Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема лекции 2. Общение и психическая жизнь личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общение и психические процессы личности. Общение и психические познавательные процессы. Общение и ощущения. Общение и восприятие. Общение и внимание. Общение и память. Общение и мышление. Общение и речь. Общение и воображение. Общение и психические эмоционально-волевые процессы: общение и эмоции; общение и чувства; общение и воля. Общение как возможность совместной деятельности. Общение и личность. Развитие личности в общении. Стили общения. Продуктивный стиль общения.
Ощущение – это простейший психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также в отражении внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Внешний мир проникает в человеческое сознание только по единственным каналам – через органы чувств (рецепторы). Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный (соответствующий) ему анализатор. Анализатор состоит из 3-х частей: 1) Периферического отдела (рецептора) является специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) Афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) Подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, происходящих из периферических отделов.
При общении с другим человеком мы реагируем на его слова, запах его тела, его внешность и т.д. Ощущения играют важную роль в общении: посредством них мы составляем нашу оценку партнера по общению, испытываем к нему симпатию или антипатию, получаем удовольствие или неудовольствие от общения и т.п.
Ч.Шеррингтон предложил классификацию на основе свойств раздражителей, которые вызывают ощущения, и рецепторов, на которые эти раздражители воздействуют. По характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения принято делить на 3 группы: 1) Экстерорецептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела:
· Контактные (вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела); · Дистантные (возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции: обоняние, зрение, слух); 2) Интерорецептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) Проприоцептивные, рецепторы которые расположены в мышцах, связках и сухожилиях; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Существует 5 рецепторов, соответствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Они играют также важную роль в процессе общения с другими. Общие свойства ощущений: 1) качество (основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений) 2) интенсивность ( определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора) 3) длительность (определяется функциональные состояние органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью) 4) пространственная локализация раздражителей (пространственный анализ осуществляется дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве) Свойства ощущений проявляются и в процессе общения: в ситуации конфликта, при интимной близости с партнером, в деловом общении и др. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Особенности восприятия 1) Предметность (выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру); 2) Целостность (целостный образ предмета); 3) Структурность (составление целого из компонентов: из отдельных аккордов воспроизводится мелодия) 4) Константность, илиотносительное постоянство - способность перцептивной системы компенсировать изменения воспринятых предметов) 5) Осмысленность (перцептивные образы всегда имеют определенные смысловые значение).
Восприятие может быть ошибочным (иллюзии). Оно зависит от: - практического опыта человека - изменения условий восприятия - особенностей анализаторов - дефектов органов чувств Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией. Восприятие субъекта зависит и от его прошлого опыта (т.к. при восприятии предмета активизируются следы прошлых восприятий). Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности. Восприятие проявляет себя в перцептивной стороне общения. Внимание является важнейшим и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего учебной и трудовой. В психологии внимание определяется как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Направленность внимания проявляется в избирательности сознания по отношению к объектам окружающей действительности, в произвольном или непроизвольном выборе этих объектов, в выделении одних, наиболее ярких, необычных или значимых, соответствующих потребностям, интересам человека, задачам и целям его деятельности. В зависимости от предмета направленности (объекта) внимание бывает: - внешненаправленное (выделение значимых объектов во внешней среде) - внутренаправленное (выделение идеальных объектов из фонда самой психики) Внимание проявляется во внешней и внутренней речи, в монологе и диалоге. Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей. Длительная работа непрерывно в одном направление вызывает переутомление – нейрофизиологического истощение. Переутомление сначала выражается в беспорядочном распространении процесса возбуждения (диффузной иррадации). Нарушение дифференцированного торможения (человек становится не способным к тонкому анализу), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние. Рассеянность может проявляться в общении: человек не замечает сигналов, которые посылает партнер и др. Мозг человека обладает очень важным свойством: он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Образы предметов и явлений действительности возникают в мозгу человека в результате воздействия их на анализаторы и не исчезают после прекращения воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений. Они сохраняются в виде представлений памяти, которые отличаются от образов восприятия (последние бледнее, менее устойчивы, не так богаты деталями). Представления памяти -это образы тех предметов и явлений, которые человек воспринимал раньше, а в настоящий момент времени воспроизводит мысленно. Представления памяти могут быть зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, осязательные. В общении человека проявляются те речевые штампы, речевые и коммуникативные стереотипы, которые он сохранил в памяти, начиная с детского возраста. Память – отражение прошлого опыта человека, которое проявляется в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал, информационный фонд жизнедеятельности человека. Память – определенная характеристика психической жизни человека, которая обеспечивает целостность и развитие его личности.
Начальное экспериментальное изучения памяти было положено в конце 19 в. немецким психологом Г.Эббингаузом (19850 -1909), обобщенном в его работе «О памяти» (1885). Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. Накопление материала в памяти осуществляется в 2-х блоках: эпизодической и семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память (эпизоды из жизни…), семантическая память нацелена на хранение правил логики умственных действий, построения языка. Виды памяти В зависимости от видов психической активности память бывает:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.013 с.) |