Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные исследования по проблемам индивидуальности человека и ее формирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План
1. Обзор кандидатских и докторских диссертаций по проблемам педагогики индивидуальности. 2. Анализ диссертационных исследований и полученных результатов. Цель: ознакомить студентов с имеющимися диссертационными исследованиями по педагогике индивидуальности и сложить общее представление о них. Рассмотреть вопросы: статистика диссертационных исследований по годам, по аспектам педагогики индивидуальности, по результатам исследований. Становление научной школы по педагогике индивидуальности.
Краткое содержание лекции
Время и обстоятельства оказывают влияние на педагогику индивидуальности. Об этом свидетельствуют и многочисленные диссертационные исследования единомышленников и учеников профессора О.С. Гребенюка (список диссертаций в разделе «Блок наглядно-дидактического материала»). Обобщенно основные результаты диссертационных исследований, выполненных в русле педагогики индивидуальности, представлены в таблице?. Положение об индивидуальности школьника как одной из педагогических целей явилось тем стержнем, вокруг которого начали образовываться и развиваться поиски педагогов в области научно-педагогических характеристик сфер индивидуальности школьника. Именно школьник стал первым объектом таких поисков. И только значительно позже внимание было обращено на студентов, а затем на специалистов. Развернулись специальные исследования индивидуальности как педагогической цели процессов обучения в вузе, в системе дополнительного образования и повышения квалификации. Анализ диссертационных исследований (на сегодня их свыше восьмидесяти – кандидатских и пять - докторских) показал, что авторы исследуют в них главным образом педагогические условия и средства формирования индивидуальности или отдельных компонентов. При этом, опираясь на целостный подход к исследованию, ученые разрабатывают цели, содержание образования, методы, приемы и формы педагогического процесса, необходимые для достижения целей формирования индивидуальности. В зависимости от решаемой проблемы каждый исследователь вносит что-то новое не столько в характеристики сфер индивидуальности, сколько в формулировки целей их формирования и развития, которые получают конкретное наполнение, обусловленное возможностями тех средств, которые используются как основные для решения научной проблемы. Так, цели формирования интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер младшего школьника получили свою интерпретацию за счет возможностей иностранного языка как учебного предмета, а те же цели на основе вероятностного подхода получили уже иное выражение, ориентирующее учителя на более детальное предвидение пошаговых действий. Аналогично можно охарактеризовать цели обеспечения готовности будущего учителя к определенным профессиональным действиям (например, к формированию индивидуальности школьника, к осуществлению интегрированного обучения и др.). Ниже в таблице? показаны примеры формулировок целей. Как видим, целевой компонент занимает достаточно большое место в научных разработках. Благодаря этому в педагогике индивидуальности к настоящему времени сложилось самостоятельное направление, которое условно можно назвать аксиологическим. Содержательно данное направление в педагогике отличается значительно от сложившегося педагогического опыта. В соответствии с разным представлением конкретных выражений целей формирования сфер индивидуальности авторы в своих диссертациях рассматривают возможности известных педагогических средств с позиций разработанных целей. На наш взгляд, рассматриваемые педагогические средства (задания различного характера, разнообразные игры и другие средства) приобретают своеобразный вид, новое осмысление благодаря особенностям учебного предмета и его методики, на основе которых осуществляется решение научной проблемы. Из сказанного вытекает следующий вывод: для реального воплощения идей педагогики индивидуальности в педагогической практике важным является, во-первых, наличие таких формулировок целей обучения, которые охватывали бы все сферы индивидуальности и учитывали бы все требования государственного стандарта, во-вторых, необходимо приведение всех возможных формулировок целей развития индивидуальности в соответствие с методическими особенностями преподаваемых предметов. Данный вывод относится не только к исследованиям по школьной, но и вузовской, а также профессиональной педагогической тематике. В ряде диссертационных исследований специальное внимание уделяется диагностическим методикам, позволяющим определять степень развития психических свойств и качеств обучающихся, а также научно обоснованным технологиям педагогического мониторинга развития индивидуальности школьника, студента. Сегодня можно отметить такой этап в развитии педагогики индивидуальности, который характеризуется интеграцией ее основных положений с другими современными концепциями и научными подходами. Ряд выполненных исследований доказывает реальную возможность рассмотрения моделей формирования индивидуальности педагога на основе единства положений педагогики индивидуальности и компетентностного (Л. Хурло, Д.В. Голубин, В.П. Гурова), андрагогического (М.В. Гончар, Л.В. Линевич), позиционно-ситуативного (Т.Б. Гребенюк), проектно-рефлексивного (С.М. Конюшенко) и других подходов. Анализ диссертационных исследований, выполненных учителями и директорами школ, представителями управленческих органов системы образования, преподавателями средних и высших профессиональных школ, позволил заключить, что развитие системы педагогического образования в Калининградском регионе происходило в условиях формирования и утверждения концепции педагогики индивидуальности: на основе, во‑первых, единства становления будущего учителя как индивидуальности и его профессиональной подготовки, во-вторых, принятия ребенка как главного предмета педагогического труда, в-третьих, направленности на раскрытие и становление сущностных сил человека в условиях учебной деятельности школьника и студента. Многочисленные специальные исследования по проблемам индивидуальности и внедрение педагогики индивидуальности в практику массовой школы позволяют констатировать факт создания научной авторской Школы. Сегодня, по мнению ученых, научная школа представляет собой общность людей, объединенных идейно, духовно, концептуально, принадлежащих к единой, исследовательской, научной, духовной культуре и формирующих определенный контекст ее существования. Это есть многогранное явление: - среда профессионального общения, - форма непрерывного образования, - специфический источник профессионального воспитания, - специфическая среда самоактуализации и саморазвития, - форма развития педагогической науки, - форма интеграции научно-исследовательской и образовательной деятельности, - форма интеграции педагогической теории и практики, - форма интеграции средней и высшей ступеней образования (высшей и постдипломной ступеней образования, основного и дополнительного образования). Ниже, в таблице? представлен количественный состав представителей научной Школы педагогики индивидуальности, свидетельствующий о том, что практически все названные выше признаки научной школы характерны для Педагогики индивидуальности. Как видно из этой таблицы и представленного выше материала, научная школа педагогики индивидуальности отражает практически все названные характеристики (по охвату представителей разных уровней системы образования, по связям теории и практики, по интеграции научно-исследовательской и преподавательской деятельности и др.). Однако главным существенным признаком научной школы выступает наличие фундаментальных научных идей, требующих своего воплощения в научных изысканиях и поисках силами не одного человека, а большого коллектива, объединенного общим замыслом, вдохновением. Если эти идеи становятся общими ценностями для этой группы, то можно говорить о гарантированном совместном научном труде. Научная школа, созданная О.С. Гребенюком, объединила не только преподавателей и аспирантов кафедры педагогики и психологии РГУ им. И. Канта, которой он руководил с 1988 по 2003 годы, но и многих педагогов других образовательных учреждений. Только на этой немногочисленной кафедре (12 человек преподавателей и столько же аспирантов) кандидатские диссертации по проблемам индивидуальности школьника и студента, проблемам формирования и развития индивидуальности субъектов педагогического процесса защитили (с 1995 г.) около 60 человек. В зависимости от глобальности, теоретической и практической значимости идей, рожденных и высказанных одним человеком, исследования могут выполняться поколениями учеников и соратников длительное время, расширяя и углубляя наши знания. Научная школа по педагогике индивидуальности не ограничивается рамками Калининградского региона. Последователи концептуальных идей О.С. Гребенюка воплощают их, развивают и претворяют в жизнь в других регионах России (Татарстан, Волгоградская, Костромская, Ярославская области, Омск, Санкт-Петербург), городах Белоруси (Минск) и Польши (Ольштын, Плоцк, Гданьск). В связи с этим, на наш взгляд, можно предложить для характеристики научной школы такой параметр, как наличие научной династии. Многие кандидаты наук, защитившиеся по проблемам педагогики индивидуальности, сегодня сами осуществляют руководство диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей, готовят своих последователей и достойную смену. Научная династия – это показатель глубины, содержательности и перспективности научных идей и положений, верности и убежденности последователей в этом. Важным обстоятельством для развития научной школы выступает интеграция авторской концепции, благодаря которой основана и функционирует научная школа, и других научных взглядов и подходов, выработанных другими учеными. Данное направление позволяет обогащать научную школу новыми аспектами исследований и привлекать дополнительные исследовательские силы. Так, сегодня можно отметить такой этап в развитии педагогики индивидуальности, который характеризуется интеграцией ее основных положений с другими современными концепциями и научными подходами (вероятностный, акмеологический, андрагогический, компетентностный и др.). Обобщая сказанное, отметим основные факторы развития научной Школы Педагогики Индивидуальности: наличие концепции, имеющей фундаментальный характер; наличие коллектива учеников - единомышленников и последователей; научное руководство автором концепции исследованиями учеников; династия исследователей и научных руководителей в рамках научной школы; интеграция научных концепций, теорий, подходов. Педагогика индивидуальности, безусловно, сыграла огромную роль в развитии педагогической сферы Калининградского региона (и не только). Она выполнила и продолжает выполнять прогностическую функцию, ориентирующую педагогическую общественность на обеспечение условий для развития индивидуальности всех субъектов педагогического процесса как главной ценности в образовании.
Вопросы для самоконтроля
1. Что характерно для диссертационных исследований по проблемам педагогики индивидуальности? 2. Какие аспекты педагогики индивидуальности были предметом исследований? 3. Каковы результаты исследований в области педагогики индивидуальности? 4. Что такое научная школа? 5. Каковы факторы становления научной школы? ПРАКТИКУМ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.007 с.) |