ТОП 10:

Понятие, предмет, принципы земельного права.



Понятие, предмет, принципы земельного права.

Предмет – земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.

Специфика ЗП - объект земельных отношений – это земля. Земля – это часть окр. среды, характеризующаяся пространством, климатом, почвенным покровом, недрами, водами являющиеся средством производства.

Юр. признаки земли: 1) пространственный базис для размещения зданий и т.д. 2)основное средство производства и труда 3)является недвижимостью 4)земная поверхность ограничена 5) не является продуктом человеческого труда.

Принципы – основополагающие начала, которыми руководствуются участники:

1)учет земли как основу жизни и деятельности человека

2) приоритет охраны земли как природного объекта над исп. ее как недвижимого имущества

3)приоритет охраны жизни и здоровья человека при осуществлении деятельности по охране земли

4)участи ФЛ и ЮЛ в решении вопросов использования земли

5)приоритет сохранения особо ценных земель (с/х назначения)

6) платность 7)деление земли по целевому назначению

8)разграничение собственности на землю между субъектами

9)многообразие субъектов прав на землю

10)гарантированность получения гражданами земельных участков

11)равноправие всех форм собственности

12) подконтрольность использования земель государством.

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности на землю, особенностей ее гражданского оборота, ограничения по ее пользованию, а также деятельность гос. органов по обеспечению ее рационального использования и охраны.

 

 

Источники земельного права.

Источник права – это нпа, посредствам которых устанавливаются и получают юр.силу земельные нормы.

1) Международно-правовые договоры, содержащие земельно-правовые нормы

2) КРФ – например, ст.9 - «Земли могут находиться в частной, гос., муниципальной формах собственности», а также «земля, природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

3)ФКЗ

4)ФЗ – Земельный кодекс, Лесной, Водный, «О недрах», «О гос.земельном кадастре»

5) Указы Президента РФ - «О федеральных природных ресурсах»

6) Постановления и распоряжения Правительства - «О государственном земельном контроле»

7) акты министреств

8) НПА субъектов РФ

9) НПА органов мсу. Они могут устанавливать земельные сервитуты, порядок проведения земельного контроля.

 

 

Конституция РФ как источник земельного права.

КРФ – основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

КРФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования.

По КРФ:

1. ст.9 - «Земли могут находиться в частной, гос., муниципальной формах собственности», а также «земля, природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

2. Ст. 36 - Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окр. среде и не нарушает прав других лиц.

3. Ст. 71 - «в ведении РФ находятся фед. гос. собственность и управление ею. К совместному ведению: разграничение государственной собственности, природопользование; особо охраняемые природные территории, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах.

 

 

4. Земельный кодекс РФ (общая характеристика).

ЗК РФ — кодифицированный НПА, являющийся основным источником земельного права в России.

 

*НАДО НЕТ?Согласно ст.2 ЗК, Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов. Оно состоит из ЗК РФ, ФЗ и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других источниках, должны соответствовать ЗК.

 

*НАДО НЕТ?ЗК состоит их Общей и Особенной части. В общей закреплены основные институты, конкретизирующиеся в Особенной. Общая: право собственности на землю, право управления, землеустройство, кадастр, ответственность. Особенная: правовой режим земель.

 

Структура ЗК РФ: состоит из 18 глав (103 статьи):

Глава 2.Охрана земель

3. Собственность на землю

4. Сервитут, аренда

5. Возникновение прав на землю

6. Права и обязанности собственников, землепользователей, арендаторов

7.изъятие участков для гос. нужд

9. рассмотрение земельных споров

10.плата за землю и ее оценка

11.Мониторинг земель, гос. кадастр

12. Гос. земельный надзор

13.ответственность

14.Земли сельскохозяйственного назначения

15. населённых пунктов

16.промышленности,транспорта

17. особо охраняемых территорий

18. лесного фонда, водного фонда

 

Понятие и классификация земельных правоотношений.

Земельные правоотношения – отношения между участниками общественных отношений по поводу земли.

Классификация:

1. По институтам земельного права

а) право собственности на землю – частная,- гос-я,-муниципальная.

б) управление земельным фондом - гос земельный контроль,- по ведению кадастра,

- по поводу землеустройства

в) ответственность

2. По целевому назначению:

а) правоотношения по использованию земель с/х назначения

б) земель населённых пунктов

в) промышленности, транспорта

г)особо охраняемых территорий

в) земель лесного, водного фонда.

3. По субъектам:

а) фл

б) юл

4. По временному условию предоставления

а) в сфере бессрочного пользования (пожизненное пользование)

б) срочного пользования (до 1 года)

в) долгосрочного пользования (аренда)

 

 

Формы и виды права собственности на землю.

Формы: ст. 9 КРФ, Земля может находиться в частной, гос, муниципальной формах собственности.

1)Частная – это собственность граждан и юл:

1. Индивидуальная а) личные подсобные хозяйства б) садоводство в) огородничество г) крестьянское фермерское хозяйство.

2. Общая а) долевая б) совместная (без определения земельной доли).

ФЛ и ЮЛ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. ИГ, ЛБГ не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

2)Государственная

1. РФ; 2. Субъектов;

В собственности субъектов (аналогично мсу, а для РФ только 2 пункта) находится земля:

– которая признаны такой ФЗ;

– право собственности субъектов на которую возникла при разграничении государственной собственности на землю;

– которые безвозмездно переданы субъектам из федеральной собственности.

В собственность муниципальных образований могут быть безвозмездно переданы земли, находящиеся в собственности субъектов, а также от другого муницип. образования.

В субъектах, мсу земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты гос. регистрации прекращения права собственности на него собственностью субъекта, мсу.

3) Муниципальная (городской округ, сельское поселение, муниципальный район)

 

Государственная и муниципальная собственность на землю.

Гос. собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юл или муниципальных образований. Она делится на 1)федеральную, 2)собственность субъектов и 3)муниципальную.

Право собственности на земельные участки возникает с момента гос. регистрации права собственности.

В собственности субъектов (аналогично для мсу ,а для РФ первые 3 пункта) находятся земельные участки:

– которые признаны такими ФЗ;

– право собственности субъектов на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю;

– которые приобретены субъектами по основаниям, предусмотренным ГК;

– которые безвозмездно переданы субъектам из федеральной собственности.

Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты гос. регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответствующего субъекта или муниципального образования.

В собственность муниципальных образований могут быть безвозмездно переданы земли, находящиеся в собственности субъектов, а также от другого муницип. образования.

 

Аренда земельных участков.

 

Предварительное согласование предоставления земельного участка.

В заявлении указывают:

 

1) личные данные

 

2) кадастровый номер участка

 

3) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории

 

4) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок

 

5) цель использования земельного участка;

 

К заявлению прилагаются:

 

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение участка

 

2) схема расположения участка, если испрашиваемый участок предстоит образовать

 

3) проектная документация о местоположении, границах, площади

 

В течение десяти дней со дня поступления заявления уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует вышеперечисленным требованиям.

 

Если приложена схема расположения участка на бумаге, то орган без взимания платы подготавливает в электронной форме схему.

 

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления орган рассматривает его и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа и принимает решение. Отказывает, если:

1)схема не может быть утверждена

2)если участок не могу предоставить заявителю

3)границы участка подлежат уточнению.

 

Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления участка составляет два года.

 

Лицо, в отношении которого приняли решение о предварительном согласовании, выполняет кадастровые работы, необходимых для образования участка или уточнения его границ.

 

Мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель это систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами являются все земли в РФ.

Задачи:

1) выявление изменений состояния земель, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в данной области

3) обеспечение ЮЛ, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Мониторинг подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

1 - осуществляется наблюдение за использованием земель в соответствии с их целевым назначением.

2 - осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, за состоянием почв, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга. Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

 

 

Правила застройки

Проекты планировки территорий

Публичные слушания …(не расписала)

Градостроительный совет …(не расписала)

Прочие нормативные и правовые акты …(не расписала)

Архив документов …(не расписала)

 

Генеральный план

Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

 

Проект изменений в Генеральный план

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом мсу поселения, мсу городского округа.

 

Правила застройки

Представительный орган мсу сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

1) не предполагается изменение использования территории;

2) не предусмотрено размещение объектов федер., регион., местного значения муниципального района на территории этого поселения.

 

Проекты планировки территорий

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федер., регион., местного значения.

 

Публичные слушания …

Градостроительный совет …

Прочие нормативные и правовые акты …

Архив документов …

Понятие, предмет, принципы земельного права.

Предмет – земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.

Специфика ЗП - объект земельных отношений – это земля. Земля – это часть окр. среды, характеризующаяся пространством, климатом, почвенным покровом, недрами, водами являющиеся средством производства.

Юр. признаки земли: 1) пространственный базис для размещения зданий и т.д. 2)основное средство производства и труда 3)является недвижимостью 4)земная поверхность ограничена 5) не является продуктом человеческого труда.

Принципы – основополагающие начала, которыми руководствуются участники:

1)учет земли как основу жизни и деятельности человека

2) приоритет охраны земли как природного объекта над исп. ее как недвижимого имущества

3)приоритет охраны жизни и здоровья человека при осуществлении деятельности по охране земли

4)участи ФЛ и ЮЛ в решении вопросов использования земли

5)приоритет сохранения особо ценных земель (с/х назначения)

6) платность 7)деление земли по целевому назначению

8)разграничение собственности на землю между субъектами

9)многообразие субъектов прав на землю

10)гарантированность получения гражданами земельных участков

11)равноправие всех форм собственности

12) подконтрольность использования земель государством.

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности на землю, особенностей ее гражданского оборота, ограничения по ее пользованию, а также деятельность гос. органов по обеспечению ее рационального использования и охраны.

 

 

Источники земельного права.

Источник права – это нпа, посредствам которых устанавливаются и получают юр.силу земельные нормы.

1) Международно-правовые договоры, содержащие земельно-правовые нормы

2) КРФ – например, ст.9 - «Земли могут находиться в частной, гос., муниципальной формах собственности», а также «земля, природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

3)ФКЗ

4)ФЗ – Земельный кодекс, Лесной, Водный, «О недрах», «О гос.земельном кадастре»

5) Указы Президента РФ - «О федеральных природных ресурсах»

6) Постановления и распоряжения Правительства - «О государственном земельном контроле»

7) акты министреств

8) НПА субъектов РФ

9) НПА органов мсу. Они могут устанавливать земельные сервитуты, порядок проведения земельного контроля.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.019 с.)