Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности сна у слепых детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности становления цикла сон — бодрствование при выключении столь важного для нормального развития анализатора, каким является зрительный, должны иметь принципиальное значение как для изучения пограничных состояний, так и для физиологии высшей нервной деятельности. Однако исследования сна у слепых детей, к сожалению, еще весьма малочисленны. Описаны значительные особенности и своеобразие формирования поведения и личности слепого ребенка, формирование компенсаторных поведенческих реакций. В специальных исследованиях нервно-психических нарушений при врожденной слепоте (Микиртумов Б. Е., 1971; Матвеев В. Ф., 1974) выявлено значительное нарушение уровня и структуры бодрствования слепых детей, которое проявляется астеническим синдромом, депрессивно-ди-стимическими колебаниями настроения, уходом во все усложняющиеся грезоподобные фантазии, апатичностью и слабостью волевых действий. Исследование ЭЭГ в бодрствующем состоянии подтвердило снижение уровня бодрствования у слепых за счет снижения зрительной афферентации (перцепторная депривация) в виде депрессии альфа-ритма и снижения амплитуды биоэлектрической активности, а также за счет врожденной церебральной неполноценности (доминирование медленных волн, локальные изменения, гиперсинхронизация) (Микиртумов Б. Е., 1971). Снижение уровня бодрствования явилось, по-видимому, нейрофизиологической основой развития патологического грезоподобного фантазирования и синестезией, наблюдаемых у V3 слепых. Интересно в этой связи, что еще В. А. Гиляровский (1954) показал, что у слепых редки психозы со зрительными галлюцинациями, но часты галлюцинации чувства приближения. По данным исследования электрофизиологической картины бодрствования и сна слепых детей, предпринятого А. Н. Шеповаль-никовым (1971, 1972), у слепых от рождения детей альфа-активность (основной ритм бодрствования у 75% детей) после 3 лет не обнаруживается ни над одной областью мозга. Не созревает альфа-ритм и в более старшем возрасте, общая картина ЭЭГ бодрствования характеризуется сниженной амплитудой ритма. Сон слепых детей также своеобразен. У слепых от рождения нет зрительных сновидений, но быстрые движения глаз удается зарегистрировать с раннего возраста. Кстати, этот факт был серьезным аргументом, опровергающим гипотезу об обязательной связи ПС со сновидениями, что лишний раз показывает необходимость и значимость клинических исследований для физиологии. При полиграфическом изучении сна 11 слепых от рождения детей школьного возраста были выявлены все стадии сна, свойственные нормальным детям. К числу особенностей ЭЭГ сна слепых детей следует отнести отсутствие экзальтации альфа-ритма в периоде засыпания. Кроме того, характерно периодическое появление так называемого мю-ритма(над центральными отделами мозга во время парадоксальной стадии сна. Феномен появления мю-ритма рассматривается в настоящее время как компенсаторный эквивалент активности, который иногда регистрируется в ПС у взрослых. Полученные данные показывают, что, несмотря на все компенсаторные возможности, даже у старших слепых школьников нет полной зрелости системы сон — бодрствование. Ночью на ЭЭГ встречаются патологические компоненты, отсутствуют нормальные распределения биоритма по зонам мозга, может быть не сформирован сигма-ритм, который, по данным А. Н. Шепо-вальникова (1972), отражает зрелость высших отделов мозга и коррелирует с уровнем психомоторного развития. У слепых от рождения детей часто наблюдаются и клинически выраженные синдромы патологического сна. Боря и Витя К., близнецы 3V2 лет. Родились от первой нормально протекающей беременности у здоровых родителей. Роды преждевременные на 6'/2 месяце беременности. Масса каждого при рождении 1900 г, крик сразу. Дети были помещены в кислородную палатку. Через 4 дня в результате усиления давления кислорода дети ослепли. Воспитывались в условиях семьи. Грудное вскармливание до 6 мес. В три месяца заметили качания головой сначала перед сном, а потом и во сне с нарастанием интенсивности. На ЭЭГ — отсутствие альфа-ритма, доминирует низкоамплитудная медленноеолновая активность. Днем дети капризны, расторможены, пугливы, очаговых неврологических симптомов нет. Структура сна изменена — глубокие стадии МС не сформированы. Данный случай с учетом ЭЭГ свидетельствует о задержке созревания прежде всего синхронизирующих систем мозга, что клинически отражается в появлении компенсаторных двигательных стереотипии. Таким образом, задержка созревания функций сенсорных систем, в частности оптико-вегетативной системы, приводит к глубоким нарушениям биоритма сон — бодрствование и обусловливает значительные изменения личности вплоть до патологических.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.01 с.) |