Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отграничение от шизофрении, других психозов детского возраста и раннего аутизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отграничение от детской шизофрении. Между состояниями психического недоразвития и шизофренией имеется глубоко принципиальное различие. Первые — это дефекты психики, возникшие в результате помех, вставших на пути нормального созревания интеллекта, вторая — либо текущий, либо отзвучавший болезненный процесс. Иными словами, шизофрения отличается динамично появляющейся, развивающейся и затем редуцирующейся продуктивной симптоматикой, тогда как при умственной отсталости никаких процессуальных явлений нет. Однако в детском возрасте разграничение психической отсталости и психозов нередко представляет значительные трудности. Во-первых, это связано с тем, что у детей психотическая симптоматика лишена яркости, стерта и рудиментарна, а при медленном развитии заболевания и вовсе не выражена. Во-вторых, чем младше ребенок, тем больше в процессе развертывания психоза наслаивается интеллектуальных изменений, которые нередко затушевывают более специфические симптомы. В-третьих, часто бывает трудно выявить столь важный для дифференциальной диагностики предшествующий психозу период психического здоровья. При наличии же дизонто генетических явлений ситуация усложняется еще больше. В-четвертых, преобладание вялых типов течения у младших детей почти полностью лишает симптоматику психоза убедительных признаков. В то же время дифференциальному диагнозу помогает тот факт, что структура интеллекта отсталых более равномерна, чем при шизофрении. Если же умственно отсталому свойствен тот или иной вид односторонней одаренности (музыкальная, графическая, способность к счету), наклонность к резонерству, бесплодное мудрствование с хорошей механической памятью, то квалификация его состояния окажется сложной. Однако сходство такого больного с больным шизофренией ограничивается диссоциацией между богатым лексиконом и низкой продуктивностью. У него невозможно обнаружить шизофренические расстройства мышления и эффективности, его основное нарушение — недоразвитие познавательной деятельности. С. Koupernik (I960) подтверждает эту мысль, говоря, что наибольшую трудность среди психозов для диагностики представляют вялотекущие, а среди случаев умственной отсталости те, при которых в клинической картине имеются странности и неравномерный тип дефекта. Отграничение легких форм олигофрении от шизофрении, как правило, значительных трудностей не представляет. Для них характерны более или менее соразмерное нивелирование интеллектуального профиля и типичный ход развития. В то же время «оригинальные», «странные», «копающиеся в себе», малоконтактные, сверхподвижные, тревожно-возбужденные дети с дебильностью нередко требуют серьезной диагностической работы. Обнаружение неврологических симптомов, психической истощаемости, неравномерности или выпадения некоторых психофизиологических функций делает более вероятным резидуально-органическую, а не шизофреническую этиологию дефекта. Тяжелые и глубокие формы олигофрении при наличии эхолалии, эхопраксии, аутис-тических форм поведения («псевдоаутизм»), вычурных, кататоно-формных моторных проявлений, особенно в 3—4-летнем возрасте, также могут ввести в заблуждение (Wieck Ch., 1965). По нашему мнению, наибольшие сложности возникают в связи с отграничением атонической формы психического недоразвития. Как уже показано, в ее клинической картине преобладают нарушения целенаправленной активности (от аспонтан-ности до акатизии), недостаточность интереса к окружению, аффективная незрелость и неустойчивость, недифференцирован-ность эмоций, слабость инстинктов, отдельные стереотипии. Вся эта симптоматика нередко напоминает детскую шизофрению или аутизм. Однако у отсталых уже с рождения или в самом раннем возрасте резко замедлен темп как психического, так и моторного развития, весьма слаба память. Несмотря на все несовершенство речи и ее нарушения, у отсталых она служит средством общения. Недостаточная общительность больных объясняется не тем, что они активно отгораживаются от окружающего мира, а их неумением вступить в контакт. Их аффективная жизнь действительно беднее и менее дифференцирована, чем у других отсталых, но она не извращена и не отсутствует вовсе, как это имеет место при шизофрении. Больные с атонической формой недоразвития привязаны к своим близким, способны интересоваться играми, не чуждаются детского коллектива. У них отсутствует продуктивная психотическая симптоматика, а возможные колебания в психическом статусе обычно связаны с неблагоприятными внешними обстоятельствами или вредностями и никогда не завершаются стойкими ухудшениями, которые можно было бы рассматривать как шизофреническую деградацию. Отграничение от раннего детского аутизма. Атоническая форма недоразвития отличается от него тем, что поведение больного определяется грубой апрозексией, недоосмышлением ситуации и своего в ней места. Рано появляющееся стереотипное поведение обычно очень примитивно (выкрикивания, подпрыгивания) и практически не меняется, отличаясь от более Дифференцированных и редуцирующихся с течением времени эутистических ритуалов. При психическом недоразвитии посредством шкалы Векслера (ABM —WISC) обнаруживают при меньших результатах более низкие показатели по невербальным субтестам, меньший разрыв между вербальным и невербальным ->л* 371 показателями, меньший диапазон различий по субтестам, чем при детском аутизме (Каган В. Е., 1981). Из четырех критериев, используемых М. Rutter (1978) для диагностики аутизма, психическое недоразвитие может быть отдифференцировано на основании несоответствия трем из них: иного типа развития навыков общения, отсутствия своеобразных языковых расстройств и стремления к сохранению неизменности порядка вещей или ситуаций. Отграничение от болезни Геллера. Диагностируя тяжелые и глубокие состояния общего психического недоразвития, приходится иметь в виду редко встречающуюся инфантильную деменцию Геллера, которая является скоротечным атро-фическим церебральным процессом. Болезнь Геллера возникает после нормального психического развития в первые годы жизни, начинается в 3—6-летнем возрасте периодом резко возбужденного, пугливого поведения, грубыми, выходящими на первый план речевыми расстройствами, завершающимися полной утратой речи, сохранностью моторных функций и отсутствием локальных поражений ЦНС, быстрым, в течение 1— lVj лет, исходом в глубокое слабоумие, своеобразным «не-имбецильным» выражением лица. Таким образом, от умственной отсталости это заболевание отличается утратой речи, отсутствием неврологических и дисгенетических симптомов, выражением лица, резко контрастирующим с глубоким интеллектуальным дефектом. Отграничение от симптоматических психозов. Эта задача ставится нечасто, так как в детском возрасте указанные психозы встречаются редко. Однако если в ходе их течения формируется психический дефект органического происхождения, то он иногда может быть расценен как психическая отсталость, осложненная теми или иными аффективными и другими расстройствами поведения. В этом случае дифференциальная диагностика должна проводиться на том основании, что при психической отсталости нет предшествующего благополучного развития и что интеллектуальный дефект при ней, как правило, более равномерен. Удается также отметить, что психозу предшествует вызвавшая его вредность (инсоляция, сепсис, травма головы и т.д.). Кроме того, острый период психоза проявляется продуктивной симптоматикой: расстройством сознания, восприятия, мышления, эффективности, волевой сферы, что находит отражение в анамнезе и облегчает диагностику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.26 (0.009 с.) |