Тема: гигиеническая оценка учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: гигиеническая оценка учебной деятельности



И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

 

ЦЕЛЬ занятия: научить студентов методам оценки режима занятий в школе, оценки школьной мебели, а также состояния здоровья и физического развития детей и подростков.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1.Дать гигиеническую оценку режима занятий в школе по расписанию уроков для учащихся разных классов.

2. Составить оптимальный вариант расписания уроков.

3.Дать гигиеническую оценку школьной мебели. Осуществить подбор мебели для учащихся разных классов, провести её маркировку, указать основные параметры.

4. Произвести оценку физического развития детей по условию задачи. Определить уровень биологического развития и соответствие его возрасту ребёнка.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки, определение, цели, задачи, методы исследования.

2. Анатомо-физиологические особенности различных систем детского организма.

3. Этапы развития детского организма и их значение в осуществлении медицинского контроля за воспитанием и обучением детей.

4. Повозрастная структура заболеваемости детей и подростков.

5. Основные неблагоприятные факторы внешней среды, влияющие на организм детей в период их воспитания и обучения, профилактика.

6. Содержание и методы профилактической работы врачей детских учреждений.

7. Медицинские осмотры детей, их значение, организация и проведение.

8. Критерии оценки состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.

9. Комплексная оценка физического развития детей и подростков.

10. Определение уровня биологического развития детей. Критерии оценки для детей различных возрастных групп.

11. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

12. Гигиенические основы режима занятий в общеобразовательной школе.

13. Гигиеническая оценка школьной мебели, оборудования, учебных пособий.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс обучения детей в современной школе характеризуется более высоким уровнем трудности излагаемого материала, ускорением темпа обучения, широким использованием технических средств обучения.

Изменения в учебно-воспитательном процессе неизбежно приводят к увеличению нагрузки на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, зрительный и слуховой анализаторы детей. Отсюда, правильная организация учебных занятий в школе, строгое дозирование недельной учебной нагрузки учащихся являются важнейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

В настоящее время предельная учебная нагрузка учащихся средней школы регламентируется СанПиН 2.4.2.576-96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».

 

Таблица 1

МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

ПРИ РАЗНОЙ ЕЁ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

 

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
при 6-дневной неделе при 5-дневной неделе
3-летняя начальная школа
1 – 3    
4-летняя начальная школа
     
2 – 4    
     
     
     
8 – 9    
10 - 11    

 

Часы факультативных и индивидуальных занятий в школах должны входить в объём максимально допустимой нагрузки учащихся.

В основе построения режима занятий лежат физиологические законы единства организма и ритмической смены деятельности отдельных его органов и систем.

Физиологическая схема изменения работоспособности включает периоды врабатываемости, оптимальной работоспособности и снижения работоспособности, свидетельствующих о развитии утомления; далее должны следовать период отдыха с фазой восстановления функций и фазой упрочения восстановленного уровня.

У детей длительность периода оптимальной, устойчивой работоспособности определяется прежде всего возрастом и зависят от состояния здоровья, гигиенических условий среды, отношения к исполняемой работе, эмоционального настроя.

Гигиеническими исследованиями было показано, что в возрасте 6 – 7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 мин., 8–10 лет – 20 мин., в 11–12 лет – 25 мин., в 12–15 – 30 мин.

Нормальная физиологическая кривая работоспособности учащихся в течение недели, четверти и учебного года отражает указанные закономерности.

Исходя из изложенного, при построении режима занятий в школе необходимо учитывать особенности развития высшей нервной деятельности, а также физиологическую схему изменения работоспособности детей и подростков.

Одной из основных гигиенических задач при построении режима занятий является правильное нормирование учебной нагрузки. Это достигается путём:

1. Правильной организации урока. В начальной школе плотность учебной работы учащихся на уроке не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках должны проводиться физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

2. Регламентации продолжительности уроков и перемен. Продолжительность уроков в школах не должна превышать 45 минут. В целях обеспечения адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

- в сентябре – 3 урока 35 минутной продолжительности;

- со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый;

- со второго полугодия - 45 минут.

Установлена следующая продолжительность перемен: 10 – 30 – 10 – 10 мин. или 10 – 20 – 20 – 10 мин. Перемены менее 10 минут в школе не разрешаются.

3. Продолжительностью и временем проведения каникул.

4. Нормированием общего числа ежедневных и еженедельных уроков (табл.1).

5. Рациональным построением занятий в течение учебного дня, недели. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста – на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Её уровень возрастает к середине недели и остаётся низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и среду. На эти дни в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и лёгкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

 

Таблица 2

ПРЕДМЕТ Кол-во баллов
Математика, русский язык (для национальных школ)  
Иностранный язык  
Физика, химия  
История  
Родной язык, литература  
Естествознание, география  
Физкультура  
Труд  
Черчение  
Рисование  
Пение  

 

Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников.

Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы её наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днём.

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь касаются её размеров.

Основные требования к мебели, чтобы она соответствовала основным раз­мерам тела учащихся, его возрастным особенностям и обеспечивала возмож­ность правильной посадки. Неправильно подобранная мебель может быть причиной ухудшения зрения, способствовать ухудшению осанки, вызвать из­лишнее мышечное напряжение, застойные явления в суставах и мыш­цах, сдавление и обеднение внутренних органов кровью (особенно верхушек лёгких) и более быструю утомляемость.

Специальным измерением было установлено, что средние величины от­дельных параметров тела, которые служат для нормирования основных раз­меров мебели и их соотношения, при колебании роста детей и подростков в пределах 15 см существенно не разнятся. Поэтому введены ГОСТ 11015-93 «Столы ученические» и ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические».

Соответственно этим ГОСТам предусмотрено изготовление мебели 6 групп: 1,2,3,4,5,6 (Табл.3)

Таблица 3

РАЗМЕРЫ ПАРТ, СТОЛОВ, СТУЛЬЕВ

Группа мебели Группа роста в см. Высота заднего края крышки стола над полом в см. Цвет маркировки Высота переднего края сиденья над полом в см.
  100-115 46.0 оранжевый 26.0
  115-130 52.0 фиолетовый 30.0
  130-145 58.0 жёлтый 34.0
  145-160 64.0 красный 38.0
  160-175 70.0 зелёный 42.0
  Св. 175 76.0 голубой 46.0

Размеры и соотношение основных частей ученических столов и стуль­ев (парт) устанавливается на основании специальных антропометрических исследований. Для определения высоты скамьи в качестве ведущей величины принята средняя длина голени с высотой стопы +2 на каблук. Рассчитывая глубину сиденья, следует исходить из неполной средней величины длины бедра школьника. Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, если площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не ме­нее 2/3 и не более 3/4 длины бедра. В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола и стула (скамьи) со спинкой: дифференция, дистанция спинки и дис­танция сиденья.

Дифференция – расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья. Оно равно расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего школьника до сиденья +5,0-6,0 см.

Дистанция спинки - расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи), оно равно передне-заднему размеру грудной клетки +5 см.

Дистанция сиденья - расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья - должно быть только отрицательным (4-8) см, т.е. крышка стола должна заходить за край сиденья.

Парты, столы и стулья должны иметь цифровую и цветовую маркиров­ку. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья (стула) наносят группу стола (парты), стула - в числителе, а диапазон роста школьников - в знаменателе.

Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами, ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ПАРТ, СТОЛОВ, СТУЛЬЕВ.

Учебные помещения должны быть оборудованы мебелью двух или трех размеров в соответствии с примерным распределением школьников по клас­сам.

Таблица 4

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО КЛАССАМ

И ГРУППАМ МЕБЕЛИ В ПРОЦЕНТАХ.

Группа мебели Классы
                  10-11
Проценты
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Используя эту таблицу можно рассчитать, сколько и каких номе­ров парт или столов потребуется для оборудования класса.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ.

Физическое развитие детей и подростков является важным показателем состояния их здоровья и составляет одну из существенных сторон медицин­ских осмотров.

Характеристика физического развития детей определяется на основа­нии соматометрических - антропометрических (длина тела в положении сидя и стоя, вес, окружность грудной клетки и др.), физиометрических (измере­ния жизненной ёмкости легких, мышечной силы), соматоскопических (оценка условными баллами состояния костной и мышечной системы, жироотложения, признаков полового развития).

Результаты антропометрических измерений сами по себе не могут иметь решающего значения для оценки физического развития. Они должны обязательно быть сопоставлены с данными общего медицинского обследова­ния, т.к. одни хорошие антропометрические показатели не всегда говорят о нормальном физическом развитии. Иногда приходится включать в план уг­лубленных мед. осмотров клинические исследования, рентгеноскопию и т.д.

Чтобы правильно использовать результаты антропометрических измере­ний и сделать на основании их соответствующие выводы, необходимо полу­ченные данные подвергнуть сложной статистической обработке.

Необходимым условием статистического анализа является массовость обследования. Это дает возможность ввести более правильные средние дан­ные по характеристике развития обследованного коллектива. При изучении физического развития детей и подростков необходимо отбирать однородные типы школ, детских учреждений. В каждом из них должны обследоваться все дети (исключая карточки детей с резко выраженными деформациями скеле­та).

Число обследуемых школьников в каждой возрастно-половой группе должно быть не менее ста человек. Оценка индивидуальных антропометри­ческих данных производится путем сравнения их с местными стандартами физического развития, разработанными для однородного детского контин­гента на основе большого числа обследований школьников разного возрас­та, пола, и находившихся в одних и тех же социально-бытовых условиях.

В практике составления таких стандартов берутся три показателя фи­зического развития, суммарно отражающие закономерности структурного развития организма: рост, окружность груди, вес.

Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину «M», являющуюся для него типичной средней и среднеквадратическое откло­нение, позволяющее оценить степень отклонения индивидуальных величин того или иного признака от его средней. Сравнивая индивидуальные данные ребенка со средними величинами-стандартами, врач может установить их соответствие средним возрастно-половым нормам и определить величину отклонения (в сторону больших или меньших величин).

Для оценки физического развития детей условно принято пять групп сигмальных отклонений от средней арифметической величины ± σ

М ± 1 σ - среднее физическое развитие

М + 2 σ - физическое развитие выше среднего

М - 2 σ - физическое развитие ниже среднего

М + 3 σ - хорошее физическое развитие

М - 3 σ - плохое физическое развитие.

Для вычисления сигмальных отклонений от типичных средних величин необходимо каждый показатель физического развития обследуемого школь­ника сравнить с соответствующим показателем стандартов физического развития, найти разницу (положительную или отрицательную), и поделить на среднее квадратическое отклонение (σ),соответствующую признаку.

При оценке физического развития по стандартам признаки оцениваются изолированно, без учета их взаимосвязи. При этом можно допустить ошибку: встречаются дети невысокого роста с несколько меньшим весом и меньшей окружностью грудной клетки, чем это требуется по стандартам для их возраста.

Оценивая эти признаки по общей сигме, можно составить ошибочное представление о некотором отставании физического развития. Поэтому оценку физического развития следует производить с учетом взаимосвязи признаков, т.е. не общей сигме, а по частной сигме. При этом никакого отставания физического развития не будет обнаружено и мы увидим, что при небольшом росте ребенка вес и окружность грудной клетки соответствует данному росту, т.е. он имеет правильное сложение и доста­точную упитанность.

В другом случае при высоком росте вес и грудная клетка, оцененные по общей системе как «средние» для данного возраста, могут в действи­тельности (оцененные по частной сигме) оказаться недостаточным для данного возраста, в данном случае будет характеризоваться как высоко­рослый, узкогрудый при недостаточном весе. Поэтому для более объективной оценки физического развития в настоящее время применяется метод шкалы регрессии.

Шкала регрессии строится с учетом степени зависимости между призна­ками для каждого возраста и пола с указанием для каждого признака средней арифметической (М), общей сигмы (σ) роста, частной сигмы - сигмы регрессии (σR), коэффициента регрессии (Rx/y). σR- сигма регрессии или частная сигма служат для определения величины индивидуального отклонения приз­нака. (Rx/y) - коэффициент регрессии показывает величину изменения одного признака при изменении другого на единицу роста.

Используя шкалу регрессии, прежде всего определяют, к какой группе величины относится рост обследуемого ребенка. С учетом средних вели­чин сигмальных отклонений существует 5 ростовых групп:

М ± 1 σ - среднее

М + до 2 σ - выше среднего

М + до 3 σ - высокие

М – до 2 σ - ниже среднего

М – до 3 σ - низкие

Затем находят соответствующие этому росту показатели веса, ОГ. Чтобы оценить степень отставания веса и ОГ в сигмах регрессии σRнаходят разницу между физическими величинами, указанными в таблице и делят разницу на сигму регрессии (σR).

Определяя степень физического развития, необходимо учитывать: если показатели веса и ОГ не выходят за пределы ±1 σRот должного, физичес­кое развитие считается средним при данном росте. Если эти показатели превышают должные от 1 σRдо 2 σRфизическое развитие оценивается как выше среднего, при превышении 2 σR- как высокое. При отставании показа­телей веса и ОГ на 1 σRдо 2 σRфиз. развитие считается ниже среднего, при отставании более 2 σR- низкое.

Этот метод дает возможность производить оценку физического развития по совокупности основных показателей (рост, масса, ОГ). Однако изолиро­ванное использование его не отвечает современным требованиям, т.к. он не дает полной физ. характеристики ребенка. Вместе с тем известно, что темпы индивидуального развития не одинаковы и в любой возрастной груп­пе существуют индивидуумы, значительно опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. В связи с этим в настоящее время используется как комплексная схема оценки физического развития, так и мор­фологическое состояние организма. По данной методике оценку физического разви­тия осуществляют в два этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Устанавливают уровень биоло­гического развития (биологический возраст) по показателям длины тела стоя (рост), погодовой прибавке длины тела, количеству постоянных зу­бов, степени развития вторичных половых признаков и сроку появления менструаций у девочек. Эти признаки находятся во взаимной связи, подк­репляют и дополняют друг друга. Они должны быть включены в программу углубленного медицинского осмотра. Уровень биологического развития ребенка оп­ределяют по таблицам. Пользуясь этими таблицами, сравни­вают данные ребенка со средними возрастными показателями. Определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отс­тавание от него.

При отставании или опережении большинства показателей на 2 года и бо­лее следует констатировать отставание или опережение темпов возрастно­го развития.

В младшем возрасте ведущими показателями биологического развития являются длина тела и число постоянных зубов. В среднем и старшем воз­расте - характер погодовых прибавок и степень выраженности вторичных половых признаков.

ВТОРОЙ ЭТАП. Определение функционального состояния организма. С этой целью используют упомянутые ранее шкалы регрессии (по длине тела) и возрастные стандарты функциональных показателей: (мышечную силу, жиз­ненную емкость легких /Ж. Е. Л./).

Морфофункциональное состояние оценивают не по абсолютному значению основных показателей, а по соотношению между ними. Учитывается соответс­твие массы тела и окружности груди, длина тела по шкале регрессии как описано выше. Морфофункциональное состояние оценивается как гармонич­ное, дисгармоничное, резко дисгармоничное.

ГАРМОНИЧНЫМ следует считать состояние при котором масса тела и ОГ соответствует длине тела и отличаются от должного в пределах одной частной сигмы (σR) исключение составляют те случаи, когда масса тела превышает должное более чем на 1 σRза счет развития мускулатуры. Физи­ческое развитие таких лиц определяется как гармоничное. Функциональные показатели, как правило, соответствует возрастной норме М ±1σ или превы­шает ее.

ДИСГАРМОНИЧНЫМ следует считать морфофункциональное состояние при котором масса тела и ОГ менее должных на 1,1 - 2 σRили более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения.

РЕЗКО ДИСГАРМОНИЧНЫМ считается морфофункциональное состояние, при котором масса тела и ОГ отстают от должных на 2,1σR и более превышает должное на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функциональные показатели, как правило ниже возрастной нормы.

 

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 
 

 

 

ТАБЛИЦЫ

для оценки физического развития детей школьного возраста г.Рязани

(шкала регрессии по росту). По материалам А.Л.Ванштей и Д.И.Арон

 

Таблица 5

    Границы сигмальных отклонений Мальчики 8 лет Девочки 8 лет
Рост в см Вес в кг Окружность грудной клетки Рост в см Вес в кг Окружность грудной клетки
Низкие От М – 2,5s и ниже   18,7 19,2 19,7 56,5 56,9 57,3     18,7 19,4   56,0 56,2
Ниже средних От М – 1s до М – 2s   20,3 20,8 21,3 21,6 22,3 57,7 58,0 58,4 58,8 59,1   20,3 20,4 20,9 21,2 21,8 56,7 57,0 57,2 57,5 57,7
Средние величины   22,9 23,4 23,9 24,4 24,9 25,5 26,0 26,5 27,0 27,6 28,1 18,6 29,1 59,5 59,9 60,2 60,6 61,0 61,4 61,7 62,1 62,5 62,8 63,2 63,6 63,9   22,2 22,6 23,1 23,5 24,0 24,4 24,8 25,8 25,7 26,2 26,6 58,0 58,2 58,5 58,7 59,0 59,2 59,8 59,7 60,0 60,2 60,5
Выше средних От М + 1s до М + 2s   29,6 30,2 30,7 31,2 31,7 64,4 64,7 65,1 65,4 65,8   27,0 27,5 27,9 28,4 28,8 29,2 60,7 61,0 61,2 61,5 61,7 62,0
Высокие От М + 2,5s и выше   32,2 32,8 33,3 66,2 66,5 66,9   29,7 30,1 62,2 62,8
М s Ry/x sR 124,94 5,66 - - 25,94 - 0,52 2,21 61,70 - 0,37 2,85 122,96 5,36 - - 24,38 - 0,44 2,18 59,22 - 0,25 2,25

 

Таблица 6

  Границы сигмальных отклонений Мальчики 9 лет Девочки 9 лет
Рост в см Вес в кг Окружность грудной клетки Рост в см Вес в кг Окружность грудной клетки
             
Низкие От М – 2,5s и ниже   21,6 22,0 22,4 58,8 59,1 59,3   20,4 20,8 21,2 55,2 55,6 55,9
Ниже средних От М – 1s до М – 2s   22,9 23,3 23,7 24,1 24,5 59,6 59,9 60,1 60,4 60,7   21,6 22,1 22,5 22,9 23,3 56,3 56,7 57,1 57,4 57,8
Средние величины   24,9 25,3 25,7 26,1 26,5 27,0 27,4 27,8 28,2 28,6 29,0 29,4 29,8 61,9 61,2 61,1 61,8 62,0 62,3 62,6 62,8 63,1 63,4 63,7 63,9 64,2   23,7 24,2 24,6 25,0 25,4 25,8 26,3 26,7 27,1 27,5 27,5 27,9 28,8 58,2 58,7 59,0 59,3 59,7 60,1 60,5 60,9 61,2 61,6 61,6 62,0 62,8
Выше средних От М + 1s до М + 2s   30,2 30,6 31,1 31,5 31,9 64,5 64,8 65,0 65,3 65,5   29,2 29,6 30,0 30,5 30,9 63,1 63,5 63,8 64,2 64,6
Высокие От М + 2,5s и выше   32,3 32,7 33,1 65,8 66,1 64,4   31,3 31,7 32,2 65,0 65,4 65,7
М s Ry/x sR 129,04 5,6 - - 27,38 - 0,4 2,37 62,58 - 0,27 2,16 128,00 5,62 - - 26,26 - 0,42 2,29 60,40 - 0,38 2,96

 

Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.073 с.)