Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия стиля управления и их видыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стиль управления (Мескон) – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказания на них влияния и побуждения к достижению целей организации. Стиль управления – совокупность конкретных способов, методов и форм практической деятельности менеджера. (Современный подход). Стиль – это система постоянно применяемых методов управления. Каждому из методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих определенными качествами. Метод – более подвижный, чем стиль, который в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступить с ним в противоречие. То есть стиль управления в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы. Единство методов и стиля заключается в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим ему стилем руководства в своей деятельности может использовать в своей деятельности различные методы управления (экономические, административные, социально-психологические). Стиль – явление сугубо индивидуальное (действия повторить практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так и нет двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем управления). К «одномерным», то есть обусловленным одним фактором стилям, относятся: - авторитарный; - демократический; - либерально-попустительский.
Авторитарный – теория «Х» Дугласа Мак-Грегора. Суть: 1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. 2. У людей нет честолюбия, они стремятся избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. 3. Больше всего люди хотят запущенности. 4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. Резюме: централизация полномочий, отсутствие свободы в принятии решений, давление на подчиненных, угрозы с периодическим поощрением. Характерна концентрация власти в руках одного руководителя. Суть: отдача подчиненным в приказном порядке распоряжений без всяких объяснений. Характер отношений официальный, соблюдение дистанции. То есть содержание деятельности этого менеджера – это приказы и команды. Характерны догматизм и стереотипность мышления. Создает неприятные отношения, так как подчиненные всячески избегают тесного контакта с таким руководителем. Две разновидности авторитетного стиля: 1. «Эксплуататорский» – руководитель не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. Основные формы стимулирования: наказание, угрозы. Пример: Грибоедов «Горе от ума». Слова Скалозуба: «Я Князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вальтеры дам. Он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит». Результат такого стиля – неблагоприятный морально-психологический климат. 2. «Благожелательный» - снисходительное отношение к подчиненным, иногда проявление интереса к мнению подчиненных, предоставление относительной самостоятельности подчиненным. Мотивирование страхом минимально. Демократический – теория «Y» Д. МакГрегора: 1) труд – естественный процесс; 2) если люди приобщены к организационным целям, они будут испытывать самоуправление и самоконтроль; 3) приобщение к цели является функцией вознаграждения. 4) Способность к творческому решению проблемы встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично. Резюме: в основе мотивации лежат не только физиологические, но и социальные потребности самовыражения. Руководитель стремиться создать ситуацию, в которой люди могут проявить себя, а сама робота является вознаграждением. Характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, создание условий, при которых достижение успеха служит вознаграждением. Две разновидности: - «консультативный»; - «партисипативный». Консультативный – руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Партисипативный – руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах, привлекает их к постановке целей и контролю за их исполнением. Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, иногда лучше руководителя разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества. Авторитарный стиль предпочтительнее для руководителя, так как здесь наблюдается количественный рост без учета качества, новизны. Демократический стиль – для руководства сложными видами деятельности, где на одно рабочее место выступает не количество, а качество. Либеральный – руководитель ставит перед подчиненными задачи, создает необходимые организационные условия, определяет правила, задает границы, а сам отходит на второй план. За собой оставляет функции консультирования, арбитра, эксперта, оценивающего получение результата. Главное – внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненными от возможности реализовывать творческие возможности. Применение этого стиля находит все большее выражение в связи с растущими масштабами … осуществляемых высококлассными специалистами. Они не приемлют командования, силового давления, мелочной опеки и т.д. В то же время такой стиль может легко трансформироваться в бюрократический, когда руководители устраняются от дел, передавая все в руки «выдвиженцев». Последние - авторитетные методы. И руководитель все больше и больше зависит от своих добровольных помощников. Пример – «дедовщина в армии». Возможны следующие варианты взаимодействия в рамках стилей: 1) руководитель принятие решение команда подчиненные; 2) руководитель принятие решение разъясняет подчиненные; 3) руководитель решение советует подчиненные; 4) руководитель решение контроль подчиненные корректировка руководитель; 5) руководитель излагает проблема советы подчиненных решение; 6) руководитель + подчиненные совместно принимают решение; 7) подчиненные приняли решение в установленных руководителем рамках.
Для оценки эффективности каждого из стилей руководства американский ученный Ренсис Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент. К = в поведении руководителя
Оптимальная величина = 1,9. Для получения эффективного результата руководители должны в два раза больше применять элементов «убеждения», чем «принуждения».
В чистом виде все эти стили встречаются редко, поэтому используют «многомерные» стили, представляющие собой комплекс подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ним.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рис.7.2 - «Решетка менеджмента» Блейка-Муттона
Примечание к рис.7.2: Ось Х – стремление к получению положительных результатов на производстве. Ось Y – стремление руководителя к получению лучших результатов на основе доверия и уважения людей.
1.1 – руководитель такого типа прилагает минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации. 1.2 – сохранение дружеских отношений с работниками даже в ущерб производству (в научных коллективах эффективен). 9.1 – руководитель отдает приоритет максимизации производства, диктуя подчиненным, что и как они должны делать. 9.9 – руководитель использует демократические приемы в управлении. 5.5 – руководитель с философией «золотой середины», в основе которой лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.
Пользуясь «управленческой решеткой» можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям той или иной должности предусмотренной штатным расписанием, и сравнив с ним экспертные оценки качества претендентов, определить их пригодность к замещению. Критерии при выборе стиля: § наличие информации и опыта у подчиненных; § уровень требований к решению; § четкость проблемы; § степень причастности подчиненных к делам организации; § вероятность того, что решение руководителя получит поддержку исполнителей; § заинтересованность исполнителей в достижении целей; § степень вероятности конфликта: руководитель - подчиненные в результате принятия решения. Кроме пяти основных стилей, используют и ряд дополнительных. Их рассматривают как сочетание пяти «чистых» типов: 1. Патернализм (материализм) – сочетание высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, однако приоритет отдается исполнительности. 2. Оппортунизм – сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя ли дать ему определенные личные преимущества. 3. Фасаризм – в архитектуре «фасад» - лицевая, фронтальная сторона. Управленческий фасад может быть фальшивым, так как загораживает то, что действительно находится за ним.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.009 с.) |