ТЕМА 24. Правовой режим недр и земель для пользования недрами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 24. Правовой режим недр и земель для пользования недрами



 

Недра представляют собой часть земной коры, расположенной, главным образом, ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже дна водоемов и водостоков, и поэтому не входят в понятие земли как земной поверхности.

Недра в РФ являются государственной собственностью. Поэтому они могут предоставляться только на праве пользования, в том числе аренды. Это не означает, что земельные участки, в пределах которых залегают полезные ископаемые, не могут находиться в частной собственности. Однако, сами недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, являются объектами государственной собственности во всех случаях. Существуют три основных вида пользования недрами: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Участки недр не могут отчуждаться ни в какой форме. Только права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

К объектам прав на недра относятся государственный фонд недр РФ, представляющий собой конкретные участки недр, предоставленные для соответствующего недропользования и неиспользуемые участки недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.

Участки недр предоставляются пользователю в виде горного отвода или геологического отвода.

Горный отвод - геометризованный блок (участок) недр, предоставленный для разработки полезных ископаемых, либо иного вида недропользования. Допускается возможность предоставления различным недропользователям по разным горным отводам одного и того же земельного участка. Один и тот же горный отвод (месторождение) может быть предоставлен одновременно нескольким предприятиям. В этом случае земельный участок предоставляется в долевое или совместное пользование.

Горные отводы имеют право предоставлять:

1) органы округов Госгортехнадзора РФ для разработки месторождений не общераспространенных ископаемых;

2) органы исполнительной власти районов (городов) для промышленной разработки общераспространенных полезных ископаемых.

Границами горного отвода считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых, обозначаемых на картографических картах или планах при оформлении земельного отвода.

Геологический отвод - геометризованный блок (участок) недр, предоставленный для геологического изучения недр.

Субъектами права пользования участками недр являются отдельные предприятия или граждане.

Порядок предоставления и использования земельных участков для недропользования регулируются как нормами земельного законодательства, так и Законом РФ "О недрах" (разделы II - V).

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока в соответствии со ст. 10 Закона РФ "О недрах". Основанием получения права пользования недрами служат: соответствующие решения госвласти, в том числе о проведении конкурсов и аукционов; переоформление действующих лицензий в соответствии с Законом "О недрах" (ст. 1-10).

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением (лицензией), удостоверяющим право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока. Неотъемлемыми составными частями лицензии являются условия, связанные с платежами за пользование земельными участками, указание пространственных границ земельного отвода, соглашение о праве собственности на добытое сырье и его долевом распределении; условия выполнения требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, а также порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия выдается одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства.

Основные права и обязанности пользователя недр, а также порядок и условия платы за пользование недрами определяются ст.ст. 22, 39-48 Закона "О недрах" и, как правило, устанавливаются при предоставлении лицензии. Кроме этого, между уполномоченными на то органами госвласти и владельцами лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению и без получения специального разрешения осуществлять в границах своих земель без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройства и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт ст.19 ФЗ РФ "О недрах".

Правовое основание для возбуждения ходатайства о предоставлении земельного участка для разработки полезных ископаемых возникает после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановлении ранее отработанных площадей. Условия и сроки восстановления этих земель и порядок передачи определяются органами, предоставившими земельные участки.

Таким образом, земельный отвод возможен только при наличии горного отвода. Однако, даже при наличии у заявителя горного отвода, пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей природной среды, а также, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам на территориях населенных пунктов, природных зон, объектах промышленности, транспорта, связи.

Независимо от причин, утрата недропользования автоматически влечет за собой и утрату права на земельный участок, предоставленный для этих целей.

Особенностью пользования землями, предопредоставленных для разработки недр, является применение специальных Постановлений Правительства РФ и отраслевых нормативных актов министерств и ведомств, которые должны соответствовать федеральным законам - геологоразведка и добыча полезных ископаемых, строительство подземных сооружений, научных полигонов и т.п. В соответствии с ФЗ РФ от 31.05.99 г. № 106-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)» определяются участки недр, в том числе месторождения полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с положениями ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции". Объекты, указанные в статьях 1-8 настоящего закона, относятся к перечню участков недр, в том числе месторождений полезных ископаемых, в отношении которых могут проводиться переговоры и заключаться соглашения о поисках, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции.

В интересах экономической безопасности РФ переговоры и заключение соглашений о поисках, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции в отношении участков недр, указанных в статьях 1-3 и 5-8 настоящего закона, по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ осуществляются с юридическими лицами, являющимися пользователями указанных участков недр, без проведения конкурсов и аукционов. Передача прав и обязанностей по соглашениям о поисках, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции третьим лицам без согласия государства не допускается.

Недропользователями могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе иностранные физические и юридические лица. В отдельных случаях, это право ограничено законом, например, пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия (ст.9 ФЗ "О недрах").

Основные принципы недропользования:

1) нахождение вопросов владения, пользования и распоряжения недрами в совместном ведении РФ и субъектов РФ;

2) предоставление недр в пользование на основе лицензии, платность пользования недрами (освобождение от платежей осуществляется в строго регламентируемом порядке - ст.40 ФЗ РФ "О недрах" - это собственники, владельцы и арендаторы земельных участков, добывающие общераспространенные ископаемые на этих участках для своих нужд и пользователи недр в специфических геологических целях);

3) право собственности инвестора на произведенную продукцию.

Плата за пользование недрами может взиматься в формах: денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами. Не допускаются требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми в соответствии с законодательством РФ входит в исключительное ведение РФ, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну. Не допускается требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами.

Управление государственным фондом недр осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов федерации РФ. Специальными органами управления являются Министерство геологии РФ и Госкомитет РФ по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор РФ) во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных стандартов (норм и правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

ТЕМА25. Правовой режим лесов и земель лесного фонда

Правовой режим лесов и земель лесного фонда, включая орядок использования и охраны земель лесного фонда, регулируется Лесным Кодексом РФ и ЗК РФ.

Согласно ст. 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, связанных с:

1. выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2. размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.

Нелесные земли лесного фонда, временно не используемые для ведения лесного хозяйства, на основании решения исполнительного органа государственной власти, обладающего соответствующей компетенцией#S, могут передаваться в аренду на срок до пяти лет для осуществления сельскохозяйственного производства. Условия использования таких земель и ограничения их использования устанавливаются договорами аренды земельных участков.

В соответствии с хозяйственным назначением и выполняемыми функциями, все леса делятся на три группы. К лесам первой группы относятся леса, основным целевым назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций, а также противоэррозийные, государственные защитные полосы, особо ценные лесные массивы и леса особо охраняемых территорий. Эти леса имеют ограниченное эксплуатационное назначение, в них полностью запрещена промышленная рубка, разрешена лишь рубка ухода и санитарная рубка.

Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, оздоровительные и иные защитные, санитарно-гигиенические функции и имеющие ограниченное эксплуатационное назначение. В этих лесах в ограниченных размерах разрешена промышленная рубка.

Третья группа - леса многолесных регионов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение (Север, Сибирь и Дальний Восток и т.д.). Они подразделяются на освоенные и резервные (не вовлеченные в эксплуатацию).

При отнесении лесов к группам одновременно определяются и границы занятых ими земель.

Рубки главного и промышленного пользования исчисляются в расчетных лесосеках, которые утверждаются соответствующими органами управления лесного хозяйства по согласованию с органами исполнительной власти. Расчетная лесосека - это нормативное установление объектов предполагаемой вырубки лесов и их восстановления. Суть расчета лесосеки (т.е. объемов и мест вырубки) заключается в установлении соответствия нормы ежегодной вырубки норме ежегодного прироста древесины по каждой республике, краю, области району, лесхозу. При этом должен соблюдаться принцип непрерывности (выполнение ежегодных объемов рубки) и неистощимости (соответствие объемов вырубки и прироста леса).

Лесной фонд, а также леса, расположенные на землях обороны находятся в федеральной собственности (ст.10 ЛК РФ). Собственно, и земли лесного фонда являются объектами федеральной собственности. Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ (ст.19 ЛК РФ). Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на участках, принадлежащих гражданам на праве собственности, является их собственностью.

Виды прав на участки лесного фонда: краткосрочное пользование (до 1года) и долгосрочное (до 50 лет), аренда, безвозмездное пользование, концессия. Субаренда участков лесного фонда запрещена. Для заготовки живицы, второстепенных лесных материалов и побочного лесопользования участки предоставляются, как правило, в краткосрочное пользование.

Форма выбора лесопользования определяется органами госвласти и может осуществляться на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. По решению органов госвласти субъектов федерации РФ, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, участки лесного фонда предоставляются в срочное безвозмездное пользование или в аренду.

Договора концессии заключаются на срок от 1 года до 49 лет по результатам проведения Правительством РФ и органами госвласти субъекта РФ конкурса или аукциона, как правило, на неосвоенные участки лесного фонда без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения их в эксплуатацию.

ЛК РФ (ст.ст.80-82) устанавливает следующие виды лесопользования:

1. Заготовка древесины - является основным видом лесопользования, осуществляется в порядке рубок, которые делятся на рубку главного пользования, промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и т.д.), прочие рубки (расчистка леса для объектов промышленности, энергетики, связи, прокладки просек и т.п.).

2. Заготовка живицы (смолы хвойных деревьев) путем устройства подсочки - неглубоких надрезов на деревьях для стока смолы. Заготовка живицы производится в перестойных и зрелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки. Живица используется в качестве промышленного сырья для изготовления канифоли, скипидара и др.

3. Заготовка второстепенных материалов (пни, луб, кора, береста, хвоя и т.д.).

4. Побочное лесное пользование (сенокошение, выпас скота, заготовка и сбор дикорастущих плодов и растений, размещение пасек и ульев, и др.).

5. Пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства - осуществляется с учетом правил охраны животного мира и среды обитания животных.

6. Пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях.

7. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях - осуществляется преимущественно в пределах зеленых, пригородных и лесопарковых зонах.

8. Воспроизводство лесов и лесоразведение.

Правила осуществления пользования каждым из указанных видов лесопользования, в зависимости от целевого назначения ресурса и характера лесопользования, устанавливаются и регулируются соответствующими органами госвласти субъектов федерации по представлению органов управления лесным хозяйством.

Права лесопользователей: осуществлять пользование лесным фондом в пределах тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах; самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; строить дороги и возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом.

Обязанности лесопользователей: вести работы способами, не допускающими возникновения эррозий почв и иных неблагоприятных последствий; соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае их возникновения обеспечивать тушение пожаров; не оставлять недорубов и заготовленную древесину в местах рубок; производить очистку лесосек от лесорубочных остатков; приводить участки, нарушенные в результате лесопользования в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; осуществлять лесовосстановительные работы; выполнять условия, установленные лицензией; своевременно вносить установленную плату за пользование лесным фондом; соблюдать санитарные правила и другие требования, установленные действующим законодательством; предоставлять в установленном порядке сведения о состоянии использования лесного фонда.

Граждане имеют право прибывать в лесах, в т.ч. на участках лесного фонда, переданных в аренду для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. При этом, граждане обязаны не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнезд птиц и других лесонарушений.

Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование тесно взаимосвязан с видами прав на соответствующие участки лесного фонда.

Правоустанавливающими документами на лесопользование являются лицензия (для долгосрочного пользования) и лесорубочный билет (ордер), а также лесной билет для краткосрочного пользования участками лесного фонда или лесными ресурсами.

Платежи за лесопользование состоят из: лесных податей; арендной и концессионной платы; отчислений на воспроизводство и защиту лесов.

Лесные подати - плата за пользование лесным фондом по специально устанавливаемым расценкам - таксам. В составе лесных податей взимается также плата за землю в соответствии с Законом "О плате за землю". Формы внесения, размеры и ставки лесных податей устанавливаются районной администрацией субъектов РФ. При этом форма внесения лесных податей может быть денежной, натуральной (в виде части заготовленной или произведенной продукции) или в виде выполнения работ или предоставления услуг.

Арендная плата устанавливается законодательством РФ. Конкретные размеры определяются на лесных торгах или устанавливаются районной администрацией по договоренности сторон в пределах ставок, утвержденных органами госвласти субъектов РФ. Арендная плата поступает в госбюджет, а затем часть ее направляется в бюджет субъектов РФ и лесохозяйственным органам для финансирования мероприятий по охране и защите лесов.

Отчисления на воспоризводство, охрану и защиту лесов в государственный внебюджетный фонд производят все лесопользователи в размере 5% от стоимости древесины собственной заготовки, исчисленной по ценам реализации.

Для охраны и защиты лесов в лесах сельхозпредприятий и заповедников создается ведомственная лесная охрана, Положение о которой утверждается Министерством сельского хозяйства РФ. Авиационная охрана осуществляется органами управления лесным хозяйством в соответствии со специальными положениями.

В соответствии с решениями Конференции ООН (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана выполнять собственные и международные обязательства в области охраны окружающей среды и защиты своих лесных ресурсов от чрезмерного использования и губительных лесных пожаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.36.141 (0.026 с.)