Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции 1. Общение как предмет психологической рефлексии.

Поиск

План:

1.Предмет курса и основные понятия.

2.Междисциплинарный статус общения.

3.Специфика изучения общения в общей психологии.

4.Специфика содержания общения, его структуры и функций:

- структурные компоненты общения;

- основные функции общения;

- уровни общения.

5. Личностные потребности и общение.

6. Виды общения и их характеристика.

 

 

Общение – это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая различными формами человеческих отношений (Ковалев, Радзиховский). В этой реальности существует и развивается как цивилизация в целом, так и психика отдельного человека.

Только в общении формируются те нормы, которые нами руководят в последствии.

Общение представляет собой многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Существуют различные определения общения: общение как субъект-субъектное взаимодействие (Б.Ф.Ломов); общение как особый вид деятельности (А.Н.Леонтьев); общение как процесс взаимодействия в совместной деятельности (Г.М.Андреева,Б.Ф.Ломов) и др.

Общение с другими людьми является предпосылкой для становления личности человека.

В процессе общения человек приобретает знания об окружающем мире, знания о собственном Я, а также коммуникативные навыки и умения.

 

Функции общения:

· прагматическая;

· формирующая;

· подтверждения;

· организации и поддержания межличностных отношений;

· внутриличностная.

 

Функции общения:

  1. Коммуникативная. Это то, что мы присвоили из животного мира. Функция для передачи информации. Способность же договариваться присуща исключительно человеку. Интересно, что в животном мире есть примеры способностей «договариваться»: волки, дельфины.
  2. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Только в общении челочек проявляет себя как человек. Речь возникла именно в результате и по причине общения, чтобы договариваться о более серьезных вещах.
  3. Витальная (от лат. «вита» - жизнь). Общение – это важнейшая жизненная функция человека и условие его эффективного существования. Отсутствие общения приводит к деградации и одичанию человека, перестает следить за собой и утрачивает свои социальные приобретения.
  4. Функция подтверждения. Когда в социуме мы получаем подтверждение своего существования (меня замечают, меня отмечают и оценивают). Если нет таких подтверждений в социуме, то начинают ее искать у психологов. Идут именно за подтверждением своей значимости, а не для того, чтобы именно решить какие-то сложные ситуации. Многим нужно элементарное участие и удовлетворение потребности высказаться.

Уровни общения (определяются общей культурой субъектов, их ценностными ориентациями, отношением друг к другу, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и другими факторами):

1) фатический (примитивный) – простота фраз, поверхностность;

2) конвенциальный (по привычке) – стандартизированное общение;

3) информационный (стимулирующий) – в процессе совместной деятельности, с друзьями; связан с каким-либо видом активности человека (эмоциональной, мыслительной, двигательной);

4) личностный (духовный) – глубокое самораскрытие, постижение сущности другого, себя, окружающего мира.

 

Структура общения (по Б.Ф.Ломову):

I. Макроуровень (общение – важнейшая сторона жизни человека).

II. Мезауровень (конкретный отрезок времени и ситуация, в которой проявляется содержание общения: тема, средства, цель, повод - и динамика общения).

III. Микроуровень (элементарные частицы общения и взаимодействия).

 

Виды общения:

Общение

       
   

 


 

Межличностное Ролевое

Спонтанное, открытое,

естественное поведение регламентированное поведение

 

В межличностном общении выделяют:

 

- объект-объектное общение (ритуальное общение)

 

ПРИМЕР: Свадьбы, похороны, вручение «Оскара» и т.д. Каждый выступает здесь объектом и знает, что будет происходить.

 

- субъект-объектное общение – это общение монологическое. Субъект задает цель общения и воспринимает своего партнера по общению, как объект общения, на который он будет воздействовать на него с целью добиться того поведения, которое необходимо:

 

- императивное – открытое воздействие (приказ, распоряжения).

ПРИМЕР: В армии, нет времени на обсуждение. При воспитании детей об опасных ситуациях.

- манипулятивное – скрытое воздействие (скрывает свои мотивы, цели и т.п.)

 

Э.Шострем «Человек-манипулятор или антикарнеги» очень хорошо освещается манипулятивное воздействие.

 

- субъект-субъектноеобщение. Иначе называют диалогическим общением.

 

Каждый субъект общения выступает партнером по общению. Друг друга воспринимают, как индивидуальность и значимость, имеющую свои взгляды и отношения. Разговор двух личностей. Здесь есть влияние, но оно открытое, я воспринимаю собеседника, как ценность, не нивелируя его личность. Карл Роджерс занимался таким общением, предложив создать на его основе клиенториентированную терапию.

 

Виды общения

1. Межличностное:

1) непосредственное, прямое (лицом к лицу, максимум информации): формальное; неформальное

2) опосредованное, косвенное (отдаленное временем, расстоянием, часть информации можно скрыть; через письмо, телефон).

2. Массовое:

1) прямое (митинг, собрание);

2) косвенное (средства массовой информации).

 

Общение может быть межперсональное (проявление индивидуальности, спонтанности поведения) и ролевое (зависит от выполняемой роли, отсутствует спонтанность поведения).

Общение:

1. Социально-ориентированное (ярко выраженные общественные отношения).

2. Групповое предметно-ориентированное (отношения обусловлены совместной деятельностью).

3. Личностно-ориентированное (общение одного человека с другим).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.007 с.)