Роль первичной идентификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль первичной идентификации



Термин «первичная"идентификация» используется в литературе редко. Он принадлежит к одной из моделей психоаналитической теории, описывающей недифференцирован­ное состояние, в котором еще не произошло разграничение внут­ри самого ребенка, и он не способен различать внутреннее и внешнее, Я и не-Я. Вероятно, лучше всего описать это состоя­ние можно, сказав, что в нем отсутствует не только психичес­кая структура, но также психические и соматические границы. Термин «идентификация» в этом контексте появился в силу прак­тических соображений, поскольку таким образом можно указать на аспект инкорпорации, связанный с отсутствием границ, но без учета других аспектов недифференцированного состояния.

Идея детского всемогущества легко укладывается в эту картину. Когда какая-либо потребность заставляет младенца кри­чать или извиваться, то рано или поздно его требование испол­няется. Ему не дано понять, что это не является результатом его действий, что пища, которая его успокаивает, не является продуктом его ажитации.

Таким образом, первичная идентификация заключается в том, что ребенок воспринимает все то в окружающей среде, что слу­жит удовлетворению потребности (удовлетворению влечения), как часть собственной личности и собственного тела, за пределами которых не существует ничего. Гловер (1930), по-видимому, имел в виду то же самое: «Для примитивного сознания все окрашен­ные удовольствием состояния имеют тенденцию вызывать идентификацию с объектами, которые ассоциируются с этими состояниями».

Соответственно те тревожные матери, которые лишают своих детей удовлетворения потребности в прикосновении, отказывая детям в тактильных ощущениях, затрудняют первичную идентификацию, резко ограничивая ее возможности. Но чтобы ре­бенок дифференцировался от матери, он обязательно должен столк­нуться, отделить и преодолеть подобные первичные идентификации,

тактильные и прочие. Сначала направленная на действие подвиж­ность, а позднее локомоция — основные способности младенца, слу­жащие преодолению первичной идентификации и достижению дифференциации. Когда завершается дифференциация от матери, ребенок может далее формировать вторичные идентификации, про­кладывающие путь к автономии и независимости.

В таком случае, развивая концепцию Малер (1957, 1960) «про­цесса индивидуации — сепарации», мы могли бы сказать, что путь к индивидуации лежит через вторичные идентификации, посколь­ку прежде, чем ребенок сможет отделиться от матери и стать неза­висимым индивидом, он должен воспринять материнские усилия, которые она прилагает, заботясь о нем (а это он может сделать только путем идентификации). Я полагаю, что процесс индивидуа­ции — сепарации, который Малер относит к периоду начиная с восемнадцатого месяца жизни, имеет две предварительные ста­дии. Первую из этих стадий я бы назвал процессом первичной индивидуации, в котором ребенок преодолевает первичные иден­тификации. Вторая стадия — это стадия вторичной идентифика­ции, которая начинается во второй половине первого года жизни. На этой стадии ребенок приобретает средства и способы, которые позволят ему достичь независимости от матери (Spitz, 1957).

Эта относительная независимость появляется примерно к восемнадцатому месяцу жизни, с того периода, к которому Пи­аже относит достижение ребенком представления об обратимо­сти, а также освоение формального языка, на котором говорят взрослые. С этого момента может начаться описанный Малер процесс индивидуации — сепарации.

В противоположность первичной идентификации (которая представляет собой состояние) вторичная идентификация явля­ется механизмом. Это бессознательный процесс, результатом ко­торого станет изменение Я. Следовательно, вторичная иденти­фикация предполагает, что уже имеется по крайней мере руди­ментарное Я, отделившееся от недифференцированного целого, которое функционировало в период первичной идентификации.

Из этого следует, что в случае, когда мать затрудняет первич­ную идентификацию, отказывая ребенку в тактильных ощущени­ях, она препятствует двум важным этапам развития — формирова­нию Я и вторичной идентификации (Spitz, 1957).

Психодинамические процессы

При нормальном развитии либидинозные и агрессив­ные влечения разряжаются в рамках физического взаимодействия

между матерью и ребенком. В основе этих диадических взаимо­действий лежат динамические процессы, включающие катекти-ческие замещения. Помимо прочего, эти процессы ведут также и к вторичным идентификациям. Подобное возрастное преобра­зование либидинозных и агрессивных влечений гораздо менее доступно для ребенка, страдающего экземой, поскольку, как мы видели, его мать не предоставила ему достаточно возможностей для подобной разрядки. Мы можем задать вопрос, не является ли младенческая экзема аутопластическим симптомом, который заменяет недостижимый процесс развития через аллопластичес-кую разрядку к аутопластической идентификации. На основе на­ших данных мы сумели выделить два фактора в этиологии эк­земы: 1) наследственный фактор детской рефлекторной кожной раздражимости и 2} внешнесредовой фактор — инфантильную тревожность матери. Тем не менее это объяснение не является вполне удовлетворительным с динамической и экономической точек зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.004 с.)