Словесно – логическая (главная роль 2 сигнальной системы) – связь с общением и речью человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словесно – логическая (главная роль 2 сигнальной системы) – связь с общением и речью человека



2) двигательная – различные движения, их системы

3) эмоциональная – память на чувства

4) образная – на представления

5) эйдетическая.

В зависимости от цели деятельности:

1) произвольная (целенаправленное запоминание);

2) непроизвольная (отсутствии специальной цели).

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Т.к. ощущение и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений, то мышление дает возможность установить связи и отношения между предметами. В процессе общения человек всегда мыслит: слушает, думая; анализирует услышанное и т.д.

Важнейшим отличительным моментом мышления является речь и используемые при этом системы знаков. Материальной основой мышления является речь. (Мысль опирается на свернутую внутреннею речь). Человеческое мышление в каких бы формах оно ни осуществлялось – невозможно без языка. В этом проявляется связь мышления и речи.

 

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык – это средство общения людей друг с другом.

Свойства речи:

· Содержательность (определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности);

· Понятность (достигается синтаксически правильным построением предложений, применением в соответствующих мечтах пауз, при выделении слов с помощью логического ударения);

· Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью речи; может быть яркой, вялой, бедной);

· Воздейственность (влияние на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение).

Функции речи:

1. Функция выражения (человек может передавать полнее свои чувства, переживания, отношения).

2. Функция воздействия (способность человека посредством речи побуждать людей к действию).

3. Функция сообщения (обмен мыслями между людьми посредством слов, фраз).

4. Функция обозначения (способность человека посредством речи давать предметам и явлениям действительности присущие только им названия).

Виды речи:

1) устная;

2) письменная;

3) монологическая;

4) диалогическая;

5) внутренняя.

Механизмы речи

Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и др.).

Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен только тогда, когда преобразован речевой сигнал. Он анализируется на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации.

Механизмы организации речевого ответа. Восприятие и произношение у взрослого человека зависит от внутренних физиологических кодов, которые обеспечивают фонологический, артикуляционный, зрительный и семантический анализ слов.

Речь – это сложная система условных рефлексов (в ее основе вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой – при устной речи – или зрительной форме). Звуки и начертания слов, которые первоначально являются для отдельного человека нейтральными раздражителями, затем становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

Речевое высказывание представляет собой цепочку, состоящую из отдельных элементов, развернутую во времени. В организации речевого высказывания участвуют два принципа:

1) синтагматический (протяженность во времени);

2) парадигматический (одномоментность, одновременная представленность всей структуры).

За организацию синтагматического принципа (протяженных во времени процессов) отвечают лобные доли. При нарушении их работы снижаются способности человека планировать свою активность, регулировать ее за счет использования механизмов обратных связей и т.п. За парадигматический принцип отвечают затылочные доли мозга, те, в которые непосредственно проецируется зрительный образ – типичное парадигматическое формирование.

Наука, занимающаяся исследованием словесных значений - психосемантика. Для исследования значений в психосемантике используется стратегия, основанная на следующих теоретических положениях:

- Значение рассматривается как состоящее из элементарных единиц – свойств, называемых семами. Исследовать значение – значит выявить эти единицы.

- Всякое значение существует лишь как элемент иерархической категориальной системы нашего сознания. По отдельности никакое значение существовать не может. У каждого эти категориальные системы собственные.

Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

-осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

-способствует предвосхищению будущего;

-«оживляет» то, что было ранее.

В процессе общения человек активно может использовать процесс воображения.

Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступают в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства имеет свою динамику, может быть текущим и изменчивым.

Чувство – это отражение в сознание человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Эмоции – реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей. При удовлетворении сложных социальных потребностей, возникающих в процессе формирования личности, возникают высшие чувства – собственные чувства. При удовлетворении органических потребностей возникают низшие чувства – эмоции. Эмоции носят обычно ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовлетворения и т.п.) свидетельствует о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей.

Эмоции человека существенно влияют на ход деятельности человека; как форма проявления личности они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику. Эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека.

Повышение активности личности – стенические эмоции.

Понижение активности личности – астенические эмоции.

В процессе общения можно наблюдать проявление разных форм переживания чувств. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфическое переживание, которые приобретают различные формы:

1) «эмоция» в переводе на русский язык означает душевное волнение, душевное движение. Эмоция – это не чувство, а состояние.

2) аффект – состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительное кратковременное эмоциональное переживание. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушения контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменениям всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны.. Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга:

- яркость

- ужас

- дикий восторг

- отчаяние

- растерянность

В начале аффективного состояние человек не может думать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним.

3) Настроение – устойчивое переживание какой-либо эмоции. Это эмоциональное состояние, которое окрашивает в течение значительного времени все поведение человека. Настроение находятся в большей зависимости от общего состояние здоровья человека, в особенности от состояния нервной системы, железной внутренней секреции, регулирующий обмен веществ.

4) Стрессовые состояние. Стресс это состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий («стресс» в переводе с английского – давление, напряжение). Поведение человека в стрессовом состояниях существенно зависит от типа нервной системы человека, силы / слабости нервной системы. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях обиды, стыда, угрозы, опасности.

Чувства тесно взаимосвязаны с волей человека. Воля – форма психического отражения, проявляющие в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий. Волевые действия – волевые усилия переживание усилия, являющие субъективным компонентом волевого действия. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением препятствий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.009 с.)