Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции 7.Виды общения: Интерактивное общение.

Поиск

Контакт как единица общения. Основные характеристики контакта (направленность партнеров, их вовлеченность в общение, модальность самовыражения, динстантность общения). Конкуренция и кооперация во взаимодействии. Структура взаимодействия (субъект и объект общения, средства и орудия действия, способы действия, реакции индивида, результат взаимодействия). Характеристика взаимодействия в зарубежной психологии (необихевиоризм, интеракционизм, трансактный анализ и др. Конфликтное взаимодействие. Манипуляции и общение.

 

Интерактивная сторона общения

(организация совместной деятельности, планирование общей деятельности).

 

Типы взаимодействия:

· Кооперация

· Конкуренция

· Сотрудничество

· Соперничество

· Приспособление

· Компромисс

· Конфликт

Интерактивная сторона общения затрагивает роли и ролевые ожидания (нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию).

 

Стратегии целенаправленного воздействия.

 

Выделяют авторитарную и диалогическую стратегии.

 

Параметры сравнения Авторитарная стратегия Диалогическая стратегия
1. Психологическая установка коммуникатора Всегда в позиции сверху (коммуникатор выше, у него больше знаний и т.д.) Целесообразна позиция «на равных»
2. Особенности сообщения, то как коммуникатор выстраивает текст. Сообщение носит следующие характеристики: - внеиндивидуальный характер (обращение ко всем) - безличный характер (коммуникатор не позиционирует свое отношение к высказанному) - безэмоциональный характер (коммуникатор не показывает свои эмоции) - аксиоматический характер сообщения (не требующее доказательств и обсуждения) Сообщение носит следующие характеристики: - учет индивидуальных особенностей слушателей, то есть сообщение будет направлено на конкретных людей. - коммуникатор открыто предъявляет свое мнение, высказывает собственную оценку того, о чем говорит. - дискуссионный характер содержания сообщения. - персонификация текста (от собственного «Я»)
3. Особенности организации коммуникативного пространства - монофония, один говорит – остальные должны молчать. - позиция «над» аудиторией. - слушатели сидят таким образом, чтобы видеть только коммуникатора. - полифония, слушатели могут говорить. - один пространственный уровень. - слушатели видят не только коммуникатора, но и других слушателей.
4. Эффективность. Обе коммуникации эффективны, когда используются по назначению
Работа на результат «сейчас» Эффективность здесь проявляется не сразу, а в долгосрочной перспективе. Поэтому смотря что нам нужно сейчас или в перспективе. Работа в диалоге – это работа на перспективу.

 

Любая информация может передаваться посредством знаковых систем. Различают вербальную и невербальную информацию.

 

Тема лекции 8. Деятельность как предмет психологической рефлексии.

Междисциплинарный подход к деятельности. Основные аспекты анализа деятельности. Основные функции деятельности. Специфика изучения деятельности в общей психологии. Деятельность как объяснительный принцип психики. Семантические дерева понятий о деятельности и психической деятельности (Суходольский Г.В.). Специфика содержания деятельности, ее структуры и функций. Индивидуальная деятельность человека. Структурные компоненты индивидуальной деятельности человека. Компоненты действия и их функции. Параметры действия (по И.И. Ильясову). Мотивационно-потребностная сфера личности и деятельность. Виды деятельности и их характеристика.

Тема лекции 9. Диагностический инструментарий изучения деятельности.

Методы исследования деятельности: самоотчет, анкетирование, включенное наблюдение, моделирование ситуаций, тестирование. Методы исследования структурных компонентов деятельности, видов деятельности: эксперимент, наблюдение, метод «мозгового штурма» и др. Проблемы достоверности, надежности психологического исследования деятельности.

 

Тема лекции 10. Основные подходы к изучению деятельности в зарубежной и отечественной психологии.

Идея единства сознания и деятельности в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев). А.Н. Леонтьев о структуре деятельности. Л.С. Выготский и его взгляды на природу деятельности. С.Л. Рубинштейн о деятельности. Деятельность в работах А.В. Петровского. Ю.П. Платонов о деятельности.

Деятельность в работах зарубежных психологов.

 

Тема лекции 11. Психологические особенности различных видов деятельности

Внешняя и внутренняя виды деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Психологическая характеристика основных видов деятельности. Профессиональная деятельность.

Общение как форма деятельности.

Тема лекции 12. Деятельность и личность.

Направленность личность и деятельность. Потребности и деятельность. Мотивы и деятельность. Ценностные ориентации и деятельность. Мировоззрение и деятельность. Интересы и деятельность.

 

Конспекты лекций 8-12.

 

Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии. В общем виде деятельность определяется как индивидуальная форма существования общественных отношений, которая характеризует способ включения личности в структуру общественного разделения труда.

Деятельность является формой активного отношения субъекта к действительности, направленной на достижение сознательно поставленных целей и связанной с созданием общественно значимых ценностей (В.Д.Шадриков). Как специфическая форма отношения она имеет два основных признака:

· это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.) или в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта;

· это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата; цель выступает главным критерием определения содержания деятельности, ее структуры и динамики.

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и представляет собой активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром. внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

 

Содержание деятельности определяется не потребностями человека, а целью.

Свойства деятельности:

· активность

· продуктивность (результативность)

· осознаваемость

· социальная обусловленность

· предметность

· адаптивность

· системность

· субъектность

 

В психологии существует два основных подхода к пониманию содержания и структуры деятельности:

 

1. Структурно-морфологическая парадигма.

Согласно данному подходу, основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности рассматривается как иерархия систем действий разного уровня сложности.

Действием называют процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.

2. Функционально-динамическая парадигма.

Согласно данному подходу, деятельность не может базироваться и основываться только на каком-либо одном компоненте, например, на действии. Она предполагает взаимодействие нескольких качественно разнородных психологических компонентов, которые образую целостную психологическую структуру деятельности, динамичную, функционирование которой и есть процесс деятельности.

Характеристики деятельности:

1) внешняя (предметно-действенный анализ);

2) внутренняя (собственно психологический анализ).

 

Структура деятельности

I. Традиционная.

Особый вид деятельности

 

Потребности

Мотивы

Цель

 

Действия

Операции

Психофизиологические функции

Потребности – это состояние объективной нужды организма в чем-либо, что составляет условия его нормального функционирования.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают человека к определенной деятельности.

Действия – это процесс, направленный на достижение цели.

Цель – это образ желаемого результата.

Операции – это способ выполнения действия, возникающий путем адаптации, непосредственного подражания, а также возникающий из действий путем их автоматизации.

Психофизиологические функции – способности человека (к ощущениям, к фиксации следов прошлых воздействий, сенсорные, моторные способности).

 

Действия могут выполняться на разном уровне осознания. При меньшей осознанности – это навыки. Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Виды навыков

· сенсорные

· моторные (двигательные)

· сенсомоторные

· перцептивные

· интеллектуальные

· поведенческие

Функциональные компоненты навыка

· обученность (система реакций, координации и т.п.)

· адаптация к конкретным условиям

Этапы формирования навыка:

1) аналитический (вычленение и овладение элементом действия);

2) синтетический (объединение отдельных элементов в целое действие);

3) этап автоматизации (упражнение с целью придания действию плавности, скорости и т.д.).

 

Продуктивность или непродуктивность формирования навыка зависит от ряда причин: объективных (условия работы, состояние оборудования, конструкция оборудования и т.п.); субъективных (физиологических: утомление, состояние здоровья; психологических: отношение к деятельности, уверенность/неуверенность в себе, настроение, динамичность и т.д.).

 

Признаки сформированности навыка

- ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

- наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных информационных признаков, на которые можно ориентироваться при выполнении действия;

- частичная автоматизация действия;

- наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

- «запуск» системы саморегуляции действия, направленной на устранение недостатков и исправление ошибок;

- систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

 

Навык образуется в результате упражнений –целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит от количества повторений, от причин субъективного и объективного характера. Упражнение – основной способ закрепления навыка.

Умение – способность осознанно, опираясь на знания, выполнить определенное действие (составляет основу мастерства).

 

Стадии формирования умений (по К.К.Платонову)

1. Первоначальное умение.

2. Недостаточно умелое действие.

3. Развитые отдельные умения (умелые, относительно законченные элементы действия).

4. Высокоразвитые умения.

5. Мастерство.

 

II. Инвариантная.

Основными ее компонентами являются: мотивация, целеобразование, предвосхищение (или антиципирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.

Мотивация – является исходным и базовым компонентом деятельности. Это совокупность мотивов, которые образуют мотивационную сферу личности, которая реализует по отношению к деятельности собственно побудительные и регулятивные функции, а также динамизирует и организует всю систему деятельности. В роли мотиваторов деятельности могут выступать потребности, интересы, установки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности, личностные диспозиции и др.

Важнейшее психологическое образование деятельности – личностный смысл (соотнесение мотивов деятельности с целями деятельности).

Целеобразование – процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий.

Прогнозирование – прогноз будущих событий, антиципируемых изменений объекта и условий деятельности. Процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению – антиципации будущего. Антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности. Уровни антиципации: субсенсорная, сенсомоторная, перцептивная, представленческая, речемыслительная, рефлексивная.

Принятие решения – центральный базовый компонент в структуре деятельности. Его функция – снятие (или уменьшение) прагматической неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях.

Планирование – данный процесс направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определение программы деятельности. Различают следующие виды (уровни сложности) планирования: «работа по ориентирам», «работа по образцам», планирование с учетом предполагаемых изменений условий, вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности.

Этапы планирования: 1) общая ориентировка в ситуации, определение основных трудностей для достижения стоящих перед субъектом целей; 2) выработка ряда альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации; 3) сравнительный анализ этих вариантов, их преимуществ и недостатков; 4) собственно выбор того или иного варианта; 5) конкретизация и детализация этого варианта и разработка «технологи» его осуществления; 6) реализация плана; 7) оценка эффективности реализации, внесение в него в случае необходимости коррекций; сопоставление реально достигнутых результатов с исходными целями.

Самоконтроль – осуществляется по 4 основным принципам: временному, модальному, структурному и принципу уровня произвольности.

Процессы коррекции – завершают собой общий цикл построения и реализации деятельности, каждого отдельного ее этапа; на их основе происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности.

Оперативный образ объекта деятельности – идеальное, специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта, который складывается по ходу ее выполнения и подчиняется ее основным целям, задачам, условиям.

Систему индивидуальных качеств субъекта образуют профессионально-важные качества, необходимые для реализации деятельности на заданном нормативном уровне и положительно коррелирующие хотя бы с одним из основных результативных параметров деятельности.

Профессионально-важные качества:

1. абсолютные (свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном уровне);

2. относительные (определяющие возможность достижения субъектом высоких количественных и качественных показателей выполнения деятельности – свойства мастерства);

3. связанные с мотивационной готовностью к реализации той или иной деятельности;

4. анти-свойства, наличие которых выступает профессиональным противопоказанием к той или иной деятельности.

 

Виды деятельности

 

1. Традиционно выделяют:

- игровую (это простейшая форма деятельности; у ребенка она служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности; ее побудителем является потребность в активности, в источником – подражание и опыт);

- учебную ( это специфический вид человеческой деятельности, который выступает фактором развития личности (у животных возможно только научение). Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения);

- трудовую (такую деятельность, которая направлена на производство общественно полезных продуктов: материальных или идеальных).

 

Какая-либо из этих видов деятельности может стать «ведущей», т.е. такой, выполнение которой будет определять возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

 

2. Существует классификация, в которой выделяют такие виды деятельности, как:

- индивидуальная;

- совместная (реализуется коллективным субъектом: двумя и более людьми, имеющими общий мотив и общую цель; для данного вида деятельности характерно пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего компонента – лидера или руководителя).

Подтипы совместной деятельности:

· непосредственно-совместная («деятельность вместе);

· опосредованно-совместная («деятельность рядом).

 

3. Классификация по предметной сфере видов деятельности – по профессиональной принадлежности видов деятельности (по Е.А.Климову):

- «человек - техника»;

- «человек - человек»;

- «человек - природа»;

- «человек - знак»;

- «человек - природа»;

- «человек - художественный образ».

 

4. Дихотомическая классификация:

- внешняя деятельность (все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются объективированными проявлениями ее исполнительских компонентов, т.е. движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр.

Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

- внутренняя деятельность (разворачивается в интрапсихическом плане.

Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

В результате интериоризации возникает сознавание – рефлексия субъектом действительности, собственной деятельности, самого себя.

Между внешней и внутренней деятельностью существует генетическая связь, поскольку последняя формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации.

 

5. Дифференцируют деятельность еще на два типа:

- субъект-объектный (предмет – неодушевленный объект);

- субъект-субъектный (предмет – другой человек, конкретная личность или несколько личностей).

 

6. Принято также деятельность подразделять на:

- исполнительскую (субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами);

- управленческая, или организационная (не предусматривает прямого воздействия; предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, иерархичность их соподчинения).

 

7. Классификация видов деятельности в зависимости от условий ее выполнения:

- деятельность в комфортных условиях;

- деятельность в нормальных (допустимых) условиях;

- деятельность в параэкстремальных условиях;

- деятельность в экстремальных условиях.

 

8. В прикладном отношении деятельность разделяют на:

- непосредственную (субъект труда непосредственно воздействует на предмет и также непосредственно получает информацию о его состоянии);

- опосредствованную (информация о предмете труда представляется человеку через опосредствующие звенья – в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах; собственные воздействия на предмет труда субъект осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления).

 

 

9. Классификация видов деятельности:

- интеллектуальная, или умственная;

- физическая.

Умственная деятельность условно подразделяется на:

- перцептивную (формируется целостный образ восприятия предметов или явлений);

- мнемическую (деятельность, связанная с запоминанием, удерживанием и припоминанием какого-либо материала);

- мыслительную (решение мыслительных задач);

- имажинитивную (деятельность воображения в процессе творчества).

 

Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П.Я. Гальперину):

1. Выявление ориентировочной основы действия.

Происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.

2. Происходит формирование действия в материальном виде.

На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогические задачи.

3. Действие формируется в громкой речи. Важное значение

приобретает не только знание условий, но и понимание их.

4. Этап формирования действий во внешней речи про себя.

5. Формирование действий во внутренней речи.

 

Практика

Планы семинарских занятий

Содержание практических работ

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.01 с.)