Диагностико-контролирующий блок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностико-контролирующий блок



Комплекс тестовых заданий

Сборник заданий, задач, примеров, упражнения и т.д.

Упражнения, задания и задачи для развития
педагогического мышления

1. Представьте, что ученик во время беседы молчит всякий раз, когда вы его привлекаете к ответам. Какой из известных приемов вы используете: 1) предлóжите свою подсказку; 2) попросите учащихся помочь; 3) зададите наводящий вопрос;
4) подбодрите, выразите уверенность в возможностях ученика; 5) потребуете ответа; 6) используете опору на общественное мнение («Тебя ждет весь класс!» или «Все ребята хотят, чтобы ты ответил!» и т.п.); 7) выразите досаду, неудовольствие. Назовите другие приемы, которые можно использовать в этой ситуации. Объясните, какое действие способен оказать выбранный вами прием и почему. В каком случае каждый из названных приемов целесообразен?

2. Представьте, что младший школьник во время урока достал яблоко и стал его есть. Что лучше предпринять: 1) не обращать внимания; 2) сделать замечание; 3) жестами показать, что он не тем занимается; 4) подойти и, не привлекая внимания других детей, сделать замечание; 5) что еще? Обоснуйте свои действия.

3. Если дети пришли на урок после занятий физкультурой очень возбужденные, то что вы предпримете для установления порядка и дисциплины: 1) строго предъявлю требование; 2) дам возможность успокоиться в течение некоторого времени; 3) использую интересный рассказ, чтобы обеспечить тишину и внимание детей; 4) попрошу дежурных установить дисциплину в классе; 5) накажу особенно активных и непослушных учеников; 6) не обращая внимания на шум, дам задание для самостоятельной работы и укажу время ее выполнения; 7) использую видеозапись телепередачи; 8) начну проверять домашнее задание;
9) дам проверочную работу. Что еще можно предпринять? Какие приемы установления порядка в классе являются, по-вашему, эффективными? Что влияет на их выбор? Поясните на примерах.

4. Что следует предпринять, если большинство учащихся не поняли ваше объяснение нового материала: 1) все повторить;
2) выяснить, что именно учащимся непонятно, и объяснить именно эти моменты; 3) использовать дополнительные наглядные средства (опорные схемы, таблицы и пр.); 4) предложить хорошо успевающим ученикам повторить объяснение; 5) разбить новый материал на части и провести пошаговое объяснение; 6) использовать при повторном объяснении больше примеров, иллюстрирующих сложный теоретический материал. Что еще можно предпринять? Определите, в каких случаях названные приемы окажутся наиболее эффективными.

5. Если ученик не выполнил домашнее задание, то чем бы вы это объяснили, прежде чем выяснять причину у него самого? Назовите возможные причины.

6. Как могут повести себя учащиеся на уроке, если во время ответа ученика с улицы неожиданно донесется «кукареканье»? Что вы предпримете?

7. Предложите возможные способы создания радостного настроения у детей в начале урока, в конце урока, в конце учебного дня.

8. Если дети во время выполнения группового задания ссорятся, что вы предпримете: а) сделаете строгое замечание и потребуете порядка; б) вмешаетесь в работу группы и выясните причину раздора, а затем разрешите конфликтную ситуацию; в) обратитесь к лидеру группы и предложите ему решить конфликт; г) лишите группу права выполнять учебное задание; д) напомните группе о том, что с нее будут сниматься баллы из-за нарушение порядка. Что еще можно предпринять? Что окажется более эффективным?

9. Попробуйте представить ситуации на уроке, когда учитель может проявить «детскость», детскую непосредственность, искренность.

10. Назовите возможные способы, с помощью которых вы можете установить причины опозданий ребенка в школу.

11. Если дети чихают во время уроков, следует ли желать им здоровья или лучше не обращать на это внимания?

12. Очень часто учащиеся не совсем правильно понимают домашнее задание. Что может сделать учитель, чтобы обеспечить осмысленность и правильность понимания домашнего задания? 1) применить сочетание способов предъявления домашнего задания (запись на доске, комментирование, образец выполнения или оформления, проверочная беседа с учащимися и др.); 2) предложить средства для самоконтроля результатов домашней работы; 3) организовать групповую работу дома; 4) снабдить учащихся ксерокопиями домашнего задания. Что еще?

13. Какой вопрос учителя при подведении итогов урока поможет детям выделить в уроке главное и определить основные результаты их учебной деятельности: а) что вы делали на уроке? б) что нового вы узнали на уроке? в) что вам понравилось на уроке? г) чему вы научились сегодня?

14. Что бы вы использовали при оформлении классной доски, чтобы новый материал стал для учащихся сюрпризом?

15. Сюжеты каких сказок вы использовали бы для изучения нумерации чисел?

16. Какие задания можно предложить учащимся, чтобы они не смешивали понятия «буква» и «звук», «число» и «цифра» и т.п.?

17. На уроке математики учительница предложила детям провести «эксперимент»: к доске приглашаются ученики (по двое), желающие одновременно, независимо друг от друга, решить один и тот же пример разными способами. Примеры включают сложение двузначных и трехзначных чисел. Один из учеников решает пример способом «сложение в строчку», другой – «сложение в столбик». Затем выходят другие пары учеников и решают другие примеры разными способами. Вопрос: на что может быть направлен «эксперимент»? Как можно использовать этот «эксперимент» в дальнейшей работе на уроке при изучении новой темы «Умножение столбиком»?

18. Ученик опаздывает в класс к началу урока. Открыв дверь, идет к своему месту. Учительница останавливает его, разъясняет, что во время урока прежде чем войти и пройти на место, нужно спросить разрешения. «А кроме того, если вы в гости приходите, то стучите в дверь, правда, ребята?» – обращается она к классу. Юра выходит в коридор, стучит в дверь. «Кто это к нам пришел?» – спрашивает учительница. Юра входит, «по всем правилам» беседует с учительницей, проходит на место. Детям игра понравилась. Учительница возвращается к прерванному уроку, но через некоторое время Коля поднимает руку: «Можно выйти?» Выходит из класса и тут же громко стучит в дверь. «Кто это к нам в гости пришел?» – раздается голос ученика, подражающий интонациям учительницы. В классе оживление, дети долго не успокаиваются. Урок фактически «про­пал». Чего не учла учительница? Как следовало ей поступить в данной ситуации?

19. На уроке математики ученики-шестилетки решают две задачи, составленные учителем по картинке: выкладывают решение с помощью геометрических фигур – разноцветных квадратов, треугольников. Убедившись, что большинство детей правильно выложили решение, учительница просит убрать наглядный материал и предлагает следующее задание: самостоятельно составить задачи на сложение и вычитание по другой картинке, которую она тут же прикрепила на доску. На вопрос, заданный через некоторое время: «Кто может рассказать свою задачу?» – поднялось всего несколько рук. Большинство детей занимались укладыванием геометрических фигур: одни собирали их в аккуратную стопку и убирали в положенное место, другие просто играли, выкладывая из фигур лодочки, машины. Что вы можете предложить для исправления положения? Как следовало организовать самостоятельную работу детей, чтобы она оказалась успешной?

20. Вера К. отставала от других детей в учении. Учительница долгое время помогала ей индивидуально. Например, все учащиеся самостоятельно готовят к работе математический набор, а Вере учительница немного помогает, все пишут слог в «Прописи» три раза, а Вера – два. Дольше других Вере разрешали пользоваться линейкой при вычислениях (как наглядной опорой). И все-таки иногда проявлялось нетерпение и недовольство учителя, а вслед за тем и недовольство детей в классе медлительностью Веры, ее «непонятливостью». Дело усугублялось тем, что Вера была самой рослой в классе, выглядела второклассницей. Девочка очень болезненно переживала не только прямые замечания, но даже неодобрительные взгляды учительницы. Чем можно помочь девочке? Что еще может предпринять учительница?

21. Рушан сидит за первой партой. Он очень любит отвечать на вопросы учителя. В учении он отстает от класса, редко успевает выполнить правильно задание вместе со всеми. Поэтому учительница время от времени задает специально ему доступный вопрос, чтобы приобщить к совместному труду. Однажды на уроке математики учительница проверяла ответы примеров, которые решали дети. «Хорошо, молодец, умница», – хвалит учительница тех, кто называет правильные ответы. У Рушана правильных ответов почти нет. Но вот учительница спрашивает: «А у кого есть ошибки?» Соседка Рушана успела указать ему на его ошибки, и мальчик радостно тянет руку и почти кричит: «У меня, у меня есть ошибки!» Как поступить учительнице?

22. При чтении стихотворения «Эхо» дети не передали его оригинальность и красоту. Какой прием можно применить, чтобы исправить эту ошибку?

23. При выполнении задания по рисованию дети нарушили законы перспективы, расположения предметов на листе. Во время оценивания ребенок не согласился с тем, что учитель снизил ему оценку. К какому приему можно прибегнуть, чтобы ученик объективно оценил свою работу?

24. В книге Дж. Родари «Грамматика фантазии» детям предлагается сочинить новые сказки на основе известных. Какие приемы, подходы, способы вы предложили бы детям для составления таких сказок?

25. При проверке тетрадей учительница обнаружила «странные» ошибки: дети путали в двузначных числах места десятков и единиц и писали вместо «73» «37», вместо «16» «61» и т.п. Что следует предпринять, чтобы дети не допускали подобные ошибки? Какие задания можно предложить им для исправления ошибочных действий?

26. Учительница дала детям задание: самостоятельно решить примеры, а когда стала проверять работу, обходя парты, то обнаружила, что все ученики как один решают примеры не тем способом, который должен быть использован при решении примеров данного вида. Что должна предпринять учительница?

Задания для развития креативности
педагогического мышления

1. Сочините «математическую» сказку (например, о числах, единицах измерения, геометрических фигурах и т.д.).

2. Сочините сказку о квадрате, прямоугольнике и ромбе, чтобы в ней были хорошо видны отличия этих фигур.

3. Сочините «грамматическую» сказку (например, о звуках и буквах, о словах и слогах, о членах предложения и т.д.).

4. Составьте оригинальные темы сочинений (о природе, о семье, о животных, о путешествиях и т.д.), которые потребовали бы от учащихся фантазии, творческого воображения.

5. Придумайте небольшое стихотворение о каком-нибудь правиле (правописание окончаний, умножение и т.п.).

6. Придумайте и изобразите свои иллюстрации для учебника.

7. Разработайте нетрадиционный урок.

8. Придумайте оригинальную опорную схему нового материала (учебный предмет, тема – по выбору).

9. Определите возможные противоречия (на материале конкретной темы любого учебного предмета).

10. Составьте тексты писем, адресованных разным учащимся: а) хорошо успевающей, благополучной девочке; б) ученице из малообеспеченной семьи, увлекающейся балетом; в) мальчику со средними учебными возможностями без особых интересов в жизни; г) озорному, веселому, бесшабашному ученику с набором разных отметок по всем предметам; д) тихоне, застенчивому ребенку; е) упорно отстающему по всем предметам мальчику – отзывчивому, хорошему товарищу.

11. Придумайте сценарий урока, который вы проведете с учащимися не в классе, а в другом месте (например, у памятника поэту; в зоопарке; и т.д.).

12. Придумайте оригинальную дидактическую игру.

13. Придумайте ситуативные игры для выяснения разницы между стилями речи (разговорной, деловой, художественной).

14. Изготовьте оригинальное наглядное пособие.

15. Придумайте для своих уроков педагогический девиз.

16. Составьте для родителей своих учеников оригинальную памятку по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий.

17. Что бы необычного вы предложили родителям, если их ребенок: 1) без меры увлекается компьютером; 2) не любит читать; 3) все свободное время играет; 4) много смотрит телепередач и видеофильмов; 5) слишком много времени проводит на улице?

18. Составьте замысел нетрадиционного внеклассного занятия по учебному предмету.

19. Составьте замысел урока с проведением его двумя учителями (или участием представителя какой-либо внешкольной организации).

20. Если бы вам предложили написать педагогическую книгу, чему вы ее посвятили бы?

21. Изучите современные образовательные технологии и попробуйте определить, какими достоинствами и недостатками они обладают. Свои критические замечания аргументируйте.

22. Разработайте замысел собственной образовательной технологии.

23. Сочините педагогический рассказ (из жизни учительницы, о событии из школьной жизни, о случае на уроке и т.п.).

24. Пофантазируйте и составьте профессиональный портрет педагога середины ХХI века.

25. При работе с текстовыми задачами младшие школьники часто допускают ошибки из-за невнимательного чтения условия задачи. С целью развития внимания опытные учителя используют задачи с недостающими, нереальными или лишними данными, с неверными вопросами. Составьте такие задачи.

26. Составьте правила оформления классной доски.

27. Составьте эскиз одежды учителя для рабочего дня и для детского праздника.

Упражнения и задания для развития учебной
и профессиональной мотивации

1. В начале каждого занятия (лекционного, практического и др.) определите цели, которые вы хотели бы достичь. Для этого можно на первых порах использовать готовый набор возможных формулировок целей:

– научиться выделять главные мысли в сообщениях;

– научиться подбирать свои примеры, подтверждающие теорию;

– научиться ставить вопросы;

– научиться аргументировать свои ответы;

– научиться делать выводы, обобщения;

– научиться составлять опорные конспекты;

– научиться составлять схемы изучаемых понятий, явлений, процессов;

– научиться применять теорию на практике;

– научиться составлять реферат;

– научиться выступать с докладом;

– научиться определять свои учебные цели и задачи.

При систематической работе по постановке и выбору целей занятия вскоре отпадает необходимость обращения к предлагаемому перечню целей, появляются свои варианты целей – их состав расширяется. Овладевая одними умениями, студент переходит к развитию других. В конце каждого занятия студентам на основе самооценки рекомендуется проверить, насколько удалось приблизиться к запланированному результату – удалось ли достичь намеченной цели?

2. Просмотрите видеозапись урока. Была ли деятельность учителя целенаправленной? К каким целям стремилась учительница?

3. Определите с помощью шкалирования (см: с. 90) уровень развития мотивации учения. Чем вы можете подтвердить полученный уровень? Какие задачи вы поставите для развития своей мотивации?

4. Проанализируйте свои мотивационные состояния и определите, какого вида мотивация превалирует в данный момент (учебная, профессиональная, мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация конфликта и др.).

5. Попытайтесь определить, какие мотивы и потребности у вас развиты больше – социальные или личностно значимые.

6. Просмотрите видеозапись урока и представьте, что на месте учителя оказались вы. Хотелось бы вам что-то изменить в уроке, действовать по-другому? Что прежде всего вы изменили бы в уроке?

7. Подготовьтесь кведениюсеминара (студентам предлагается добровольно сделать выбор: «Кто хотел бы выступить в роли руководителя обсуждения какого-либо доклада?»). Во время занятия руководителями могут быть несколько студентов по очереди.

8. Во время выступления на семинаре товарища по группе продумать и сформулировать вопросы по содержанию доклада.

9. Внимательно выслушайте сообщение, доклад товарища по группе и прорецензируйте его.

10. Выберите по своему усмотрению тему реферата, курсовой, дипломной работы, тему для разработки конспекта урока в начальной школе (занятия в ДОУ) и т.д.

11. Определите, в какой форме вы хотите сдавать экзамен:
1) традиционно – по билету; 2) дифференцированно – в установленные сроки отчитываться по блокам экзаменационных вопросов; 3) защита реферата – выступление с докладом по теме реферата, ответы на вопросы присутствующих, участие в обсуждении других докладов; 4) письменный экзамен; 5) экзамен-автомат (на основе системы требований).

12. Определите, по какому вопросу предстоящей лекции вы хотели бы подготовить сообщение и выступить в паре с преподавателем.

13. Подберите заранее для предстоящей лекции примеры по новой теме из педагогической практики (по материалам своих наблюдений, прочитанных книг и статей, просмотренных фильмов и спектаклей).

14. Во время педагогической практики понаблюдайте уроки опытных учителей (занятия опытных воспитателей) и своих товарищей по студенческой группе. Определите, что бы вы переняли в свою педагогическую деятельность?

Упражнения и задания для развития педагогической рефлексии

Умение анализировать собственные слова, мысли, поступки, действия, отношения играют в педагогической деятельности огромную роль, поскольку позволяют учителю своевременно скорректировать свои воздействия на учащихся, их родителей, своих коллег и др. Возможность для развития у студентов профессиональных умений рефлексировать складывается в основном благодаря педагогической практике, когда у будущих учителей появится некоторый опыт проведения уроков. Целесообразно познакомить студентов с некоторыми упражнениями заранее, до проведения уроков, чтобы они могли уделить специальное внимание конкретному умению. После урока полезно выяснить, удалось ли и в какой степени осуществить рефлексивные процессы.

1. Какие педагогические способности, по-вашему, у вас развиты в достаточной степени?

2. Что вам труднее дается: беседа с отдельными учащимися во время урока или фронтальная беседа? Почему? Играет ли в этом какую-то роль умение рефлексировать?

3. Приходилось ли вам повышать тон голоса на уроке? Если да, то в каких ситуациях?

4. В каких случаях вы, как правило, меняете интонацию голоса?

5. Могли бы вы сказать, что вы управляете мимикой вашего лица во время ведения урока? Менялось ли когда-нибудь выражение вашего лица непроизвольно? Вспомните, в какой ситуации вы намеренно изменили выражение лица.

6. Что вам больше всего помогает определять результативность своих слов и действий в классе? (Глаза детей, выражение их лиц, поднятые руки, правильное положение тела за партой, записи в тетрадях, выкрики и восклицания детей, вскакивание с мест, организованное выполнение указаний, тишина в классе и др.).

7. Как вы реагируете на нарушения дисциплины учащимися во время урока: 1) болезненно; 2) понимающе; 3) осуждающе;
4) равнодушно; 5) профессионально (по-деловому)?

8. Приходилось ли вам во время объяснения нового материала или какого-либо задания повторять сказанное другими словами? Что заставило вас искать другие слова? Насколько удачным оказалось ваше объяснение?

9. Могли бы вы сказать, что во время урока распределяли свое внимание и переключали его? Докажите.

10. Проанализируйте свой урок с точки зрения коммуникативной деятельности. Что было удачным и благодаря чему, а что – нет?

11. Проанализируйте урок своего коллеги и определите, в какие моменты учитель проявлял умения рефлексировать (если они имели место).

12. Назовите признаки, по которым можно судить о проявлении учителем во время урока педагогической рефлексии.

13. Составьте свой профессиональный портрет «Какой я учитель?». Отметьте сформировавшиеся и недостаточно развитые умения, подберите примеры ситуаций, подтверждающие степень развития умений.

14. Пронаблюдайте на семинаре или лекции за деятельностью преподавателя и определите, в какие моменты он проявлял педагогическую рефлексию. Что говорило об этом?

15. Попробуйте определить, проявлял ли рефлексию ваш товарищ по группе во время своего доклада, или во время деловой игры, или во время ведения семинара (по поручению преподавателя) и т.д. По каким признакам вы об этом судили?

16. Пронаблюдайте фрагмент урока и определите, осуществлял ли учитель педагогическую рефлексию. Как вы это определили? Что свидетельствовало о рефлексии? Были ли на уроке моменты, которые требовали рефлексии, но прошли без нее?

17. Побеседуйте на любую тему с кем-то из близких и проследите за собой: а) приходилось ли вам менять свое отношение к собеседнику? б) замечали ли вы изменения в отношении к вам со стороны собеседника?

18. Во время педагогической игры на занятии попробуйте осуществить педагогическую рефлексию и продемонстрировать ее (для этого заранее продумайте типичные ситуации и варианты решений на основе рефлексии).

19. Придумайте учебную ситуацию для урока, в которой учитель должен проявить педагогическую рефлексию.

20. Во время педагогической практики в дневнике отмечайте ситуации, в которых вы подвергаете себя критике (что заставило вас сомневаться в правильности и целесообразности собственных действий?).

Упражнения для развития эмоциональной сферы

1. Предложите варианты действий учителя по смене настроения ребенка в следующих случаях:

а) ребенок плачет в стороне от играющих детей;

б) ребенок грустно смотрит во время урока в окно;

в) ребенок положил голову на руки в то время, когда все остальные учащиеся выполняют задание учителя;

г) ребенок в ответ на вопрос учителя: «Почему ты не работаешь вместе со всеми?» – отвечает сердито: «Не хочу, не буду, все равно не получится!»

2. Предложите варианты подавления отрицательных эмоций в следующих случаях:

а) вы обращаетесь к подруге, но она не слышит, занятая чтением книги;

б) вы смотрите интересный фильм по телевизору, а вас зовет мама в соседнюю комнату;

в) во время педпрактики на уроке, который проводите вы, учащийся разговаривает с соседом по парте и мешает всем слушать ваше объяснение материала;

г) проведенный вами урок оказался неудачным;

д) на вашем уроке не смолкают разговоры детей, возня, шум и т.п.

3. Предложите варианты возбуждения положительных эмоций, подавляющих отрицательные, в случаях:

а) тревожное состояние перед первым в жизни самостоятельным уроком;

б) состояние неуверенности при оценивании ответов учащихся во время урока;

в) ожидание анализа проведенного вами урока во время педагогической практики присутствующим преподавателем вуза или учителем данного класса.

4. По каким признакам вы можете определить у себя во время проведения урока отклонения от нормального проявления эмоциональной сферы? (Сбивчивая речь, большие паузы, волнение в голосе, дрожание рук, придирки к учащимся, неоправданные отвлечения от урока и т.д.).

5. Какие приемы овладения собой в стрессовых ситуациях вы знаете? К каким из них вам приходилось прибегать? Что бы вы применили: а) в своей учебной деятельности на занятиях в вузе; б) в своей педагогической деятельности во время практики в школе.

6. Самовнушение.

Одним из средств эмоциональной разрядки является самовнушение. Попробуйте почаще говорить себе следующие слова.

Каждый день я становлюсь все лучше и лучше!

Меня ждет большой-большой успех!

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оп­тимизма!

Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

Я здоров и силен как духовно, так и физически!

Я способен добиться всего, чего только захочу!

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят меня.

Я прощаю себя.

Я осуществлю свою мечту!

Я полностью контролирую свои мысли, чувства, действия.

Радость. Радость. Радость!!!

7. « Он-эмоция».

Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции. Например, «горе», «радость», «чванство», «грусть», «гнев», «бе­спокойство», «страх», «вина», «стыд», «сочувствие», «жалость», «эмпатия», «гордость», «благородство», «любовь».

Возьмите любую карточку (например, «грусть»). А теперь вспомните своих знакомых (друзей, сослуживцев, учеников, если вы учитель) и «подберите» одного из них к этому слову. Кто подходит? Кто внутренне похож на это слово? Образ какого человека соответствует состоянию грусти?

Возьмите наугад следующую карточку, пусть на ней будет написано слово «радость». Подумайте, кто из окружающих вас людей олицетворяет это слово?

Повторите упражнение 5-7 раз с разными карточками. Наверное, в ходе игры вы увидели, что стали лучше понимать своих близких, воспитанников, сослуживцев, их настроение, состояние, индивидуальные особенности.

8. «Я-эмоция».

А теперь поиграйте сами с собой. Из имеющихся у вас карточек подберите к самому себе 2-3 карточки, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению характеру. Отложите их в сторону.

Затем выберите карточки, отражающие индивидуальность идеа­льного учителя, родителя, какого-либо специалиста – такого, каким вы хотели бы быть. Сравните две группы карточек. Чем они отличаются и в чем сходятся?

Игру можно варьировать, приглашая партнеров и обсуждая с ними их или ваш выбор. В любом случае эта игра поможет вам «на­толкнуться на самого себя», почувствовать реальность своего внутреннего мира, своих настроений, эмоциональных состояний, подумать о самом себе и получить оценку значимых для вас людей.

9. « Разрешение конфликта».

Задание: продолжите диалоги в конфликтных ситуациях так, чтобы вызвать смех, т.е. «сочините анекдот».

– Где у нас сахарный песок?

– Ничего найти не можешь! Вон он....

(в банке из-под кофе, на которой написано «соль».)

– Чем вы тут занимаетесь? – вскрикнул в ярости директор, увидев, как один из служащих целует его секретаршу. – Я не за это плачу вам жалование!

– Разумеется, шеф, – ответил служащий. –........

(Я делаю это совершенно бесплатно и исключительно из глубокого уважения к вам.)

– Вовочка, почему ты опять опоздал на урок?

– На меня напал вооруженный бандит.

– Кошмар! Что же он сделал?

–........

(Отнял тетрадку с выполненным домашним заданием.)

10. Игра «Спасательный круг».

Проводится в проективной технике «недописанный диалог». Учащиеся должны продолжить начало диалога, которое написано на предлагаемой одному из них карточке. По замыслу игры, он находится в стрессовом состоянии: испытывает сильное раздражение или обиду, физическое недомогание. Конкретное состояние он выбирает сам и обращается за помощью к другим участникам. Они по очереди предлагают «терпящему бедствие» свой «спасательный круг» – прием, с помощью которого он может спастись, то есть прийти в состояние эмоционального благополучия. Так, на реплику, записанную на карточке: «Я так зол, я так зол!», которую произносит Дмитрий Н., – ребята продолжают: «Помаши руками», «Сосчитай до десяти в обратном порядке», «Успокойся, не нервничай», «Держи себя в руках», «Пожуй жвачку» и т.п. Дмитрий ухватился за «спасательный круг» с предложением физических упражнений. В ходе тренинга ребята имели возможность после каждого участника, терпящего бедствие, провести короткий обмен мнениями, поделиться своими чувствами. По окончании игры подводится итог и выбирается Главный спасатель. Ему вручается «медаль» «За спасение утопающих». Все учащиеся благодарят друг друга за доброжелательность, внимание.

11. Игра «Я самый».

Верить в свою исключительность необходимо любому человеку. Подумайте, в чем проявляется ваша исключительность. Итак, продолжите фразу: «Я самый...». Аргументируйте утверждения, например: «Я самый терпеливый!», «Я самый жизнерадостный!», «Я самый умный!» и т.п. Постарайтесь указывать те качества, которые помогают вам решать конфликтные ситуации с друзьями, родителями, учителями. Затем все участники по мере психологической готовности выступают перед группой, доказывая свою исключительность в обозначенной ведущим области. Члены группы имеют право задавать любые вопросы, подвергая сомнению эту необыкновенность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения и т.п. Затем группа оценивает выступление участников, выбирает победителя и награждает его званием «Ваше величество».

12. Игра «Волшебный стул».

На стул приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что «волшебный стул» не способен «высве­тить» ни один недостаток. Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Приглашается Ира В., скромная, застенчивая девушка. Ребята называют присущие ей качества (умная, нежная, добрая), указывают на ее добрые дела («когда я болела, она ко мне приходила...», «никто не убирал класс, а она осталась...»), отмечают достоинства внешнего пор­трета (красивая, стройная и т.д.). Учитель вовлекает учащихся в эмоциональное состояние бодрой расположенности, стимулирует желание сказать что-то ободряющее и возвышающее его как человека. Эта игра проводится на факультативных занятиях регулярно, чтобы через момент возвышения прошел каждый участник.

13. Для бесед с учащимися, студентами и т.д. по освоению привычек саногенного поведения полезно использовать материал статьи Бориса Бочарова «Психологическая броня»[1]: «Не так давно я ездил в командировку. Единственным попутчиком в купе оказался высокий подтянутый пожилой мужчина. На вид ему было лет 70. С определением возраста крупно ошибся. «Мне 80 с гаком», – улыбнулся в ответ старик. Я не мог удержаться от удивления. От него исходило какое-то внутреннее спокойствие, уверенность в сочетании с доброжелательностью. «Как это вам удалось так сохраниться?» Он сочувственно улыбнулся и сказал: «Воору­жился психологической броней. Если бы у меня ее не было, думаю, я давно был бы на том свете». Вот что он рассказал мне про свою психологическую броню: «Я ограждаю свой мозг от информации, вызывающей бесполезные переживания...Это не башня из слоновой кости и не розовые очки, а разумный, трезвый подход к жизни. Зачем мне откликаться на чужую злобу, ненависть? Зачем допускать в свое сознание чужие несправедливые поступки? Я часто вспоминаю слова моей бабушки: «Отринь неправедное! Пестуй себя самого!» И вот я продолжаю пестовать себя до сих пор.

Практически в каждом случае я определяю для себя, отчего возникла та или другая неприятность. Если она естественна, рождена природой и касается самого меня: болезнь моя или близких, несчастный случай, неудачи в делах – я принимаю ее как не зависящее от меня, от моих усилий уже свершившееся событие. Не рву на себе волосы, не проклинаю жизнь, не ищу виноватых – этим горю не поможешь. Есть боль, горе, которым противостоять бесполезно, с которыми нужно смириться. Принять в себя, перестрадать, собрав все силы, перетерпеть. Преодолев неизбежное или неотвратимое горе, я выхожу из кризиса способным к продолжению жизни. Здесь психологическая броня мне не нужна – мой мозг, душа, чувства открыты для переживания.

Если чья-то чужая злоба...ищет у меня сострадания, взывает к бесполезным, неоправданным переживаниям, то я ставлю броню. Я не выступаю в роли судьи, но и не болею болезнями чуждых мне людей. Предательство, обман, зависть – все эти болезни рождаются неправедными людьми. Они их порождают, пусть сами из-за них переживают. Я не даю пробиться им через мою психологическую броню. Я постоянно повторяю про себя: «Господи, дай мне терпение вынести то, что я должен вынести и не могу изменить, дай мне силы изменить, что я должен изменить, и дай мне ум, чтобы не спутать первое со вторым». В разумном подходе и состоит отличие психологической брони от эгоизма.

С большой осторожностью я выбираю книги, телепередачи. Фильтрую, отбрасываю убийства, насилие, безысходные трагедии. Гёте в своем дневнике признавался о собственной книге «Страдания молодого Вертера»: «Эта книга буквально начинена взрывчаткой. Мне от нее становится жутко, и я боюсь снова впасть в то патологическое психическое состояние, из которого книга возникла, когда я ее писал». Я стараюсь избегать такого воздействия искусства, разделяя наблюдение одного из шекспировских героев:

Не пой! Печальных песен звуки

Больной души не исцелят,

Они удвоят только муки

И раны сердца растравят.

Беседа с соседом по купе не прошла для меня бесследно. Прежде всего, я понял, что надо расставаться со старыми привычками читать газеты от корки до корки и смотреть без разбора все новости и диспуты по телевизору. Конечно, психологическая броня не панацея от всех информационных стрессов, но реальным свидетелем ее пользы был мой безымянный попутчик».

Полезно также проводить тренинги оптимистического наст­роения и преодоления привычки к депрессиям. Приведем материал к таким занятиям. Алексей Григорьев в статье «Юмори­на»[2] рассказы­вает о необычной практике 49-летнего американского актера и телевизионного сценариста Чарльза Меткафа, о которой он беседует с корреспондентом немецкого журнала «Шпигель»:

– Неужели можно научить людей юмору?

– Конечно! Мы считаем юмор лучшим способом обойти абсурдность окружающего мира, путем к большей раскрепощенности человека и, в конечном счете, к здоровью.

– Одни выбирают йогу, другие аэробику. А что предлагаете вы, чтобы человек стал более раскрепощенным?

– Мы занимаемся «юморобикой». То есть выполняем упражнения, которые помогают человеку свободнее выражать свою радость. Взгляните на детей: если они чему-то рады, то выражают это чувство немедленно. Постоянное ограничение у взрослых способности к самовыражению может привести к утрате чувства радости. А оно особенно необходимо, когда что-то не получается.

– И что же вы советуете большому начальнику? Хохотать во все горло, когда упущен выгодный заказ или контракт?

– Не все так просто. Речь идет о развитии способностей, которые должны помогать в трудных и даже болезненных ситуациях. Я, например, рассказываю своим слушателям истории о больных раком, военнопленных или заложниках, которые не утратили чувство юмора и благодаря ему сохранили душевную бодрость, способность адаптироваться к ситуации, принимать верные решения и в конечном счете выжить. Очень важно почувствовать абсурдность несчастья или неудачи, постигших вас.

– Но ведь это очень нелегкое дело!

– Юмор вообще нелегкая работа. Лишь несчастья приходят сами собой. А вот способность радоваться следует в себе развивать.

– И как же выглядят ваши упражнения по юморобике?

– Мы, например, делаем такое упражнение: встать – вздохнуть – рассмеяться. Причем вся аудитория делает это: встали, глубоко вздохнули – и самая широкая улыбка, какая только возможна! Поверьте, после этого нельзя не почувствовать себя хоть чуточку лучше. Или вот такое упражнение: все трясут руками, улыбаются во все лицо и при этом издают звуки, которыми обычно взрослые смешат ребенка.

– И вашим слушателям это нравится?

– Им нравится побыть в атмосфере эмоционального общения друг с другом час, два.

– И все же даже с такой серьезной публикой вы не обходитесь без дурацких клоунских носов?

– Это заключительное упражнение. Ведь легко сказать: оставь свои заботы на работе. Куда труднее это сделать. Но тот, кто не сумеет, по настоящему отдохнуть не сможет. Поэтому я говорю: каждый должен праздновать окончание рабочего дня. И советую: непременно держите в «бардачке» своего автомобиля клоунский нос. Наденьте его, когда поедете домой, и посмотрите, как будут реагировать на вас люди. Это куда лучше, чем сразу после работы пропустить рюмку.

– Вы считаете эту клоунаду эффективным средством от стрессов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.124 с.)