ТЕМА 1. Общая характеристика земельного права. Земельные правоотношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Общая характеристика земельного права. Земельные правоотношения



Земельное право

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

 

__________Солодченко В.С.

«____»_____________2010г.

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Специальность 030501 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

Ведущий лектор: Лобыничев А.В., доцент

 

 

Одобрен на заседании кафедры

 

«___»_____________2010 г. протокол № ______________

 

 

Санкт-Петербург

 

Земельное право

Курс лекций

Оглавление:

Список сокращений

ТЕМА 1. Общая характеристика земельного права. Земельные правоотношения

ТЕМА 2. Собственность на землю

2.1. Разграничение государственной собственности на землю

2.2. Приватизация земельных участков

ТЕМА 3. Правовые формы использования земель

3.1. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

3.2. Пожизненное наследуемое владение земельными участками

3.3. Аренда земельных участков

3.4. Право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)

3.5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками

ТЕМА 4. Государственное управление земельным фондом

4.1. Охрана земель

4.2. Землеустройство

4.3. Государственный земельный кадастр

4.4. Мониторинг земель

ТЕМА 5. Правовая охрана земель

ТЕМА 6. Ответственность за нарушения земельного законодательства

ТЕМА 7. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

7.1. Фонд перераспределения земель

7.2. Правовой режим сельскохозяйственной кооперации

7.3. Правовой режим мелиорированных земель

7.4. Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения

7.5. Правовой режим крестьянского (фермерского) хозяйства

7.6. Правовой режим личного подсобного хозяйства

7.7. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

ТЕМА 8. Правовой режим земель, предоставленных гражданам

ТЕМА 9. Земли поселений

ТЕМА 10. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

22.1. Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения

22.2. Правовой режим земель промышленности

22.3. Правовой режим земель энергетики

22.4. Особенности правового режима земель железнодорожного транспорта

22.5. Особенности правового режима земель автомобильного транспорта

22.6. Правовой режим земель воздушного транспорта

22.7. Особенности правового режима земель водного транспорта

22.8. Правовой режим земель трубопроводного транспорта

22.9. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики

22.10. Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности

22.11. Особенности правового режима земель обороны и безопасности

ТЕМА 23. Правовой режим природоохранного и иных особо охраняемых территорий и объектов

23.1. Особенности правового режима земель особо охраняемых природных территорий

23.2. Национальные парки

23.3. Природные парки

23.4. Государственные природные заказники

23.5. Памятники природы

23.6. Дендрологический парки и ботанические сады

23.7. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

23.8. Земли природоохранного назначения

23.9. Земли историко-культурного назначения

23.10. Особо ценные земли

ТЕМА 24. Правовой режим недр и земель для пользования недрами

ТЕМА 25. Правовой режим лесов и земель лесного фонда

ТЕМА 26. Правовой режим вод и земель водного фонда

ТЕМА 27. Земли запаса

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АПК РФ – Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

ВК РФ – Водный кодекс Российской Федерации.

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации.

ГПК РФ - Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Гр.Стр.К РФ – Градостроительный кодекс Российской Федерации.

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации

ТК РФ – Трудовой Кодекс Российской Федерации.

КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

ЛК РФ – Лесной кодекс Российской Федерации.

МСУ – местное самоуправление.

ОМСУ – органы местного самоуправления.

т.к.- так как.

т.о. – таким образом.

УК РФ –Уголовный кодекс Российской Федерации.

ФЗ РФ - Федеральный закон Российской Федерации.

ТЕМА 4. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками

 

Аренда земельных участков

Согласно ст. 22 ЗК РФ, иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Собственникам запрещено предоставлять в аренду изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

· государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев – когда в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков (ст. 95 ЗК РФ);

· зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

· зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

· объектами организаций федеральной службы безопасности;

· объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

· объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

· объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

· исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и МВД РФ;

· воинскими и гражданскими захоронениями;

· инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев когда:

· собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка;

· исключительное право на аренду земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами;

· аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (см. 9. Прекращение и ограничение прав на землю).

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, когда исключительное право на аренду земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе:

· право оплаты договора аренды;

· право отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 22 ЗК РФ).

 

 

Охрана земель

Землеустройство

Мониторинг земель

Государственное управление землями по характеру и объему функций подразделяется на общее и отраслевое управление. К органам общей компетенции относятся Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ, соответствующие органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.

Отраслевое управление распространяется только на земли, в ведение которых они предоставлены (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта и т.д.) или на земли, на которых находятся отдельные предприятия, учреждения, организации и осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами (Министерство сельского хозяйства, и т.д.).

В соответствии со ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральными и иными договорами с разграничением предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1. установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3. государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

4. установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5. изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;

6. разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7. иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ и другими федеральными законами.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов РФ в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений базируется на ст.ст.12,132,133 Конституции РФ, ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28.8.1995 г., законодательстве субъектов РФ и конкретизируется в Уставе муниципального образования. Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений базируется на ст.ст.12,132,133 Конституции РФ, ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28.8.1995 г., законодательстве субъектов РФ и конкретизируется в Уставе муниципального образования.

Функции государственного управления землями представляют собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленную на использование и охрану земель, всеми субъектами, имеющими права на земельные участки в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Одной из форм государственного управления земельным фондом России является принятие федеральных целевых программ, направленных на большее участие государства в управлении и регулировании земельных правоотношений на территории земель различных категорий.

Так, федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы) " (далее именуется – Программа), утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 года N860 и имеет ряд подпрограмм: «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса», Водные ресурсы и водные объекты», «Водные биологические ресурсы и аквакультура», «Регулирование качества окружающей природной среды», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений» и др.

Цель Программы - сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В 90-х годах был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.
Начавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы страны для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.

На решение указанных проблем направлена федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", а также другие целевые федеральные и региональные программы.

Правительством РФ от 26.06.99 г. №694 была утверждена федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы». Несмотря на то, что срок действия Программы закончился в 2002 году, цели и задачи, поставленные в Программе полностью все не выполнены. Как нормативный документ, Программа в установленном порядке не отменялась и является действующей. Согласно положениям Программы, государственная политика по развитию оборота земли направлена на:

· установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;

· введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;

· стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";

· повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;

· переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

· развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;

· расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;

· обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;

· совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;

· законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.

Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства.

Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:

· обеспечить целевое использование этих земель;

· решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;

· создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.

Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т. д.

Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.

Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.

С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо:

· осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;

· уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена;

· установить для сельскохозяйственных организаций правила бухгалтерского учета операций с земельными долями;

· уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации;

· создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей;

· сформировать повсеместно земельный фонд для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления земельных участков казачьим обществам;

· содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов;

· принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их.

В соответствии с действующим законодательством к основным функциям государственного управления земельным фондом относятся: охрана земель, контроль за поступлением платы за использование земель в соответствии с ФЗ РФ «О плате за землю», организация и осуществление землеустройства, земельного кадастра и мониторинг земель; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; распределения и перераспределения земель (предоставление и изъятие) между юридическими и физическими лицами; зонирование; разрешение земельных споров.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.99 г. N694 «О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" для осуществления земельных преобразований в рамках реализации программы предусматривается:

· выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения;

· разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости с собственность граждан и юридических лиц;

· провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;

· установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими;

· составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель;

· разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;

· установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;

· уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений;

· установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель.

Разработан комплекс мер по содействию созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию. Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов).

К основным органам специальной компетенции относятся Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство природных ресурсов РФ, Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения РФ, Министерство строительства РФ и его органы архитектуры на местах. Компетенция этих государственных органов в сфере управления земельными ресурсами определена соответствующими положениями об этих министерствах и комитетах и утверждена Правительством Российской Федерации.

Компетенция других министерств и ведомств Российской Федерации устанавливается Положением об этих министерствах и ведомствах - нормативными актами, определяющими их правовой статус.

Для государственного управления земельными ресурсами в Российской Федерации характерны неопределенность ведомственных обязанностей, глубокие противоречия интересов различных ведомств и распыление полномочий на принятие решений. В результате этого для принятия решения требуются многочисленные межведомственные согласования, что затягивает решение главных экономических проблем, дезориентирует бизнесменов (предпринимателей) и граждан, обращающихся в органы управления земельными ресурсами.

Фактически земельной реформой управляют несколько федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время основные задачи и функции, связанные с управлением землей и объектами недвижимости, выполняют следующие министерства и ведомства РФ:

· Министерство экономического развития и торговли (отвечает за разработку и реализацию государственной социально-экономической политики и определение путей развития экономики и методов ее регулирования),

· Федеральная служба земельного кадастра,

· Министерство имущественных отношений, уполномоченное осуществлять единую государственную политику в области имущественных и земельных отношений,

· Государственный комитет по строительству (Госстрой),

· Министерство юстиции (отвечающее за регистрацию прав на объекты недвижимости и сделок с ними),

· Министерство сельского хозяйства,

· Министерство природных ресурсов.

Анализ структуры государственного управления земельными ресурсами показывает, что существует неравенство между различными формами собственности в Российской Федерации. Задача государственного управления земельными ресурсами состоит в том, чтобы гарантировать стабильность в обществе через обеспечение равенства между различными формами собственности и предоставление правильной информации об объектах недвижимости и обладателях прав не только собственникам, но и инвесторам, кредиторам, риэлторам и другим участникам рынка недвижимости.

В итоге ведомственные амбиции превалируют над общими экономическими соображениями и целями, а управление земельными ресурсами больше развито в плане обеспечения государственного контроля, чем правовой защиты частных собственников, что нарушает закрепленный в ст. 8 Конституции РФ принцип признания и защиты равным образом частной, государственной и муниципальной собственности.

Это сильно затрудняет определение единой земельной политики и делает ее менее эффективной. Такое широкое распределение обязанностей по управлению земельными ресурсами и дробление функций приводит к многочисленным столкновениям интересов как между отдельными лицами, так и среди организаций, дублированию функций и замедляет процесс принятия решений. Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на преобразования по направлениям, которые являются базовыми для общества.

Сомнительным элементами государственного управления землей и недвижимостью являются смешение публично-правовых и частноправовых функций в одном органе государственной власти - особенно в Федеральной службе земельного кадастра РФ и Министерстве имущественных отношений РФ. Очевидное столкновение интересов возникает в тех случаях, когда решения по земле и иным объектам недвижимости принимаются ведомством, которое также имеет полномочия представлять интересы собственника (федерального) имущества. Такая ситуация является наследием советского земельного права, в котором земля рассматривалась только как объект, находящийся исключительно в государственной собственности. Это в свою очередь может поставить под угрозу права и интересы других частных и государственных собственников и дать основание для возможных земельных споров и коррупции. Способность одного собственника повлиять на принятие решения органом исполнительной власти, на содержание кадастров и реестров, на стоимость оценки недвижимости уменьшает доверие других сторон к надежности рыночной инфраструктуры и к рынку недвижимости в целом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.01.01 г. № 22, утвердившим «Положение о Федеральной службе земельного кадастра России»: -Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России являются:

· осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;

· ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции - государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета) в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, и иной связанной с использованием земель деятельности;

· осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

· организация и осуществление землеустройства;

· организация и осуществление мониторинга земель;

· обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования.

Основные функции Федеральной службы земельного кадастра России:

· ведет государственный земельный кадастр и осуществляет специальные функции по ведению государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Единый государственный реестр земель;

· осуществляет в установленном порядке кадастровое деление территории Российской Федерации и присваивает кадастровые номера земельным участкам как объектам кадастрового учета;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.104 с.)