ТЕМА 1. Общая характеристика земельного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Общая характеристика земельного права



 

Земельное право, как самостоятельная отрасль права, основано на ст. 9 Конституции РФ, в соответствии с которой земля и другие земельные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако, в отличие от других природных ресурсов земля не имеет альтернативы и не восполняема как для всего человечества, так и для отдельной личности. Так, например, источники энергии имеют альтернативу в виде нефти, газа, угля, электро- и атомной энергии; зеленые насаждения после уничтожения могут быть восстановлены и т.п. И только лишь земля постоянно незаменима, и не смотря на то, что она является предметом гражданского оборота, собственник земельного участка не может распоряжаться землей свободно. Так, если собственник практически любого объекта гражданского оборота вправе поступить со своей собственностью по своему усмотрению, вплоть до уничтожения, например, разрушить старый дом, то собственник земельного участка не может уничтожить плодородный слой земли и даже более того, обязан его сохранять, повышать плодородие и использовать земельный участок только в соответствии с его целевым назначением, определенным властью, а не собственником.

Особое положение земли как уникального объекта окружающего мира и общественных отношений не характерно для объектов гражданско-правового регулирования и земельные нормы (преимущественно регулирующие экономические земельные отношения, связанные с предоставлением, использованием и изъятием земель) неразрывно переплетаются с гражданско-правовыми нормами, взаимно дополняя друг друга. Кроме того, для земельного права, как самостоятельной отрасли права, характерно регулирование однородного вида земельных общественно-экономических отношений и их охрана, а также особый метод правового регулирования.

В качестве науки земельное право характерно тем, что, имея определенные цели, связанные в первую очередь с земельной реформой в РФ, земельное право как наука не ограничивается жесткими рамками одной доктрины и находится в тесном взаимодействии с исследованиями в других отраслях права.

Основные принципы (общие правила) земельного права в концентрированной форме выражают сущность норм земельного права.Основные принципы земельного праваоснованы на Конституции РФ и общеправовых принципах, таких как принцип гуманизма, принцип законности и т.п. Однако, как для самостоятельной отрасли права ЗК РФ в ст. 1 закрепляет следующие принципы:

1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3. приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4. участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7. платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8. деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9. разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным Земельным кодексом РФ принципам.

Кроме названных в ст. 1 ЗК РФ принципов земельного законодательства, можно назвать еще один важный принцип, который, несмотря на то, что не назван в ЗК РФ, насквозь пронизывает большинство норм ЗК РФ. Это принцип возвращения земли в имущественный (вещный) оборот.

Принципы земельного права характерны тем, что основаны на законе и обеспечиваются силой принуждения их выполнения государством. Однако, государственная политика в сфере земельного права еще не приобрела устойчивое состояние в силу экономических, политических и социальных факторов, не позволяющих Российскому государству сформироваться в правовое государство с устойчивым экономическим развитием и развитой социальной системой, и поэтому вышеизложенные основные принципы могут дополняться и другими, но основанными на ст.9 Конституции РФ.

Методы земельного права представляют собой способ правового воздействия на земельные правоотношения, являющиеся предметом земельного права.

К земельным правоотношениям применимы два вида методов:

1. императивный - устанавливающий субъектов правоотношений и запреты, подлежащие исполнению;

2. диспозитивный (рекомендательный, санкционирующий, делегирующий) - устанавливающий свободу для субъектов земельных правоотношений.

Предметом земельного права являются земельные отношения, имеющие свое управленческое, экономическое, общественное, имущественное и другие содержания.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права. Специфичность земельных правоотношений обусловлена особенностью их объекта - земли, а также наличием (отсутствием) норм земельного права, правовым положением участников этих правоотношений, юридическими фактами в области земельных отношений.

По функциональному назначению земельные правоотношения, как институт земельного права, содержат следующую структуру: 1) материальные правоотношения - возникающие на основании норм материального права, например, право на выкуп, залог, аренду земельного участка; 2) процессуальные правоотношения - основанные на процессуальных нормах, в которых правовому регулированию подлежат не сами земельные правоотношения, а способ (процедура) их реализации. Например, процедура сервитута, порядок обжалования решений государственных органов, процедура получения земельного участка по конкурсу или на аукционе; 3) регулятивные правоотношения - выражаются в совершении участниками данных отношений действий, не связанных с применением юридической ответственности. Например, изъятие земельного участка после окончания установленного договором срока землепользования, или выкуп у собственника земельного участка; 4) охранительные правоотношения - имеют место при наличии земельного правонарушения или угрозе его наступления. Например, привлечение к административной ответственности за порчу земель.

Кроме этого земельные правоотношения подразделяются на общие (носящие преимущественно теоретический характер) и конкретные (прикладные), а также могут классифицироваться по праву собственности, землепользованию несобственниками, и по субъектам этих правоотношений. При этом обязательным условием является наличие у субъекта дееспособности.

Согласно ст. 5 ЗК РФ субъектами земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Таким образом, субъектами земельных правоотношений могут быть государство, обладающее универсальными полномочиями, муниципальные образования и юридические лица, с общими и специальными полномочиями, отраженными в уставе, граждане РФ, обладающие общими полномочиями, иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства с полномочиями, ограниченными законодательством РФ.

В ЗК РФ используются следующие понятия и определения:

· собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

· землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

· землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

· арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

· обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

1. земля как природный объект и природный ресурс;

2. земельные участки;

3. части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как следует из смысла ст. 6 ЗК РФ - объектом земельного правоотношения всегда является индивидуально определенный земельный участок или часть земельного участка, а также материальные и иные блага, возникающие из земельных правоотношений, за исключением использования земли как природного объекта и природного ресурса, где правоотношения регулируются не только земельным, а и экологическим и конституционным законодательством.

Содержание земельных правоотношений представляет собой совокупность прав и обязанностей его субъектов, а также возможное (должное) поведение субъектов этих правоотношений.

Земельное право как самостоятельная отрасль развивающегося советского права, впервые было закреплено А.Я. Вышинским в 1939 году в качестве важнейшего инструмента политики ВКП (б) (КПСС) и в настоящее время имеет свою собственную сформировавшуюся систему, состоящую из двух крупных элементов - Общей и Особенной частей, каждая из которых, состоит, соответственно, из общего и особенного (специального) правовых институтов, правовых норм. Так, например, институт юридической ответственности состоит из норм, имеющих свои основные элементы: гипотезы, диспозиции, санкции.

К источникам земельного права относятся: международно-правовые договоры, ратифицированные РФ, содержащие земельно-правовые нормы; Конституция РФ; конституционные и федеральные законы; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты министерств и ведомств РФ; Конституции и Постановления Правительств республик в составе РФ; нормативно-правовые акты субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления; решения Конституционного суда РФ.

Земельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются вследствие юридических фактов (действий, бездействий, событий и т.д.), которые могут быть связаны с волевой деятельностью человека и не иметь связи с волевой деятельностью людей (эрозии, оползни, ливни и т. д.).

В соответствии со ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Учитывая, что земля введена в гражданский оборот, установлен порядок ее использования и охраны, а также порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель, а т.к. в земельных правоотношениях (в т.ч. и трудовых) задействовано подавляющее число населения РФ, то естественным является и то, что земельное право взаимосвязано с гражданским, административным, уголовным, трудовым, экологическим правом. Так, например, ГК РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, понятие сделки, последствия ее заключения, регулирование обязательств и т.д., а земельное законодательство устанавливает особые правила оборота земли (ст.ст. 129, 209 ГК РФ).

Нормы административного и уголовного права применяются к тем земельным правоотношениям, участники которых связаны с государственным управлением, использованием и охраной земель. Именно на основании норм земельного права следует применение или неприменение норм административного или уголовного права.

Нормы трудового права в земельных правоотношениях применяются в основном там, где имеются трудовые правоотношения - в трудовых сельскохозяйственных коллективах, крестьянско-фермерских хозяйствах.

В других природоресурсных отраслях права (лесном, водном, горном праве), несмотря на то, что они имеют свое собственное законодательство - Лесной Кодекс, Водный Кодекс, закон “О недрах” - в области использования и охраны земель водного и лесного фонда, а также земель, связанных с эксплуатацией недр, приоритет отдается земельному законодательству (ст.5 ВК РФ; ст.5 ЛК РФ; ст.1 ФЗ “О недрах”).

Положения ст. 36 Конституции РФ, регламентирующие права собственников земельных участков о не нанесении ущерба окружающей среде, земельные нормы о мониторинге земель, правовое регулирование земель поселений, особо охраняемых территорий неразрывно связаны с экологическими требованиями, вследствие чего фактически можно констатировать экологизацию норм земельного права.

Согласно федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 года N 860, общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы. Остается напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

· загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс, Северный Кавказ);

· постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.);

· загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.033 с.)