Симптомокомплекс навязчивых страхов и действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптомокомплекс навязчивых страхов и действий



Третий, часто встречающийся в дошкольном возрасте симптомокомплекс — это симптом окомплекс навязчивых страхов и действий, протекающий на депрессивном фоне и часто со­провождаемый, кроме того, тиками.

У ребенка, страдающего вышеупомянутой симптоматикой, начинают появляться мысли о смерти, чужой и своей, в разно­образных вариантах. Иногда имеют место даже попытки к са­моубийству в возрасте 6—7 лет.

Мысли о смерти начинают принимать характер навязчивых опасений (обрушится дом, обвалится стена, будет наводнение в случае порчи водопровода, «буду раздавлена поездом, трамва­ем», «заражусь» и т.д.). Вместе с тем появляются ипохондри­ческие жалобы: «руки и ноги ломят, млеют, сердце сжимается,

лап

сердце плакать хочет» и т. д. Наряду с навязчивыми представ­лениями возникают навязчивые действия: постучать ногой, под­прыгнуть на месте, дотронуться до какого-либо предмета, из­дать особый звук и т. д. Одновременно нередки тики. В то же время сны и фантазии ребенка полны агрессивных тенденций против окружающих (видит во сне войну, кровь и т. д.).

За упомянутым симптомокомплексом, занимающим передний фон картины, мало-помалу начинают выкристаллизовываться расстройство мышления и аффективное оскудение ребенка. При­ведем пример.

Олег М. 6 лет. Происходит из семьи, где оба родителя страдали мяг­ко выраженной формой шизофрении.

Темпы двигательного и интеллектуального развития ранние. Тяже­лыми детскими инфекциями не болел. Когда Олегу было 3 года, родил­ся его братишка, к которому ребенок стал проявлять агрессию, бил его, толкал, бранил; когда тот начал ходить, подводил его к острому углу какого-либо предмета и бросал на него, чтобы тот ушибся. Рос замк­нутым ребенком. Преобладал интерес к движущимся игрушкам и меха­низмам. Без конца их рисовал во всех деталях. В возрасте б лет у ребенка появились высказывания, что° поезд раздавит маму. Начал стро­ить агрессивные фантазии на тему о войнах, убийствах. Кровь фигу­рировала в его творческих продукциях в разных вариантах. Затем на­чинает фантазировать, что будет с ним, если он ляжет на рельсы же­лезной дороги. Стал навязчиво бояться быть раздавленным. Убегал с вокзала, не мог видеть поездов. В возрасте 7 лет мать застала его дваж­ды с ножом в руках и с расстегнутым воротом рубашки. Говорил о том, что, пожалуй, нож не дойдет до сердца и попадет в кость. В 3i >м же возрасте возникли тики в веке правого глаза и заикание.

Мало-помалу за картиной навязчивости начинает отчетливо обозна чаться ясное расстройство ассоциаций и аффективная деградация. Ус­певаемость в занятиях снижена. Временами стереотипно повторяющие­ся состояния возбуждения с автоматическим бегом по комнате. Со сто­роны физической: астенический тип сложения тела, туберкулезная интоксикация, симптом Хвостека.

Прежде чем перейти к анализу сущности описанного симп-томокомплекса, отметим, что первые признаки его обычно возни­кают в конце первого возрастного криза ребенка, имеющего ме­сто в возрасте 3—4 лет. В этом периоде обычно начинает усиленно Функционировать корковая нервная система: ребенок овладева­ет сполна речью, в его движениях исчезает беспорядочность и появляются целенаправленность и целеустремленность. В систе­ме эндокринного аппарата начинает усиленно функционировать Мозговой придаток (первый подъём кривой роста}. Эти изменения организма, именуемые в немецкой литературе первым пубертатным

- 401

периодом, обычно сопровождаются определенным сдвигом в пси­хике: ребенок стремится к большей самостоятельности и к вы­явлению вовне своей нарастающей активности. Взрослые же обычно недоучитывают потребности ребенка и ставят на пути осуществления его пробуждающихся влечений определенные тормоза. В результате у ребенка появляется реакция агрессии во всех ее вариантах (упрямство, злоба, агрессивные акты, отход от реальности). Эта стадия носит название «Trotzperiode». В норме эта реакция частично изживается в упомянутых формах, а час­тично переключается в русло активной, познавательной творчес­кой деятельности.

У шизофреника, у которого начало процесса пришлось на упомянутый период возрастного криза, из-за снижения у него интереса к реальности, с одной стороны, а с другой — благода­ря известному снижению эффективности это изживание агрес­сии и переключение ее вовне затруднены и агрессивность ре­бенка сохраняется, частично тормозясь, частично устремляясь на самого себя.

У Олега агрессия не проявляется свободно вовне, мало пе­реключается в творческую деятельность. Она выливается в фан­тазии, устремляется на себя (стремление к самоубийству), час­тично претерпевает метаморфозу (навязчивые опасения попасть под поезд, быть раздавленным).

Результатом этой же напряженности аффекта являются и тики.

Дифференциальный диагноз с психопатией и с реактивным состоянием облегчается тем, что за основным симптомоком-плексом всегда нетрудно разглядеть нарастающий аутизм, рас­стройство мышления и аффективное снижение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.)