Тема: Организации, их виды, внутренняя и внешняя среда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Организации, их виды, внутренняя и внешняя среда.



1. Организации и их признаки.

2. Виды организаций.

3. Жизненный цикл организаций.

4. Менеджмент с позиции взаимодействия с внешней средой.

5. Внутренняя среда организации.

6. Система менеджмента организаций.

 

Организации и их признаки.

 

Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом посредством материальных, правовых и других условий для достижения поставленных целей (Веснин В.Р.).

Честер Бернард дает следующее определение: Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

 

Причины возникновения организации:

1) ограниченность возможностей людей: физических, интеллектуальных, коммуникативных, экономических;

2) объединение для совместного решения проблем и достижения целей.

Понятие «Организация» включает:

1) организационную структуру;

2) организационный процесс: действия людей по формированию и обеспечению условий функционирования и развития.

Чтобы считаться организацией группа людей должна соответствовать следующим требованиям:

1) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие хотя бы одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, признаки организации следующие:

1. Наличие цели. Цель объединяет и сплачивает, придает смысл, определенность и конкретную направленность деятельности. Без цели нет и не может быть организации.

2. Обособленность, т.е. замкнутость внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Они могут быть «прозрачными» и «непрозрачными», «материальными» (стены, заборы) или «идеальными» (предписания, запреты).

3. Саморегулирование, т.е. возможность в определенных рамках самостоятельно решать вопросы организационной жизни.

4. Наличие внутриорганизационного центра (аппарат управления, координирующий системность членов организации и обеспечивающий его единство).

5. Организационная культура - совокупность традиций, символов, ценностей, определяющих характер взаимоотношений и направленность поведения людей.

 

Виды организаций.

 

Различают следующие виды организаций:

І. По отношению к своим участникам: первичные и вторичные организации.

Первичная организация выступает:

1) как некоторая внешняя данность для объединяемых ею людей;

2) образуется и существует независимо (частные вузы, госучреждения);

3) обладает целями, которые навязываются людям;

4) имеет абсолютный приоритет перед участниками, наделяет их ресурсами.

Вторичная – создается самими людьми, служат их целям, наделяют их определенными правами и ресурсами. Существуют в двух формах:

- корпоративной;

- ассоциативной.

Корпоративные – это те, которые готовы для достижения своих целей жертвовать собственным суверенитетом. Получает временный приоритет над участниками для решения текущих проблем. Например, АО. Законодательный орган диктует волю участникам, но на собрании определяются стратегия и перспективы развития. Поэтому приоритет корпорации является условным.

Ассоциативные – создаются самими участниками для повседневной координации их деятельности, без потери суверенитета. Решения принимаются со всеобщего согласия (а не только общего собрания), право вето со стороны меньшинства. Не обладают приоритетом над участниками; отношения партнерские. Это обеспечивает преобладание интересов членов организации над интересами самой организации.

II. Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов организации бывают:

- механические;

- адаптивные (органические).

Механические – характеризуются незыблемостью границ, преобладанием жестких «вертикальных» связей, официальным характером отношений, всесторонней регламентацией, наполняют работу на определенное количество часов. Такие организации требуют безусловной лояльности, ограничивают свободу действий, игнорируют мнения людей, саму их личность (госорганизации, крупные и средние коммерческие фирмы).

Органические (адаптивные) – характеризуются размытостью границ, значительной самостоятельностью отдельных звеньев, их широкой специализацией, слабой иерархией, свободой выбора вариантов деятельности, оценкой результатов на основе реального рыночного эффекта, преобладанием неформальных отношений. (Научно-исследовательские организации, малый бизнес).

На практике чаще сочетание: механические + органические.

 

Таблица 2.1 - Общие черты и различия механических и органических организаций

Классификационные признаки Механические Органические
Структура и границы Неизменные Гибкие и меняющиеся
Связи между элементами Жесткие вертикальные Вертикальные и горизонтальные
Самостоятельность элементов Ограниченная Высокая
Специализация Узкая Широкая
Иерархичность Сильная Слабая
Сферы деятельности Традиционные Инновационные
Размеры Крупные и средние Средние и малые

III. С точки зрения легитимности деятельности, организации бывают:

- формальные (официальные);

- неформальные (неофициальные).

Официальные – создаются для решения конкретных производственных, хозяйственных и иных задач. Являются юридически узаконенными, существующие в определенном правовом пространстве, а их деятельность регулируется соответствующими правовыми актами. В таких организациях существуют два типа отношений: официальные – между должностями и неофициальные (неформальные) – между живыми людьми, личностями.

Неофициальные – складываются стихийно и существуют как совокупность юридически не зафиксированных в основном неслужебных контактов между людьми, преследующими определенные личные цели, достижение которых не обеспечивается их членством в официальных организациях. Исходя из характера связей, такие организации чаще всего называют неформальными.

Сравнительная характеристика формальных и неформальных организаций

 

Классификационные признаки Формальные Неформальные
Особенности возникновения По правовому акту Правовая незакрепленность
Субъекты Должность Личность
Характер связей В соответствии с должностными инструкциями Свободный межличностный
Основы регулирования Правовые нормы Традиции, обычаи
Причины создания Достижение официальных целей, в соответствии с потребностями организации Удовлетворение личных потребностей участников в поддержке, общении, информации, не удовлетворяемых официальной организацией

 

Жизненный цикл организаций.

С момента создания и регистрации до ликвидации предприятия и организации проходят определенный жизненный цикл, состоящий из ряда этапов:

1) рождение – небольшие масштабы деятельности, новизна продукции/услуг, высокая работоспособность и готовность рисковать;

2) детство – рост масштабов деятельности, стабилизация расходов и ассортимента товаров/услуг;

3) юность – стабилизация деятельности, управляющей структуры, повышение роли специалистов и в то же время осложнение социально – психологического климата в коллективе;

4) зрелость – проникновение в новые сферы, проявление бюрократии, самоуспокоенности;

5) старение – трудности в освоении новых идей, увеличение бюрократии, сопротивление изменениям со стороны персонала и снижение прибыли, оборотов;

6) возрождение – меры по обновлению деятельности, структуры предприятия, управления кадрами и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.140.238 (0.011 с.)