Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Организационная структура лекции↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Методический блок
Тема лекции: «Профилактика нервных и психических заболеваний» Дисциплина: Основы профилактики Специальность: Сестринское дело
Курс: 3 Семестр: V Количество часов: 2 Цель лекции: познакомить с общими принципами профилактики нервных и психических заболеваний. 1. Учебные цели: Студент должен знать: – принципы первичной профилактики психических расстройств; – факторы риска развития психических расстройств; – принципы первичной профилактики неврологических расстройств; – факторы риска развития неврологических расстройств; – основные методы вторичной профилактики и лечения психических и неврологических расстройств; – третичную профилактику психических и неврологических расстройств. 2. Развивающие цели: способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления. 3. Воспитательные цели: – воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии; – формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту. 4. Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Межпредметные связи: анатомия, латинский язык, микробиология, фармакология, сестринское дело, терапия. II. Информационный блок Текст лекции Лекция №10 Тема лекции: «Профилактика нервных и психических заболеваний»
Методология Поскольку невозможно обсуждать методы первичной профилактики для всех форм психических, неврологических и психосоциальных заболеваний, было решено выбрать ряд из них на основе следующих критериев: • Частота - заболеваемость; распространенность заболевания. • Степень тяжести - измеряется уровнем смертности или степенью нарушения функций и нетрудоспособности, группой инвалидности, которые вызывает у человека данное заболевание, либо бременем, которое вынуждена нести семья, общественность и общество в целом. • Важность - существование определенного уровня обеспокоенности, проявляемого общественностью или медицинскими работниками в отношении данного заболевания безотносительно к степени тяжести. • Возможность контроля - определяется существованием продуктивных, целесообразных и, следовательно, действенных и эффективных методов борьбы с заболеванием (определения понятий продуктивности, действенности и эффективности см. ниже). • Затраты - включают расходы на необходимые для проведения конкретных мероприятий технические приспособления, оборудование, медицинские принадлежности и персонал. Исходя из этих критериев, для рассмотрения в данной лекции отобраны следующие расстройства: умственная отсталость, эпилепсия, самоубийство и синдром выгорания медицинских и социальных работников. Показателu В области здравоохранения при оценке превентивных мер полезно использовать следующие показатели: • Действенность - полезность и практичность применяемого либо пропагандируемого метода лечения, режима, лекарственного средства, превентивной или контрольной деятельности для пациента. • Эффективность - конечные результаты деятельности, ее полезность для населения с точки зрения поставленных целей. • Продуктивность, целесообразность - достигнутые конечные результаты с учетом затраченных усилий с точки зрения финансовых, материальных ресурсов и времени. ПРИНЦИПЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ является расстройством, которым поражено более 120 миллионов людей во всем мире. Оно проявляется при множестве условий, будучи следствием самых разнообразных причин (более 1000), многие из которых вполне можно предотвратить. «Под умственной отсталостью понимают состояние задержки или неполноты развития психики, которое характеризуется главным образом проявляющейся в период развития недостаточностью навыков, определяющих общий уровень интеллекта, - то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или вне такого сочетания. Вместе с тем, умственно отсталые лица могут страдать широким спектром психических расстройств, и частота возникновения других психических расстройств в этой популяции в три или четыре раза превышает соответствующие показатели в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица подвергаются более высокому риску эксплуатации и физического / сексуального насилия. Адаптивное поведение у них всегда является нарушенным, однако в защищенном социальном окружении, где доступна поддержка, это нарушение может быть совершенно незаметным у лиц с легкой умственной отсталостью» В классификации МКБ-10 выделяются четыре различные степени умственной отсталости. - Легкая умственная отсталость – IQ в диапазоне от 50 до 69 баллов - Умеренная – IQ обычно находится в диапазоне 35-49. - Тяжелая – IQ обычно находится в пределах от 20 до 34 баллов - Глубокая – показатель IQ ниже 20 баллов;
АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА Этот синдром характеризуется умственной отсталостью, аномалиями развития нервной системы, задержкой роста, черепно-лицевыми аномалиями и врожденными пороками сердца. Факторы риска. Был выявлен ряд предупреждающих признаков и предвестников злоупотребления алкоголем, которые могут оказаться полезными для выявления людей, включая беременных женщин, подвергающихся риску начать злоупотреблять алкоголем. Наиболее частыми факторами рис ка являются: • история зависимости от наркотиков, алкоголя или табака у чле- нов семьи; • неполная семья (например, разведенные родители); • низкий доход и низкий социально-экономический статус; • связь с ровесниками, зависимыми от наркотиков или алкоголя; • плохие условия труда. Вследствие генетических характеристик, семейных или долговременных моделей поведения у человека с семейной историей зависимости от наркотиков, алкоголя или табака с большей вероятностью могут развиться проблемы, связанные с употреблением алкоголя. Например, для детей родителей, зависимых от алкоголя, риск начать злоупотреблять спиртным является в 3 или 4 раза большим, чем у других, даже если они воспитывались отдельно от страдающих алкоголизмом родителей. К другим подтвержденным факторам его развития относятся: • негроидная раса; • частое употребление пива; • низкий вес или резкое увеличение веса у матери. В типичных случаях беременные женщины, злоупотребляющие ал коголем, чаще являются старшими по возрасту, неоднократно рожавши ми, курящими, с высокой частотой разводов. Медицинские учреждения являются основным местом проведения профилактических мероприятий по проблемам, связанным с употреблением алкоголя в период беременности, поскольку для большинства женщин это время является этапом жизни, когда интенсивность и частота контак тов с медицинскими службами и медицинским персоналом возрастает. Выявление медицинских, в том числе психиатрических проблем, кото рые могут повредить плоду, является первоочередной задачей медицинс ких служб, ответственных за работу с беременными женщинами. Скрининг и раннее выявление являются особенно эффективными превентивными мерами в борьбе с такими состояниями как АСП. ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ для нормального роста и развития человека необходим фенилаланин, содержащийся в любой естественной белковой пище. Однако при недостаточности одного из ферментов печени - фенилаланин-4-гидроксилазы (ФГЛ), ответственного за метаболизм в организме фенилаланина, происходит накопление последнего в крови и моче. Как полагают, именно избыточный фенилаланин или один из его метаболитов ингибирует биохимические процессы, необходимые для нормального развития головного мозга. Существует по крайней мере три типа этого состояния, из которых только один (наиболее распространенный) поддается успешной превенции. Многие исследователи предполагали наличие связи между тяжестью поражения, вызванного фенилкетонурией (ФКУ), и уровнем ФГЛ в крови матери. Снижения интеллекта следует ожидать у 95% не леченных или поздно выявленных детей с ФКУ. Кроме умственной отсталости, частая клиническая симптоматика ФКУ включает судорожные приступы, гиперактивность и экзему; однако клинический диагноз редко ставится до достижения ребенком шестимесячного возраста, обычно уже после того, как появляются явные признаки умственной отсталости. Во многих странах скрининг новорожденных дает возможность раннего установления диагноза ФКУ, что позволяет предупреждать повреждение головного мозга путем назначения диеты с низким содержанием фенилаланина. Правильное диетическое лечение пациентов с классической ФКУ, начатое до достижения ребенком возраста четыреx недель, является высоко эффективным в уменьшении степени тяжести психических нарушений. После начала диетотерапии периодическое лабораторное определение уровня фенилаланина в крови помогает удостовериться, что диета обеспечивает его требуемые низкие количества. Сравнительно новая проблема состоит в том, что многие девочки с ФКУ, получавшие раннее лечение, в настоящее время достигают дето родного возраста и у них возникает риск рождения детей с умственной отсталостью, микроцефалией, врожденными пороками сердца и весом, низким при рождении. В этом случае контроль диеты в период беременности является важной превентивной мерой; соблюдение диеты матерью служит частичной, а иногда полной защитой для плода, особенно если оно начато до зачатия. Все младенцы в возрасте до семи дней независимо от преждевременности рождения, наличия болезни, истории кормления или лечения антибиотиками должны подвергаться скринингу на ФКУ. Эффективное осуществление превентивной программы при ФКУ у матерей проводится в четыре стадии: 1. Предотвращение незапланированной беременности. 2. Принятие решения о рождении ребенка. 3. Начало соблюдения диетыI. 4. Продолжение соблюдения диеты на протяжении всей беременности.
ЭПИЛЕПСИЯ - состояние, характеризующееся повторными эпилептическими припадками, - поражает приблизительно 1 человека из 100 и представляет собой тяжелое бремя для пациентов, их семей, а также экономики как развитых, так и развивающихся стран. Из 50 миллионов людей, сегодня страдающих эпилепсией во всем мире, по меньшей мере половина находятся на некачественном лечении либо совсем не получают никакого. Более того, некоторые пациенты получают меди цинскую помощь вообще только в тех случаях, когда из-за припадков с ними случаются травмы. Пренатальные причины Многие лица, страдающие эпилепсией, происходят из семей, некоторые члены которых болели не осложненной эпилепсией либо эпилепсией, сопровождавшейся такими симптомами как умственная отсталость, аномалии развития или двигательные нарушения Признаки эпилепсии были выявлены и у лиц с врожденным токсоплазмозом. Посмертное вскрытие лиц, болевших эпилепсией, выя вило большую частоту аномалий развития ЦНС, в частности эктопий и аномальной миграции нейронов. Перинатальные причины. Данные, полученные в развитых странах, свидетельствуют, что приблизительно 13-14% всех случаев эпилепсии обусловлены перинатальной патологией, включающей заболевания плаценты или пуповины, затяжные или патологические роды с обструкцией дыхательных путей ребенка, приводящих к асфиксии, гипоксии или ишемии. Постнатальные причины. К наиболее частым причинам эпилепсии относятся инфекции, лихорадочные состояния и черепно-мозговые травмы. Инфекционные болезни (например, дифтерия, коклюш, столбняк, корь, полиомиелит, пневмококковые и менингококковые инфекции, сифилис, туберкулез), а также паразитарные заболевания (например, малярия, токсоплазмоз, трипаносомиаз), вызывая резкое повышение температуры тела, могут прямо или опосредованно нарушать функции мозга. У некоторых детей лихорадка (вызванная инфекционными или паразитарными заболеваниями) может вызывать судорожные припадки, известные под названием фебрильных судорог. Незрелость головного мозга или такие предрасполагающие условия, как недостаточность питания и дегидратация, играют роль дополнительных патогенных факторов; фебрильные судороги являются наиболее частыми у детей в возрасте от шести месяцев до шести лет. Такие заболевания, как цистицеркоз, малярия, токсоплазмоз и шистозоматоз, более распространенные в развивающихся странах, по мнению специалистов, увеличивают частоту эпилепсии
САМОУБИЙСТВО для того, чтобы действие по причинению себе смерти можно было обоснованно назвать самоубийством, оно должно быть преднамеренно задумано и осуществлено человеком при полном осознании или ожидании фатального исхода своих действий. Суицидальные действия, не завершившиеся смертельным исходом, называются суицидальными попытками, попытками самоубийства, парасуицидами или актами преднамеренного самоповреждения. Среди экспертов в области суицидологии растет тенденция к расширению концепции самоубийства, которую они предлагают заменить понятием суицидального поведения Факторы риска Наличие психических расстройств (включая злоупотребление алкоголем и наркотиками) является наиболее существенным фактором риска самоубийства, Психиатрические диагнозы,
Примечаиие. * - Число диагнозов превышает число пациентов, так как некоторым больным бьmо поставлено более одного диагноза.
СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ Стресс могут вызывать следующие факторы рабочей ситуации и организации, имеющие место в службах здравоохранения: • перегруженность обязанностями или обслуживаемыми пациен тами при недостаточном количестве структурированных пере рывов; • пренебрежение потребностями клиентов при предпочтитель ном соблюдении административных, финансовых и бюрократи ческих интересов самого учреждения; • неадекватность руководства и/или супервизии; • недостаточность специфического для данной формы работы обучения и ориентации; • отсутствие чувства влияния на рабочую ситуацию или контро ля над ней; • недостаточность социального взаимодействия и поддержки между членами коллектива; • преобладание среди курируемых больных исключительно труд ных клиентов; • посвящение большей части времени административной и «бу мажной» работе.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ — это болезни центральной и периферической нервной системы, иными словами, болезни головного мозга, спинного мозга, черепных нервов, периферических нервов, нервных корешков, вегетативной нервной системы, нервно-мышечных узлов и мышц. Эти нарушения включают эпилепсию, болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, болезни сосудов мозга, включая инсульт, мигрень и другие виды головной боли, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, нейроинфекции, опухоли мозга, травматические нарушения нервной системы, такие как мозговые травмы, и неврологические нарушения в результате недостаточного питания. Многие бактериальные (например, микобактериальный туберкулез, менингококк), вирусные (например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), энтеровирусы, вирус Западного Нила, вирус Зика), грибковые (например, криптококк, аспергилл) и паразитические (например, малярия, болезнь Шагаса) инфекции могут поражать нервную систему. К развитию неврологических симптомов может приводить сама инфекция или иммунная реакция.
Сотни миллионов людей в мире страдают неврологическими нарушениями. Более шести миллионов человек ежегодно умирают от инсульта; более 80% случаев смерти происходят в странах с низким и средним уровнем дохода. Более 50 миллионов людей в мире страдают эпилепсией. По оценкам, 47,5 миллиона людей в мире страдают деменцией, а ежегодно происходит 7,7 миллиона новых случаев заболевания. Основной причиной деменции является болезнь Альцгеймера, на нее приходится 60-70% случаев деменции. Показатели распространенности мигрени в мире превышают 10%. Третичная профилактика Создание реабилитационно-оздоровительных центров для лиц с факторами риска, центров реабилитации для больных и инвалидов с нервно-психическими заболеваниями и центров нейрореанимации и интенсивной терапии нервно-психических заболеваний.
1. Литература (основная, дополнительная) 1. 1. Основы профилактики: пособие / Т.Ю. Быковская [и др.]; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 219с. 2. Основы профилактической деятельности: учебник / Н.Г. Петрова [и др.]; под ред. А.А. Боровикова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2016. – 286с. 3. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств: Научное издание / под ред. О.В.Квасовой, - Москва: Смысл, 2001 – с.127.
Глоссарий Аберрация -отклонение от нормы. Депривация -сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности. Неврологические расстройства – это болезни центральной и периферической нервной системы (болезни головного мозга, спинного мозга, черепных нервов, периферических нервов, нервных корешков, вегетативной нервной системы, нервно-мышечных узлов и мышц). Прогредиентность – тенденция многих заболеваний, включая психиатрические, однажды начавшись, прогрессировать далее с той или иной скоростью, протекать крайне неблагоприятно, нередко непрерывно или с замедлением (ремиссиями) до своего спонтанного прекращения или выздоровления, наступающего в результате лечения до окончания жизни пациента. В отечественной психопатологии принято различать три основные степени прогредиентности: 1. злокачественное течение; 2. вялое, малопрогредиентное течение; и 3. типичное течение, укладывающееся в среднестатистические стандарты, а также три главные динамические конфигурации прогредиентности эндогенного заболевания: 1. непрерывное течение; 2. приступообразное течение; и 3. приступообразно-прогредиентное течение. Умственная отсталость – врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. 3. Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала 1. Что такое психическое здоровье? (согласно ВОЗ, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества).
2. Когда празднуют Всемирный день психического здоровья? (10 октября начиная с 1992 года).
3. Что понимают под психическим расстройством (психическим заболеванием, душевной болезнью) (в МКБ-10 – это состояние психики, отличное от нормального, здорового).
4. Причины возникновения психических расстройств (Экзогенные: алкоголь, промышленные яды, наркотические вещества, токсические вещества, радиация, вирусы, микробы, черепно-мозговые травмы, психо-травмы. эмоциональный стресс, семейные и социальные проблемы. Эндогенные: хромосомные аберрации (нарушения), генные заболевания, заболевания с наследственным предрасположением (могут передаваться через несколько поколений; из-за травмированного гена).
5. Неврологические расстройства – это болезни центральной и периферической нервной системы, иными словами, болезни головного мозга, спинного мозга, черепных нервов, периферических нервов, нервных корешков, вегетативной нервной системы, нервно-мышечных узлов и мышц. Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний 1. Расшифруйте понятие умственной отсталости. 2. Причины возникновения умственной отсталости. 3. Принципы первичной профилактики психических и неврологических расстройств. 4. Какие существуют профилактические меры АСП? 5. Принципы профилактики при фенилкетонурии. 6. С какими заболеваниями часто сочетается эпилепсия? 7. Что понимают под суицидальными попытками? 8. Действия по профилактике самоубийств. 9. Какие факторы приводят к развитию синдрома выгорания? 10. Какие действия необходимо предпринять для профилактики синдрома выгорания?
I. Методический блок
Тема лекции: «Профилактика нервных и психических заболеваний» Дисциплина: Основы профилактики Специальность: Сестринское дело
Курс: 3 Семестр: V Количество часов: 2 Цель лекции: познакомить с общими принципами профилактики нервных и психических заболеваний. 1. Учебные цели: Студент должен знать: – принципы первичной профилактики психических расстройств; – факторы риска развития психических расстройств; – принципы первичной профилактики неврологических расстройств; – факторы риска развития неврологических расстройств; – основные методы вторичной профилактики и лечения психических и неврологических расстройств; – третичную профилактику психических и неврологических расстройств. 2. Развивающие цели: способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления. 3. Воспитательные цели: – воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии; – формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту. 4. Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Межпредметные связи: анатомия, латинский язык, микробиология, фармакология, сестринское дело, терапия. I. Организационная структура лекции
II. Информационный блок Текст лекции Лекция №10 Тема лекции: «Профилактика нервных и психических заболеваний»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.77 (0.019 с.) |