I. Организационно-методический раздел. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Организационно-методический раздел.



1. Цель курса

Повысить общий уровень культуры устной и письменной речи студентов.

2. Задачи курса

Курс «Русский язык и культура речи» предназначен для студентов нефилологов и имеет своей целью развитие успешного в деловом и повседневном общении человека, поэтому в состав курса включены разделы, связанные с нормами литературного языка, его стилитсической системой, ораторской речью и ведением дискуссии.

В задачи курса входит также освоение научной речи, что должно помочь студентам создавать курсовые и дипломные работы.

Кроме того, студенты должны познакомиться с особенностями официально делового стиля, что может быть полезно в их будущей профессиональной деятельности.

 

3. Место русского языка и культуры речи в системе гуманитарно-социального образования.

Дополняя и завершая любое специальное образование курс «Русский язык и культура речи», помогает будущему специалисту сформировать необходимые речевые умения, дает ориентиры для самостоятельного поиска этических и языковых норм речевой деятельности, стимулируя активное участие в решении судеб родного языка. В связи с этим студент в результате изучения курса речевой коммуникации должен не только знать вышеперечисленные вопросы, но и уметь самостоятельно ориентироваться в лингвистической литературе: словарях и справочниках, лингвистически правильно и точно оформлять профессиональные тексты, вести переговоры и выступать перед аудиторией.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Изучение курса речевой коммуникации должно способствовать приобщению студентов к языковым культурным ценностям, свободному владению государственным языком РФ – русским языком, знанию и умению использовать профессиональную лексику, умению веси беседу общего характера, соблюдению правил речевого этикета, выработке способности поискового чтения научной литературы, составлению аннотаций, рефератов, деловых писем, повышению общего уровня личностной культуры.

5. Связи с другими курсами и дисциплинами.

Курс «Русский язык и культура речи» непосредственно связан с курсами гуманитарного цикла: историей, социологией, этикой, теорией коммуникации. Опосредованно курс связан также с философией, математикой, анатомией, физикой и другими дисциплинами.

 


II. Содержание учебной дисциплины

1. Разделы дисциплины.

Раздел 1. Понятие литературного языка.

Раздел 2. Язык в жизни общества.

Раздел 3. Стили литературного языка

Раздел 4. Нормы.

Раздел 5. Ораторская речь.

 

2. Разделы и темы дисциплины и виды занятий

Раздел 1. Понятие литературного языка.

Тема Русский литературный язык.

Раздел 2. Язык в жизни общества.

Тема I Этика речевого общения.

Тема II. Коммуникативные особенности речи.

Раздел 3. Стили литературного языка

Тема I. Общее понятие о стилях. Три книжных стиля русского языка.

Тема II. Официально-деловой стиль речи.

Тема III. Научный стиль речи.

Тема VI. Публицистический стиль речи.

Раздел 4. Нормы.

Тема I. Значение слова. Правка речевых ошибок.

Тема II. Формы слова. Правка речевых ошибок.

Тема III. Синтаксические нормы.

Раздел 5. Ораторская речь.

Тема I. Выбор темы. Определение целевой установки. Подбор материала.

Тема II. Внешний облик оратора. Голос оратора. Произношение и артикуляция оратора.

 

3. Темы и краткое содержание курса.

Раздел I. Понятие литературного языка

Тема I. Литературный язык.

Литературный язык как основная наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей степенью обработанности, многофункциональностью, стремлением к норме. Литературный язык в культурном плане противостоящий местным разновидностям и просторечию.

Статус литературного языка, большая или меньшая функциональная нагрузка, закрепление сфер общения за отдельной формой существования языка.

Становление русского литературного языка в связи с формированием русской нации и укреплением российской государственности.

Норма как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе социальной коммуникации.

Норма как вариант языкового знака, рекомендуемый для употребления словарями и справочниками.

Норма – один из атрибутов литературного языка. Объективно-научный, но и социально-оценочный характер. Отличие нормы: для устной и письменной речи; для разных функциональных стилей; для различных ситуаций общения. Ядро нормы: нейтральный стиль, периферия: эмоциональная речь, архаичные и новые явления.

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Грамматика современного русского литературного языка. М. Наука 1970, 1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

 

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.

Раздел II. Язык в жизни общества

Тема I. Этика речевого общения.

Понятие этики. Этика речевого общения. Речевой этикет. Формулы вежливости. Выбор обращения к собеседнику. Выбор «ты» и «Вы» общения. Фамильярная речь. Ситуативно свободные правила этики.

Рекомендуемая литература.

Основная

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Русский язык и культура речи. Ред. Максимов В.И. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по рус. языку. М. «Просв.» 1996.

Дополнительная

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Правовая культура, 1994.

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М.: Знание, 1981.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: ВШ, 1989.

Тема II. Языковая коммуникация.

Речевое взаимодействие для достижения общей цели. Цели общения: высказанные, ситуативно-связанные, содержательные, формальные, эстетические, размытые и неопределенные. Принцип кооперации: достижение цели общения. Постулаты речевого общения в рамках принципа кооперации. Единицы общения: высказывания, предложения (речевые акты). Устная и письменная разновидность языка. Нормативные, этические и коммуникативные аспекты речи. Нормативные аспекты речи: правописание и правильно произношение (орфография и орфоэпия), морфологические требования (падежное управление глаголов, согласование имен), синтаксис (недопустимы именные группы более трех членов).

Некоторые этические требования к речи: не прерывать собеседника, не игнорировать доводы собеседника, не приводить в качестве аргумента личные качества собеседника (можно приводить в качестве аргумента его доводы), не подменять тезис.

Рекомендуемая литература.

Основная

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др. Русский язык. М. 1999.

Русский язык и культура речи. Ред. Максимов В.И. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Дополнительная

Карнеги Д. Как влиять на людей, выступая публично? (любое изд.)

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры? М.: Экономика, 1993.

Мы живем среди людей: кодекс поведения. М.: Политиздат, 1989.

Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. М.: Юнити, 1996.

 

Раздел III. Стили литературного языка

Тема I. Общее понятие о стилях. Три стиля русского языка.

Стили литературного языка могут быть выделены по 2-м основаниям: эмоциональному наполнению; по сфере применения (функция). Стиль как разновидность языка, закрепленная в данном обществе за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем параметрам (лексическим и грамматическим). Стили в современном русском языке: нейтральный стиль, разговорный стиль, книжный стиль: официально-деловой, научный, публицистический.

Функциональные стили по целям и задачам, по области применения. Устойчиво выделяемые три книжных стиля: научный; официально-деловой; публицистический.

Рекомендуемая литература.

Основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М. 2001

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений. М. «Дрофа» 1996;

Чешко Л.А. Русский язык. М. «ВШ», 1990

Лингвистический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия 1990.

Энциклопедия «Русский язык». М. «Большая российская энциклопедия» 1997.

Дополнительная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. 2000.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. М. 1983.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1965.

Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Г. 1975.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.006 с.)