Итоговая аттестация качества усвоения знаний



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговая аттестация качества усвоения знаний



Итоговая аттестация предполагает письменный или устный зачет, на котором определяется степень сформированности:

- знаний об индивидуальности дошкольника и педагога;

- педагогических умений, связанных с диагностикой и самодиагностикой развития индивидуальности, выбором педагогических средств развития индивидуальности;

- умений проектировать самосовершенствование собственной индивидуальности;

- исследовательских умений в области педагогики индивидуальности.

 

 

Зачет проводится по выбору студента в одной из следующих форм:

- Устный ответ на вопрос по программе;

- Защита реферата

- Презентация педагогического проекта процесса формирования целостной индивидуальности дошкольника (или отдельных свойств и качеств индивидуальности)

- Письменное обоснование программы собственного саморазвития индивидуальности

- Отчет об исследовании выбранного аспекта педагогики индивидуальности (на теоретическом или эмпирическом уровне).

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы магистрантов

 

При организации самостоятельной работы магистрантов рекомендуются:

 

  • конспектирование литературных источников по проблемам формирования индивидуальности школьников и развитию индивидуальности педагога;
  • анализ документации ДОУ в изучаемом аспекте;
  • участие в деловых играх;
  • подготовка докладов и сообщений для семинаров;
  • участие в дискуссиях;
  • наблюдение и анализ педагогической деятельности по развитию индивидуальности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • участие в диагностических процедурах (самооценка развития собственной индивидуальности, тестирование детей);
  • составление программы саморазвития индивидуальности;
  • разработка и публичная защита собственных проектов по развитию индивидуальности дошкольника в педагогическом процессе.

 

Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов

 

Основная

1. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. - Калининград, 1995. – 94 с.

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 572 с.

Дополнительная

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с.

4. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. - М., 1986. - 96 с.

5. Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии //Сов. педагогика. 1991. № 4. – С. 46-49.

6. Гребенюк Т.Б., Каждан И.И. Сборник задач, заданий и упражнений для развития дидактических умений: Учебное пособие. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 1999.

  1. Гребенюк Т.Б., Тучинская Н.А. Мониторинг развития индивидуальности школьников: научно-методическое пособие. – 2-е изд. - Калинингр. ун-т. - Калининград: 2002.
  2. Механизмы становления открытой образовательной системы в анклавном регионе на основе идей педагогики индивидуальности: материалы круглого стола (сборник докладов и выступлений) Калинингр. ун-т., Калининград: 2002. - 50с.
  3. Научная школа профессора О.С. Гребенюка. - Калинингр. ун-т. -Калининград, 2002. – 168 с.

10. Подготовка педагогов и руководителей школ к реализации идей педагогики индивидуальности: Метод. рекомендации. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 2002. - 50с.

11. Реализация идей педагогики индивидуальности в деятельности школ Калининградской области: Научно-метод. пособие / Науч. ред. О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калинингр. ун-т. Калининград, 2002.-149 с.

  1. Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе: Сб. науч. статей /Науч. ред. О.С. Гребенюк - Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 103 с.

13. О мерах по защите прав детей на образование. - М.: ИПК МГУП, 2000. - 116с.

14. О положении детей в Российской Федерации, 1996 год: Ежегодный государственный доклад. / Под общ. ред. Кареловой Г.Н. - М., 1997. - 98 с.

15. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ. Доклад 2000. / Под ред. А.Н. Майорова. – Изд.2-е, доп. - СПб., 2001. - 212 с.

 

 

Учебно-методический блок

Теоретическая часть

Тема 1. Педагогика индивидуальности как наука и учебный предмет.

Лекция 1. Цель: дать представление о тенденциях развития педагогики, о проб­леме формирования сущностных сил человека, раскрыть сущность предмета, содержание целей и задач педагогики индивидуальности.

Рассмотреть вопросы: философия образования; принципы современной педагогики; предмет, цели и задачи педагогики индивидуальности, ее связи с другими науками.

План

1. Концепции индивидуальности человека и педагогики индивидуальности.

2. Основные идеи педагогики индивидуальности.

3.Связь педагогики индивидуальности с общей педагогикой и другими науками о человеке.

Краткое содержание лекции

Становлениеи развитие педагогики индивидуальности как самостоятельного направления в педагогике было обусловлено рядом факторов: объективными (социальными - деидеологизация системы образования; новые требования общества к выпускникам учебных заведений, к педагогическим кадрам, отражающие направленность на формирование свойств и качеств специалиста, позволяющих ему осуществить самореализацию, самоопределение; развитие европейских интеграционных процессов в образовательном пространстве и включение России в Болонский процесс; психолого-педагогическими факторами - разработка и обоснование новых педагогических целей в соответствии с гуманистической парадигмой образования; новое осмысление в новых условиях принципа индивидуализма; существенный поворот педагогической науки и практики к психологии человека; активизация инновационных процессов в педагогической теории и практике; реформы народного образования) и субъективными факторами, заключающимися в личности профессора О.С. Гребенюка.

В основе концепции педагогики индивидуальности лежит характеристика человека как индивидуальности. Наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) автор концепции О.С. Гребенюк выделяет третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность). Индивидуальность в рассматриваемой концепции предстает как интегральная психологическая характеристика человека, отражающая семь сфер психики (интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, экзистенциальную и сферу саморегуляции). Вклад в педагогику данным подходом определяется тем, что, во-первых, индивидуальность рассматривается как педагогическая категория и, во-вторых, тем, что предложена модель индивидуальности человека.

Основные концептуальные положения педагогики индивидуальности:

  1. Формирование и развитие це­лостной инди­видуальности учащегося в педагогическом процессе (как педагогическая задача) - разви­тие всех психи­ческих сфер учащегося в единстве.
  2. Развитие индивидуальности и личности учащегося в единстве (как составляющая гуманистической парадигмы образования) – обеспечение эффективной социализации человека благодаря развитию его психических сфер, развитию способностей воспринимать, осмысливать, оценивать, рефлексировать и др.
  3. Создание условий для саморазвития индивидуальности учащегося и индивидуальности педагога (направленность на субъектность участников педагогического процесса)
  4. Переструктурирование педагогического процесса с целью активизации всех психических сфер учащегося в единстве (психологизация процесса обучения и воспитания).

 

Педагогика индивидуальности представляет собой область науки, образующуюся на стыке психологии и педагогики, включающую как проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности), так и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования).

Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача – раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности.

Педагогика индивидуальности как самостоятельная отрасль научного знания имеет собственное содержание: разработанную систему педагогических целей, систему диагнос­тических средств, средства формирования индивидуальности, закономерности и принципы развития и формирования индивидуальных качеств человека и его индивидуальности в целом. Это система работоспособных, оправдавших себя на практике, прошедших проверку жизнью психологических и педагогических положений, категорий и принципов, объективно и доказательно отражающих сущностные процессы развития индивидуальности человека

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте предмет, функции и основные категории педаго­гики индивидуальности.

2. Почему необходимо развивать индивидуальность человека?

3. Назовите основные признаки индивидуальности и личности. Каково соотношение понятий «индивидуальность» и «личность»?

4. В чем суть проблемы развития индивидуальности человека?

5. Каждый ли, у кого есть индивидуальные особенности, — индивидуальность? индивидуалист?

6. Ответьте на вопросы: "Кто Вы?", "Какой Вы?".



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.006 с.)