Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: гигиеническая оценка адекватности питания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: Научить студентов методам оценки количественной и качественной полноценности питания.
ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1. По данным ситуационной задачи (выдается преподавателем) рассчитать суточные энерготраты и определить интенсивность труда по коэффициенту физической активности. 2. Рассчитать энергетическую ценность и качественный состав рациона по предложенной меню-раскладке (белки в т.ч. животные, жиры в т.ч. растительные и линолевую кислоту, углеводы, кальций, фосфор, магний, и витамины А,С и др.). 3. Оценить режим питания. 4. Дать гигиеническую оценку рациона по количественной и качественной стороне питания. 5. Составить рекомендации по коррекции питания. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Питание как социально-гигиеническая проблема. 2. Биологическая сущность проблемы питания, болезни питания. 3. Гигиенические требования к питанию. Понятие сбалансированного и рационального питания. 4. Физиологические нормы питания для различных групп населения. 5. Количественная полноценность питания. Расчет потребности в энергии. 6. Белковая полноценность питания. Роль белка в питании. Нормы для различных групп населения. 7. Роль жира в питании, нормы для различных групп населения. 8. Роль углеводов в питании, нормы для различных групп населения. Сбалансированность углеводов. Понятие защищенных и рафинированных углеводов. 9. Роль витаминов, их нормативы. 10. Минеральные вещества, их роль и нормативы. 11. Режим питания. 12. Методы оценки адекватности питания. Питание является одним из факторов, в значительной степени определяющих состояние здоровья. Рациональное питание должно соответствовать энергетическим затратам организма (количественная сторона питания), восполнять его потребность в пищевых веществах - белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах (качественная сторона питания). При этом пищевые вещества должны поступать в определенных, наиболее благоприятных, соотношениях (сбалансированность питания). Рациональное питание обеспечивается использованием разнообразного набора пищевых продуктов, их правильной кулинарной обработкой, а также выполнением санитарных правил при их получении, хранении и обработке. Обязательным условием рационального питания является соблюдение режима питания, т.е. правильное распределение пищи между приемами и прием ее в установленное время с соблюдением определенных интервалов. Объем пищи должен создавать ощущение насыщенности. Медицинский контроль за питанием населения, особенно организованных групп (в санаториях, больницах, домах отдыха, детских садах и подростковых учреждениях), должен проводиться систематически, что позволяет своевременно выявить имеющиеся недостатки и принять меры к их устранению. Простейшим методом определения достаточности питания является наблюдение за динамикой массы тела человека. Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного анализа рациона, когда определяется содержание в нем белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Другим методом оценки питания является определение количественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный рацион (меню-раскладка). Этод метод несколько уступает по точности первому, но является наиболее доступным. При оценке питания следует пользоваться физиологическими нормами питания, принятыми в 1991 году. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения являются государственным нормативным документом, определяющим величины оптимальных потребностей в пищевых веществах и энергии для различных контингентов населения. Они служат критерием для оценки фактического питания, для расчетов рационов питания организованных коллективов. "Нормы" используются во врачебной практике для оценки индивидуального питания и, при необходимости, для обоснования рекомендаций, направленных на его коррекцию. Величины, рекомендуемые в "Нормах", основаны на научных данных биохимии, физиологии и других отраслей медицинской науки о роли, взаимоотношениях, усвояемости отдельных пищевых веществ и величинах их истинных потребностей. При обосновании "Норм" использованы данные обследования фактического питания и состояния здоровья в различных регионах страны, а также результаты клинических наблюдений. При определении потребности в основных пищевых веществах и энергии ключевую роль играет точность рекомендуемого уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспропорции между уровнями поступления энергии с пищей и ее расходом. Вероятность возникновения такой диспропорции в частности связана с систематическим снижением энергоемкости трудовой деятельности и расхода энергии в быту, которые опережают изменения в сложившемся типе питания и служат причиной распространения избыточности массы тела. Расчеты потребностей в энергии должны дать величины, необходимые для поддержания желательной массы тела и обеспечение оптимального уровня физической и социальной активности, и, следовательно, здоровья в широком смысле. Содержащиеся в "Нормах" величины носят групповой характер и относятся к | группам лиц с одинаковыми характеристиками: пол, возраст, масса тела, размеры энерготрат. В предыдущих "Нормах" все взрослое трудоспособное население в зависимости от характера деятельности было разделено на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин. Каждая группа объединяла лиц определенных профессий. Практика 1 показала условность связи энерготрат с определением профессиональной принадлежности. Фиксированный список профессий, относимых к определенной группе I энерготрат не отражает изменений энергоемкости этих профессий, наблюдающихся на практике. В связи этим потребовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкретных групп. Таким критерием, согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, является соотношение общих энерготрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена - расходом энергии в состоянии покоя. Последний зависит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энерготрат с величиной основного обмена дает величину коэффициента физической активности. Если, к примеру, энерготраты на все виды жизнедеятельности в 2 раза выше величины основного обмена для соответствующей группы по полу и возрасту, это значит, что для данной группы коэффициент активности будет равен 2. Используя этот критерий, к группе с одинаковыми энерготратами могут быть отнесены различные профессии. При этом профессиональный состав групп может меняться в зависимости от изменений энергоемкости трудовых операций и условий не профессиональной деятельности. Физиологическим критерием для отнесения к той или иной группе является коэффициент физической активности. Таблица 25. Энерготраты взрослого человека при различной физической активности по отношению к величине основного обмена (BOO) МУЖЧИНЫ Сон 1,0 Лежачее положение 1,2 Отдых сидя 1,2 Стоя 1,4 Туалет 1,8 Ходьба по дому 2,5 прогулка медленная 2,8 в обычном темпе 3,2 с грузом 10 кг 3,5 в гору: медленная 4,7 в обычном темпе 5,7 быстрая 7,5 в обычном темпе с грузом 10 кг 6,7 под гору: медленная 2,8 в обычном темпе 3,1 быстрая 3,6 Еда 1,5 Езда в транспорте 1,7 Приготовление пищи, уход за детьми 2,2 Чтение,учеба 1,6 Хозяйственные работы по дому 3,3 Студенты: занятия на уроках 1,9 перерыв между занятиями 2,8 Научные работники: просмотр научной литературы 1,8 реферирование научной литературы 2,0 обсуждение научной проблемы 2,2 выполнение научного эксперимента 2,6 Операторы: прием и сдача смены 2,3 контроль за технологическимиоперациями сидя 1,7 то же стоя 2,7 то же в движении 4,0 Слесари: уборка рабочего места 2,2 Токарь подрезка затворов 2,7 расточка затворов 2,3 расточка патрубков 2,4 шлифовка корпуса штока 2,8 токарная обработка штока 3,7 шлифовка цилиндра штока 2,7 Слесарь-сборщик: сборка лебедки 3,4 напресовка барабана на вал 3,4 подгоны и установка редуктора 3,4 установка и крепление тормоза 4,0 сборка волочильной машины 3,6 сбор вала 3,9 подметка рамы 3,1 Аппаратчики химического завода: наблюдение за работой циклонов печей 3,0 наблюдение за выходом расплава муки 2,1 уборка рабочего места 2,8 Трактористы (посевной период): подготовка техники к работе 2,2 профил. ремонт среди машин 3,0 управление трактором 2,3 текущий ремонт с/х техники 3,6 механизированная заправка сеялок зерном 1,9 Водители большегрузных автомобилей: осмотр машин, заправка горючим, оформление путевки 3,3 управление машиной (перевозка руды, породы) 3,3 стоянка под погрузкой, автоматическая разгрузка 2,5 ЖЕНЩИНЫ Сон 1,0 Лежачее положение 1,2 Отдыхсидя 1,4 Стоя 1,5 Туалет 1,8 Ходьба: по дому 2,4 прогулка медленная 3,0 в обычном темпе 3,4 с грузом 10 кг 4,0 в гору: в обычном темпе 4,5 быстрая 6,6 в обычном темпе с грузом 10 кг 6,0 под гору: медленная 2,3 в обычном темпе 3,0 быстрая 3,4 с нагрузкой 4,6 отдых сидя 1,7 Еда 1,7 Езда в транспорте 1,5 Приготовлениепищи, уход за детьми 2,2 чтение, учеба 1,6 хозяйственные работы по дому 3,3 Студентки: занятия на уроках 1,8 перерыв между занятиями 2,5 Лаборанты: производство химических анализов 2,6 мойка посуды 3,1 непроизводственные работы 1,8 перерыв в работе 2,7 Ткачихи: ликвидация обрыва нити 2,6 расчистка брака на полотне 3,3 чистка приборов 2,8 Швеи-мотористки: пробивка петель 1,9 чистка готовых изделий 2,2 соединение передней части со спинкой 2,7 пробивка бортов 3,2 обработка карманов 3,1 пришивка подкладки 3,2 подготовка к работе 2,1 Аппаратчики химического завода: наблюдение за работой грануляторов 2,6 регулировка подачи воздуха и воды, прочистка бункеров 3,8 уборка рабочего места, подбор россыпи 3,6 Тепличницы: обработка пестицидами 4,6 работа по замене грунта 6,8 валкование растительныхостатков 5,3 срезание растений 5,3 полив растений 3,3 сбор урожая 3,8 формирование растений 3,3 посадка растений 4,1 погрузочно-разгрузочные работы 4,4
Таблица 26. Расчет потребности в энергии у мужчин со средней физической активностью (тяжестью труда) ±
± на примере водителей городского автобуса В таблице 25 содержатся данные об энерготратах при различных видах физической активности. Пример расчета коэффициента физической активности приведен в таблице 26. Величины основного объема, использующиеся при расчет коэффициента физической активности, зависит от пола, возраста, массы тела. Эта зависимость отражена в таблице 27. Таблица 27. Таблица расчета энерготрат взрослого населения в зависимости от массы тела, возраста и физической активности
Для расчета суточных энерготрат необходимо умножить соответствующую возрасту и массе тела величину основного обмена на коэффициент физической активности (КФА) группы населения. Коэффициенты пересчета суточных энерготрат: Мужчины Женщины группы труда (КФА) группы труда (КФА) 1=1,4 1=1,4 11=1,6 11=1,6 111=1,9 111=1,9 IV =2,2 IV =2,2 V=2,5 При расчете величины в настоящих "Нормах" использовалась масса тела мужчины равная 70 кг и для женщин - 60 кг. Для расчетов, связанных с большими группами, населения в масштабе страны такое усреднение возможно. Когда же решается вопрос обоснования рекомендаций регионального характера, то необходимо приближение к более точным антропометрическим характеристикам населения конкретного региона. С учетом нового принципа все трудоспособное население дифференцировано в зависимости от размеров энерготрат, на 5 групп. Они следующие: 1 группа - работники преимущественно умственного труда, очень легкая фичес-зическая активность, коэффициент физической активности - 1,4 (научные работники, студенты гуманитарной специальности, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пульта управления и др.). 2 группа - работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность, коэффициент физической активности -1,6 (водители трамваев, троллейбусов, работники конвейеров, весовщицы, упаковщицы, работники сферы обслуживания, агрономы, медсестры, санитарки, продавцы промтоваров др.). 3 группа - работники средней тяжести труда, средняя физическая активность, коэффициент физической активности -1,9 (слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов и бульдозеров, водители автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, водители угольных комбайнов, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги-доменщики, работники химзаводов и др.). 4 группа - работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность, коэффициент физической активности - 2,2 (строительные рабочие, помощники буровиков, проходчики, хлопкоробы, основная масса с/х рабочих и механизаторов, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги, литейщики и др.). 5 группа - работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность -2,5 (механизаторы, с/х рабочие в посевной и уборочный период, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и др.). Проведенное выше распределение по группам охватывает мужчин. Женщины, в зависимости от энерготрат, дифференцированы на 4 группы. Величины коэффициента физической активности как главной физиологической характеристики группы одинаковы для мужчин и женщин. Однако в связи с меньшей величиной массы тела и соответственно основного обмена, энергетическая ценность рационов для мужчин и женщин в группах с одним и тем же коэффициентом физической активности различна. Каждая из групп дифференцирована на три возрастные категории: 18-29, 30- 39 и 40-59 лет. Потребности лиц старше 59 лет дифференцированы по двум возрастным категориям: 60-74 и 75 лет и старше. Детское население и подростки разделены на 11 возрастных категорий. Это распределение имеет отличие от предыдущих "Норм": введена категория детей 6-ти лет - школьников. Внесены изменения в величины потребностей в зависимости от климата. Из всех климатических зон выделены районы Севера, потребности в энергии населения которых превышают на 10-15% потребности жителей других климатических зон. Для населения Севера рекомендуется также изменение в соотношении основных пищевых веществ (в % к калорийности рациона): белок - 15%, жир - 35%, углеводы-55%. В связи со значительными изменениями в системе общего и профессионального образования, для детей - школьников и подростков внесены изменения в рекомендуемые величины потребностей, отражающие возрастную энергоемкость процессов обучения. Энергетическая ценность рационов различных групп школьников увеличена на 50-200 ккал/день и внесены соответствующие изменения величины потребности пищевых веществ. Введен дифференцированный подход при определении энергетических потребностей для учащихся СПТУ различного профиля. По среднесуточному расходу энергии в процессе обучения имеются три категории СПТУ: I категория - 2650 ккал/день, II категория - 3050 ккал/день и III категория - 3350 ккал/день. В связи с таким делением для подростков, обучающихся в системе профессионально-технического образования и работающих на производстве, предусматривается дополнительное потребление энергии (по отношению к нормам для школьников) и пищевых веществ в размере 10-15% для девушек, осваивающих специальности отнесенные ко II категории СПТУ и юношей к III категории. Средний расход энергии в период практического освоения трудовых навыков может быть определен равным 1,7 величины основного обмена х 18 часов + энерготраты соответствующей профессии х 6 часов. Рекомендуемая потребность в белке определена на основании результатов исследований, установивших оптимальные белково-энергетические отношения в рационах для различных групп населения. Уровни потребностей в белке в среднем в 1,5 раза превышают таковые, необходимые для сохранения азотистого равновесия. Квота животного белка для взрослого населения должна составлять 55%. Удельный вес жиров для всех групп взрослого трудоспособного населения определен в размере 30% калорийности. Для оценки физиологической полноценности жировой части рационов, в которых используются различные пищевые жиры, определена норма потребности в незаменимой линолевой кислоте, на долю которой в рационах взрослого населения и детей старше года и подростков, должно приходиться 4-6 % калорийности. В "Нормах" нашел отражение и новый принцип определения потребностей беременных и кормящих грудью женщин, физиологические нормы для этих групп выражены как необходимая добавка к норме соответствующей физической активности к возрасту. Такой принцип дает лучшую возможность оценить соответствие рациона изменившемуся физиологическому состоянию женщины.
Таблица 28. Нормы физиологических потребностей для взрослого населения (в день)
ЖЕНЩИНЫ
х Для женщин старше 50 лет во всех группах кальций 1000 мг/сутки.
Таблица 29. Нормы физиологических потребностей витаминов для взрослого населения (в день)
Таблица 30. Нормы физиологических потребностей для детей и подростков (в день)
х Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жире, углеводах даны в расчете г/кг массы тела. В скобках указана потребность в линолевой кислоте (г/кг массы тела) Величины потребностей в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80%; указанные величины необходимо увеличить на 20-25%.
Таблица 31. Нормы физиологических потребностей витаминов для детей и подростков (в день)
Таблица 32. Безопасные уровни потребления микроэлементов
В "Нормах" нашли отражение результаты исследований последних лет по уточнению потребностей в витаминах и минеральных элементах, в частности определены потребности в иоде и цинке. Для ряда микроэлементов еще не представляется возможным дать конкретные уровни потребностей, но имеется достаточно оснований определить их безопасные уровни потребления, которые приведены в таблицах 28-32. Внесенные в "Нормы" изменения и дополнения направлены на наиболее полное удовлетворение физиологических потребностей человека в зависимости от его биологических особенностей и социальной среды и тем самым на улучшение и повышение социальной активности. Примечание: потребность в витамине А выражена в мкг ретинол эквивалентах (1 мкг ретинол эквивалент = 1 мкг ретинола или 6 мкг бетакаротина). Потребность в витамине Е выражена в мг токоферол эквивалентах (1 мг токоферол эквивалент = 2 мг - альфа-токоферола). Потребность в витамине Д выражена в мкг холекальциферола (10 мг холекальциферола = 400 И.Е. витамина Д). Потребность в ниацине выражена в ниацинэквивалентах (1 ниацинэквивалент = 1 мг ниацина или 60 мг триптофена в рационе). Для выполнения задания студент получает от преподавателя задачу на расчет энерготрат и коэффициента физической активности, а также перечень среднесуточного набора продуктов по меню-раскладке для определения потребности в энергии качественного состава рациона (белков, жиров, углеводов, основных минеральных веществ (Ca,P,Mg) и витаминов (А,С). Таблица 33. Среднее значение удельного веса (%) энергетической ценности и содержание основных пищевых веществ в рекомендуемых сбалансированных среднедушевых размерах потребления основных групп пищевых продуктов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.01 с.) |