Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Обезоруживаем реакцию страха с помощью ощутимой безопасности

Поиск

Днем в школе у шестилетней Джейни с аппетитом было не очень, но позднее, когда действие психостимуляторов, прописанных ей от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), заканчивалось, она становилась ненасытной. Однажды вечером она спросила: «Мамочка, я хочу есть, можно мне печенюшку?» Ее мама, хлопочущая на кухне за приготовлением большого ужина на всю семью, ответила: «Нет, милая, через десять минут мы все сядем есть цыпленка с овощами, я как раз заканчиваю готовку». Джейни разразилась слезами и начала кричать: «Я тебя ненавижу! Ненавижу! Ты такая злая. Ты плохая мать! Ты никогда мне ничего не даешь!» — Маленькая девочка убежала в свою комнату, захлопнула дверь и начала громко рыдать. Напуганная до ужаса, ошеломленная и расстроенная мама Джейни не могла представить себе, что послужило причиной такого всплеска чувств.

 

Шокирующее поведение — истерики, прятание, гиперактивность и агрессивность — часто инициируется глубоким, первобытным страхом ребенка. Дети, подобные Джейни, могут быть физически в безопасности в своем новом приемном доме, но травмы прошлого, закодированные у них в мозгу, не дают им покоя. Голод, надругательства или брошенность, имевшие место за месяцы, а то и годы, до настоящего момента, до сих пор могут активировать ужас, который, в свою очередь, приводит к неконтролируемому поведению. Хронический страх подобен школьному хулигану, который третирует детей, вынуждая их вести себя плохо. Родители могут легко спутать порожденные страхом взрывы чувств со злонамеренным непослушанием, но это ни разу не одно и то же.

 

Глубокий страх — вот что послужило причиной слез Джейни, когда ей было отказано в печенюшке. Маленькой девочке, проведшей болезненно голодный год в приюте, обещание ужина через десять минут не давало реального успокоения. Она помнила, каково это — ложиться спать голодной каждый вечер, потому что работники приюта игнорировали ее мольбы о пище. Ну и что с того, что мама Джейни понимала, что полноценная еда вот-вот будет готова и у ее дочери нет опасности умереть с голода; травмированная примитивная часть мозга Джейни просто-напросто не могла осознать это. Голод закодирован в глубочайших слоях ее памяти. Когда ей отказали в печенюшке, Джейни запаниковала, испугавшись умереть голодной смертью.

 

Помогая ребенку чувствовать себя в безопасности, укрепляем доверие. Вы можете сделать важный шаг вперед на пути к устранению истерик и плохого поведения — и дать толчок к обучению и установлению положительных семейных отношений — если обеспечите атмосферу, в которой ваши дети будут чувствовать себя в безопасности. Эта стратегия называется предоставлением «ощутимой безопасности». Вы предоставляете «ощутимую безопасность», когда упорядочиваете окружение и корректируете свое поведение так, чтобы ваши дети могли чувствовать надежно и основательно, что они в безопасности в своем доме и рядом с вами. До тех пор, пока ваш ребенок не почувствует себя в безопасности, ни о каком развитии доверия не может идти речи, и прогресса в исцелении и обучении не будет.

 

Как могла бы ответить мама Джейни, чтобы обеспечить «ощутимую безопасность» и при этом не перебить аппетит дочери перед домашней едой? А вот как.

«Мамочка, я хочу есть. Можно мне печенюшку?»

«Да, дорогая, печенюшку тебе можно, и ты сможешь съесть ее сразу после ужина». (Мать кладет печенье в руки дочери.) «Ты хочешь положить ее рядом с тарелкой на обеденном столе или держать у себя в кармане, пока ужин не закончится?»

Это простое действие внутренне убедит Джейни, что она не будет голодать. Ей по-прежнему не разрешено есть до ужина, но теперь она может трогать еду и знать, что она никуда от нее не денется. Принятие решения, положить печенье на стол или оставить его у себя, дополнительно помогает Дженни ощутить власть над ситуацией и дает ей возможность попрактиковаться в самоконтроле. Маленькие альтернативы, подобные этой, успокаивают травмированного ребенка и формируют доверие.

 

Чтобы еще раз подчеркнуть проникающую глубину страхов, связанных с едой, вспомним пример одного широко известного оскароносного актера, который, даже будучи взрослым, всегда носил шоколадный батончик в кармане своего пиджака, куда бы он ни шел и чем бы ни занимался. Однажды он выудил его и показал интервьюеру во время телевизионного шоу. Его исключительно бедное детство оставило ему в наследство такой страх голода, что ни слава, ни успех не смогли стереть его, даже десятки лет спустя.

 

Когда управляет страх: Испуганный ребенок сосредотачивается только на вопросах выживания, таких как.. .

ü безопасность

ü голод и жажда

ü утомление

ü избегание страшных ситуаций

ü купирование и устранение боли

ü контроль за окружением

 

Напуганный ребенок не может охватить умом...

ü нотации, проповеди и лекции

ü сложные рассуждения, логику и рассказы

ü философские дискуссии и абстрактные понятия

ü решение головоломок и математических задач

Реакция примитивного мозга на страх «дерись, беги или замри» может заставить ребенка...

ü убежать и спрятаться

ü брыкаться физически или вербально

ü рассердиться или расплакаться

ü окаменеть и перестать реагировать

ü попытаться управлять ситуацией

Помните: Страх будет втравливать вашего ребенка в плохое поведение.

Обезоруживаем реакцию примитивного мозга на страх. Если ребенок испуган, голоден или устал, в дело вступает, перехватывая инициативу, его примитивный мозг. Физически расположенный в нижних отделах головного мозга, таких как мозжечковая миндалина, примитивный мозг постоянно отслеживает базовые потребности, связанные с выживанием, и ведет себя как часовой на страже. Когда примитивный мозг входит в боевой режим, более продвинутые области мозга — в особенности те, что отвечают за высшее обучение, мышление и логику, — отключаются. Помогая ребенку чувствовать себя безопасно, мы помогаем ему расслабить и разоружить примитивную часть его мозга. Мы целенаправленно успокаиваем и выводим из боя примитивный мозг, чтобы он не провоцировал ребенка на плохое поведение.

 

Когда ребенок действительно ощущает себя в безопасности, примитивный мозг отпускает своих часовых и позволяет расцвести доверию и начать формироваться привязанности. Отделы мозга, отвечающие за высшее обучение, могут нормально функционировать. Детям, ощущающим себя в безопасности, открыт путь к исцелению; они становятся спокойными, сохранными, доверяющими детьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.007 с.)