных действий и поведения.
Контрольно-оценочный Использует средства контроля и оценки достигнутой компетентности, при этом организует самоконтроль и самооценку психологической компетентности учащихся На основе самонаблюдения и анализа достижений оценивают проявление психических свойств во время учебного занятия

 

 


Таблица 7

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

(основные результаты)

 

Школьники Студенты Специалисты
педагоги инженеры менеджеры педагоги врачи
Номенклатуры целей развития интеллектуальной, волевой, мотивационной, предметно-практической, Эмоциональной, регулятивной и экзистенциальной сфер индивидуальности Позиционно-ситуативный подход к формированию целостной индивидуальности в процессе профессиональной подготовки Характеристика познавательной самостоятельности по сферам индивидуальности; модель процесса ее формирования Характеристика индивидуальности деловой женщины (деловые качества по сферам индивидуальности), присущие менеджеру Характеристика информационной компетентности по сферам индивидуальности, модель процесса ее формирования Характеристика профессионально важных качеств врача по сферам индивидуальности  
Комплексы педагогических, организационных, психологических и др. условий, способствующих формированию и развитию сфер индивидуальности Компетентностный подход к развитию готовности формировать субъектность ученика на основе концепции индивидуальности Характеристики интеллектуальной, экзистенциальной, волевой сфер индивидуальности, включающие профессионально важные качества Номенклатура целей формирования деловых качеств Модель формирования информационной культуры (представленной по сферам индивидуальности) в системе непрерывного образования Номенклатура целей развития сфер индивидуальности
               

 

 

Школьники Студенты Специалисты
педагоги инженеры менеджеры педагоги врачи
Педагогические средства (приемы, способы, методы и др.) формирования отдельных качеств, сфер индивидуальности в процессе обучения и воспитания в условиях различных образовательных учреждений (МОУ СОШ, лицей, гимназия, воспитательная колония) Номенклатуры целей развития интеллектуальной, волевой, мотивационной, предметно-практической, Эмоциональной, регулятивной и экзистенциальной сфер индивидуальности, отражающие специфику профессиональной деятельности, учебного предмета, учебной деятельности Блочо-модульный и андрагогический подходы к развитию интеллектуальной сферы в процессе обучения. Педагогические условия и средства формирования индивидуальности деловой женщины Характеристика мотивации педагогической деятельности, факторы ее развития в условиях учреждения дополнительного образования детей, комплекс педагогических условий и средств развития этой мотивации Андрагогический подход к формироформированию профессионального общения врача и больного на основе идей педагогики индивидуальности
Средства педагогической диагностики сфер индивидуальности Средства педагогической диагностики сфер индивидуальности Средства педагогической диагностики сфер индивидуальности   Проектно-рефлексивный подход к формированию культурологических составляющих индивидуальности  
Технология мониторинга развития индивидуальности Педагогические условия и средства формирования индивидуальности Комплекс педагогических условий и средств развития сфер индивидуальности   Модель формирования компетентности в области индивидуальности школьника  
             

Таблица 8

Примеры целей развития сфер индивидуальности

(по результатам диссертационных исследований)

Автор и тема исследования Формулировки целей развития
Алексеева Фаина Сергеевна. Формирование эмоциональной сферы студента - будущего педагога в процессе профессиональной подготовки Система целей развития эмоциональной сферы студента: -формирование умений определять наличие и характер у себя различных эмоциональных состояний в процессе учебной деятельности; -формирование умений рефлексии и анализа собственных психических состояний в процессе учебной деятельности и т.п. -формирование навыков анализа педагогических ситуаций в аспекте эмоциональном; -формирование навыков быстрого выбора подходящего способа влияния на эмоциональные состояния детей, возникающих в той или иной ситуации и т.п. -формирование адекватного понимания собственных достоинств и недостатков эмоциональной сферы в готовности осуществлять профессиональную педагогическую деятельность; -формирование навыков в разработке тактики эмоционального самосовершенствования и т.п.
Журавская Елена Валерьевна. Педагогические средства развития экзистенциальной сферы старших подростков   Цели развития экзистенциальной сферы школьника: развитие позитивной Я – концепции; развитие потребности в самоопределении; развитие способности определить цель своего существования; развитие потребности в самоактуализации; развитие потребности в самосовершенствовании; развитие представлений о себе как о творческой индивидуальности; развитие способности к рефлексии; развитие стремления к саморазвитию своей экзистенциальной сферы; развитие стремления к гармонии со своими эмоциональными переживаниями; развитие стремления к эмпирической свободе; развитие способности уважения к себе и другим; формирование навыков социального взаимодействия; формирование признаков плодотворной ориентации; развитие способностей «принца»; изживание привычек и способов мышления и поведения «лягушек»; формирование сознательного отношения к своим действиям; развитие стремления к нравственному совершенствованию; развитие способности любви к себе и другим; формирование позиции субъекта (обучающегося); понимание морали в себе.
Гребенюк Татьяна Борисовна. Формирование индивидуальности студента-будущего педагога в процессе профессиональной подготовки Цели развития интеллектуальной сферы студента: сформировать способность видеть разные способы решения педагогических задач (гибкость мышления); научить определять общее и отличное в разных способах решения педагогических задач; развить способность быстро принимать (выбирать) решения в конкретных педагогических ситуациях (оперативность мышления); развить способность применять известные способы педагогической деятельности в разных конкретных ситуациях (мобильность мышления); развить способность видеть связи между педагогическими ситуациями, между педагогическими средствами и условиями, целями и результатами (системность мышления); развить способность вносить что-то свое, отличное от известного в решение педагогических задач (креативность мышления); развить способность к объяснению педагогических явлений, анализу педагогических фактов в связи с конкретными педагогическими ситуациями, обоснованию своих решений и действий (осознанность мышления). Главные цели развития мотивационной сферы: вызвать потребность в приобретении теоретической и практической готовности (знаний и умений в общенаучной и профессиональной области); вызвать потребность в саморазвитии индивидуальности; формировать мотивы учебной деятельности в единстве с мотивами профессиональной деятельности. Цели формирования волевой сферы: формирование терпения, самообладания, выдержки в процессе профессиональной деятельности (в общении с учащимися, их родителями и др.); формирование стремления к развитию волевых качеств; формирование готовности к преодолению трудностей в профессиональной деятельности. Цели деятельности преподавателя по развитию эмоциональной сферы: формировать у студентов адекватную самооценку; развивать умения подавлять страх, волнение, беспокойство, тревогу – способствовать развитию саногенного мышления; развивать способность к проявлению эмоциональности в педагогическом общении; формировать приемы создания благоприятной эмоциональной атмосферы. Цели преподавателя по формированию предметно-практической сферы: формирование педагогических умений и навыков; развитие исследовательских способностей в педагогической деятельности; создание условий для становления стиля педагогического общения, педагогической деятельности. Цели деятельности преподавателя по формированию сферы саморегуляции: развить способность ощущать собственные внутренние состояния в связи с конкретными педагогическими ситуациями; формировать у студентов самоанализ своей деятельности, своей индивидуальности и личности; формировать умения регулировать свое настроение, отношение; формировать способности к прогнозированию и моделированию деятельности по саморазвитию. Основные цели формирования экзистенциальной сферы: научить студентов самоанализу и самооценке себя как индивидуальности и как будущего педагога; способствовать образованию «Я-концепции» общей, учебной и профессиональной; обеспечить возможность проявлять свободу и независимость в учебных и учебно-профессиональных ситуациях; формировать у студентов профессионально важные ценностные ориентации (гуманное отношение к детям, индивидуальность и личность ребенка как цель деятельности учителя, профессиональная компетентность педагога, забота о здоровье детей и своем собственном, профессиональная «Я-концепция», саморазвитие и самосовершенствование и др.).

 

Таблица 8



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.005 с.)