Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия стиля управления и их виды

Поиск

 

Стиль управления (Мескон) – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказания на них влияния и побуждения к достижению целей организации.

Стиль управления – совокупность конкретных способов, методов и форм практической деятельности менеджера. (Современный подход).

Стиль – это система постоянно применяемых методов управления.

Каждому из методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих определенными качествами. Метод – более подвижный, чем стиль, который в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступить с ним в противоречие. То есть стиль управления в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.

Единство методов и стиля заключается в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим ему стилем руководства в своей деятельности может использовать в своей деятельности различные методы управления (экономические, административные, социально-психологические).

Стиль – явление сугубо индивидуальное (действия повторить практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так и нет двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем управления).

К «одномерным», то есть обусловленным одним фактором стилям, относятся:

- авторитарный;

- демократический;

- либерально-попустительский.

 

Авторитарный – теория «Х» Дугласа Мак-Грегора. Суть:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, они стремятся избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят запущенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Резюме: централизация полномочий, отсутствие свободы в принятии решений, давление на подчиненных, угрозы с периодическим поощрением.

Характерна концентрация власти в руках одного руководителя. Суть: отдача подчиненным в приказном порядке распоряжений без всяких объяснений.

Характер отношений официальный, соблюдение дистанции. То есть содержание деятельности этого менеджера – это приказы и команды.

Характерны догматизм и стереотипность мышления. Создает неприятные отношения, так как подчиненные всячески избегают тесного контакта с таким руководителем.

Две разновидности авторитетного стиля:

1. «Эксплуататорский» – руководитель не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. Основные формы стимулирования: наказание, угрозы.

Пример: Грибоедов «Горе от ума». Слова Скалозуба: «Я Князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вальтеры дам. Он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит».

Результат такого стиля – неблагоприятный морально-психологический климат.

2. «Благожелательный» - снисходительное отношение к подчиненным, иногда проявление интереса к мнению подчиненных, предоставление относительной самостоятельности подчиненным. Мотивирование страхом минимально.

Демократический – теория «Y» Д. МакГрегора:

1) труд – естественный процесс;

2) если люди приобщены к организационным целям, они будут испытывать самоуправление и самоконтроль;

3) приобщение к цели является функцией вознаграждения.

4) Способность к творческому решению проблемы встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.

Резюме: в основе мотивации лежат не только физиологические, но и социальные потребности самовыражения. Руководитель стремиться создать ситуацию, в которой люди могут проявить себя, а сама робота является вознаграждением.

Характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, создание условий, при которых достижение успеха служит вознаграждением.

Две разновидности:

- «консультативный»;

- «партисипативный».

Консультативный – руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают.

Партисипативный – руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах, привлекает их к постановке целей и контролю за их исполнением.

Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, иногда лучше руководителя разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.

Авторитарный стиль предпочтительнее для руководителя, так как здесь наблюдается количественный рост без учета качества, новизны.

Демократический стиль – для руководства сложными видами деятельности, где на одно рабочее место выступает не количество, а качество.

Либеральный – руководитель ставит перед подчиненными задачи, создает необходимые организационные условия, определяет правила, задает границы, а сам отходит на второй план. За собой оставляет функции консультирования, арбитра, эксперта, оценивающего получение результата. Главное – внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненными от возможности реализовывать творческие возможности.

Применение этого стиля находит все большее выражение в связи с растущими масштабами … осуществляемых высококлассными специалистами. Они не приемлют командования, силового давления, мелочной опеки и т.д.

В то же время такой стиль может легко трансформироваться в бюрократический, когда руководители устраняются от дел, передавая все в руки «выдвиженцев». Последние - авторитетные методы. И руководитель все больше и больше зависит от своих добровольных помощников. Пример – «дедовщина в армии».

Возможны следующие варианты взаимодействия в рамках стилей:

1) руководитель принятие решение команда подчиненные;

2) руководитель принятие решение разъясняет подчиненные;

3) руководитель решение советует подчиненные;

4) руководитель решение контроль подчиненные корректировка руководитель;

5) руководитель излагает проблема советы подчиненных решение;

6) руководитель + подчиненные совместно принимают решение;

7) подчиненные приняли решение в установленных руководителем рамках.

 

Для оценки эффективности каждого из стилей руководства американский ученный Ренсис Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент.

 
 


К = в поведении руководителя

 

 

Оптимальная величина = 1,9.

Для получения эффективного результата руководители должны в два раза больше применять элементов «убеждения», чем «принуждения».

 

В чистом виде все эти стили встречаются редко, поэтому используют «многомерные» стили, представляющие собой комплекс подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ним.

 

1.9             9.9
           
                   
                   
        5.5        
               
                   
                   
1.1             9.1
           

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 
 
Степень учета интересов организации


Рис.7.2 - «Решетка менеджмента» Блейка-Муттона

 

Примечание к рис.7.2:

Ось Х – стремление к получению положительных результатов на производстве.

Ось Y – стремление руководителя к получению лучших результатов на основе доверия и уважения людей.

 

1.1 – руководитель такого типа прилагает минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации.

1.2 – сохранение дружеских отношений с работниками даже в ущерб производству (в научных коллективах эффективен).

9.1 – руководитель отдает приоритет максимизации производства, диктуя подчиненным, что и как они должны делать.

9.9 – руководитель использует демократические приемы в управлении.

5.5 – руководитель с философией «золотой середины», в основе которой лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.

 

Пользуясь «управленческой решеткой» можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям той или иной должности предусмотренной штатным расписанием, и сравнив с ним экспертные оценки качества претендентов, определить их пригодность к замещению.

Критерии при выборе стиля:

§ наличие информации и опыта у подчиненных;

§ уровень требований к решению;

§ четкость проблемы;

§ степень причастности подчиненных к делам организации;

§ вероятность того, что решение руководителя получит поддержку исполнителей;

§ заинтересованность исполнителей в достижении целей;

§ степень вероятности конфликта: руководитель - подчиненные в результате принятия решения.

Кроме пяти основных стилей, используют и ряд дополнительных. Их рассматривают как сочетание пяти «чистых» типов:

1. Патернализм (материализм) – сочетание высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, однако приоритет отдается исполнительности.

2. Оппортунизм – сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя ли дать ему определенные личные преимущества.

3. Фасаризм – в архитектуре «фасад» - лицевая, фронтальная сторона. Управленческий фасад может быть фальшивым, так как загораживает то, что действительно находится за ним.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.009 с.)