Тема практического занятия 1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема практического занятия 1.



Групповая дискуссия как ведущий метод активного обучения общению

 

Цель занятия. Овладение техниками активного слушания: техникой формулирования вопросов, техникой малого разговора, техникой перфразирования, техникой интерпретации.

Техники регуляции напряжения. Техника подчеркивания общности. Техника подчеркивания значимости партнера, его мнения, вклада в общее дело.

Оснащение. Использование паралингвистических сигналов при вступлении в контакт. Схема выслушивания: поддержка- уяснение- комментирование.

 

Тема практического занятия 2.

Возможности тренинга в общении

Цель занятия. Изучение и овладение приемами различных видов общения (вербального, невербального, интерактивного, перцептивного). Развитие навыков вербального, невербального, интерактивного, перцептивного общения. Личностный рост и общение.

Оснащение. Листы А-4, цветные карандаши, мяч.

 

Тема практического занятия 3.

Публичное выступление и личность.

 

Цель занятия: Изучение и анализ плана, структуры и основных требований к публичному выступлению.

Оснащение: Кафедра, листы с речью, доска, гриф.

 

Тема практического занятия 4.

Планирование и деятельность

Цель занятия. Ознакомить студентов с основными приемами и техниками планирования деятельности и научить владеть ими.

Оснащение. Доска, мел, бумага А-4, ручки, карандаши.

 

Тема практического занятия 5. Основные приемы и тактики, способствующие продуктивности и результативности деятельности

 

Цель занятия. Ознакомление с приемами и тактиками, способствующими продуктивности и результативности деятельности. Ролевая игра.

Тема практического занятия 6. Успешность личности и деятельность

 

Работа осуществляется при наличии желания личности стать или быть успешной в деятельности. Работа индивидуальная, в парах, групповая.

 

4. План самостоятельной работы студентов

Задания для самостоятельной работы по НИР Количество часов Форма контроля
  Работа со словарем (изучение основных терминов по темам курса)   Рейтинги
2. Изучение основных терминов по темам курса  
3. Подбор диагностического инструментария по темам курса  
4. Составление схем, таблиц, опорных конспектов и т.п. по темам курса  
5. Проведение практической работы с использованием подобранного диагностического инструментария  
6. Подготовить доклад на тему курса  
7. Подготовить реферат по теме курса  
8. Организовать диспут или дискуссию на заданную тему  
9. Подобрать и провести тренинговые упражнения на развитие общения и деятельности личности  
  Всего  

 

Для успешного овладения курсом студентам необходимо ознакомиться с содержанием основных учебников по общей психологии, например: Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995; Общая психология: Курс лекций /Сост. Е. И. Рогов. – М., 1995; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995; Общая психология /Под общ. ред. А.В.Карпова. – М., 2002 и др. Затем воспользоваться информационно-методическими материалами к курсу, представленными в «Атласе по психологии» (Гамезо М.В., Домашенко И.А.) и «Общей психологии в схемах и комментариях к ним» (Крысько В.Г.), благодаря которым возможно более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании основные темы, базовые понятия психологической науки. А также ознакомиться с учебниками, представленными в списке основной литературы.

Эти информационно-методические материалы, обобщенные, систематизированные и оформленные в виде схем, позволят достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий дисциплины. Воспользовавшись психологическими словарями (в списке основной и дополнительной литературы к курсу), студенты смогут уточнить свои знания, выбрав основные дефиниции для составления собственного психологического глоссария, что окажет существенную помощь при подготовке не только к семинарским занятиям, но и к текущему и итоговому контролю знаний по курсу.

 

Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную творческую работу студентов, направленную на активизацию их познавательной деятельности и может состоять из следующих заданий:

- работа над понятиями (составление глоссария по темам курса);

- подбор диагностического инструментария, направленного на изучение психологических особенностей общения и деятельности личности;

- составление докладов по заданным темам;

- написание реферата по предложенным темам.

 

4. Контрольные работы (для студентов ЗО)

4.1. Методические рекомендации по выполнению и оформлению

контрольных работ

 

Для итогового контроля по дисциплине студенту необходимо представить отчет (проектное задание). Отчет оформляется в рабочей тетради (рекомендуется формат А 4). Разделы отчета и их содержание должны соответствовать следующей структуре:

1. Подбор и апробация диагностического инструментария по темам курса (см. 4.3.)

Представить список предполагаемых методик, нацеленных на сбор информации по теме. Описание методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы

 

2. Составление глоссария (списка терминов) по теме «Психология общения», «Психология деятельности»

4. Составление доклада и публичное выступление по теме доклада на практическом занятии

5. Написание реферата по теме.

Требования к докладу по «Общей психологии: деятельность и общение»

  1. Актуальность тематики.
  2. Соответствие тематики современному состоянию отечественной и зарубежной психологической науки.
  3. Изучение и анализ научной, учебно-методической литературы и периодики по выбранной проблеме.
  4. Изучение и анализ истории исследуемой проблемы.
  5. Изучение практического состояния проблемы.
  6. Проведение и описание самостоятельного исследования, или описание уже имеющегося в практике исследования по проблеме с выделением четкой характеристики предмета, целей и методов исследования.
  7. Обобщение результатов, обоснование выводов и практических рекомендаций.

 

Методические рекомендации к написанию реферата по курсу*

* Материалы взяты из метод. пособ. «Порядок выполнения рефератов и курсовых работ психолого-педагогического цикла. Методические рекомендации/ Мареев В.И., Мисиров Д.Н., Коваленко И.В. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2004)..

 

Рефераты – это первое, с чем приходится сталкиваться студенту в первые годы учебы в вузе. Реферат (от лат. refero – сообщаю) представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы.

Это научно-исследовательская работа, в которой студент раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также излагает собственные позиции и взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным, а излагаемый материал – носить проблемно-тематический характер.

Тематика рефератов по «Общей психологии» обычно определяется преподавателем, ведущим курс. В определении темы студент может проявить инициативу, предложив преподавателю свой вариант, однако в любом случае тема должна быть согласована с преподавателем. Для выбора темы реферата, студенту в первую очередь необходимо определить круг своих интересов, выяснить, какова та проблема, над которой он хотел бы работать, более глубоко изучать. Главное, что важно помнить, - тематика реферата должна быть актуальной, содержание – отвечать современным требованиям науки.

 

Этапы работы над рефератом

I. Формулирование темы (которая должна быть актуальной, оригинальной, интересной по содержанию).

II. Подбор и изучение основных источников по теме (при разработке реферата, как правило, используется от 1 до 10 источников).

III. Составление библиографии.

IV. Обработка и систематизация информации.

V. Разработка плана реферата.

VI. Написание реферата.

VII. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата

Компонентами в структуре реферата являются:

· титульный лист;

· оглавление, в котором последовательно излагаются названия пунктов плана реферата с указанием страниц;

· введение, в котором формулируется суть проблемы, обосновывается выбор темы, определяются значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы;

· основная часть: каждый ее раздел (в котором раскрывается отдельная проблема или одна из ее сторон) является логическим продолжением следующего; здесь могут быть представлены таблицы, схемы графики;

· заключение, в котором подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата; могут быть предложены какие-либо рекомендации;

· список литературы.

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может варьировать от 5 до 15 печатных страниц (приложения к работе не входят в ее объем). Реферат должен быть выполнен грамотно, соблюдением культуры изложения. Необходимо обязательно давать ссылки на используемую литературу.

Список литературы в конце реферата должен оформляться в алфавитном порядке, например:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. М., 1995.

 

При формулировке цели работы во введении следует использовать такие глаголы, как, например: «изучить», «выявить», «рассмотреть», «определить», «дать характеристику», «доказать».

Начинать каждый раздел реферативной работы целесообразно начинать с вводного предложения. Формы его построения могут быть разными, например: «Проблема (ее название) рассматривалась в работах многих психологов, …», «При изучении проблемы (ее название) выделяют следующие основные понятия, …» и т.п.

В тексте должно быть ссылки на авторов и их работы, на которые студент опирается. Например, «как показано в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, процесс… является…», «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, И.И.Ильясова …», «Исследования В.В.Давыдова показали, что …», «П.Я.Гальперин считает, что…» и т.п.

Для сравнения точек зрения разных авторов, при ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, при выражении к ним своего отношения, при анализе источников студент может использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, доказывает, излагает, констатирует, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, объясняет, одобряет, отмечает, определяет, пишет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет мнение, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, соглашается, сомневается, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет и т.п..

При создании текста реферата необходимо соблюдать определенные правила цитирования. Когда используется прямое цитирование, текст оригинала заключается в кавычки и воспроизводится без каких-либо изменений («…»). Когда цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной буквы (кроме случая, когда цитата представляет собой часть предложения автора цитируемой работы). Если цитата воспроизводит лишь часть предложения цитируемого текста, то тогда после открывающих кавычек ставится отточие (…).

В тексте реферата могут использоваться два варианта оформления цитат:

1) цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст следует после двоеточия.

Например:

Л.С.Выготский писал: «Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности» (…).

2) цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если она вводится в авторское предложение и органически входит в его состав.

Например:

Как отмечал А.Р.Лурия, «нарушение структуры мнестической деятельности больных с поражением лобных долей мозга выступает с особенной отчетливостью в опытах с так называемым опосредствованным запоминанием» […].

После кавычек, завершающих воспроизведение чужой мысли, в скобках ((…),[…]) указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале.

В случае, если косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль (классификацию, фактическую информацию, точку зрения), цитата не заключается в кавычки. Однако после завершения цитирования необходимо обязательно указать источник, из которого она взята. Если цитируемая информация отражается на конкретных страницах источника, важно указать номера страниц.

Критерии оценки реферата

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота использования источников.

Грамотность написания.

Соответствие оформления реферата стандартам.

Объем списка литературы не менее 10 источников.

 

1. Экзистенциальная психология и проблема общения (М.Бубер).

2. Основные направления в изучении общения: информационное (К.Черри, Т. Парсонс, К. Шенон, В.Вивер).

3. Основные направления в изучении общения: интеракционное (Дж.Мид, Т. Сорбин, Э. Гофман).

4. Основные направления в изучении общения: реляционное (Р. Бедсвистелл, Г. Бэйтсон).

5. Основные направления в изучении общения: ситуативное (М. Аргайл, А. Фрейхейм, Дж. Грехем) и др.

6. Общение в работах Д. Карнеги.

7. Общение в работах Г. Селье.

8. Общение в работах Пиза А.

9. Изучение общения в отечественной психологии. М.М. Бахтин об общении.

10. «Доминанта на собеседника» А.А. Ухтомского.

11. Общение как межсубъектное взаимодействие (Л.С. Выготский).

12. Общение как вид деятельности (Б.Г. Ананьев).

13. Общение как единица и результат деятельности (А.Н. Леонтьев).

14. Общение как отношение (В.Н. Мясищев).

15. Б.Д. Парыгин об общении.

16. Общение в трудах А.А. Бодалева,

17. Общение в трудах А.А. Леонтьева.

18. Общение в работах Л.А. Петровской,

19. Общение в трудах В.А. Лабунской.

20. А.Ю. Панасюк об общении в управлении.

21. Виды общения: Вербальное общение.

22. Язык и речь как средства коммуникации.

23. Речевое воздействие, его структура и характеристика.

24. Монологическая и диалогическая речь.

25. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

26. Создание общего информационного поля.

27. Проблема взаимопонимания партнеров по общению.

28. В.Н. Парфенов: человек-канал-знак-значение-смысл-отношение-повеление-личность.

29. Невербальная коммуникация.

30. Психологическая характеристика невербальной коммникации Р. Харрисона.

31. Критерии анализа невербальной коммуникации: дискретность, произвольность, определенность, абстрактность.

32. Невербальное поведение в общении и его структура (экстралингвистика, кинесика, такесика, просодика, система запахов и др.).

33. Невербальное общение в контексте культуры, этноса, духовности (А.А. Бодалев, В.Н. Парфенов, С.Л. Рубинштейн, А.Ю. Панасюк и др.).

34. Экспрессия личности в общении (В.А. Лабунская).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.059 с.)