Тема 2. Индивидуальность как психологическая и педагогическая характеристика человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Индивидуальность как психологическая и педагогическая характеристика человека



 

Семинар

 

Тема: Индивидуальность человека как педагогическое и психологическое понятие.

План

  1. Проблема индивидуальности человека в трудах ведущих отечественных психологов.
  2. Индивидуальность человека как предмет философии.
  3. Современные взгляды на понятие «индивидуальность человека».

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему понятие «индивидуальность» стало одним из центров внимания гуманистических наук?
  2. Чем отличаются взгляды ученых на сущность индивидуальности?
  3. Что особенного в понимании индивидуальности как педагогического явления?

Задание: проведите самодиагностику сфер индивидуальности и сделайте выводы об особенностях своего развития.

 

Диагностика индивидуальности студента (самооценка)

Группа ______________________

Фамилия____________________________________Имя______________________Дата_____________________

Интеллектуальная сфера

                   
Самостоятельность мышления                  
Оперативность мышления                  
Креативность мышления                  
Абстрактность мышления                  
Гибкость ума                  
Критичность ума                  
Сообразительность                  
Хорошая память                  
Устойчивость внимания                  
Принятие нестандартных решений                  
Планирование деятельности                  
Работа с различной литературой                  
Составление конспектов                  
Управление мыслительными процессами                  
Сопротивление стереотипам мышления                  

 

Эмоциональная сфера

 

                   
Умение давать оценку своему эмоциональному состоянию                  
Умение давать себе адекватную самооценку                  
Умение контролировать свое эмоциональное состояние                  
Умение снимать эмоциональную напряженность                  
Умение справляться со стрессом                  
Умение сохранять присутствие духа в экстремальных ситуациях                  
Умение преодолевать тревожность                  
Умение справляться с негатив­ным отношением к предмету                  

 

 

Мотивационная сфера

                   
Потребность в предметных знаниях                  
Потребность в достижении цели                  
Потребность в сотрудничестве                  
Потребность в разнообразном общении                  
Потребность в саморазвитии                  
Потребность в самопознании                  
Потребность в деловых конфликтах                  
Потребность в самообразовании                  
Потребность в получении дополнительных знаний по профилю будущей специальности                  

 

Сфера саморегуляции

                   
Навыки анализа жизненных ситуаций                  
Умение владеть своими потребностями                  
Навыки психического самоконтроля                  
Навыки физического самоконтроля                  
Навыки осознания своего поведения                  
Свобода в выборе целей и средств жизнедеятельности                  
Умение относиться к себе критически                  

 

Экзистенциальная сфера

                   
Навыки честного отношения к себе и к людям                  
Способность к осознанному выбору «каким быть»,                  
Осознанность своего внутреннего мира, нравственная самооценка                  
Осознанное самоуважение, умение смотреть на себя «со стороны»                  
Сознательное отношение к своим действиям, поступкам                  
Наличие ценностей в учении, общении, культуре и др. сферах                  
Стремление к самосовершенствованию                  

 

Предметно-практическая сфера

                   
Наличие общих способностей (интеллектуальные)                  
Наличие специальных способностей (к отдельным видам деятельности)                  
Наличие профессиональных способностей                  
Наличие творческих способностей                  
Наличие работоспособности                  

 

Волевая сфера

                   
Способность осознанно ставить далекие цели                  
Способность к длительному волевому усилию                  
Умение достигать поставленной цели                  
Умение преодолевать внешние и внутренние трудности                  
Умение тормозить свои побуждения                  
Умение формировать свои нравственные привычки                  
Самостоятельность в достижении цели                  
Настойчивость, упорство                  

 

 

Тема 3. Формирование индивидуальности дошкольника как цель деятельности

Педагога

 

Семинарско-практическое занятие

 

Тема: Психологическая и педагогическая диагностика индивидуальности дошкольника.

План

1. Психологическая диагностика дошкольника.

2. Педагогическая диагностика дошкольника.

3. Обсуждение результатов диагностики индивидуальности (отдельных сфер, компонентов) дошкольника.

На первом по учебному плану занятии студенты получают задание провести обследование психических свойств и качеств ребенка – дошкольника. На занятие они должны принести результаты этого задания.

 

Семинарско-практическое занятие

 

Тема: Взаимодействие педагогов в формировании индивидуальности младшего школьника.

План

1.Роль членов педагогического коллектива в формировании индивидуальности дошкольников.

2. Педагогический консилиум: сущность и значение в формировании индивидуальности дошкольника.

3. Ролевая игра «Педагогический консилиум». Кратко ее суть состоит в следующем: студенты распределяют между собой роли воспитателя, психолога, медицинского работника ДОУ, социального педагога и др. Все студенты получают характеристику ребенка (данные о проявлении им сфер индивидуальности на занятиях, данные о его семье, занятиях родителей, досуге ребенка и др.). Изучив эту характеристику, студенты проводят консилиум, реализуя выбранные роли. Намечают меры помощи ребенку в развитии его индивидуальности. Результаты консилиума оформляют в таблице (см. ниже).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.015 с.)