Институт управления и информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт управления и информатики



ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

 

Русский язык и культура речи

 

 

для студентов специальностей «Менеджмент», «Прикладная информатика», «Туризм и гостиничное хозяйство», «Имиджелогия», «Связи с общественностью» и др.

 

 

Москва 2012


Программа составлена кандидатом филологических наук, доцентом Ерёмкиным А.В.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (направлению) менеджмент, туризм и гостиничное хозяйство, прикладная информатика, имиджелогия, связи с общественностью и др.

утвержденного «» ____________________ 20 г.

 

ПРОГРАММА:

Одобрена на заседании кафедры

_____________________________________________________

(название кафедры)

Протокол № __________ от «» _____________ 20 г.

 

Зав. кафедрой _______________________________________

Согласована с кафедрами:

______________________________________________________

 

«____» _________________ 20 г.

Зав. кафедрой _______________________________________

Зав. кафедрой _______________________________________

Учебная программа рекомендована к изданию Методическим советом Института управления и информатики

«» ____________________ 20 г.

Председатель

Методического совета _____________________________

Институт управления и информатики, 2012


 

 

I. Организационно-методический раздел.

1. Цель курса

Повысить общий уровень культуры устной и письменной речи студентов.

2. Задачи курса

Курс «Русский язык и культура речи» предназначен для студентов нефилологов и имеет своей целью развитие успешного в деловом и повседневном общении человека, поэтому в состав курса включены разделы, связанные с нормами литературного языка, его стилитсической системой, ораторской речью и ведением дискуссии.

В задачи курса входит также освоение научной речи, что должно помочь студентам создавать курсовые и дипломные работы.

Кроме того, студенты должны познакомиться с особенностями официально делового стиля, что может быть полезно в их будущей профессиональной деятельности.

 

3. Место русского языка и культуры речи в системе гуманитарно-социального образования.

Дополняя и завершая любое специальное образование курс «Русский язык и культура речи», помогает будущему специалисту сформировать необходимые речевые умения, дает ориентиры для самостоятельного поиска этических и языковых норм речевой деятельности, стимулируя активное участие в решении судеб родного языка. В связи с этим студент в результате изучения курса речевой коммуникации должен не только знать вышеперечисленные вопросы, но и уметь самостоятельно ориентироваться в лингвистической литературе: словарях и справочниках, лингвистически правильно и точно оформлять профессиональные тексты, вести переговоры и выступать перед аудиторией.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Изучение курса речевой коммуникации должно способствовать приобщению студентов к языковым культурным ценностям, свободному владению государственным языком РФ – русским языком, знанию и умению использовать профессиональную лексику, умению веси беседу общего характера, соблюдению правил речевого этикета, выработке способности поискового чтения научной литературы, составлению аннотаций, рефератов, деловых писем, повышению общего уровня личностной культуры.

5. Связи с другими курсами и дисциплинами.

Курс «Русский язык и культура речи» непосредственно связан с курсами гуманитарного цикла: историей, социологией, этикой, теорией коммуникации. Опосредованно курс связан также с философией, математикой, анатомией, физикой и другими дисциплинами.

 


II. Содержание учебной дисциплины

1. Разделы дисциплины.

Раздел 1. Понятие литературного языка.

Раздел 2. Язык в жизни общества.

Раздел 3. Стили литературного языка

Раздел 4. Нормы.

Раздел 5. Ораторская речь.

 

2. Разделы и темы дисциплины и виды занятий

Раздел 1. Понятие литературного языка.

Тема Русский литературный язык.

Раздел 2. Язык в жизни общества.

Тема I Этика речевого общения.

Тема II. Коммуникативные особенности речи.

Раздел 3. Стили литературного языка

Тема I. Общее понятие о стилях. Три книжных стиля русского языка.

Тема II. Официально-деловой стиль речи.

Тема III. Научный стиль речи.

Тема VI. Публицистический стиль речи.

Раздел 4. Нормы.

Тема I. Значение слова. Правка речевых ошибок.

Тема II. Формы слова. Правка речевых ошибок.

Тема III. Синтаксические нормы.

Раздел 5. Ораторская речь.

Тема I. Выбор темы. Определение целевой установки. Подбор материала.

Тема II. Внешний облик оратора. Голос оратора. Произношение и артикуляция оратора.

 

3. Темы и краткое содержание курса.

Раздел I. Понятие литературного языка

Тема I. Литературный язык.

Литературный язык как основная наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей степенью обработанности, многофункциональностью, стремлением к норме. Литературный язык в культурном плане противостоящий местным разновидностям и просторечию.

Статус литературного языка, большая или меньшая функциональная нагрузка, закрепление сфер общения за отдельной формой существования языка.

Становление русского литературного языка в связи с формированием русской нации и укреплением российской государственности.

Норма как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе социальной коммуникации.

Норма как вариант языкового знака, рекомендуемый для употребления словарями и справочниками.

Норма – один из атрибутов литературного языка. Объективно-научный, но и социально-оценочный характер. Отличие нормы: для устной и письменной речи; для разных функциональных стилей; для различных ситуаций общения. Ядро нормы: нейтральный стиль, периферия: эмоциональная речь, архаичные и новые явления.

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

Раздел II. Язык в жизни общества

Тема I. Этика речевого общения.

Понятие этики. Этика речевого общения. Речевой этикет. Формулы вежливости. Выбор обращения к собеседнику. Выбор «ты» и «Вы» общения. Фамильярная речь. Ситуативно свободные правила этики.

Рекомендуемая литература.

Основная

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Русский язык и культура речи. Ред. Максимов В.И. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Дополнительная

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Правовая культура, 1994.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М.: Знание, 1981.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: ВШ, 1989.

Тема II. Языковая коммуникация.

Речевое взаимодействие для достижения общей цели. Цели общения: высказанные, ситуативно-связанные, содержательные, формальные, эстетические, размытые и неопределенные. Принцип кооперации: достижение цели общения. Постулаты речевого общения в рамках принципа кооперации. Единицы общения: высказывания, предложения (речевые акты). Устная и письменная разновидность языка. Нормативные, этические и коммуникативные аспекты речи. Нормативные аспекты речи: правописание и правильно произношение (орфография и орфоэпия), морфологические требования (падежное управление глаголов, согласование имен), синтаксис (недопустимы именные группы более трех членов).

Некоторые этические требования к речи: не прерывать собеседника, не игнорировать доводы собеседника, не приводить в качестве аргумента личные качества собеседника (можно приводить в качестве аргумента его доводы), не подменять тезис.

Рекомендуемая литература.

Основная

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Русский язык и культура речи. Ред. Максимов В.И. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Дополнительная

Карнеги Д. Как влиять на людей, выступая публично? (любое изд.)

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры? М.: Экономика, 1993.

Мы живем среди людей: кодекс поведения. М.: Политиздат, 1989.

Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. М.: Юнити, 1996.

 

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

История научного стиля

Научный стиль как принадлежность книжных стилей, характерная особенность которых предварительное обдумывание высказываний. Неспонтанность речи в научном стиле. Вторичность научного стиля по отношению к разговорному. Сведения из истории научного стиля в древнегреческом языке. Выделение в александрийскую эпоху требований к научному стилю. Смена образности описанием причинно-следственных связей (эмоциональные обороты – термины).

Требования к оформлению научных работ выдвинуты в работах Рене Декарта: систематическая рубрикация (разделы, параграфы, пункты, подпункты и т.п.); последовательность, взаимосвязь частей; наличие рационального плана; научный аппарат.

Научный стиль в русском языке в XV111 веке. М.В. Ломоносов - образцы научного стиля, научная терминология: русские, латинские,, немецкие термины.

Особенности научного стиля: цель - по возможности точно и полно объяснять факты окружающей нас действительности, логическая последовательность изложения, упорядоченная система связей между частями (рубрикация: части, параграфы, пункты, подпункты, снабженные содержательными названиями), причинно-следственная связь, сложноподчиненные предложения с причинно-следственными отношениями, научный стиль не эмоциональный и не образный (при изложении информации). развернутые метафоры, которые могут вызывать эмоции адресата, но не являются следствием эмоционального состояния автора. Использование отглагольных существительных. Наличие сложных союзов Использование сложных прилагательных, часто образуемых по ходу речи, для детальной характеристики объекта. Наличие вводных слов, отражающих последовательность изложения. Богатство языковых средств научного стиля.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

 

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

 

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

 

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Раздел V. Ораторская речь.

Основная

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Карнеги Д. Как влиять на людей, выступая публично? (любое изд.)

Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс, 1992

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.

III. Планы семинарских занятий.

Семинар по теме «Русский литературный язык»

Вопросы:

1. С помощью каких исторических вех можно установить дату появления русского литературного языка?

2. Что легло в основу русского литературного языка?

3. Появление каких условий способствовало образованию русского литературного языка?

4. Каковы атрибуты литературного языка?

5. Какие еще формы национального языка Вам известны и чем они отличаются от литературного языка?

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

Семинар по теме «Этика речевого общения».

Вопросы:

1. Чем отличаются этика и этикет?

2. Что Вы знаете об истории этики и этикета?

3. Каковы правила этики речевого общения?

Рекомендуемая литература.

Основная

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Русский язык и культура речи. Ред. Максимов В.И. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Дополнительная

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Правовая культура, 1994.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М.: Знание, 1981.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: ВШ, 1989.

Семинар по теме «Коммуникативные особенности речи»

Вопросы:

1. Какие единицы выделяют в речевом общении?

2. Что такое речевые акты и речевые жанры?

3. Каковы правила информативно корректного речевого общения?

Рекомендуемая литература.

Основная

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Русский язык и культура речи. Ред. Максимов В.И. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Дополнительная

Карнеги Д. Как влиять на людей, выступая публично? (любое изд.)

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры? М.: Экономика, 1993.

Мы живем среди людей: кодекс поведения. М.: Политиздат, 1989.

Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. М.: Юнити, 1996.

Семинар по теме «Общее понятие о стилях. Три книжных стиля русского языка».

Вопросы:

1. Что такое стиль языка?

2. На каких основаниях и по каким признакам выделяют стили?

3. Почему является спорным выделение художественного стиля?

4. Как разговорный стиль противопоставлен книжным стилям?

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

Семинар по теме «Официально-деловой стиль речи»

Вопросы:

1. Что Вы знаете об истории официально-делового стиля?

2. Каковы особенности официально-делового стиля?

3. Какие типы и жанры есть в официально-деловом стиле, каково их предназначение?

 

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

Семинар по теме «Научный стиль речи»

Вопросы:

1. Что Вы знаете об истории научного стиля?

2. Каковы особенности научного стиля?

3. Какие типы и жанры есть в научном стиле, каково их предназначение?

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

Семинар по теме «Публицистический стиль речи»

Вопросы:

1. Что Вы знаете об истории публицистического стиля?

2. Каковы особенности публицистического стиля?

3. Какие типы и жанры есть в публицистическом стиле, каково их предназначение?

 

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

Семинар по теме «Значение слова. Правка речевых ошибок.»

Вопросы:

1. Каковы причины ошибок в значении слова?

2. Как избежать логических ошибок в употреблении слов?

3. Какие существуют ограничения в сочетании слов и почему?

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Семинар по теме «Формы слова. Правка речевых ошибок. »

Вопросы:

1. Почему возникают ошибки в образовании грамматических форм?

2. Каковы наиболее распространенные ошибки в образовании форм имени существительного?

3. Что нудно знать о формах имен прилагательных, числительных, местоимений и глагола?

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Семинар по теме «Синтаксические нормы»

Вопросы:

1. Какие случаи согласования подлежащего и сказуемого вызывают затруднения и почему?

2. Что нужно знать о грамматическом управлении, чтобы не допускать ошибок?

3. В чем особенность употребления конструкций, осложняющих простое предложение: однородных членов, причастных и деепричастных оборотов?

4. Какие речевые затруднения встречаются при построении сложного предложения?

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Семинары по темам раздела «Ораторская речь»

Вопросы:

1. Чем обусловливаются выбор темы для речи и определение целевой установки?

2. Как правильно произвести подбор материала для речи?

3. Каковы требования к внешности, голосу и жестам оратора?

4. Каковы типы и жанры ораторской речи?

5. Что определяет выбор способа подачи ораторской речи и насколько широк этот выбор?

Рекомендуемая литература.

Основная

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Карнеги Д. Как влиять на людей, выступая публично? (любое изд.)

Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс, 1992

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.

 

 

IV. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Что такое русский литературный язык?

2. В чем заключаются логические нарушения в употреблении слов?

3. Какие единицы общения вы знаете?

4. Какова история научного стиля?

5. Какова история публицистического стиля в России и его особенности?

6. Каковы наиболее распространенные нарушения в значении и сочетаемости слов?

7. Каковы недостатки и упражнения для коррекции голоса оратора?

8. Норма литературного языка, ее роль и характеристика.

9. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты речи.

10. Образные средства публицистического стиля.

11. Общая характеристика официально-делового стиля.

12. Основные правила употребления форм числительных.

13. Особенности научного стиля.

14. Особенности официально-делового стиля.

15. Особенности устной и письменной речи.

16. Перечислите жанры ораторской речи, связанной ситуативными задачами.

17. Подготовка речи и подготовка оратора.

18. Почему возникают неполнота и избыточность речи, и каковы способы борьбы с ними?

19. Правила ведения дискуссии, спора.

20. Правила употребления форм глаголов.

21. Правила употребления форм рода имен существительных.

22. Правила употребления форм существительных и прилагательных.

23. Правила употребления форм числа и падежа имен существительных.

24. Речевое взаимодействие.

25. Речевые ошибки в сложном предложении.

26. Стили литературного языка (обзор).

27. Стилистика простого предложения.

28. Типы и жанры научного стиля.

29. Типы и жанры официально-делового стиля.

30. Типы и жанры публицистического стиля.

31. Типы ораторской речи, не связанной конкретной целью.

32. Типы преподнесения ораторской речи.

33. Требования к внешности и жестам оратора. Требования к помещению.

34. Требования к стилю и оформлению научных работ.

35. Функциональные разновидности красноречия.

36. Характеристика жанров публицистического стиля.

V. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

1. История жанров официально-делового стиля.

2. Особенности современной деловой речи.

3. Типы социально-ролевых ситуаций и их влияние на характер речи.

4. Этика речевого общения.

5. Эффективность речевого взаимодействия.

6. Цели речевого общения в деловой сфере и способы их достижения.

7. Средства положительного речевого воздействия не адресата.

8. Пути речевого убеждения.

9. Норма и ее роль в обыденном общении.

10. Норма и ее роль в деловом общении.

11. Тактика речевого поведения в конфликтных ситуациях.

12. Постулаты речевого общения (на русском материале).

13. Речевые акты (на русском материале).

14. Правила графического оформления текстов.

15. Языковая игра в публицистическом стиле.

16. Влияние жаргона на публицистический стиль.

17. Система жанров диалогического общения.

18. Коммуникативные задачи жанров официально-делового стиля.

19. Слова-паразиты: социальное и личное.

20. Причины снятия отдельных нормативных запретов в книжных стилях.

21. Требования к речевому поведению лектора.

22. Требования к речевому поведению докладчика-чиновника.

23. Требования к речевому поведению политика-оратора.

24. Требования к речевому поведению менеджера-распространителя.

25. Язык современной рекламы ошибки и находки.

26. Язык указателей, вывесок, табличек.

27. Оценка слушателей оратором и ее влияние на построение речи.

28. Подбор материала для речи.

29. Эффективное расположение аргументации в речи.

30. Компьютерные технологии общения и их влияние на речевую культуру.

VII. Рекомендации по использованию информационных технологий

Для дополнительной работы может быть использована программа Word, указывающая на речевые ошибки. Например студентам можно предложить набранный с речевыми ошибками текст отредактировать, опираясь на даваемые программой рекомендации.

Желательно использование и дополнительного программного обеспечения, разработанного специально для совершенствования культуры речи.

Рекомендовано использование Интернет ресурсов, в частности gramota.ru, создание студенческих электронных проектов, публикация разработанных страниц в Интернете.

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

 

Русский язык и культура речи

 

 

для студентов специальностей «Менеджмент», «Прикладная информатика», «Туризм и гостиничное хозяйство», «Имиджелогия», «Связи с общественностью» и др.

 

 

Москва 2012


Программа составлена кандидатом филологических наук, доцентом Ерёмкиным А.В.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности (направлению) менеджмент, туризм и гостиничное хозяйство, прикладная информатика, имиджелогия, связи с общественностью и др.

утвержденного «» ____________________ 20 г.

 

ПРОГРАММА:

Одобрена на заседании кафедры

_____________________________________________________

(название кафедры)

Протокол № __________ от «» _____________ 20 г.

 

Зав. кафедрой _______________________________________

Согласована с кафедрами:

______________________________________________________

 

«____» _________________ 20 г.

Зав. кафедрой _______________________________________

Зав. кафедрой _______________________________________

Учебная программа рекомендована к изданию Методическим советом Института управления и информатики

«» ____________________ 20 г.

Председатель

Методического совета _____________________________

Институт управления и информатики, 2012


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.448 с.)