Научные исследования по проблемам индивидуальности человека и ее формирования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные исследования по проблемам индивидуальности человека и ее формирования.



План

 

1. Обзор кандидатских и докторских диссертаций по проблемам педагогики индивидуальности.

2. Анализ диссертационных исследований и полученных результатов.

Цель: ознакомить студентов с имеющимися диссертационными исследованиями по педагогике индивидуальности и сложить общее представление о них.

Рассмотреть вопросы: статистика диссертационных исследований по годам, по аспектам педагогики индивидуальности, по результатам исследований. Становление научной школы по педагогике индивидуальности.

 

Краткое содержание лекции

 

Время и обстоятельства оказывают влияние на педагогику индивидуальности. Об этом свидетельствуют и многочисленные диссертационные исследования единомышленников и учеников профессора О.С. Гребенюка (список диссертаций в разделе «Блок наглядно-дидактического материала»). Обобщенно основные результаты диссертационных исследований, выполненных в русле педагогики индивидуальности, представлены в таблице ?.

Положение об индивидуальности школьника как одной из педагогических целей явилось тем стержнем, вокруг которого начали образовываться и развиваться поиски педагогов в области научно-педагогических характеристик сфер индивидуальности школьника. Именно школьник стал первым объектом таких поисков. И только значительно позже внимание было обращено на студентов, а затем на специалистов. Развернулись специальные исследования индивидуальности как педагогической цели процессов обучения в вузе, в системе дополнительного образования и повышения квалификации.

Анализ диссертационных исследований (на сегодня их свыше восьмидесяти – кандидатских и пять - докторских) показал, что авторы исследуют в них главным образом педагогические условия и средства формирования индивидуальности или отдельных компонентов. При этом, опираясь на целостный подход к исследованию, ученые разрабатывают цели, содержание образования, методы, приемы и формы педагогического процесса, необходимые для достижения целей формирования индивидуальности. В зависимости от решаемой проблемы каждый исследователь вносит что-то новое не столько в характеристики сфер индивидуальности, сколько в формулировки целей их формирования и развития, которые получают конкретное наполнение, обусловленное возможностями тех средств, которые используются как основные для решения научной проблемы. Так, цели формирования интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер младшего школьника получили свою интерпретацию за счет возможностей иностранного языка как учебного предмета, а те же цели на основе вероятностного подхода получили уже иное выражение, ориентирующее учителя на более детальное предвидение пошаговых действий. Аналогично можно охарактеризовать цели обеспечения готовности будущего учителя к определенным профессиональным действиям (например, к формированию индивидуальности школьника, к осуществлению интегрированного обучения и др.). Ниже в таблице ? показаны примеры формулировок целей. Как видим, целевой компонент занимает достаточно большое место в научных разработках. Благодаря этому в педагогике индивидуальности к настоящему времени сложилось самостоятельное направление, которое условно можно назвать аксиологическим. Содержательно данное направление в педагогике отличается значительно от сложившегося педагогического опыта.

В соответствии с разным представлением конкретных выражений целей формирования сфер индивидуальности авторы в своих диссертациях рассматривают возможности известных педагогических средств с позиций разработанных целей. На наш взгляд, рассматриваемые педагогические средства (задания различного характера, разнообразные игры и другие средства) приобретают своеобразный вид, новое осмысление благодаря особенностям учебного предмета и его методики, на основе которых осуществляется решение научной проблемы. Из сказанного вытекает следующий вывод: для реального воплощения идей педагогики индивидуальности в педагогической практике важным является, во-первых, наличие таких формулировок целей обучения, которые охватывали бы все сферы индивидуальности и учитывали бы все требования государственного стандарта, во-вторых, необходимо приведение всех возможных формулировок целей развития индивидуальности в соответствие с методическими особенностями преподаваемых предметов. Данный вывод относится не только к исследованиям по школьной, но и вузовской, а также профессиональной педагогической тематике.

В ряде диссертационных исследований специальное внимание уделяется диагностическим методикам, позволяющим определять степень развития психических свойств и качеств обучающихся, а также научно обоснованным технологиям педагогического мониторинга развития индивидуальности школьника, студента.

Сегодня можно отметить такой этап в развитии педагогики индивидуальности, который характеризуется интеграцией ее основных положений с другими современными концепциями и научными подходами. Ряд выполненных исследований доказывает реальную возможность рассмотрения моделей формирования индивидуальности педагога на основе единства положений педагогики индивидуальности и компетентностного (Л. Хурло, Д.В. Голубин, В.П. Гурова), андрагогического (М.В. Гончар, Л.В. Линевич), позиционно-ситуативного (Т.Б. Гребенюк), проектно-рефлексивного (С.М. Конюшенко) и других подходов.

Анализ диссертационных исследований, выполненных учителями и директорами школ, представителями управленческих органов системы образования, преподавателями средних и высших профессиональных школ, позволил заключить, что развитие системы педагогического образования в Калининградском регионе происходило в условиях формирования и утверждения концепции педагогики индивидуальности: на основе, во‑первых, единства становления будущего учителя как индивидуальности и его профессиональной подготовки, во-вторых, принятия ребенка как главного предмета педагогического труда, в-третьих, направленности на раскрытие и становление сущностных сил человека в условиях учебной деятельности школьника и студента.

Многочисленные специальные исследования по проблемам индивидуальности и внедрение педагогики индивидуальности в практику массовой школы позволяют констатировать факт создания научной авторской Школы. Сегодня, по мнению ученых, научная школа представляет собой общность людей, объединенных идейно, духовно, концептуально, принадлежащих к единой, исследовательской, научной, духовной культуре и формирующих определенный контекст ее существования. Это есть многогранное явление:

- среда профессионального общения,

- форма непрерывного образования,

- специфический источник профессионального воспитания,

- специфическая среда самоактуализации и саморазвития,

- форма развития педагогической науки,

- форма интеграции научно-исследовательской и образовательной деятельности,

- форма интеграции педагогической теории и практики,

- форма интеграции средней и высшей ступеней образования (высшей и постдипломной ступеней образования, основного и дополнительного образования).

Ниже, в таблице ? представлен количественный состав представителей научной Школы педагогики индивидуальности, свидетельствующий о том, что практически все названные выше признаки научной школы характерны для Педагогики индивидуальности.

Как видно из этой таблицы и представленного выше материала, научная школа педагогики индивидуальности отражает практически все названные характеристики (по охвату представителей разных уровней системы образования, по связям теории и практики, по интеграции научно-исследовательской и преподавательской деятельности и др.).

Однако главным существенным признаком научной школы выступает наличие фундаментальных научных идей, требующих своего воплощения в научных изысканиях и поисках силами не одного человека, а большого коллектива, объединенного общим замыслом, вдохновением. Если эти идеи становятся общими ценностями для этой группы, то можно говорить о гарантированном совместном научном труде. Научная школа, созданная О.С. Гребенюком, объединила не только преподавателей и аспирантов кафедры педагогики и психологии РГУ им. И. Канта, которой он руководил с 1988 по 2003 годы, но и многих педагогов других образовательных учреждений. Только на этой немногочисленной кафедре (12 человек преподавателей и столько же аспирантов) кандидатские диссертации по проблемам индивидуальности школьника и студента, проблемам формирования и развития индивидуальности субъектов педагогического процесса защитили (с 1995 г.) около 60 человек.

В зависимости от глобальности, теоретической и практической значимости идей, рожденных и высказанных одним человеком, исследования могут выполняться поколениями учеников и соратников длительное время, расширяя и углубляя наши знания.

Научная школа по педагогике индивидуальности не ограничивается рамками Калининградского региона. Последователи концептуальных идей О.С. Гребенюка воплощают их, развивают и претворяют в жизнь в других регионах России (Татарстан, Волгоградская, Костромская, Ярославская области, Омск, Санкт-Петербург), городах Белоруси (Минск) и Польши (Ольштын, Плоцк, Гданьск). В связи с этим, на наш взгляд, можно предложить для характеристики научной школы такой параметр, как наличие научной династии. Многие кандидаты наук, защитившиеся по проблемам педагогики индивидуальности, сегодня сами осуществляют руководство диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей, готовят своих последователей и достойную смену. Научная династия – это показатель глубины, содержательности и перспективности научных идей и положений, верности и убежденности последователей в этом.

Важным обстоятельством для развития научной школы выступает интеграция авторской концепции, благодаря которой основана и функционирует научная школа, и других научных взглядов и подходов, выработанных другими учеными. Данное направление позволяет обогащать научную школу новыми аспектами исследований и привлекать дополнительные исследовательские силы. Так, сегодня можно отметить такой этап в развитии педагогики индивидуальности, который характеризуется интеграцией ее основных положений с другими современными концепциями и научными подходами (вероятностный, акмеологический, андрагогический, компетентностный и др.).

Обобщая сказанное, отметим основные факторы развития научной Школы Педагогики Индивидуальности: наличие концепции, имеющей фундаментальный характер; наличие коллектива учеников - единомышленников и последователей; научное руководство автором концепции исследованиями учеников; династия исследователей и научных руководителей в рамках научной школы; интеграция научных концепций, теорий, подходов.

Педагогика индивидуальности, безусловно, сыграла огромную роль в развитии педагогической сферы Калининградского региона (и не только). Она выполнила и продолжает выполнять прогностическую функцию, ориентирующую педагогическую общественность на обеспечение условий для развития индивидуальности всех субъектов педагогического процесса как главной ценности в образовании.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что характерно для диссертационных исследований по проблемам педагогики индивидуальности?

2. Какие аспекты педагогики индивидуальности были предметом исследований?

3. Каковы результаты исследований в области педагогики индивидуальности?

4. Что такое научная школа?

5. Каковы факторы становления научной школы?

ПРАКТИКУМ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.008 с.)