Признаки
| Содержание признаков
| Отличие от других
педагогик
|
Основопола
гающая идея
| Идея человековедческой направленности педагогического мышления, идея формирования человеческого в человеке, а не только и не столько личности и личностных качеств
| Направленность на развитие природных сил человека
|
Объ
ект
| Развитие и саморазвитие (формирование) психических качеств человека на всех возрастных этапах его развития
| Психологический аспект общей педагогики
|
Пред
мет
| Формирование и развитие индивидуальности человека как особая функция общества, исследование сущности развития и формирования индивидуальности человека и определение на этой основе процесса его социализации как специально организованного педагогического процесса
| Включает проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности)
|
Катего
риаль ный аппарат
|
социализация,
развитие,
формирование,
индивидуальность,
личность
| Индивидуальность -педагогическая категория; категория «социализация» включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими; соотношение понятий «индивидуальность» и «личность», «воспитание» и «развитие»
|
Методы ис
следования
| Совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем с применением психологических методов
| Методы педагогической диагностики сфер индивидуальности
|
Задачи
| Раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности
| Ориентировать общество на развитие не только личностных качеств, но и индивидуальных (психических)
|
Содержа
ние
| Разработанная система педагогических целей, система диагностических средств, средства формирования индивидуальности, закономерности и принципы развития и формирования индивидуальных качеств человека и его индивидуальности в целом
| Направленность аксиологического, содержательного и процессуального аспектов на психологизацию педагогического процесса
|
Функции
| – оценка роли и места индивидуальности человека;
– исследование психологических и педагогических средств и условий развития и формирования индивидуальности человека, основных его сфер;
– педагогизация и психологизация всех сторон жизни человека и общества, интеграция педагогики с общественными, естественными и психологическими науками, отражающими триединство природы, общества и человека;
– разъяснение того факта, что успех каких бы то ни было преобразований, реформ и инноваций в решающей мере зависит от индивида, от его общего развития, профессионального мастерства, творческого отношения к делу, индивидуальных способностей.
| Методологическая функция Описательная функция
Объяснительная функция
Прогнозирующая функция Преобразующая функция.
|
Принципы
| антропологический принцип
принцип индивидуализма
принцип свободы независимого развития человека
принцип реальности человеческого бытия
принцип самореализации
принцип мотивации
принцип целостности
| Принципы получают новое осмысление. Они означают аксиологическую направленность на индивидуальное развитие человека как на цель, на общечеловеческие ценности как основные координаты современного образования.
|
Сфера педагогики индивидуальности
| 1. Индивидуальность человека,его сущностные характеристики в аспекте образовательной, самообразовательной и самовоспитательной деятельности; цели образования с учетом потребностей человека на различных этапах его жизненного пути.
2. Система и процесс социализациичеловека; содержание, методы, средства и организационные формы образовательной деятельности, ориентированные на достижение социально и личностно детерминированных целей образования.
3. Педагог (учитель школы, преподаватель вуза, воспитатель детских учреждений) и психолог как главные действующие лица любых преобразований в системе образования.
| Интеграция психических и социальных факторов.
Интеграция деятельностей всех участников педагогического процесса как существенного фактора формирования индивидуальности.
|